Тяжелый танк т-vi «тигр», pz.kpfw. vi «tiger i» ausf н/е (sd.kfz.181)

Изучение дикого зверя

Первоначально в переписке захваченные танки фигурировали как «трофейные танки тип «ХЕНШЕЛ», позже их стали называть Т-VI. Прибывшие танки вызвали очень большой интерес у советского военного командования. К тому моменту «Тигры» весьма активно использовались немцами и на Советско-германском фронте, и в Северной Африке. Впервые эти машины по-настоящему массово использовались в ходе сражения за Харьков, внеся существенный вклад в поражении Красной армии на этом участке фронта. Примерно в это же время «Тигры» сражались в Тунисе против американских и английских войск, нанося им серьёзные потери.

К апрелю 1943 года танки с башенными номерами 100 и 121 уже находились на испытательном полигоне. Одну машину было решено испытать на стойкость (танк с башенным номером 121), а вторую — использовать для обстрела брони советских танков (машина с башенным номером 100).

Бортовое бронирование «Тигра» сумело выстоять против советских 45-мм орудий, однако уже 57-мм орудия типа ЗиС-2 преодолевали 80 мм с лёгкостью даже с большого расстояния (до 1 км). Лобовое бронирование танка не смогла «взять» и 76 мм пушка Ф-34 — основное танковое орудие СССР в то время. Куда лучше себя в этом плане показала «зенитка» 52-К калибра 85 мм, которая пробила «Тигра» в лоб с дистанции в 1 километр.

Наилучшим образом себя показала 122 мм пушка А-19, которая до того момента ещё не рассматривалась как возможное вооружение перспективного танка. После двух попаданий, произведённых из неё, некогда грозный немецкий тяжёлый танк превратился в груду металлолома.

Куда более впечатляющими были испытания немецкой 88 мм танковой пушки, обстреливавшей советские танки Т-34 и КВ.

Основной советский тяжёлый танк с лёгкостью пробивался ею с дистанции в полтора километра — даже в особо прочной версии с дополнительным экранированием. Чего уж говорить про средний танк Т-34 — первым же выстрелом с дистанции в полтора километра ему «снесло башню», а прочие нанесли существенные повреждения лобовой части корпуса. Стоит отметить, что похожие результаты на испытаниях показала и вышеупомянутая советская зенитка 52-К.

Испытания новейших немецких тяжёлых танков показали необходимость постепенного отказа от 76 мм орудий в пользу более крупных калибров — 85 мм и 122 мм. Примерно в то же время начались ускоренные работы над такими самоходными орудиями, как СУ-85 и СУ-152, над тяжёлыми танками КВ-85 и ИС-1.

Камуфляж и маркировка

Первые танки этого подразделения имели темно-желтое покрытие со ржаво-коричневыми пятнами и не носили крестов. Башенные номера, выделенные белым контуром, наносились либо точно в центре, либо в переднем отделении борта башни и занимали примерно треть ее высоты. Важным отличием был знак различия подразделения — «Атакующий буйвол», который рисовался слева на лобовой броне корпуса. Танки Pz III также были темно-желтого цвета с ржаво-коричневыми пятнами. Знак различия подразделения наносился белым цветом на лобовой броне корпуса за смотровым водительским блоком. Башенные номера были в половину высоты башни и наносились черным цветом с белым контуром на переднем борту башни. На зиму танки белились, а башенные номера перекрашивались в густой черный цвет. Еще зимой 1943/44 г. батальон изменил свой знак различия. Теперь это была действительно великолепная картина, изображающая «атакующего рыцаря на коне». Цвет иногда менялся, поскольку эмблему приходилось несколько раз перекрашивать, что вызывало некоторое раздражение у солдат ремонтной Роты, ответственных за эту работу. У «Тигров I» эта эмблема рисовалась на переднем борте башни. А у «Тигров II» — точно в середине борта башни на прямоугольнике без циммеритового покрытия. Поскольку не было места для башенных номеров (за исключением тыльной стороны башни), то номер наносился на стволах пушки. Номера были черного цвета и имели белый контур.

Броня

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его бронелисты были расположены преимущественно под прямым углом, в отличии от Пантеры, имевшей хороший наклон брони. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Они соединялись между себя популярным в Германии способом «Ласточкин хвост». Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. На поле боя много машин вышло из боя, получив клин башни одним попаданием или даже осколками. Позже было добавлено специальное бронекольцо для защиты. Крыша корпуса имела 30 миллиметров. Боковое бронирование составляло 80 миллиметров без наклона.

Доработка проекта

Развитие проекты продолжалось и после его утверждения для производства. Постепенно его вес увеличился до 55 тонн, напомню, что изначально лимит был 45 тонн. Такая прибавка вынудила инженеров менять конструкцию ходовой, добавив в неё дополнительные колеса в шахматном порядке, увеличив таким образом ширину гусениц, что привело к невозможности транспортировки на железнодорожных платформах. Поэтому было создано 2 типа гусениц — стандартные широкие для боевых условий и узкие для транспортировки. Установка последних отнимала у подготовленного экипажа около получаса на каждую из сторон и заключалась не только в замене гусениц, но и в снятии внешнего ряда колес. Приемная комиссия в итоге одобрила проект Тигра, поскольку он имел отличную пушку и хорошую броню, что позволяло закрыть глаза на недостатки. Серийное производство было намечено на август 1942 года, в нём вышло первые 4 Тигра, а всего предполагалось производить 12 машин в месяц.

Организация батальона

Первоначально батальон состоял из двух танковых рот. Каждая рота подразделялась на четыре взвода, оснащенных двумя «Тиграми» и тремя Pz III каждая. Один «Тигр» был в штабе роты. «Тигры» имели номера 100, 111, 113, 121, 123, 131, 133, 141, 143, a Pz III 112, 114, 115,122, 124, 125, 132, 134, 135, 142, 144, 145. Штаб батальона имел два «Тигра» (I, II) и один Pz III.
В июне 1943 г. 505-й батальон получил еще 11 «Тигров» и образовал две регулярные тигровые роты, третья все еще организовывалась. Оставшиеся Pz III использовались только в качестве легких танков или превращались в носителей боеприпасов. Они все еще появлялись спустя месяцы в ежемесячных отчетах как Pz III. Присоединив третью роту во время операции «Цитадель», батальон имел нормальную структуру и систему нумерации. И придерживался их после своего восстановления в качестве батальона, состоящего из танков «Тигров II» после лета 1944 г.

Armaments

Main armament

88 mm KwK36 cannon

Ammunition92 rounds

Reloadbasic crew → aces

9.6 → 7.4 s

Vertical guidance-8° / 16°

Main article: KwK36 (88 mm)

88 mm KwK36 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 92 -8°/+16° ±180° N/A 11.3 15.7 19.0 21.1 22.4 9.62 8.51 7.84 7.40
Realistic 8.3 9.8 11.9 13.2 14.0

Ammunition

Firepower-wise, the Tiger E gains the access to the new PzGr 40 APCR ammunition, with high penetration.

  • PzGr 39: You should stick with this type of shell as it’s the best. It will do incredible damage to any tank you encounter, except SPAA, AA guns, or AI artillery. You may struggle with some heavier tanks like the IS-1, IS-2, or American heavy tanks at long ranges, but well-placed shots from close range or sides will do the job; all other medium and light tanks will be history as soon as this shell make a contact with them. This shell, however, will almost always over-penetrate all but the most armoured SPAA vehicles, so it is best to use HE or machine gun fire.
  • PzGr 40: As the APCR round for the gun, this will give you the greater edge needed to take out heavily protected tanks at the cost of post-penetration damage.
  • PzGr.: This shell has similar characteristics as the PzGr 39, but sacrifices some penetration for about 50% more explosive filler. It is recently given the ability to cause overpressure damage and thus has unrivalled post-penetration damage. It It is recommended to carry some of these shells and use them regularly, as the penetration is still enough to deal with most targets (at least when being top rank), and switch to PzGr 39 when shooting targets far away, or those that are heavily armoured.
  • Hl.Gr. 39: On paper the HEAT rounds don’t bring anything new to the table, however they can be used as a substitute for the HE shells due to the greater explosive mass and still gives you a fighting chance if you get caught with your pants down.
  • Sprgr. L/4.5: The HE shell is completely ineffective against all but SPAA or the AI artillery on the Kursk and Ash River maps, and the machine gun mounted on the Tiger has proven quite capable of dealing with these. Keep a small supply of this shell on hand if you plan to flank the enemy and take out their SPAA or artillery, but avoid them for everything else.
Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
PzGr 39 APCBC 165 162 151 139 127 117
PzGr 40 APCR 211 207 191 172 155 140
Pzgr. APCBC 153 151 140 128 116 106
Hl.Gr 39 HEAT 110 110 110 110 110 110
Sprgr. L/4.5 HE 11 11 11 11 11 11
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
PzGr 39 APCBC 773 10.2 1.2 14 108.8 48° 63° 71°
PzGr 40 APCR 930 7.3 N/A N/A N/A 66° 70° 72°
Pzgr. APCBC 810 9.5 1.2 14 285.6 48° 63° 71°
Hl.Gr 39 HEAT 600 7.64 0.3 1,100 62° 69° 73°
Sprgr. L/4.5 HE 820 9 0.1 698 79° 80° 81°

Ammo racks

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty 5thrack empty 6thrack empty 7thrack empty 8thrack empty 9thrack empty 10thrack empty Visualdiscrepancy
92 77 (+15) 61 (+31) 45 (+47) 29 (+63) 25 (+67) 21 (+71) 17 (+75) 13 (+79) (+85) (+91) No

Ammo racks of the Tiger E

Note:

Large sides empty: 29 (+63) shells.

Machine guns

7.92 mm MG34 machine gun (coaxial)

Ammunition2 400 rounds

Belt capacity150 rounds

Reloadbasic crew → aces

10.4 → 8.0 s

Fire rate900 shots/min

7.92 mm MG34 machine gun

Ammunition2 100 rounds

Belt capacity150 rounds

Reloadbasic crew → aces

10.4 → 8.0 s

Fire rate900 shots/min

Main article: MG34 (7.92 mm)

7.92 mm MG34
Mount Capacity (Belt) Fire rate Vertical Horizontal
Coaxial 2,350 (150) 900 N/A N/A
Pintle 2,000 (150) 900 -10°/+25° -55°/+160°

«Чужой среди своих»

Спорадическое попадание работоспособных версий танка «Тигр» в руки Красной Армии являлось основной причиной эпизодического характера его боевого применения на стороне СССР. Кроме того, советские танкисты, стремясь получить высокую награду, практически всегда уничтожали и без того редких Pz.Kpfw. VI. Первый достоверный случай применения трофейного «Тигра» в бою был зафиксирован только в самом конце 1943 года. Первым, достоверно использовавшим «Тигр» в бою, стал экипаж под командованием гвардии лейтенанта Н.И. Ревякина из 28-й гвардейской танковой бригады. 27 декабря 1943 года один из «Тигров» 501-го танкового батальона застрял в воронке, его экипаж убежал, а сам танк стал трофеем. На следующий день танк был зачислен в состав 28-й бригады. Ревякина назначили командиром трофейного тяжёлого танка по той причине, что он уже имел большой боевой опыт и боевые награды – два ордена Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды. 5 января трофейный танк с нанесенными на бортах башни красными звездами и с именем собственным «Тигр» пошел в бой.

Эксплуатация этой машины выглядела достаточно типично для немецких тяжёлых танков: практически всегда эта машина требовала ремонта. Дело изрядно осложнялось отсутствием запчастей. Но это на поле боя: а в кулуарах советских КБ ещё с 1942 года шли проекты перевооружения трофейной техники на советские орудия. Были аналогичные разработки и по «Тигру», однако начаты были куда позже: в конце 1944/начале 1945 года.

T-VI-100: нереализованный «франкенштанк»

Описание чертежа проекта T-VI-100 («установка 100 мм пушки Д-10Т в башню танка T-VI, продольный разрез»), источник — ЦАМО РФ 81-12038-775.

28 ноября 1944 года АК ГАУ выдал тактико-технические требования №2820 “На установку отечественного вооружения в башни трофейных немецких танков T-IV, T-V, T-VI и “Королевский Тигр” (ввиду отсутствия натурного образца башни Pz.Kpfw. VIB Tiger II, проработка перевооружения данного танка на отечественное орудие не производилась), включая приспособление этих башен в качестве стационарных огневых сооружений”. Проще говоря, ОКБ-43 требовалось взять башни с трофейных танков, поставить вместо немецких систем наши, вместе с прицелами, и дополнительно приспособить их для установки на бронеобъекты.

Вышеупомянутый чертёж (источник — ЦАМО РФ 81-12038-775) и его реставрация (источник — КБ ЗА, Андрей Синюкович)

В январе 1945 года ГСОКБ №43 при НКВ СССР представило проект установки новейшей танковой 100 мм пушки Д-10Т с советским прицелом ТШ-17, которая в будущем станет основным вооружением среднего танка Т-54, в башню танка T-VI (так в СССР обозначались трофейные «Тигры»), при этом сохранив его орудийную маску. Данная переделка оценивалась в 90 часов работы. Переделка предусматривала установку системы отвода гильз, что упрощало работу расчёта башни.

Боеприпасы Тигра

Снаряды орудия были подобны снарядам к своему предшественнику — зенитной пушке. Существенно различали их лишь электрический спуск и полуавтоматический затвор у Тигра. Танк обычно нес около 92 снарядов на борту, хоть иногда их число и доходило до 100. Обычно половина снарядов была осколочно-фугасного типа, а остальная состояла из бронебойного, подкалиберного и кумулятивного типов. Орудие имело превосходную баллистику и могло поражать цели на огромных дистанциях. Рекомендовалось стрелять максимум на 2500 метров по неподвижным целям, однако, в июле 1944 года наводчик из экипажа командира 3-й роты 506-го тяжелого танкового батальона гауптмана Ваккера поразил танк Т-34, находившийся на дистанции 3600 метров. И это был далеко не единичный случай. Таким образом, танк Тигр имел возможность уничтожать своих врагов с таких расстояний, с которых те ему не были способны что либо сделать.

Обзор модели танка Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, «Тигр»

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. Наряду с прототипом фирмы «Хеншель» руководству Рейха был представлен и проект Фердинанда Порше — VK4501 (P), но выбор военной комиссии пал на вариант «Хеншель», хотя Гитлер более благоволил к изделию Порше.

Впервые танки «Тигр» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале — марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.

Общее количество выпущенных машин — 1354 единицы. Затраты на производство одного танка «Тигр» — 800 000 рейхсмарок (в два раза дороже любого танка тех времён).

В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии изначально танк получил обозначение Pz.Kpfw.VI Ausf.H1, индекс управления вооружений Sd.Kfz.182. В марте 1943 производственное обозначение изменили на Pz.Kpfw. Tiger, Sd.Kfz.181 (одновременно для новой модификации «Тигр-II» ввели обозначение Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B, Sd.Kfz.182). Приказом Гитлера в январе 1944 г. танк был обозначен Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E. После принятия на вооружение танков Tiger II, неофициально также использовалось название Tiger I, с добавлением римской единицы. Производственная модификация была при этом только одна, хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения.

В советских документах танк «Тигр» обычно обозначался просто как T-6 или T-VI.

PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger»
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 57
Компоновочная схема Отделения управления и трансмиссионное спереди, боевое посередине, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
История
Разработчик Henschel-Werke и Круппы
Производитель Henschel-Werke и Wegmann & Co.
Годы разработки 1941
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1942—1945
Количество выпущенных, шт. 1354
Основные операторы Третий рейх
Размеры
Длина корпуса, мм 6316
Длина с пушкой вперёд, мм 8450
Ширина, мм 3705
Высота, мм 2930
Клиренс, мм 470
Бронирование
Тип брони хромомолибденовая, катаная, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 100 / 8°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 63 / 10°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 21° — 80 / 65°
Борт корпуса (верх), мм/град. 80/ 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 63 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 80 / 8°
Корма корпуса (низ), мм/град. 80 / 48°
Днище, мм 28
Крыша корпуса, мм 26 (40 мм с февраля 1944 г.)
Лоб башни, мм/град. 100 / 0°
Маска орудия, мм/град. Варьируется от 90 мм до 200 мм в районе орудия.
Борт башни, мм/град. 80 / 0°
Корма башни, мм/град. 80 / 0°
Крыша башни, мм 28 (40 мм с февраля 1944г)
Вооружение
Калибр и марка пушки 88-мм KwK 36 L/56
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 56
Боекомплек тпушки 92-94 (~120 с 1945 г.)
Углы ВН, град. −8…+15°
Углы ГН, град. 360 (гидропривод)
Дальность стрельбы, км 4 из пушки и 1,2 из спаренного пулемета по прицелу TZF 9а, 5 из пушки по TZF 9b
Прицелы первоначально бинокулярный телескопический TZF 9a, затем монокулярный телескопический TZF 9b
Пулемёты 2—3 × 7,92-мм MG-34
Другое вооружение противопехотная мортира типа «S» (принцип действия — мина выстреливалась на высоту 5-7 метров и разрывалась, поражая осколками пехоту противника, пытающуюся в ближнем бою уничтожить танк)
Подвижность
Тип двигателя первые 250 машин «Майбах» HL210P30; на остальных «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровыйкарбюраторный жидкостного охлаждения
Скорость по шоссе, км/ч 44 (38 с ограничителем оборотов в 2500)
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 195 (В зависимости от условий эксплуатации. В среднем, при движении танка, как по шоссе, так и вне дороги, расход топлива составлял 8-10 л на 1 км пробега.)
Запас хода по пересечённой местности, км 110 
Удельная мощность, л. с./т 12,9 (у первых 250 — 11,9 л. с./т)
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,03
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 1,2

источник текста:https://ru.wikipedia.org/


Модель предоставлена:
МИНИМОДЕЛС
Магазин для моделистов в Санкт-Петербурге.
Расположен по адресу:
Торфяная дорога, дом. 7
Напротив метро «Старая деревня», ТРК «Гуливер»
График работы: ежедневно с 10:00 до 22:00 без перерыва на обед.
телефон 441-23-27
Особая благодарность руководству магазина:
Сорокину Ярославу Владимировичу
Зенкиной Нине Андреевне

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь   35 93
Февраль   32 95
Март   41 86
Апрель 1 46 104
Май   50 100
Июнь   60 75
Июль   65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85  
Октябрь 11 50  
Ноябрь 25 60  
Декабрь 3 65  
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
 Высота линии огня, мм.  2195
 Макс. скорость движения, км/ч.  
 по шоссе  40
 по персеченной местности  20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км.  100
 по персеченной местности  60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град.  35
 высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
 ширина рва, м.  2,3
Длина опорной  поверхности, мм. 3606
 Удельное давление,кг/см2  1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

Усовершенствования

Начиная с 391 произведенного экземпляра, была введена новая башня, обладающая измененной командирской, которая была очень похожа на ту, что имела Пантера. Был добавлен фиксатор ствола и врезан аварийный люк из задней части башни. В июне 1943 года крепления противовоздушного пулемета MG34 было немного усовершенствовано и адаптировано под измененную башню, а в августе осталась лишь одна фара на корпусе. После того, как 800 Тигр был создан, производств перешло на колесо со стальной каймой, вместе оригинального колеса с изнашивающейся резиной. Последние приблизительно 54 Тигра были созданы благодаря поврежденным корпусам, многократно спасаемых танков с поля боя, которые отправлялись на завод и использовались с новыми башнями

Советский танк меняет все

До момента появления нового Т-34 такие машины вермахта как Пз-3 и Пз-4 вполне хорошо справлялись со своими обязанностями. Немцы, постоянно пытавшиеся создать все более совершенное оружие, еще в 1937 году начали работы по проекту, который смог бы заменить в будущем Пз-4, однако отменили его из-за слишком медленного развития и низкого приоритета. К тому же, после встречи с британскими матильдами и французскими Чар Б1, немцы поверили, что их техника на голову сильнее вражеских.

Так и было до момента встречи с новой советской разработкой. Т-34 буквально потряс Вермахт, поскольку превосходил Пз-4 буквально во всем, имея рикошетную и прочную броню, хорошее орудие и отличную подвижность, а, главное, их количество постоянно росло. После захвата нескольких образцов Т-34, он был внимательно изучен специалистами, и высокими чинами, после чего было решено, что необходим новый танк.

Немедленно немцы приступили к разработке «противотанка» для Т-34. Проекты были представлены несколькими фирмами — Даймлер-Бенц, МАН и Хеншель , позже, в 1939 году, к ним присоединился Порше. Проект Ман в конечном счете станет превосходным средним танком под названием Пантера, вобравшим в себя все сильные стороны Т-34 в виде широких гусениц, наклонной толстой брони и мощной 75 миллиметровой пушки. Проекты Порше станут VK3001 и VK4501.

Изначально Хеншель и Порше были выбраны для представления своих проектов, ограниченных весом до 35 тонн. Каждая фирма показала свой опытный образец, под названиями VK3001 (H) и VK3001 (P) соответственно («H» для Хеншель и «P» для Порше). Они не прошли отбор, однако продолжили своё развитие, после чего был представлен VK4501 . Он уже был в весовой категории тяжелых танков, имел около 45 тонн и мощную 88 мм зенитную пушку. Это орудие создавалось для борьбы с воздушными целями, однако показало свою исключительную удачность, после чего было переделано и в противотанковое. Фирме Крупп поставили задачу обеспечить поставки главной пушки и монтаж башни.

Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».

Желание Гитлера получить неуязвимый и всесокрушающий танк, к дальнейшему увеличению веса машины и на смену VK 3601(H) пришла ее еще более тяжелая модификация VK 4501(H).

Наряду с «Хеншель» и «Крупп», Ф.Порше также получил заказ на проектирование танка своей конструкции VK 4501(Р), неофициальным названием танка было название «Тигр I». Машина должна была быть оснащена «крупповской» башней и двигателем в 400 л.с. Трансмиссия по своей конструкции значительно от таковой в VK 3001(Р) не отличалась и использовала электромоторы и генераторы. Решение спорное для Германии военного времени из-за дефицита меди. Во многом именно из-за электротрансмиссии, предпочтение отдали машине «Хеншель».

Прототип «Хеншель» был готов 17.04.42 г., через два дня обе машины «Хеншель» и «Порше» прибыли на испытания на железнодорожную станцию недалеко от ставки «Волчье Логово». На испытаниях машина от «Хеншель» показала себя немногим менее скоростной, но более маневренной, хотя при этом двигатель постоянно перегревался.

Испытания не смогли выявить явного фаворита. Гитлер после консультаций со Шпеером и секретарем министерства вооружений, приказал провести дополнительные тесты, которые были завершены в мае сорок второго года. По итогам испытаний комиссия выбрала танк от «Хешель».

Заказ «Порше» — всего на 90 танков «Тигр» — служил своего рода подстраховкой, если «Хеншель» не сумеет наладить выпуск более удачной машины в отведенный на это строк. Вскоре оказалось, что на заводе компании «Хеншель» в Касселе все идет без лишних осложнений и Порше принялся переделывать так и не законченные танки «Тигр» в САУ «Элефант» ориентированную на борьбу с танками.

Танк «Тигр» от «Хеншель» получил стандартный индекс вермахта — Pz.Kpfw VI «Тигр» и в июле сорок второго года запущен производство. С августа сорок второго года по май сорок третьего заводские цеха «Хеншель» покинули первые 258 танков «Тигр». До завершения производства в 1944 г. выпустили 1355 танков, при 1376 заказанных. 

Башня

Башня имела тяжело бронированную, прямоугольную маску орудия и сильно закругленные борта. Задняя часть также была округой и без наклона (в отличии от Пантеры, имеющей большинство листов брони под наклоном). Главное орудие, KwK36 калибра 88 мм была расположено по центру башни и выступала за корпус. Ствол имел 3 четко разделенные секции и дульный тормоз двухкамерного типа на конце для компенсации отдачи. Командир, наводчик и находились в башне, оснащенной гидроприводом горизонтального наведения. Наводчик сидел спереди слева, заряжающий справа, за ними, по центру, командир. Большая казенная часть орудия делила башню пополам, поэтому командир имел свою круглую командирскую башенку с люком, которым мог пользоваться и наводчик, а заряжающий имел свой прямоугольный люк. Ранние Тигры имели командирские башенки с прорезями для наблюдения, а поздние получили башенки из литой стали, подобные тем, что устанавливались на Пантеры и имевшие перископ. Наводчик также управлял спаренным с пушкой пулеметом MG34 калибра 7.92. Вдоль каждой стороны башни было установлено 3 дымовых гранатомета для постановки дымовых завес при отступлении или скрытном перемещении. Толщина лобовой брони башни составляла 100 миллиметров, достигая 200 миллиметров около основания ствола и скрепляясь в том месте сваркой. В других частях она имела толщину 82 миллиметра за исключением крыши толщиной в 26 миллиметров. Гидропривод находился на дне корпуса и отбирал мощность у двигателя. Так же, как и в Пантере, наводчик использовал ручной привод башни для точного наведения непосредственно перед стрельбой по цели. Ведение огня требовало полной остановки из-за отсутствия на танке стабилизирующих систем орудия. Функция ручного наведения так же могла быть применена как аварийная, в случаях отказа основного гидропривода. Две щели для применения личного оружия были размещены в задней части башни, хотя, с февраля 1943 года, осталась только одна. Также был добавлен аварийный люк на задней правой стенке башни, который мог выполнять коммуникационный функции между командиром танка и пехотой.

Оценка конструкции.

Тяжелый танк «Тигр» являлся одним из наиболее удачных танков Германии выпущенных в течении войны. По своим боевым качествам он вплоть до сорок четвертого года оставался сильнейшим танком своего класса. Появление танка «Тигр» оказало мощное влияние на развитие, как противотанковых средств, так и танков. Как немецких, так и стран антигитлеровской коалиции.

Среди несомненных достоинств этого танка — мощное бронирование и вооружение, качественная оптика, приборы связи и весьма удовлетворительная эргономика. Танк пользовался хорошей репутацией у своих экипажей, но был требователен к уровню их подготовки.

К недостаткам следует отнести, прежде всего, высокую конструктивную сложность и как следствие высокую цену.

  • Танк Pz VI «Тигр» видео
  • Видео танка Pz VI «Tiger Day 2014»
  • Tiger Tank 131 At Bovington

SocButtons v1.5

Разновидности

Ранняя производственная серия Тигра получила название PzKpfW VI Ausf. H. Она отличалась тропической системой для двигателя, облегчавшей эксплуатацию в горячем климате пустыни, таком, с каким сталкивались в Северной Африке. Также он мог преодолевать водные препятствия довольно большой глубины вброд. PzKpfW VI Ausf. E стал новой модификацией и заменил собой предшественника, начиная с февраля 1944 года. По немецким традициям корпус Тигра был использован для создания других машин, обеспечивающих потребности армии. Например, была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), позволявшая буксировать поврежденные танки, с которыми не справлялись по причине большого веса обычные тягачи. Ведущий танк существовал как «Бефехлспэнзер Тайгер» с дополнительным оборудованием связи, командирская версия «Befehlspanzer» и штурмовое орудие «Sturmtiger» имевшее морскую пушку калибра380 мм и предназначенное для разрушения долговременных укреплений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: