Как Break Assist (BAS) работает
Как было сказано выше, BAS — обобщенное название целого ряда систем незапланированного торможения. Их можно разделить на два класса: реакционные (т.е. действующие, исходя из поведения водителя) и автоматические (принимающие решения самостоятельно).
Пневматическая система
Первый реакционный подкласс. На дороге случаются разные ситуации: отвлеклись вы, отвлекся другой водитель, и вот все резко ударили по тормозам. Когда система фиксирует неожиданный удар на педаль тормоза, который превышает определенное пороговое усилие, то принимает решение о подключении BAS.
Главный элемент пневматики — вакуумный усилитель. Так же в систему входят датчик, измеряющий скорость движения штока, его электромагнитный привод и бортовой компьютер.
Усиление, прикладываемое к главному тормозному цилиндру, определяется как разность давлений в камерах ВУ, которые разделены мембраной (в первой — разряжение, подаваемое впускным коллектором, во второй — контролируемая атмосфера). Если система фиксирует слишком быстрое движение штока, то она подает на мембрану полное давление атмосферы. Таким образом, педаль тормоза дожимается до максимума.
Каждая компания разрабатывает своего Break Assist. Принципы действия одинаковы, а названия могут отличаться:
- EBA у Шкоды, Вольво, Вольксвагена, Ауди, тойоты и Мерседеса;
- AFU у Рено, Пежо, Ситроен (преимущественно французские марки).
Гидравлическая система
Второй реакционный подкласс. На машинах с системой антиблокировки стоит гидроблок с клапанами и датчиками. Он контролирует поступления тормозной жидкости. К имеющимся контролерам добавляют датчик давления в тормозном цилиндре, датчик разряжения и реле стоп сигнала.
С помощью такой цепочки вспомогательная система торможения bas регулирует подачу тормозной жидкости к колодкам тормозов. Педаль дожимается за счет предельного давления рабочей жидкости.
- HBA и HBB у Ауди и Вольксвагена;
- SBC и BA Plus у Мерседеса;
- DBC у БМВ.
Электронная система
Электронная система — система автоматического торможения. Она интеллектуальнее предыдущих, так как оценивает обстановку не только внутри машины, но и снаружи. За счет внешних камер, радаров, сенсоров и прочих датчиков она может рассчитывает расстояние до препятствия, находящегося впереди, и начать тормозить, когда оно станет угрожающе маленьким. Эти системы, в отличие от механических, действуют на опережение.
Осуществляя экстренное торможение, они воздействуют на поршень, а не на педаль тормоза, на которую водитель может еще даже не нажать.
Механическая система
Предшественница электронной. Контролирует только скорость автомобиля и силу нажатия на педаль тормоза. Если значения выходят за пределы пороговых — активируется тормозной усилитель.
Как работает система автоматического экстренного торможения?
Большинство новых автомобилей уже оснащены такими датчиками, как радары. Эти радары используются в других функциях помощи водителю, таких как интеллектуальный круиз-контроль (ACC). AEB может использовать эти радары и другие датчики, такие как лидары и камеры, для получения хорошего изображения и расчета окружающей среды и окружения.
AEB также имеет доступ к информации о вашем автомобиле через электронный блок управления или ECU. Измеряя скорость вашего автомобиля и вычисляя расстояние до любого объекта перед вами, AEB может рассчитать и определить, может ли ваша текущая скорость привести к столкновению.
Если AEB обнаружит потенциальное столкновение, AEB проверит тормозные системы. Если вы действительно нажмете на тормоз, и автомобиль замедлится достаточно, чтобы избежать столкновения, AEB не будет вмешиваться. Однако, если вы не нажмете на тормоза, несмотря на приближающееся препятствие, или вы не приложите достаточного усилия к тормозам, AEB возьмет на себя управление, и тормоза сработают с достаточной силой, чтобы избежать столкновения.
Системы AEB могут обнаруживать транспортные средства и большие препятствия. Однако более продвинутые модели могут обнаруживать двухколесные транспортные средства и пешеходов.
Некоторые автомобили выводят систему AEB на новый уровень и оснащены автоматическим задним торможением. Автоматическое торможение задним ходом работает так же, как AEB, но предназначено для предотвращения столкновений на низкой скорости, особенно аварий, когда вы находитесь позади чужого автомобиля.
Автоматическое торможение задним ходом получает информацию от радаров и камер заднего вида для контроля и наблюдения за задней частью автомобиля. Если при попытке припарковаться в машину попадает пешеход или если вы слишком близко подходите к чужой машине, AutoReverse Braking выручит вас и убережет от столкновения. Проверять Как работает камера кругового обзора 360 ° в автомобиле?
Разновидности систем экстренного торможения
На сегодняшний день наибольшее распространение получили две технологии исполнения таких систем экстренного торможения:
1. Гидравлические.
2. Пневматические.
Изначально наибольшее распространение получили пневматические системы, в которых автоматика отслеживает лишь интенсивность нажатия на педаль тормоза, и в последующем активируется соответствующий электромагнит, который переводит шток тормозных цилиндров в крайнее положение и эффективно замедляет автомобиль. Подобные пневматические системы работают в паре с ABS и предупреждают блокировку колес и их проскальзывание.
В автомобилях премиум-класса используются гидравлические системы, которые имеют расширенный функционал и отслеживают силу, с которой происходит нажатие на педаль газа. Электроника использует многочисленные датчики, что и позволяет ей глубоко анализировать ситуацию и принимать правильные решения об активации экстренного торможения. В системе используются дополнительные магистральные насосы, которые позволяют обеспечить максимальное давление и соответствующее увеличенное тормозное усилие.
В последние годы популярностью стали пользоваться системы автоматического экстренного торможения, которые отличаются расширенным функционалом и действуют полностью автономно, даже без учета данных с датчиков по педали тормоза. Фактически, такие системы используют данные с радаров или установленных на автомобиле видеокамер, принимая самостоятельное решение об активации экстренного торможения. Причём водителю в данном случае не обязательно даже касаться педали тормоза.
Если классические гидравлические и пневмосистемы экстренного торможениялишь оказывают помощь водителю, то полностью автоматические технологии могут самостоятельно останавливать автомобили без вмешательства водителя. Следует сказать, что несмотря на разработку интеллектуальной логики подобные системы всё же сегодня работают еще недостаточно качественно, соответственно появляется определенные сложности в эксплуатации автомобиля. Так, например, при реальной опасности такая полностью автоматическая система может не активировать экстренное торможение, тогда как в отдельных случаях при перестроении едущих впереди автомобилей автоматика может определить подобное как опасность и резко затормозить автомобиль. В последнем случае велика вероятность ДТП, в особенности при движении в плотном потоке транспорта.
Сегодня подобные системы экстренного торможения претерпели незначительные изменения, а используемые технологии улучшается. Блок управления такой системы получает данные всё с большего числа датчиков, тем самым позволяет принимать верные решения по остановке автомобиля, а сама система может грамотно распознать опасность, предупреждая ДТП и позволяет сделать эксплуатацию автомобиля еще более безопасной и удобной.
Ведущие автопроизводители сегодня ведут разработки в области создания совершенной системы экстренного торможения, которая могла бы не только существенно сократить тормозной путь, но и обеспечила бы правильные определение опасности на дороге. В ближайшем будущем будет внедрена система экстренного торможения с использованием искусственного интеллекта. Такая полностью автоматическая логика будет определять потенциальную опасность во время управления автомобилем и при необходимости сможет полностью останавливать машину, предупреждая тем самым ДТП.
30.12.2017
Статьи по теме
Что будет, если ехать на ручнике: рекомендации для блондинок и не только
Стояночная тормозная система: принцип и особенности работы
Барабанные тормоза: конструкция и принцип работы
Почему скрипят тормоза: причины, диагностика, ремонт
Износ тормозных колодок: причины, диагностика, замена
Какие тормозные диски поставить: критерии выбора, лучшие производители
Замена тормозных колодок: пошаговая инструкция
Какие тормозные диски выбрать: когда менять и на что
Смазка для суппортов: какая лучше и как выбрать нужную
Замена тормозной жидкости: правила и рекомендации
Как снять тормозной диск, даже если он прикипел
Почему горит лампочка abs: причины и последствия
Горит лампочка ручника: как решить проблему
Минимальная толщина тормозного диска: не пропустить момент!
Разновидности вспомогательных систем экстренного торможения
Существуют две группы вспомогательных систем экстренного торможения:
- помощь при экстренном торможении;
- автоматическое экстренное торможение.
Первая создает максимальное тормозное давление, образующееся в результате нажатия водителем на педаль тормоза. По сути, она «дотормаживает» за водителя. Вторая – выполняет ту же функцию, но уже без участия водителя. Этот процесс происходит автоматически.
Система помощи при экстренном торможении
Исходя из принципа создания максимального тормозного давления, система этого типа делится на пневматическую и гидравлическую.
Пневматическая система помощи при экстренном торможении
Пневматическая система позволяет обеспечить максимальный КПД работы вакуумного усилителя тормозов. Она состоит из следующих элементов:
- датчика, расположенного внутри вакуумного усилителя и замеряющего скорость перемещения штока усилителя;
- электромагнитного привода штока;
- электронного блока управления (ЭБУ).
Пневматический вариант устанавливается, в основном, на автомобили, оборудованные антиблокировочной системой тормозов (ABS).
В основе принципа работы системы – распознавание характера экстренного торможения по скорости нажатия водителем на педаль тормоза. Эту скорость фиксирует датчик, передающий результат в электронную систему управления. Если сигнал больше установленного значения, ЭБУ активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает до упора педаль тормозов. Еще до срабатывания ABS происходит экстренное торможение.
К системам помощи при экстренном торможении пневматического типа относятся:
- BA (Brake Assist);
- BAS (Brake Assist System);
- EBA (Emergency Brake Assist) – устанавливается на автомобили Вольво, Тойота, Мерседес, БМВ;
- AFU – ставится на Ситроен, Рено, Пежо.
Гидравлическая система помощи при экстренном торможении
Гидравлический вариант системы «брейк ассист» создает максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет элементов ESC (системы курсовой устойчивости).
Конструктивно система состоит из:
- датчика давления в тормозах;
- датчика частоты вращения колес или датчика разряжения в вакуумном усилителе;
- выключателя стоп-сигнала;
- ЭБУ.
Система также имеет несколько типов:
- HBA (Hydraulic Braking Assistance) устанавливается на Фольксваген, Ауди;
- HBB (Hydraulic Brake Booster) ставят также на Ауди и Фольксваген;
- SBC (Sensotronic Brake Control) – предназначен для Мерседеса;
- DBC (Dynamic Brake Control) – ставят на БМВ;
- BA Plus (Brake Assist Plus) – Мерседес.
На основании сигналов датчиков ЭБУ включает гидравлический насос системы ESC и увеличивает давление в тормозной системе до максимального значения.
Помимо скорости нажатия на педаль тормоза система SBC учитывает силу нажатия на педаль, дорожное покрытие, направление движения и другие факторы. В зависимости от конкретных условии ЭБУ формирует оптимальное тормозное усиление на каждое колесо.
Вариация BA Plus учитывает расстояние до впереди движущегося транспорта. В случае опасности она предупреждает водителя, либо дотормаживает за него.
Система автоматического экстренного торможения
Система экстренного торможения этого типа более совершенна. Она распознает движущееся впереди транспортное средство либо препятствие с помощью радара и видеокамеры. Комплекс самостоятельно вычисляет расстояние до транспортного средства и в случае вероятной аварии снижает скорость. Даже при возможном столкновении последствия будут не такими серьезными.
Помимо автоматического экстренного торможения, устройство оснащено и другими функциями. Такими, как: предупреждение водителя об опасности столкновения посредством звуко-световой сигнализации. Также активируются некоторые устройства пассивной безопасности, за счет чего комплекс имеет другое название – «превентивная система безопасности».
Конструктивно этот тип системы экстренного торможения базируется на других системах активной безопасности:
- адаптивного круиз-контроля (контроль за расстоянием);
- курсовой устойчивости (автоматическое торможение).
Известны следующие виды систем экстренного автоматического торможения:
- Pre-Safe Brake — для Мерседес;
- Collision Mitigation Braking System, CMBS применимы для автомобиля Хонда;
- City Brake Control — Фиат;
- Active City Stopи Forward Alert — устанавливается на Форд;
- Forward Collision Mitigation, FCM- Митсубиси;
- City Emergency Brake — Фолксваген;
- City Safety применимы на Вольво.
Примечания
- ↑ 123 Система автономного экстренного торможения (рус.). EURONCAP. Проверено 23 октября 2021. Архивировано 6 июня 2021 года.
- Automated Emergency Braking (AEB) (англ.). European Transport Safery Counsil. Проверено 23 октября 2021.
- Automatic Emergency Braking (англ.). U.S. Department of Transport. Проверено 23 октября 2021.
- Collision Mitigation Brake System (CMBS) Description — Overview (англ.). Honda Techinfo. Проверено 28 октября 2021.
- Сачков Максим. Большой тест автомобилей с системой автоматического торможения. Часть 2. АМЕРИКА ДОГОНЯЕТ (рус.). За рулём (1 июня 2015 года). Проверено 23 октября 2021. Архивировано 12 ноября 2021 года.
- Predictive Emergency Braking System (англ.). Bosch. Проверено 25 октября 2021. Архивировано 6 июня 2021 года.
- Reduced collision risk with Scania AEB system. Responsibility always rests with the driver (англ.). Scania AB (5 November 2013). Проверено 5 ноября 2021. Архивировано 1 января 2021 года.
- Toyota Safety Sense (англ.). Toyota USA. Проверено 29 октября 2017. Архивировано 27 июня 2021 года.
- Delphi Collision Mitigation System (англ.). Delphi Automotive. Проверено 28 октября 2021. Архивировано 9 апреля 2021 года.
- Bill Bowman. The Two Lives of the Cadillac Cyclone Concept Vehicle (англ.). GM Heritage Center. Проверено 27 октября 2021. Архивировано 31 декабря 2021 года.
- Diamante 1995 (англ.). Mitsubishi Motors Corporation. Проверено 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
- Mitsubishi Motors Develops «New Driver Support System» (англ.). Mitsubishi Motors Corporation (December 15, 1998). Проверено 2 ноября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
- Technical Development. Electronics Parts (англ.). Toyota Global Wesite. Проверено 27 октября 2021. Архивировано 20 июня 2017 года.
- Driver assistance systems: Intelligent co-pilots (англ.). Daimler Media. Проверено 28 октября 2021. Архивировано 28 октября 2017 года.
- COMMISSION REGULATION (EU) No 347/2012. implementing Regulation (EC) No 661/2009 of the European Parliament and of the Council with respect to type-approval requirements for certain categories of motor vehicles with regard to advanced emergency braking systems (англ.). Access to European Union law (16 April 2012). Проверено 29 октября 2021.
- MEPs call for new car safety tech to be fitted as standard (англ.). European Transport Safety Council (October 12, 2017). Проверено 29 октября 2021.
- U.S. DOT and IIHS announce historic commitment of 20 automakers to make automatic emergency braking standard on new vehicles (англ.). Insurance Institute for Hightway Safety (March 17, 2016). Проверено 25 октября 2021. Архивировано 28 июня 2021 года.
- About our tests. Front crash prevention tests (англ.). Insurance Institute for Highway Safety. Проверено 29 октября 2017.
- Now Including AEB in the Rating (англ.). Euro NCAP (January 2014). Проверено 29 октября 2021.
- 2013 Автономное экстренное торможение (рус.). EuroNCAP. Проверено 4 ноября 2021. Архивировано 6 июня 2021 года.
- Сачков Максим. Авто-стоп: большой тест автомобилей с системой автоматического торможения (рус.). За рулём (1 июня 2015 года). Проверено 23 октября 2021. Архивировано 29 марта 2021 года.
- Сачков Максим. Большой тест автомобилей с системой автоматического торможения. Часть 2 (рус.). За рулём (1 июня 2015 года). Проверено 23 октября 2017. Архивировано 12 ноября 2021 года.
- Erin Stepp. Hit The Brakes: Not All Self-Braking Cars Designed to Stop (англ.). AAA Newsroom (August 24, 2016). Проверено 4 ноября 2021. Архивировано 6 июля 2021 года.
Дополнительные функции
Эффективность предотвращения столкновения можно повысить за счёт использования дополнительных систем.
Адаптивный круиз-контроль ACC
Система предупреждения о столкновении должна работать совместно с адаптивным круиз-контролем ACC. Эта разработка следит за соблюдением безопасной дистанции между вашим автомобилем и впереди стоящим. Такая функция очень удобна во время передвижения в пробках.
Непрерывно работает радар, который измеряет расстояние до каждого автомобиля. Система обрабатывает эту информацию и рассчитывает скорость, при которой критическое сближение будет невозможным. Добавляет удобства пользователю возможность выставления своих параметров, в пределах которых будет работать адаптивный круиз-контроль.
Система следит за скоростью передвижения соседнего автомобиля и быстро реагирует на её снижение. Таким образом, водитель может не держать себя в постоянном напряжении и доверить некоторую часть управления автоэлектронике.
Оповещение сокращения дистанции
Передвижение в плотном потоке машин облегчается благодаря системе, которая следит за сокращением дистанции и оповещает водителя в случае возникновения опасной ситуации. Эта функция называется Distance Alert, она может служить альтернативой для адаптивного круиз-контроля. Если последняя система неактивна, то контроль за дорогой выполняет Distance Alert.
Внимание водителя привлекается благодаря предупредительному сигналу, который располагается внизу на лобовом стекле — как раз в зоне видимости
Технология обнаружения пешеходов
Все возможности, которые были описаны выше, имеют отношение только к автомобилям. Но ведь машина может сталкиваться не только с себе подобными, но и с пешеходами. Была разработана отдельная система, которая направлена на обнаружение людей, находящихся возле автомобиля. При выявлении близстоящего человека, автомобиль принудительно снижает скорость.
В результате работы этой технологии можно снизить силу удара или вовсе избежать столкновения с пешеходом. Исследования показали, что использование системы обнаружения пешеходов сокращает смертность в результате аварий, снижает вероятность получения тяжёлых травм и уменьшает количество наездов.
Возможности этой технологической разработки впечатляют. Она отлично работает в условиях большого города, отслеживает сразу нескольких пешеходов, которые могут передвигаться в различных направлениях, определяет людей с зонтами в условиях дождливой погоды.
Система поможет предотвратить столкновение с пешеходом
«ABS»
Если на автомобиле без антиблокировочной тормозной системы (ABS) резко нажать педаль тормоза и держать ее какое-то время, то вероятнее всего одно из колес или более число колес будет заблокировано, то есть колесо или колеса перестанут вращаться, именно до того момента прежде чем машина остановится, что наверняка приведет к неконтролируемому заносу и к потере управления самим автомобилем.
Лучшим способом сохранения этой управляемости машиной при необходимости быстрого торможения без ABS является, применение особого способа торможения, который заключается в следующем, а именно: -в необходимости нажатия педали тормоза без ее долгого удержания и резкого мгновенного отпускания этой педали с повторным (вторичным) нажатием на данную педаль тормоза. Таким образом, нажимая и отпуская в данном случае тормоз мы с вами снижаем тот риск попасть в неуправляемый занос от такого резкого торможения.
Этот способ-метод называется «порогом торможения», который как-раз и заключается в том, что тормоз в автомобиле остается полностью зажатым до момента блокировки колес. Данная система «ABS» делает это за самого водителя автоматически. Когда водитель начинает резко тормозить на автомобиле с такой системой «ABS», то электроника в машине не позволяет колесам заблокироваться.
В отличие от конкретного водителя (даже профессионала) эта система «ABS» сама зажимает тормоза и отпускает их намного лучше и быстрее. Автомобилем оборудованным системой ABS намного проще управлять. Именно поэтому в гоночных болидах Формулы-1 запретили использовать данную систему, по причине, что эта «ABS» по-просту снижает требуемое мастерство участника гонок, что позволяет использовать в гонках менее подготовленного к ним пилота.
4-х канальная система «ABS» состоит из следующих основных компонентов, а именно: — из датчиков скорости на каждое колесо, из электронного управления гидравлической тормозной системой, из насоса для восстановления давления в гидролитической тормозной системе, а также из электронного блока управления всей системой «ABS».
Когда эта электронная система замечает, что одно из колес начинает вращаться быстрее других колес что несомненно может привести к последующей его блокировке, то чтобы не допустить этого данная система тут же начинает зажимать при помощи электронной гидролитической системы и так же резко разжимать сам тормоз, тем самым замедляя это колесо от быстрого вращения без риска его блокировки.
Так как тормозная система «ABS» сама автоматически быстро зажимает клапана в суппортах, которые далее зажимают тормозные колодки, и естественно быстро их разжимает, то водитель начинает чувствоват в самой педали тормоза определенные многочисленные толчки. На некоторых моделях машин во время срабатывания «ABS» раздается такой характерный скрежущий звук. А в некоторых моделях автомобилей при срабатывании системы «ABS» педаль тормоза даже может по-просту проваливаться в полик.
Многие другие из таких систем безопасности автомобилей, такие например, как стабилизация и контроль тяги, используют для своей работы какую-то часть системы «ABS». Так, для поддержания устойчивости машины используются например, датчики скорости «ABS» установленные конкретно на колесах, а еще гидравлическая тормозная система которая управляется электроникой. Подавляющее большинство современных автомобилей имеют сегодня в своих базовых комплектациях систему «ABS».
Вопреки распространенному мнению, что система «ABS» сокращает тормозной путь автомобиля, хотим сказать, что это ошибочное мнение, она не сокращает тормозной путь, а обеспечивает ту самую безопасность водителя во время резкого торможения, защищая тем самым автомобиль от неконтролируемого и неуправляемого заноса.
Но тем не менее, при некоторых дорожных ситуациях и погодных условиях данная система «ABS» все-же может сокращать длину тормозного пути. Так, например, на мокрой асфальтовой дороге эта система «ABS» действительно сокращает тормозной путь автомашины. А вот на гравийных и проселочных дорогах эта самая система уже ни как не поможет сократить длину вашего тормозного пути. Хотя из-за естественной неровности дорожного покрытия автомобиль в любом случае сможет затормозить быстрее, так как колеса машины имеют дополнительное определенное препятствие для своего последующего вращения.
Разные способы помощи при аварийном дотормаживании автомобиля
Увеличить давление в тормозных механизмах можно с использованием пневматических устройств, уже установленных на машину. Обычно это вакуумный усилитель тормозов. Достаточно заставить его работать с опережающим усилием.
Другой вид повышения интенсивности торможения связан с используемыми электронной системой стабилизации ESP узлами антиблокировочной системы тормозов ABS. Их тоже можно заставить сработать по максимуму при распознании аварийной ситуации.
Пневматический принцип
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) использует в работе разрежение во впускном коллекторе двигателя. Увеличить это разрежение невозможно поэтому для реализации скачка давления в аварийной ситуации в конструкцию ВУТ введены дополнительные узлы:
- датчик начала торможения;
- исполнительный электромагнитный соленоид;
- датчик перемещения мембраны со штоком.
По сигналам датчиков электронный блок фиксирует экстренный характер торможения и подаёт управляющий сигнал на электромагнит. ВУТ начинает работать с максимальной эффективностью, дожимая тормоз. Как и всегда, мировые производители автомобилей используют разные аббревиатуры для обозначения наличия в системе подобного устройства, это могут быть BA, AFU, EBA, BAS и другие.
Гидравлический бустер
Того же эффекта можно добиться средствами комплекса электронных помощников ESP, построенного на базе антиблокировочной системы тормозов. Данный принцип более совершенен, так как в распоряжении системы имеется больше датчиков, и она способна учитывать множество различных внешних факторов, не допуская критического роста тормозного усилия. Задачей является ускорение процесса торможения, а не блокировка тормозов со всеми вытекающими последствиями.
- скорость вращения колёс;
- давление в тормозных магистралях;
- скорость изменения давления;
- угловые и линейные ускорения автомобиля;
- углы поворота управляемых колёс;
- скорость вращения рулевого колеса;
- состояние дорожного покрытия;
- ситуация вокруг автомобиля.
Приняв решение, система активирует давление от гидравлического насоса с аккумулятором, создавая максимально возможное в данных условиях тормозное усилие. Одновременно контролируется реакция автомобиля на замедление для предотвращения срыва колёс в скольжения или потери стабильности на траектории. От водителя требуется лишь максимально быстро и сильно нажать на тормозную педаль. Усовершенствованные системы способны по сигналам радарных датчиков оценивать изменение расстояния до впереди идущего автомобиля.
Особенности активных систем безопасности в авто
АСБ в автомобилях имеют ключевую особенность: в них встроена интеллектуальная логика. Она базируется на полученных от датчиков сведениях. На их основе принимает решения, которые будут максимально эффективными в сложившейся ситуации. Инженеры-конструкторы заложили в память систем примеры нештатных ситуаций и показатели в датчиках, которые должны быть для того, чтобы обнаружить неисправность на ходу. После этого АСБ комплексно срабатывают и выполняют инструкции для устранения возникшей или возможной опасной ситуации.
Автоматические системы безопасности не могут работать без множества дополнительных элементов и многочисленных устройств-анализаторов. В колесах машины присутствуют клапаны, регулирующие давление в тормозной жидкости. Система ABS подает сигнал к ним и предупреждает блокировку. Так же и системы курсовой устойчивости представляют собой десятки датчиков и деталей, без которых ESP не смогла бы анализировать ситуацию и вносить корректировки во избежание дорожно-транспортных происшествий.
table-01
«В стоящего» (рис. 1) — остановка перед неподвижным объектом. «Булли» стоит, машина едет. Начальная скорость 15 км/ч — на первый взгляд, пустяковая. Но в случае реальной аварии уже потребуется кузовной ремонт! Затем с каждой попыткой увеличиваем скорость на 5 км/ч. Заезды заканчиваем, когда автомобиль в торможении касается «булли». Из-за нестабильной работы электроники иногда приходилось дублировать попытки, чтобы однозначно установить, когда наступает предел возможностей управляющей электроники.
«Дай знак» (рис. 2) — тест системы предупреждения о возможном столкновении. Водитель направляет машину в «булли» на малой (20 км/ч), средней (50 км/ч), высокой (90 км/ч) скоростях — и внимательно следит за подсказками электроники: при первом же предупреждении он нажимает на тормоз и оценивает (субъективно, конечно), своевременно ли электроника подала сигнал. Случалось, что ассистенты предательски молчали и водителю приходилось уворачиваться от «булли» в последнее мгновение, чтобы избежать удара на большой скорости. Не увернешься — разнесешь испытательную установку, повредишь автомобиль да и сам можешь пострадать, поскольку на скорости свыше 50 км/ч при достаточно жестком контакте даже с мягкой и подвижной установкой могут сработать подушки безопасности.
«Догонялки» — динамические испытания, когда движется и «булли», и настигающий его автомобиль. Это имитация наиболее распространенных дорожных ситуаций. Например, типичный для города случай — «булли» едет со скоростью 20 км/ч, а машина нагоняет его со скоростью 50 км/ч (рис. 3).
Затем играем в догонялки в трассовом темпе: «булли» держит 50 км/ч, а скорость автомобиля — 90 км/ч.
«Притормози» — торможение перед хвостом пробки. «Булли» и машина движутся со скоростью 60 км/ч. «Булли» начинает замедляться, и машина настигает его (рис. 4).
Задача системы автоматического торможения во всех упражнениях очевидна — не допустить контакта.
Объективные оценки, полученные автомобилями по результатам заездов, мы свели в таблицу. Но, как это часто бывает в таких комплексных задачах, сухие баллы априори не могут дать полного представления о том, как показали себя герои нашего теста. На разных машинах — системы разного уровня, иные весьма капризны, а потому без подробного рассказа о каждой из них не обойтись. Делиться своими впечатлениями мы будем не в хронологическом порядке, а, для простоты восприятия, пойдем от менее удачливых участников теста к его лидерам.