Характеристика и описание всех технических элементов большегрузного самосвала белаз-540

От автора

Карьерные грузовики – это высшая форма технического искусства в автомобилестроении. Машины должны быть и мощными, и надежными, и (да-да!) красивыми! И первенец Белорусского автозавода соответствовал всем этим параметрам: машину создавали с вдохновением. Дальнейшие разработки заводчан только подтвердили: БелАЗ 540 стал образцом для качественного роста завода и создания новых моделей в будущем. Часть решений, которые были применены для постройки автомобиля, используются белорусами и сегодня. Конечно, системы стали сложнее, они оснащены электроникой и прочими усовершенствованиями, но простые – базовые принципы, которые позволяют создавать такую технику, успешно применяются до сегодняшнего дня.

Подвеска и тормоза

Подвеска намного интересней. Гидропневматическая система с телескопическими цилиндрами (их на машине было 4, разработана в СССР впервые), совмещающие пневмопоршень с гидроамортизатором и плунжерным насосом в одной конструкции. Реактивные штанги работают как направляющие, а поперечные штанги на переднем контуре и два продольных рычага в заднем, гасят боковые нагрузки. Вся эта схема обеспечивает плавный ход тяжеловеса. Подвеска и ряд других решений содержали целый ряд принципиальных новшеств, что закреплено массой авторских свидетельств: самосвалы действительно были «авторскими» по многим параметрам.

Тормозная система — пневматическая. Все колеса оснащены барабанными тормозами. На ведомом валу КПП предусмотрен главный барабанно-ленточный тормоз. Аварийная система тормозов предусмотрена в приводе задних колёс. Мотор оборудован и тормозом-замедлителем с заслонками в выпускных трактах.

Электрооборудование самосвала рассчитано 24 вольта напряжения. Из впечатляющих моментов отметим мощность стартера – 15 л.с.

История создания

История создания автомобиля начинает свой отсчет с 1948 года. Послевоенный период характеризуется большой бедностью и разрухой. На то время государство активно начало добывать полезные ископаемые, так как это считалось одним из способов развить экономику. Построен завод в городе Жодино. Долгое время завод стоял на месте и не работал. 1958 год стал переломным для БелАЗ, так как с Минского завода были переданы технологии и производство самосвалов, с грузоподъемностью в 25 тонн. В этот период производство начало расширятся, и грузоподъемность автомобиля уже составляла 40 тонн.

После отметки грузоподъемности в 40 тонн, автомобильный завод стал номинироваться на различные награды, даже на международном уровне. Это значительно повлияло на мотивации производителя и на качество выпускаемой продукции. 1969 знаменуется выпуском 75-тонного агрегата, который с абсолютной уверенностью бьет все рекорды. Через 9 лет, в 1978 году БелАЗ выпускает машину с грузоподъемностью 110 тонн. Модификация БелАЗ-75211 со временем выпустила грузовик, который берет до 170 тонн.

Модификация БелАЗ-7540 одна из самых успешных. Автомобиль однин из лучших в мире в своем классе Год выпуска – 1992. Удивительное сочетание маленького размера авто, с невероятными характеристиками поразили весь мир. Модель предназначена для того, чтобы перевозить груз исключительно в карьере от места добычи, до перерабатывающих станций, либо места хранения продукции.

Сферы применения и особенности эксплуатации

Семейство самосвальной техники белорусского производителя предназначено для транспортировки в большом объеме рассыпного горного сырья и полезных ископаемых. Эти автогиганты способны работать и на приисках, и в карьерах, и на обогатительных предприятиях, строительных и гидротехнических площадках независимо от климатического пояса и температурного режима.

Производитель предлагает БелАЗы как в тропическом, так и северном исполнении, и, соответственно, жизненный цикл таких машин зависит от условий эксплуатации. Например, вопрос о серьезном ремонте или списании БелАЗа на Крайнем Севере встанет лишь, когда он отходит около 225 000 км. В то же время карьерная страда позволит на полную катушку использовать самосвал до выработки в 220 000 км, а на строительном поприще пробег грузовика составит не менее 320 000 км.

Из-за серьезных рабочих нагрузок ахиллесовой пятой агрегата считается перегрев. Особенно на территориях с жарким климатом стальной богатырь испытывает проблемы с масляными радиаторами и фрикционами передач. В остальном же нареканий в сторону белорусских самосвалов мало. Большинство владельцев эксплуатирует автогиганты в рамках рекомендаций компании-производителя.

Технические характеристики карьерных самосвалов БелАЗ

Учитывая внушительные габариты и массу автомобиля, при его создании пришлось решать массу технических задач. Обеспечить эффективное управление и безопасную эксплуатацию автомобиля собственной массой (без учёта груза) от 20 до 390 (!!!) тонн дело не простое.

Габаритные размеры и вес покрышки

Размер самого крупного в мире карьерного самосвала БелАЗ 75710 просто гигантские: 20 600 х 9 750 х 8 265 мм. Более 20 метров в длину и 8 метров в высоту! Диаметр колеса составляет 63 дюйма или 3,7 метра.

Вес одной покрышки БелАЗа 75710 составляет 5 300 кг. Два таких колеса будут весить больше, чем большинство серийных седельный тягач, которые перемещаются по дорогам общего пользования,

Ходовая часть и рулевое управление самосвала БелАЗ 75710

У БелАЗа 450-тонной грузоподъемности зависимая пневмогидравлическая ходовая часть со встроенным гидравлическим амортизатором. Удивительно, но этот гигант достаточно маневренный и хорошо управляемый.

Рулевое управление на этом карьерном гиганте специфическое. Управляемыми на модели являются передний и задний мосты. Вместо рулевых тяг применяются два цилиндра. Такое управление дает радиус разворота «всего» 45 метров. А если в дело при повороте входят оба моста, то он и вовсе уменьшается до 19.8 метра.

Силовая установка и ее характеристики

Узнать сколько у БелАЗа лошадиных сил заглянув в характеристики мотора нельзя. Дело в том, что у модели 75710, например, сложносоставная силовая установка, которая с помощью электромеханической трансмиссии позволяет разогнать самосвал до 67 км/час.

Она состоит из двух дизельных двигателей MTU DD 16V4000 мощностью в 2 332 л. с. (1 715 кВт) каждый, суммарным объемом 130 литров. Они запускают в работу два генератора, которые подают ток на электромоторы тяги, установленные на приводах колёс. Суммарная мощность колёсных электромоторов составляет 6 520 л. с.

Несмотря на тяжёлые условия эксплуатации ресурс пробега у БелАЗа достигает 800 000 километров. И хоть курсирует этот грузовик в карьерах с небольшим транспортным плечом, вырабатывает ресурс примерно за 6-7 лет. Ведь часто, эти огромные «муравьи» используются круглосуточно.

Трансмиссия и гидросистема

Карьерные самосвалы белорусского автозавода разделены на две категории – с гидромеханической и электромеханической трансмиссией. К первой относятся «малыши» грузоподъёмностью до 90 тонн, ко второй – все самосвалы, способные поднять 90 тонн и больше.

В небольших по меркам БелАЗа 7540 самосвалах применяется трех- или пятиступенчатая гидромеханическая трансмиссия. Два карданных вала передают крутящий момент на привод.

В машинах используется гидравлическая система с одним общим баком. Контур подаёт масло как на гидроцилиндры, так и на тормоза. Рулевое управление, естественно, тоже оснащено гидроусилителем. Цилиндры идут по два на каждый мост для управления поворотами.

Производительность гидросистемы составляет 168дм3 в минуту, что позволяет поднять кузов за 16 секунд, а опустить – за 20. Однако, когда идёт разгрузка предусмотрено полное отключение рулевого управления. В это время вся мощность гидравлической системы направляется на подъём самосвальной платформы.

Системы безопасности

Система безопасности специально разработана БелАЗом для автомобиля-самосвала гигантских размеров. Она включает в себя:

  • стабилизатор поперечной устойчивости, защищающий от бокового опрокидывания и придающий плавность хода;
  • страховочную систему рулевого управления, если сломается гидравлика;
  • из салона БелАЗа видны индикаторы электронных весов, которые показывают, сколько породы уже загружено в кузов.

Характеристики:

  БелАЗ-540 БелАЗ-540 А
 Производитель: Беларусский автомобильный завод.
 Годы пр-ва: 1965-75 гг. 1967-75 гг.
 Сборка: «БелАЗ»
 Класс: Большегрузный.
 Длина: 7250 мм.
 Ширина: 3480 мм.
 Грузоподъемность: 27000 кг.
 Масса в снаряженном состоянии: 20925 кг.
 Полный вес: 48000 кг.
 База: 3550 мм.
Минимальный дорожний просвет: 475 мм.
 Размер шин: 18,00-25
 Расход топлива: 100 л/100км.
 Максимальная скорость: 55 км/ч.
 Двигатель: БелАЗ-540 А: ЯМЗ-240, дизельный, V-образный, четырехтактный, двенадцатицилиндровый
 Объем двигателя: 22.3 л
 Степень сжатия: 16.5
 Максимальная мощность: 360 л.с.
 Степень сжатия: 16.5
 Главная передача: Центральная, одинарная и планетарные редукторы в ступицах колес
 Рулевой механизм: Двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем

Форма для отправки

короткого

сообщения закрыть X

С уважением администрация сайта.

Король бензоколонки

Компоновка БелАЗ-540 была выполнена по схеме «кабина рядом с двигателем». Такая схема позволяет получить минимальные базу и длину машины, а следовательно, повысить ее маневренность. Эта же схема дает возможность рационально распределить вес по осям и наилучшим образом использовать площадь автомобиля — бóльшая часть шасси занята кузовом. Эти базовые принципы актуальны и сегодня для «компактного» карьерного транспорта.

А еще БелАЗ-540 был впечатляюще большим. Для своего времени, естественно. Делайте скидку на то, что это был самый грузоподъемный советский самосвал на тот момент. Поэтому его любили фотографировать рядом с легковушками, чтобы подчеркнуть масштабность.

Здесь и далее в качестве иллюстраций использованы отсканированные исторические фото из коллекции автора

БелАЗ-540 стал звездой советского медиапространства. Его фотографии постоянно мелькали во многих газетах и журналах. А белорусские кинодокументалисты сняли совершенно шикарный фильм о том, как собирали первый БелАЗ-540. Одна только фоновая музыка чего стоит! Сейчас так снимать уже не умеют.

Практически сразу БелАЗ-540 стал и кинозвездой, сыграв одну из главных авторолей в культовой комедии «Королева бензоколонки». В этом фильме снимался один из опытных образцов, испытания которых начались в 1962 году — тогда же, когда снимали и картину.

— Заправщица! Заправщица! Черт! Спишь на работе! Деваха! Заправляй!

— А вы не кричите. Будете грубить, вообще ничего не получите.

— Цыц!

— Нет, это вы «цыц», пожалуйста!

— Понаставили здесь фитюлек. Куда смотришь? Куда смотришь? То милиция на нервах играет, а то… Тебе бы в парикмахерской из пульверизатора прыскать. Эй ты, фитюлька!

— Дяденька! Дяденька! Дяденька, а деньги? Дяденька! Заплатить надо…

— Людмила, иди сюда!

— Чего?

— Сколько литров увез?

— 370.

— Я ж тебя предупреждал. Ну что ж, рыбонька, вычтем теперь у тебя из зарплаты. По инструкции. А слезами недостачу не перекроешь.

Очевидно, что БелАЗ-540 добавили в фильм для эффектности. Конечно, такие машины не должны были ездить по дорогам общего пользования и заправляться соляркой на обычных бензоколонках. С литражом создатели картины, с одной стороны, ничего не напутали: запас топлива у БелАЗ-540 составлял 400 литров, так что увезти 370 он вполне мог. Впрочем, без технического ляпа все-таки не обошлось: запас в 400 литров — это объем двух топливных баков, а Людмила заливала солярку только в один из них. Однако менее шедевральной «Королева бензоколонки» от этого не становится.

В серию БелАЗ-540 пошел далеко не сразу, но все равно по советским меркам довольно быстро.

Силовая установка

540-я модель комплектовалась 12-цилиндровым четырехтактным дизельным мотором Д-12А (танковый В-2).

С 1967 г. на модели 540А появился четырехтактный V-образный агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-240. Безнаддувный с 12-ю цилиндрами объемом 22,3 л, с системой питания из насосных агрегатов низкого и высокого давления.

Расход горючего сократился со 125 литров до 100 на пробег в 100 км, существенно уменьшилось потребление смазочных материалов. Унификация с ярославскими моторами 236 и 238 моделей создала условия более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.

Система охлаждения дизеля, работающего в нагруженном режиме, состоит из водяного и масляного радиаторов шестирядной конструкции, обдуваемых двумя производительными вентиляторами.

Силовая передача

Вращение вала дизеля через редуктор трехвального исполнения, гидротрансформатор, гидромеханическую КПП, карданную передачу передается на задний мост.

Конструкторы выбрали схему гидротрансформатора в одну ступень с парой изготовленных из алюминия реакторных колес, которая обеспечивает коэффициент трансформирования, равный 3,5.

КПП на три режима, набор шестерен смонтирован на двух валах, переключение передач фрикционным механизмом с приводом от гидравлики. Управление коробкой осуществляется через золотниковое устройство, открывающее и перекрывающее давление масла на исполнительные устройства фрикционов.

Использование механогидравлической схемы силовой передачи позволило снизить динамические нагрузки на ее элементы, существенно увеличить параметры надежности и долговечности механизма.

Устройство

Конструкция БелАЗ 7540 мало отличается от других моделей Белорусского автозавода. В основе лежит сварная рама с продольными лонжеронами, имеющими коробчатое сечение и соединенными поперечинами. Передняя и задняя подвески автомобиля – пневмогидравлические зависимые. На каждой оси используются по 2 интегрированных гидроамортизатора.

В зависимости от модификации БелАЗ 7540 может оснащаться различными трансмиссиями:

  • на большинстве моделей используется 5-ступенчатая гидромеханическая коробка передач с 3-вальным согласующим редуктором и одноступенчатым гидротрансформатором (5 передних и 2 задние скорости). Трансмиссия имеет электрогидравлический привод управления и гидродинамический тормоз-замедлитель.
  • на версии БелАЗ 7540В и БелАЗ 7540Е устанавливается 3-ступенчатая гидромеханическая трансмиссия.

Карданная передача представлена 2 карданными валами, обеспечивающими соединение трансмиссии с агрегатом и ведущим мостом. Ведущий мост имеет механический дифференциальный тип и дополнен одноступенчатой главной передачей с передаточным числом 3,167.

Тормозная система подразделяется на:

  •  рабочую подсистему (барабанные механизмы);
  •  стояночную подсистему (колодочный механизм на ведущем валу главной передачи);
  •  вспомогательную подсистему (гидродинамический тормоз-замедлитель в составе трансмиссии);
  •  запасную подсистему (воздействие через рабочий контур основной системы и стояночный тормоз).

Внешность БелАЗ 7540 максимально практична. Вся лицевая область занята немного выступающим вперед капотом. Под ним находится мощный бампер с оптикой, по бокам – лестницы, посредством которых можно попасть в верхнюю часть автомобиля. Кабина находится ближе к левой части и оборудована одной дверью. Интерьер автомобиля такой же практичный: эргономично расположенные органы управления, максимально информативная приборная панель и просторный салон. Для удобства работы устанавливается подрессоренное водительское кресло с настройками. Также присутствует боковое пассажирское сиденье.

На БелАЗ 7540 устанавливается сварной металлический кузов (для версии БелАЗ 7540Е предлагается специальная углевозная платформа большего объема). Кузов дополнен элементами безопасности FOPS, устройством стопорения, выступающим козырьком для предотвращения попадания в кабину обломков породы и подогревом днища. Подъем кузова выполняется при помощи телескопических гидроцилиндров с 3 ступенями. Управление гидроцилиндрами происходит при помощи гидравлики с шестеренчатыми насосами.

Базовое оборудование БелАЗ 7540 включает:

  •  систему пожаротушения;
  •  регулируемую рулевую колонку;
  •  систему централизованной смазки;
  •  предпусковой подогреватель;
  •  сигнализацию, оповещающую о близости высоковольтных линий;
  •  отопитель кабины;
  •  камнеотбойники и камневыталкиватели.

Опционально устанавливаются электроподогрев зеркал, кондиционер и второй отопитель.

БелАЗ-75710: самый мощный самосвал мира в сравнении с человеком

БелАЗ-75710 и 31 человек

Самый большой самосвал нового времени появился в 2013 году. За шесть лет выпущено всего три сверхмощных грузовика массой 360 тонн и грузоподъёмностью 450 тонн. БелАЗ-75710 выглядит богатырём даже рядом с карьерными рекордсменами других стран: серийным швейцарским Liebherr T 282B (грузоподъёмность 363 тонны) и американским Terex Titan от General Motors (315 тонн), выпущенном всего в одном экземпляре.

БелАЗ-75710 не всегда помещается в кадр

Длина БелАЗ-75710 составляет 20,6 м, высота — 8,17 м. Самосвал комплектуется тяговой установкой Siemens с двумя генераторами, четырьмя мощными мотор-колёсами и дизель-электрической силовой установкой MTU мощностью 2330 л.с. Расход топлива также впечатляет — 1300 литров на 100 км.

Крыша Волги — это треть, а рост человека — половина высоты колеса БелАЗ-75710

Видео: самосвал БелАЗ 75710 (450 т.) за работой

БелАЗ — мечта автоботов и десиптиконов

Несмотря на все усилия американских, швейцарских и немецких инженеров, БелАЗ продолжает оставаться лидером производства сверхмощных карьерных самосвалов и контролирует около трети мирового рынка.

Технико-эксплуатационные параметры

Технические характеристики машины следующие:

Индекс модели 540 540А
Годы выпуска С 1965 по 1975 гг. С 1967 по 1975 гг.
Собраны Белорусский автозавод
Назначение Большегрузный карьерный самосвал
Геометрические параметры по крайним точкам ДхШхВ, м 7,25х3,48х3,58
Перевозимый груз, т 27
Вес готового к эксплуатации автомобиля, т 21
Вес загруженного автомобиля, т 48
База колес, м 3,550
Клиренс, мм 475
Размерность шин колес 18,00-25
Потребление горючего на пробег в 100 км, л 100
Скоростной параметр, км/ч 55
Силовой агрегат Д-12А ЯМЗ-240
Литраж цилиндровой группы, л 38,88 22,3
Параметр мощности при номинальных оборотах, л. с.   375   360
Сжатие смеси, степень 16,5 16,5
Разворот на диаметре, м 16
Объем бака для горючего, л 400

Современная история БелАЗ-75710

Так как карьерные разработки обладали определенными габаритными ограничениями, которые связаны также с шириной технологических дорог, грузовым автомобилям, несмотря на свои огромные габариты, нужно было соответствовать им. Для этого группа инженеров должна была создать новую и достаточно изощренную схему управления.

Такой гигант, имеющую двухскатную переднюю ошиновку, точно не сможет работать с традиционным вариантом, где установлены передние поворачивающиеся колеса. Можно было поставить только шарнирно-сочлененную раму и поворотные мосты. Если взять первый вариант, то узел шарнирного сочленения испытывал бы огромнейшие нагрузки, из-за чего потребовалось бы увеличить его до ужасающих размеров.

Исходя из этого, группа инженеров остановилась на втором варианте. Конструкторский отдел назвал устройство с поворотными мостами «экскаватором вверх ногами». Это из-за того, что в экскаваторе шасси остается неподвижным, а корпус вращается, а гигантский белорусский самосвал имеет неподвижный корпус, а мосты, установленные под рамой, поворачиваются.

В роли предшественника выбрали реально эксплуатируемую коммерческую сверхтяжелую грузовую модель на 8 шинах – БелАЗ-75501, который перевозил 280 тонн. Он держал высокую планку аж до 2005-го. После появилась 320-тонная модель БелАЗ-75600, которая опиралась на 6 колес.

Как только японская компания Bridgestone предложила более мощные покрышки в 2010-м белорусской компании, карьерный самосвал БелАЗ-75600 уже перевозил 360 тонн (раньше было 320). Самая огромная модель БелАЗ-75710 также была «обута» в эти покрышки.

Сравнение машин раньше и в наши дни

В автопромышленности стран бывшего СССР есть лишь один завод, который стал настоящим символом гигантских автомобилей – БелАЗ. Он считается одним из лучших в мире по производству карьерной грузовой техники. Белорусский автомобильный завод базируется по городом Жодино, где предприятие основали в 1948-м году.

В то время в стране уже существовал Минский автомобильный завод (прочитайте про МАЗ 500), который также специализировался на грузовой технике, поэтому БелАЗ стал делать уклон именно на карьерные машины. Первый БелАЗ вышел почти через 10 лет после основания завода.


Холдинг БелАЗ

Сейчас холдинг БелАЗ включает в себя сразу несколько предприятий, которые помогают строить качественные автомобили и экспортировать их в полсотни стран мира. По объёму выпускаемой карьерной техники БелАЗ далеко впереди всех конкурентов, поэтому его смело можно называть мировым лидером в своей сфере.

Более полную информацию найдете на приведенных ниже видеоматериалах:

https://youtube.com/watch?v=wXCImkw4CLc

Все мы знаем, что автомобили БелАЗ — настоящие гиганты. Они не просто большие, а самые габаритные в мире! В модельном ряду Белорусского завода есть сразу несколько автомобилей, которые можно назвать настоящими монстрами, а 1 из них – самый большой карьерный автомобиль на свете (см. рейтинг самых больших самосвалов тут).

И не стоит думать, что их создание — событие времён СССР, когда тяга ко всякого рода рекордам была сильной, как никогда. Все перечисляемые ниже автомобили — заслуга современных разработчиков, которые делают автомобили с применением новейших технологий, воплощая в жизнь самые смелые конструкторские решения.

Двигатель

В зависимости от модификации БелАЗ 7547 может оснащаться различными агрегатами.

Для базовой версии используется дизельный мотор ЯМЗ-240НМ2. V-образный 4-тактный двигатель оборудован жидкостной охлаждающей системой с принудительной циркуляцией и непосредственным впрыском. Охлаждение масла выполняется водомасляным теплообменником или масляным радиатором. Запуск мотора производится пневмо-стартером. Очистка воздуха осуществляется за счет 2- или 3-ступенчатых фильтров с индикаторами состояния. Двигатель оснащается системой предпускового подогрева.

Характеристики мотора ЯМЗ-240НМ2:

  • рабочий объем – 22,3 л;
  • номинальная мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1515 Нм;
  • число цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 224 г/кВт в час.

Для версии БелАЗ 75471 используется другой российский двигатель – ЯМЗ-8401.10-06. Агрегат имеет схожую конструкцию, но обеспечивает большую мощность.

Характеристики мотора ЯМЗ-8401.10-06:

  • рабочий объем – 25,86 л;
  • номинальная мощность – 404 (550) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 2254 Нм;
  • число цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 140 мм;
  • удельный расход топлива – 206 г/кВт в час.

После распада СССР Белорусский автозавод стал использовать в своих продуктах иностранные агрегаты. Серия БелАЗ 7547 не стала исключением. Так, версии БелАЗ 75473 и БелАЗ 75476 получили импортные силовые установки:

  • Cummins КТА-19С с рядным расположением цилиндров (6 штук), непосредственным впрыском и турбонаддувом. Номинальная мощность агрегата – 600 л.с., рабочий объем – 18,9 л, максимальный крутящий момент – 2237 Нм;
  • DEUTZ BF 8M 1015C с двойным турбокомпрессором, непосредственным впрыском горючего, жидкостным охлаждением и горизонтальным расположением вала. Агрегат имеет 8 цилиндров. Рабочий объем – 15,87 л, номинальная мощность – 400 (543) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 2637 Нм.

Также на модели серии устанавливается российский газопоршневой двигатель Кунгур-550 нового поколения. Мотор разработан на базе дизеля ЯМЗ-240, но работает на сжиженном природном газе (метан). Основными преимуществами агрегата является экономичность и экологичность. Мощность двигателя Кунгур-550 – 550 л.с.

Развитие линейки

При всех достоинствах 540-й модели эксплуатация грузовика выявила ряд проблем, требующих решения в последующих модификациях:

  1. Улучшение эргономических параметров кабины.
  2. Повышение эффективности работы подвесок.
  3. Подбор материалов и компонентов гидромеханической передачи и пневмогидравлической подвески с ресурсом эксплуатации, общим для машины.
  4. Оптимизация конструкции узлов, снижение веса механизмов, повышение их надежности.
  5. Формирование ряда унифицированных механизмов и узлов в линейке самосвалов БелАЗ.
  6. Поиск новых компоновочных решений для снижения нагрузок на раму и другие узлы.

Следующей серийной моделью стал 40-тонный БелАЗ-548. Совместно с Ярославским моторным заводом был разработан и освоен производством 75-тонный БелАЗ-549 с принципиально новым видом электрического привода «мотор-колесо».

Тяговый электродвигатель и редуктор планетарного типа встраивались в ступице колеса. В силовом агрегате инженеры пытались заменить пару «дизель-генератор» на «газовая турбина-генератор». Эксперимент был признан неудачным из-за возросших затрат на горючее.

К 1985 году завод выпускал агрегаты грузоподъемностью от 30 до 120 тонн. Были изменены цифровые индексы – модель 540 стала обозначаться как 7510, 540А стала 7522.

К концу десятилетия появился новый модельный ряд с 80-, 110-, 120-, 180-тонной загрузкой и электроприводом «мотор-колесо», индексы агрегатов 7549, 7519, 7512, 75214.
В 90-х годах базовыми машинами стали БелАЗы-57131 с загрузкой в 130 тонн и силовой установкой, состоящей из дизельного мотора «Камминс» на 1 600 л. с., агрегатированного с генерирующим устройством, и пятидесятипятитонник БелАЗ-7555 с ярославским дизелем на 730 л. с.

Летом 2014 г. карьерный БелАЗ-75714, способный перевезти 450 т горной массы, начал технологические перевозки на открытых разработках угольного карьера «Черниговец».

В Кузнецком угольном бассейне (Кузбасс) эффективно эксплуатируются около 50 БелАЗов с загрузкой 320 и 360 т. Созданы сервисные и сборочные центры, локализовано производство кузовов, гидравлического оборудования.

Карьерный автомобиль БелАЗ-540 эксплуатировался несколько десятилетий. Надежность, долговечность, хорошие технические параметры и приемлемая цена сделали агрегат основным средством механизации вывозки горной массы из разрезов в 60-х и 70-х годах XX века.

Машина неоднократно отмечалась дипломами и медалями советских и зарубежных автовыставок, ей присвоен Всесоюзный Знак качества. Грузовик стал основой для разработки всего модельного ряда горного транспорта БелАЗа.

О том, как развивались самосвалы БелАЗ, вы узнаете из следующего видео:

https://www.youtube.com/watch?t=300&v=Zxt6qNTVluA

Технические характеристики БЕЛАЗ-7540

Производство самосвала БЕЛАЗ-7540 грузоподъемностью 30 т началось в 1992 году. Машина выпускается до сих пор в четырех модификациях, их названия отличаются индексами «А», «В», «Е» и «К». Так, на БЕЛАЗ-7540А установлен дизельный двигатель ЯМЗ-240ПМ2 мощностью 309 кВт, его габаритные размеры — 7,11, 3,86 и 3,93 м (ДхШхВ). БЕЛАЗ-7540В оснащен чуть менее мощным мотором ЯМЗ-240М2 (265 кВт), а по размерам он такой же, как и модель с индексом «А». На самосвал БЕЛАЗ-7540Е также установлен двигатель ЯМЗ-240М2, его отличительная особенность — увеличенные показатели длины и ширины: 7,16 и 3,9 м. И, наконец, самосвал с индексом «К» обладает мощностью 298 кВт (Cummins QSM11-C). Его длина и высота составляют 7,41 и 3,93 м соответственно. Ниже в таблицах приведены подробные технические характеристики каждого из двигателей.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240ПМ2

Мощность 309 кВт (420 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 491 Н*м
Удельный расход топлива 228 г/кВт*ч
Количество цилиндров 12
Рабочий объем цилиндров 22,3 л
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240М2

Мощность 265 кВт (360 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 275 Н*м
Удельный расход топлива 230 г/кВт*ч
Количество цилиндров 12
Рабочий объем цилиндров 22,3 л
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм

Технические характеристики двигателя Cummins QSM11-C

Мощность 298 кВт (400 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 898 Н*м
Удельный расход топлива 228 г/кВт*ч
Количество цилиндров 6
Рабочий объем цилиндров 10,8 л
Диаметр цилиндра 125 мм
Ход поршня 147 мм

Все четыре версии самосвала оснащены гидромеханической трансмиссией, которая представлена вальной коробкой передач (3 либо 5 ступеней), одноступенчатым гидротрансформатором, гидродинамическим тормозом-замедлителем и согласующим редуктором.

Гидравлическая система — объединенная с масляными шестеренными насосами и телескопическими трехступенчатыми цилиндрами. Подъем и опускание кузова на всех машинах происходит за 16 и 20 секунд соответственно. Максимальное давление, создаваемое в гидросистеме, — 13,5 МПа, степень фильтрации — 10 мкм. Максимальная производительность гидравлического насоса при 2 100 об/мин достигает 168 куб.дм/мин (на моделях с индексом В и Е), 174 куб.дм/мин (на машинах А и К).

Подвеска — зависимая с пневмогидравлическими цилиндрами. Ход поршня переднего цилиндра составляет 200 мм, заднего — 265 мм. Рулевое управление соответствует требованиям стандарта ISO 5010. Радиус поворота самосвала составляет 8,7 м, габаритный диаметр поворота — 20 м, угол поворота управляемых колес — 35 градусов. Стоит отметить, что рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона.

Тормоза традиционно для всех БЕЛАЗов представлены рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной системами. Стояночный тормоз, а также тормозные механизмы передних и задних колес — колодочные. Вспомогательная система представлена гидродинамическим тормозом-замедлителем с электрическим управлением.

Максимальная скорость 50 км/ч
Передаточное число редуктора мотор-колеса 1,0
Ход поршня переднего гидравлического цилиндра 200 мм
Ход поршня заднего гидравлического цилиндра 265 мм
Время подъема кузова 16 с
Время опускания кузова 20 с
Максимальное давление в гидросистеме 13,5 МПа
Степень фильтрации 10 мкм
Грузоподъемность 30 тонн

Это интересно: Технические характеристики и устройство грузовой машины БелАЗ-7555 и ее основных модификаций (видео)

Замена предшественнику

Серийное производство БелАЗ 540 было начато в конце 1965 года. Основная особенность автомобиля – умение транспортировать до 27 т груза (или 15 м3). На то время – это была просто невообразимая цифра. Предшественник грузовика – МАЗ 525 поднимал «на борт» всего на 2 т меньше, но машина была намного прожорливее, имела «неудобные» для работы в карьерах габариты – длинная рама не позволяла эффективно маневрировать на коротких участках. Но новая уплотненная компоновка позволила укоротить самосвал на метр, в отличии от МАЗ-525, благодаря чему радиус поворота машины с 12 м ужался до 8,3 м.

Все остальные габариты тоже выгодно отличались от мазовских: длина/ширина/высота — 7250/3480/3580 мм, база — 3550 мм, клиренс – 475 мм, размер шин — 18.00-25 (26-ти слойная конструкция ). Колея передних колес составляла 2800 мм, задних – 2400 мм, радиус поворота машины – 8,7 м. Масса (снаряженная) – 20925 кг, полная – 48000 кг.

Сам МАЗ 525 был отличной машиной для строительства, но не для работы в карьере, чем и была вызвана необходимость создать тяжеловес. БелАЗ 540 получился более мощным, маневренным, скоростным и производительным: на 1 т перевозимой продукции приходилось 0,8 т снаряженной масы машины, что повысило эффективность нового самосвала на 70%.

За неполных 10 лет, к 1976 г. было произведено 25 тыс. БелАЗов 540 и 540А. Столько карьерных грузовиков в то время не производил в мире никто. К середине 80-х годов завод выпускал до 6000 таких машин в год: это составляло половину мирового производства подобной техники. А вообще объемы производства БелАЗов, как и всех грузовых автомобилей в Советском Союзе, были засекречены: чтобы враг не мог оценить объем производимых ими работ или военный потенциал страны-производителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: