Маз 537: фото. маз 537 («ураган»): технические характеристики

Вездеход ГАЗ-34039 Ирбис

ГАЗ-34039 «Ирбис» — снегоболотоход, созданный специально для особо тяжелых условий эксплуатации. Легко перевозите негабаритные грузы и технологическое оборудование через бесстрастность Крайнего Севера или сибирской тайги. Гусеничный мотор позволяет преодолевать водные преграды.

Этот гусеничный вездеход ГАЗ-34039 «Ирбис» прекрасно зарекомендовал себя после пожаров, наводнений, а также в поисково-спасательных работах.

В мирное время он незаменим при геологоразведке, ремонте и строительстве линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов.

 Производитель предлагает различные модификации снегоболотохода ГАЗ-34039 «Ирбис».

Грузопассажирская версия

Он сочетает в себе грузовой отсек и салон для трех человек. Спальное место предусмотрено в салоне. На борту платформы можно перевозить грузы до двух тонн. Кабина оборудована лебедкой усилием 6,8 т, а также ножницами для обрезки веток лобового стекла.

В салоне установлены аварийный газоанализатор и автономная система обогрева воздуха WEBASTO Air Top 3900, а на крыше установлен кондиционер. Для запуска двигателя при экстремально низких температурах можно использовать предпусковой подогреватель WEBASTO Termo Top 9000.

Кроме того, вездеход оснащен светотехническим комплексом со световым потоком 1000 Вт-ОК-1 и набором инструментов и приспособлений, необходимых для его обслуживания и ремонта.

Пожарная версия

Кузов этой версии вездехода ГАЗ-34039 Ирбис окрашен красной термостойкой краской. Дополнительно установлены отбойники, защита лобового стекла, электролебедка Come-Up 15 DV, два огнетушителя.

Все пассажирские места оборудованы ремнями безопасности. По бокам и в кабине есть полки и ящики для снаряжения и аксессуаров.

В комплектацию входит набор саперных инструментов из 50 предметов, спальные мешки, четырехместные туристические палатки и аптечки.

Поисково-спасательная версия

Маневренный снегоболотоход комплектуется по требованиям заказчика; — «Буровая платформа».

По требованию заказчика возможно изготовление малых буровых установок типа БГМ-1М, УКБ12/25, УБШМ 1, ББУ-000 «Опёнок», УБШМ 1-20, КМБ 2-15, а также компрессора колонкового бурения с продувкой типа МЗА20 с рабочим давление 7 кгс/см2 и производительность до 6м3 в минуту; — «Жилой модуль».

Высота кабины 1,8 метра позволяет встать в полный рост. Для комфорта пассажиров он оборудован кондиционером, микроволновой печью и холодильником. Есть стол, развитая система хранения, есть пять спальных мест.

Также производитель добавил количество посадочных мест для пассажиров – теперь в вездеходе могут передвигаться двенадцать человек.

  Габаритные размеры позволяют свободно передвигаться по дорогам общего пользования, а большой дорожный просвет (400 миллиметров) позволяет легко преодолевать любые препятствия. Гусеничная машина имеет следующие показатели проходимости:

  • угол бокового крена – 250;
  • угол подъема — 350;
  • радиус разворота – 2,2 м;
  • удельное давление на грунт — 0,25 кг/см2.

Салон ГАЗ-34039 стал комфортнее. Теперь у вас установлен дополнительный автономный контур отопления

Особое внимание было уделено месту водителя: были улучшены приборная панель и обзорность кабины. Также была улучшена тепло- и звукоизоляция вездехода – пятидесятиградусный мороз ему больше не помеха

  «Ирбис» оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем рабочим объемом 4,75 литра, рабочая мощность которого составляет 122 л.с. (90 кВт), а максимальный крутящий момент составляет 260 Нм. Теперь он расположен в салоне, что значительно упрощает обслуживание при экстремальных температурах за бортом.

На 100 километров расходуется около 30 литров топлива, запас составляет 185 литров. Основные технические характеристики:

  • Максимальная скорость движения по шоссе 63 км/ч;
  • Максимальная скорость на плаву – 5 км/ч;
  • Габаритные размеры (д/ш/в) – 6070/2570/2670 мм;
  • Колея – 2180мм;
  • База — 3600мм;
  • Количество мест — 12;
  • Количество спальных мест — 4;
  • Грузоподъемность — 2000 кг;
  • Масса с полным снаряжением — 5000 кг;
  • Максимально допустимая масса прицепа 2000 кг.

Эксплуатация военной техники

К управлению таким огромным транспортным средством допускаются водители, прошедшие соответствующее обучение. Прежде всего, необходима сдача экзаменов на знание тех. части, техники безопасности и, конечно же, само вождение. Вообще стандартный экипаж машины состоит из двух человек, поэтому нужно действовать сообща.

Новая техника обязательно обкатывается. Сначала через 1000 км. пробега проводится первое техническое обслуживание. Далее через две тысячи километров проводится замена масла.

Перед тем как запустить двигатель, водитель прокачивает систему смазки с помощью специального насоса (давление до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, двигатель перед запуском обязательно подогревается: для этого имеется специальная система подогрева.

После остановки двигателя повторный запуск допускается только через 30 минут. После мойки при низких температурах силовая установка запускается для выведения воды из турбины.

Было так, что транспортное средство стояло без дела продолжительное время при температуре окружающей среды менее 15 градусов. Тогда гидромеханическая КПП с повышенной передачей самостоятельно отключалась.

Стоит заметить, что задняя скорость включается только после полной остановки. При езде по твердому покрытию и сухому грунту включается повышенная передача, а в условиях бездорожья пониженная.

При остановке на уклоне более 7 градусов дополнительно к ручному тормозу используется привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна превышать 4 часа, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры под колеса.

Применение транспорта в армии

Для армии Советского Союза производилось несколько основных модификаций МАЗ-537.

«А»

Выпускалась с 1964 по 1969 года. Цельнометаллическая платформа была укороченной, грузоподъёмность составляла 15 тысяч килограмм. Лебёдка находилась между кузовом и моторным отсеком, могла тянуть грузы до 15 тонн.

Машину использовали на аэродромах и в ракетных войсках. Она легко перевозила самолёты по взлётным полосам, а также транспортировала тяжёлые баллистические ракеты. С помощью гидравлического толкающего бруса водитель мог помогать передвигаться тяжёлым транспортным средствам.

«В»

Производилась с 1965 по 1985 годы. Модификация представляла собой седельный тягач, который мог перевозить автопоезд весом до 62 тонн. Максимальная нагрузка на сцепное устройство была понижена до 18 тонн из-за некоторых конструкционных изменений. Седельное устройство было передвинуто назад. Такое изменение дало возможность перевозить грузы с нестандартной формой корпуса.

С помощью этого транспорта перевозили полуприцепы с ракетным оборудованием для различных подразделений ракетных войск. Также была возможность перевозить топливные цистерны, которые вмещали в себя до 30 тысяч литров горючего.

«Г»

Производилась с 1964 по 1969 года. Данная модификация из Минска была получена в недоделанном виде. Кое-что в ее конструкции пришлось изменить, но никаких глобальных нововведений не было. Тягач МАЗ-537Г применялся для разрешения разных стратегических задач.

С помощью него перевозили бронированную технику весом до 68 тонн, а также была возможность двигаться в составе автопоезда весом до 91 тонны. Ещё одна функция стала возможна за счёт использования прочной лебёдки: на низкорамные прицепы можно загружать грузы массой до 15 тонн.

Ввод грузовиков в эксплуатацию был проблематичным из-за проблем в чертежах, полученных из Минска. Первые контрольные тесты выявили более 100 недочётов различной степени. После доработки конструкции количество недочётов снизилось на 30, но всё равно оставалось значительным. Пока инженеры занимались исправлением недостатков, в Кургане приступили к поштучной сборке тягачей, так как Советской Армии срочно нужна была подобная техника.

С третьего раза этой версии удалось пройти все испытания, никаких недоработок выявлено не было. В итоге авто стало самым востребованным у наших военных: его использовали для перевозки гусеничной бронированной техники по асфальтированной дороге, грунту и бездорожью. Появление автомобиля позволило отказаться от медленной и стратегически ненадёжной транспортировки тяжёлой техникой поездами.

«Д»

Выпускалась с 1965 по 1986 годы. Главной особенностью грузовика стало наличие автоматической электронной системы, которая управляла рабочими и буксировочными механизмами. Максимальная масса автопоезда составляла 88 тонн. За моторным отсеком установили генератор мощностью 75 кВт.

«Е»

Выпускалась с 1966 по 1989 годы. Данная модель представляет собой симбиоз несколько версий. Она была оснащёна сдвинутой назад кабиной, но имела возможность перевозить прицепы. Также был установлен генератор с защитным кожухом. Он позволял передавать энергию на различные системы управления полуприцепом.

«К»

Производилась с 1965 по 1969 годы. Использовалась в качестве автокрана. Гидравлический кран выдерживал груз до 16 тонн, устанавливался на заднюю часть шасси. Для устойчивости во время работы крана использовались четыре аутригера.

После начала производства был выявлен ряд недостатков, который не позволил стать автокрану распространённой моделью. Его конструкция имела лишнюю массу, из-за чего проходимость машины была низкой. Главным недостатком была высокая вероятность бокового падения в процессе работы. Единственным применением модели стала погрузка зарядов на ракетные установки.

«Т»

Данная модель получила несколько опытных образцов. Её планировали экспортировать в страны с жарким климатом и повышенной влажностью. Для этого кузов, кабина и все технические узлы были покрыты изолирующими материалами, которые должны были защищать их от влаги. Итоговая себестоимость оказалась высокой, поэтому от серийного производства отказались.

Пожарные автомобили МАЗ-543 «Ураган»

Пожарные автомобили МАЗ-543 «Ураган» были разработаны специально для несения службы на советских аэродромах. Многие автомобили этой серии до сих пор эксплуатируются на аэродромах СНГ. Пожарные МАЗ-543 имеют резервуар для воды на 12 000 литров. Также имеется цистерна для образования пены на 900 литров. Подобные характеристики делают данные автомобили незаменимыми помощниками в случае возникновения внезапного пожара на аэродроме. Единственным минусом является высокий расход топлива, который достигает 100 литров на 100 км пробега.

В настоящее время автомобили семейства МАЗ-543 постепенно заменяются новыми автомобилями МЗКТ-7930, хотя этот процесс идёт очень медленно. Сотни МАЗ-543 продолжают нести боевое дежурство в армиях России и СНГ.

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры – длина 8960 мм x ширина 2890 мм x высота 2880 мм.
  • Колёсная база – 6050 мм (1700+2650+1700 мм).
  • Ширина колеи – 2200 мм.
  • Дорожный просвет – 500 мм.
  • Минимальный радиус поворота одиночной машины – 15,5 метров.
  • Снаряжённая масса тягача – 21,6 т.
  • Масса полная допустимая – 47 тонн.
  • Общая масса автопоезда – 87 тонн.
  • Максимальная скорость одиночной машины по шоссе – 60 км/ч, автопоезда – 55 км/ч, на обычных дорогах – 25-30 км/ч.
  • Контрольный расход дизтоплива – 125 литров на 100 км пути.
  • Ёмкость баков для горючего – два бака по 420 литров дизтоплива.
  • Запас хода – до 650 км.
  • Преодоление брода – 1 метр без подготовки, 1,3 м с подготовкой.
  • Преодоление подъёмов – 30º одиночный автомобиль, 8º автопоезд.

Эксплуатация военной техники

К управлению таким огромным транспортным средством допускаются водители, прошедшие соответствующее обучение. Прежде всего, необходима сдача экзаменов на знание тех. части, техники безопасности и, конечно же, само вождение. Вообще стандартный экипаж машины состоит из двух человек, поэтому нужно действовать сообща.

Новая техника обязательно обкатывается. Сначала через 1000 км. пробега проводится первое техническое обслуживание. Далее через две тысячи километров проводится замена масла.

Перед тем как запустить двигатель, водитель прокачивает систему смазки с помощью специального насоса (давление до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, двигатель перед запуском обязательно подогревается: для этого имеется специальная система подогрева.

После остановки двигателя повторный запуск допускается только через 30 минут. После мойки при низких температурах силовая установка запускается для выведения воды из турбины.

Было так, что транспортное средство стояло без дела продолжительное время при температуре окружающей среды менее 15 градусов. Тогда гидромеханическая КПП с повышенной передачей самостоятельно отключалась.

Стоит заметить, что задняя скорость включается только после полной остановки. При езде по твердому покрытию и сухому грунту включается повышенная передача, а в условиях бездорожья пониженная.

При остановке на уклоне более 7 градусов дополнительно к ручному тормозу используется привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна превышать 4 часа, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры под колеса.

Боевое применение

Тягачи семейства МАЗ-537 не принимали прямого участия в каких-либо боевых действиях, однако они стали одним из элементов «Холодной войны», поскольку широко привлекались как для транспортировки различных ракет с ядерными боевыми частями, так и для их демонстрации во время устрашавших вероятного противника парадов на Красной площади.

Облик тягачей порой становился своего рода «дополнением» к грозному виду таких межконтинентальных страшилищ, как Р-36, Р-29, УР-100, Р-16 и Р-9А. МАЗ-537 успешно вывозил даже огромную орбитальную ракету ГР-1.


МАЗ-537 с заправочной цистерной

В то же время в войсках эти тягачи в первую очередь использовали для перевозки бронетехники. Поэтому и модификация МАЗ-537Г стала наиболее распространенной. Работа этих машин не так бросалась в глаза, однако именно она обеспечивала высочайшую маневренность советских бронетанковых войск. Этот же вариант тягача был использован в 1977 году в качестве базы для создания мобильной атомной электростанции «Памир-630Д». К сожалению, после аварии на Чернобыльской АЭС обе этих экспериментальных энергетических установки были разобраны и более не восстанавливались.

Основные модификации

На сегодня существует две основные модели и несколько мелкосерийных вариантов исполнения.

МАЗ 543 А

В 1963 году была представлена первая модернизированная версия МАЗ 543А, с незначительно увеличенной до 19,4 т. грузоподъемностью. Немного позже, а именно с 1966 года на основе модификации А (гостиница) стали выпускать разные вариации военной техники.

Как таковых отличительных особенностей от базовой модели не так много. Первое, что можно заметить — сдвинутые вперед кабины. Это позволило добиться увеличения полезной длины рамы до 7000 мм.

Нужно сказать, что производство этой версии было массовым и протянулось вплоть до начала 2000-х годов. Всего с конвейера сошло не более 2500 штук.

В основном транспортные средства служили ракетоносцами для перевозки ракетного вооружения и всевозможного оборудования. Вообще, шасси было универсальным и предназначалось для установки надстроек самых разных типов.

МАЗ 543 М

Золотая середина всей линейки 543, лучшая модификация, создана в 1974 году. В отличие от своих предшественников этот автомобиль имел только одну кабину с левой стороны. Грузоподъемность была самой большой, она составляла без учета веса самого автомобиля до 22200 кг.

В целом серьезных конструктивных модификаций не наблюдалось. На базе МАЗ 543 М выпускалось и создается до сих пор самое грозное вооружение и всевозможные дополнительные надстройки. Это СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и т. д.

За все время завод выпустил не менее 4,5 тысяч штук серии М. С развалом СССР серийный выпуск был остановлен. Оставалось только производство незначительных партий по заказу государства. К 2005 году количество сошедших с конвейера сошло в общей сложности 11000 всех возможных вариаций на базе 543-го семейства.

На шасси был разработан в 90-м году военный грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом МАЗ 7930, на который устанавливается более мощный двигатель (500 л. с.). Запуск серийного производства версии, получившей название МЗКТ 7930, не остановил даже факт распада СССР. Выпуск продолжается и по сей день.

АА-60 МАЗ 543А «Ураган»

Пожарный автомобиль AA-60 на базе восьмиосного полноприводного тягача МАЗ-543 получил впоследствии вполне красноречивое название «Ураган», соответствующее скорее не его прямому предназначению, а возможностям некоторого установленного на нем оборудования. Уникальность этой пожарной машины в ее водяной пушке, которая способна выбрасывать мощнейшую струю воды на расстояние до 70 м – настоящий ураган. Разработка машины началась в 1973 году в ОКБ №8 в г. Прилуки. Изначальное ее предназначение – тушение пожаров на аэродромах, в том числе горящих зданий, коммуникаций, разлившегося топлива и даже самолетов при возможной их аварии.

Производительность водяного насоса, специально разработанного для водяной пушки и приводимого в движение отдельным двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с., составляла 60 л/с. При этом «Ураган» мог работать как в автономном режиме, черпая воду с собственной цистерны емкостью 11 или 12 тыс. литров в зависимости от модификации, так и подключаться к внешнему водопроводу высокого давления или брать воду просто с открытого водоема, как искусственного так и природного.

Дополнительно к водяному баку монтировался резервуар емкостью 900 л, для пенообразователя – специального вещества, превращающегося под действием воды в пену – для тушения некоторых видов пожара. Для того, чтобы бак с водой и пенообразователем не замерзали при минусовых температурах, инженерами ОКБ-8 была придумана и разработана электрическая система обогрева. Правда, для ее питания на «Урагане» пришлось установить дополнительный электрический генератор. Если же вдруг генератор вышел бы из строя, имелась дублирующая нагревательная система, работающая на горючем топливе.

Под капотом АА-60 «Ураган» устанавливался 12-цилиндровый 39-литровый дизельный двигатель Д-12А-525А, созданный на основе танкового силового агрегата Второй мировой войны B-2. Он развивал огромную по тем временам мощность в 525 л.с., но и потреблял не мало – 98 литров на 100 км. Максимальная скорость автомобиля при полной загрузке, а это почти 45 т, составляла 60 км/ч. Если учесть, что «Ураганы» несли дежурство прямо на аэродромах, то такая динамика была вполне достаточной, чтобы успеть вовремя добраться до очага пожара в случае аварии или чрезвычайной ситуации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: