Как работает система контроля полосы движения

Мониторинг состояния водителя за рулем

Наиболее эффективные системы мониторинга состояния водителя являются Attention Assist, Driver Alert Control и Seeing Machines. Их цель вовремя обнаружить и сообщить об изменения в организме человека. Наиболее эффективные системы мониторинга состояния водителя являются Attention Assist, Driver Alert Control и Seeing Machines. Их цель вовремя обнаружить и сообщить об изменения в организме человека.

Однообразная дорога или длительные поездки на автомобиле особенно ночью приводят к утомляемости водителя. Вследствие этого его реакция снижается, а утомляемость повышается. Это ведёт к тому, что организм не выдерживает нагрузку, и водитель попросту засыпает. Это приводит к многочисленным серьезным ДТП.

Для того, чтоб избежать подобных случаев, придумали системы, которые наблюдают и контролируют уровень усталости водителя. Сделать это можно с помощью 3 показателей. В первом случае наблюдаются действия водителя, затем движение автомобиля, и наконец взгляд водителя.

Attention Assist

Система Attention Assist осуществляет контроль, используя несколько параметров и элементов. Данную систему встраивают в автомобиль немецкой марки Mercedes-Benz. Система Attention Assist состоит их несколько датчиков, каждый их которых отвечает за особый показатель утомляемости. Это такие датчики, как например, рулевого колеса, двигателя или тормозной системы. Одним из главным является датчик блока управления.

Он проводит мониторинг физического состояния водителя за многими показателями. В первую очередь он контролирует манеру вождения, а именно скорость. Следующими показателями служат условия, в которых движется автомобиль. Здесь имеется ввиду, время длительности поездки и когда она происходит, в какое время суток.

Тормозная система и подрулевые переключатели относятся к управленческой системе, которая также контролируется системой. И наконец, осуществляется контроль за ускорением, а именно боковым и продольным.

DYNAMIC MODE

Динамический режим – это дополнительный режим системы Terrain Responce, который позволяет выбрать программу, наилучшим образом соответствующую текущему дорожному покрытию и желаемой динамике движения. Динамический режим – ассоциируется со стилем вождения, а не с типом поверхности. Выбор этой программы позволяет автомобилю полностью раскрыть свой потенциал на дороге. При движении по дорогам с твердым покрытием улучшаются ходовые характеристики и ходовые качества. При активации динамического режима в работе систем автомобиля происходят следующие изменения: рулевое колесо становится жестче, реакция на нажатие педали акселератора становится более резкой, подвеска зажимается (при наличии активной системы стабилизации) и автомобиль менее наклонен к поворотам, меняется внешний вид приборной панели, а цвет подсветки контура (при его наличии) меняется на красный.

ADAPTIVE CRUISE CONTROL WITH STEERING ASSIST

адаптивный круиз-контроль с функцией ассистентного рулевого управления можно активировать на скоростях выше 15 км/ч, после чего он будет работать в диапазоне от 0 до 200 км/ч. Он начнет работать при нажатии кнопки настройки системы круиз-контроля. Синхронное управление камерой и радаром позволяет отслеживать другие автомобили, оставаться в пределах полосы движения и адаптировать скорость в соответствии с расходом топлива. Если движущийся впереди автомобиль замедляется или останавливается, функция автоматически понижает скорость и при необходимости останавливает автомобиль. С помощью этой функции водитель будет меньше напрягаться при движении в плотном городском потоке.Адаптивный круиз-контроль с функцией рулевого управления помогает контролировать рулевое управление, торможение и ускорение, когда руки находятся на рулевом колесе. Предупреждающий сигнал отключится, если Вы уберете руки с руля. Если вы проигнорируете предупреждение, функция ассистентного рулевого управления будет отключена, но адаптивный круиз-контроль будет продолжать работать.

Выбор системы предупреждения о выезде с полосы движения

Поскольку у разных автопроизводителей разные подходы к предупреждению о выходе из полосы движения и технологиям удержания полосы движения, существует множество различных вариантов

Поэтому, если вы ищете новую машину и много ездите по шоссе, важно учитывать эти системы

Вот некоторые из основных характеристик, которые следует учитывать при рассмотрении транспортного средства, которое включает в себя систему предупреждения о выходе из полосы движения:

Звуковые предупреждения — Некоторые системы обеспечивают звуковое предупреждение, когда транспортное средство покидает центр своей полосы движения. Это наименее инвазивный тип предупреждения.

Предупреждения о тактильной обратной связи — некоторые системы предоставляют некоторые виды тактильной обратной связи в качестве предупреждения. Рулевое колесо может вибрировать или сиденье может вибрировать. Во многих случаях вибрирующая сторона рулевого колеса или сиденья будет указывать направление, в котором вам нужно двигаться.

Визуальные предупреждения — Большинство систем также предоставляют некоторый тип предупреждающего индикатора на приборной панели. Это может быть как простой предупредительный световой сигнал, так и сложный, например, диаграмма, показывающая, в какую сторону полосы движения вы сместились.

Автоматическое корректирующее рулевое управление — некоторые системы способны подавать крутящий момент на рулевое колесо для корректировки положения автомобиля

Когда автомобиль обладает этой функцией, важно проверить движение и определить, какое усилие требуется для преодоления этого корректирующего действия в случае, если оно происходит в неподходящее время. Если вы чувствуете, что применяется слишком большое усилие, возможно, стоит взглянуть на другую марку или модель.

Подробно о Lane Departure Warning ( LDW ) [ Видео, аудио система предупреждает водителя, об отклонении автомобиля от заданной траектории ]

  Начнем с того, что во время движения автомобиль чаще всего находится в своей полосе и не должен из нее выезжать, но на деле же водитель может отвлекаться от управления автомобилем и машина может начать перемещаться на соседнюю полосу, что может привести к особенно печальным последствиям в случае перемещения на встречку. По статистике National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) 40-60% всех аварий на трассах в США прямо или косвенно связаны с тем, что автомобиль покидает свою полосу. Для предотвращения этого люди придумали отслеживать позицию автомобиля в полосе и в случае, если он начинает уходить с нее, подавать сигнал водителю или применять более активные действия: поворачивать руль или применять тормоза на колесах противоположной стороны, чтобы не дать автомобилю покинуть свою полосу. На самом деле, такие системы не являются чем-то совсем уж новым, японцы еще лет 10 назад начали экспериментировать с ними на некоторых моделях. Причем различные компании использовали для реализации достаточно разные подходы: обычные камеры смотрящие вперед или назад, а также инфракрасные камеры смотрящие вниз. 
Небольшая камера, установленная в верхней части лобового стекла отслеживает разметку на дороге, и может обнаружить когда водитель совершает не запланированное пересечение дорожной разметки. Визуальное оповещение будет загораться на приборной панели автомобиля и система также может обеспечить звуковое оповещение. Следует помнить! Система LDW оповещает водителя, когда обнаружено отклонение при передвижении автомобиля без использования сигналов поворотов. LWD может не определить всех дорожных разметок. Точность показаний базируется на погоде, скорости передвижения и состояния дорожного покрытия. Работа системы может искажаться в результате экстремально высокой температуры в салоне автомобиля. Водитель остается ответственным за безопасное передвижение транспортного средства и за избежание столкновений.

В России немецкая компания Hella известна прежде всего как производитель качественной осветительной техники. Однако треть ее трехмиллиардного товарооборота приходится на электронные системы для автомобилей. Система предупреждения смены рядности движения Lane Departure Warning (LDW) — одна из них. Кроме того, компания производит ряд оптических устройств и датчиков, а также компонентов для систем адаптивного круиз-контроля Adaptive Cruise Control (АСС). Система LDW является следующим логическим шагом в разработке автомобильных систем, использующих приемы считывания и обработки видеоизображения. Она реализует алгоритм, задача которого — обнаружение с помощью видеокамеры специальных меток (маркеров) на дороге, их отслеживание и предупреждение водителя о беспричинной смене полосы движения. То есть система, включающаяся при скоростях более 40 км/ч, следит за положением автомобиля относительно дорожной разметки, анализирует действия водителя (поворот руля, нажатие на педаль тормоза, включение сигнала поворота) и при возникновении критической ситуации (например, вероятности съезда с дороги) предупреждает его звуковым сигналом.

Камера системы LDW, устанавливаемая в нижней части лобового стекла (также она может быть встроена в бампер или блок-фару), считывает метки и передает информацию об их положении (угол, расстояние) в компьютер, который на основании различных данных и в соответствии с вложенным в него алгоритмом принимает решение о включении звукового сигнала. Звук может быть продублирован вибросигналом от встроенного в сиденье устройства.

Использовать систему LDW предполагается как автономно, так и вместе с другими электронными устройствами, имеющими оптические датчики и схожие алгоритмы управления. Серийно она начнет выпускаться в 2009 г. и будет предлагаться в качестве опции (ее стоимость — 200-300 долларов) для легковых автомобилей различных марок.

Картинки к теме » Элементы системы безопасности автомобиля: 
Lane Departure Warning ( LDW )
 »

 
 
 

 

Примечания и ссылки

  1. Экономический и Социальный Совет, «  2 е  Доклад, представленный от имени Экономического и Социального Совета Анри Sarramon  » Официальный журнал Французской Республики, мнения и отчеты Экономического и Социального Совета, п O  8,4 марта 1976 г., стр.  396: «B — Комиссия Кокванда 1971 года» , на Галлике .
  2. Мари-Лор Юилль, «  Разведка делает машину  », Вперед, Армия спасения ,2 октября 2000 г., на Галлике .
  3. Директива (ЕС) 2019/1936 от 23 октября 2019 г.
  4. ↑ и
  5. (in) полосы движения на www.bosch-mobility-solutions.com (по состоянию на 19 августа 2019 г. )
  6. как предупреждение о внимании водителю Nissan
  7. (in) на www.bosch-mobility-solutions.com (по состоянию на 19 августа 2019 г. )
  8. (in) на Valeo (по состоянию на 19 августа 2019 г. )
  9. Регламент (ЕС) 2019/318 от 19 февраля 2019 г.
  10. ↑ и
  11. ↑ и
  12. ↑ и
  13. ↑ и
  14. (in) Wilde, GJS (1988), «Теория гомеостаза риска и предложения о дорожно-транспортных происшествиях, выводы и фокус инакомыслия в недавних реакциях. Эргономика, 31: 4, стр. 441-468.
  15. ↑ и
  16. Регламент (ЕС) 167/2013 от 5 февраля 2013 г. о надзоре за рынком сельскохозяйственных и лесных транспортных средств

Что такое LDWS

Система контроля полосы движения (Lane Departure Warning System «LDWS») – это технология, предупреждающая о том, что возможен скорый сход с полосы движения автомобиля. Применяется технология на участках вроде магистралей, автобанов или автострадах. В первую очередь технология контроля позволяет держаться выбранного участка дороги, исключая возможность несанкционированного съезда с пути. На деле это имеет огромное значение для сегодняшних реалий: всё чаще основными причинами возникновения автомобильных аварий является временная отстраненность водителей от контроля ситуации за дорогой (сон за рулем, переутомленность, проблемы со здоровьем).

Что такое парктроник? Устройство, принцип работы и как выбрать парктроник для авто?

Ранее эксклюзивная для дорогостоящих и премиальных седанов система медленно перекочевала в стан бюджетных и семейных типов автомобилей, предлагая свой функционал почти любому автовладельцу.

Захват картинки с дисплея LDW системы, с помощью размещенного на передней части автомобиля видео-датчика.

Park Assist

Система помощи при парковке Park Assist облегчает маневрирование автомобилем только при въезде/выезде с параллельного парковочного места и при въезде на перпендикулярное парковочное место. Система помощи при парковке Park Assist берет на себя рулевое колесо и маневрирует автомобилем.

Система помощи при парковке Park Assist имеет три режима:

“Параллельная парковка”: для обратного въезда на парковочное место, параллельное автомобилю.

“Перпендикулярная парковка”: для реверсирования в парковочное место, расположенное перпендикулярно автомобилю.

“Парковочный выход”: только для выхода с параллельного парковочного места.

Преимущества и недостатки

Оборудование обладает рядом преимуществ:

  1. При высоких скоростях повышается точность обработки данных с полным контролем движения транспортного средства.
  2. Возможность мониторинга состояния, в котором пребывает водитель машины.
  3. Водитель в режиме реального времени может «общаться» с системой, контролирующей ситуацию вокруг автомобиля. Наличие возможности переключения в режим полного контроля или частичного подруливания. Это достигается за счёт распознавания пешеходов, дорожных знаков и активации функции экстренного торможения.

В силу того, что интерфейс по большей мере находится в стадии разработки и адаптации к реальным условиям, он имеет не только преимущества, но и ряд недостатков:

  1. Для правильной работы всех механизмов системы дорожное полотно должно быть ровным с четким нанесением разметки. Деактивация интерфейса происходит из-за загрязнения покрытия, отсутствия разметки или постоянного прерывания рисунка.
  2. Ухудшается управление за счет снижения уровня распознавания разметки на узких полосах, что приводит к переходу системы в пассивный режим с последующей деактивацией.
  3. Ассистент движения в рамках дорожной полосы работает исключительно в условиях специально подготовленного полотна или автобанов, которые оборудованы согласно существующим стандартам.

Интерфейсы LDWS – это уникальные системы, которые помогают водителю следовать в одной из выбранных полос движения на автобанах. Подобное техническое обеспечение автомобиля существенно снижает аварийность, что особенно актуально при длительном пребывании за рулем. Кроме видимых преимуществ, система контроля полосы движения обладает одним существенным недостатком – способность работать только на тех дорогах, которые оборудованы согласно существующим стандартам и с четко нанесенной разметкой.

Про помощников LKA/LDWS, HBC, Lim, SCBS R

LANE KEEP ASSISTСистема удержания в полосе работает мягко, помогая водителю постоянно не держать руль в пределах полосы напрягая концентрацию и мышцы. Система сама видит полосы и подруливая, позиционирует машину посередине полос. На трассе незаменимая вещь! Очень удобно, экономит силы и нервы, реально стало ездить легче. Всегда нужно помнить что это только помощник, а не искусственный интеллект. Быть внимательным: при сбросе газа, система отключается; при крутых виражах не хватает авто рулежки и авто выходит из полосы; смотреть на проекционный дисплей авто вкл/выкл система, т.е. видит или нет.

Lane Departure Warning System (LDW)Работает в паре с системой выше предупреждая водителя о выходе из полосы вибрацией на руле и на проекции! Если реакции не последовало при пологом повороте, возвращает авто посередине полосы. При крутом повороте едет за полосы Держать руки нужно на руле, иначе тоже ругается. В общем смотрите в оба глаза. Помните это всего лишь помощники, а не R2 из зведных войн.

High Beam Control (HBC) Автоматически переключает свет с дальнего на ближний и наоборот.Тоже крутая штука! Эту систему Вы не получите с CX-5 в стандартных комплектациях. Если у вас supreme с фарами ALH то там есть подобная система, но она работает по другом6у. Если фары AFLS или те что в комплектациях Active, то авто переключения нет. Откройте функции и авто начнет автопереключать свет и это реально экономит силы в дальней дороге. Одно условие у вас должна быть камера в комплектации авто.

DAA driver attention alertСистема усталости водителя — иногда пищит, вообще никак не помогает Бесполезный «друг»

LIM предел набора скорости! Полезная штука против штрафов

Установил в городе 80 и давишь тапок ) ВНИМАНИЕ! Если вам срочно надо ускориться то давите тапок в пол до кик дауна и тогда ограничение не действует, однако потом когда скорость упадет ниже установленной отметки ограничения будут снова действовать. SCBS R умное торможение задним ходом.Работает, но еще ни разу не сработало Когда открыли функцию, поставил коробки и задом на них без нажатия на газ

Машина резко остановилась перед ними за 20 см. До последнего думал собью. В ежедневном пользовании не срабатывало как и SCBS F то есть торможение передним ходом

SCBS R умное торможение задним ходом.Работает, но еще ни разу не сработало Когда открыли функцию, поставил коробки и задом на них без нажатия на газ. Машина резко остановилась перед ними за 20 см. До последнего думал собью. В ежедневном пользовании не срабатывало как и SCBS F то есть торможение передним ходом.

История

В 1969 году первое поколение антиблокировочной системы с электронным управлением было представлено на Франкфуртском автосалоне ( Internationale Automobil-Ausstellung или IAA) американской компанией ITT Automotive, которая купила Alfred Teves GmbH.

Во Франции в 1971 году была сформирована комиссия по вопросам безопасности транспортных средств и, следовательно, помощи водителю.

В 1986 году в области безопасности дорожного движения был объявлен тендер на приобретение «электронных вспомогательных средств вождения».

В 2000 году ABS, ESP и антипробуксовочная система считались передовыми устройствами помощи водителю.

В период с 2000 по 2003 год, потенциальные выгоды от некоторых ведущих средств —  междугородний ACC, Urban ACC & Stop и Go, Lane система поддержки, система мониторинга водителя  (еп), Бортовой компьютер на грузовиках, предупреждение Lane и столкновение система предупреждения  — оцениваются. исследование проекта Advisors.

В 2019 году Директива (ЕС) 2019/1936 от 23 октября 2019 года рекомендует водителям и системам помощи при вождении уделять особое внимание четкости и обнаруживаемости дорожной разметки и дорожных знаков. Это одно из первых упоминаний о дорожной адаптации для этих автомобилей.

“Apple Carplay” и “Android Auto”

Apple CarPlay – это приложение, предоставляющее пользователю доступ к основным функциям iPhone, таким как музыка, телефонные звонки, помощник Siri, сообщения и навигация во время вождения без какого-либо риска для безопасности. Приложение организовано таким образом, что при его использовании водитель едва отвлекается от дороги.

Подключив смартфон Android к информационно-развлекательной системе автомобиля, система Android Auto проецирует операционную систему телефона на экран информационно-развлекательной системы автомобиля. Однако не все функции, которые вы привыкли использовать в вашем смартфоне, будут доступны вам на экране автомобиля после подключения. То есть, подключив телефон к автомобилю, вы получите доступ к упрощенной версии вашего смартфона на дисплее центральной консоли автомобиля.

Из каких элементов состоит LDWS

Система состоит из следующих компонентов:

  • Клавиша управления – запускает интерфейс. Расположена на центральной консоли, приборной панели или рычаге указателя поворота.
  • Видеокамера – захватывает расположенное перед автомобилем изображение и отцифровывает его. Как правило, расположена за зеркалом заднего вида на лобовом стекле в объединенном блоке с элементом управления.
  • Электронный блок управления.
  • Подрулевой переключатель — информирует систему о контролируемом изменении полосы движения (например, при перестроении).
  • Исполнительные механизмы – элементы, которые оповещают об отклонении от заданного маршрута и выхода за пределы полосы. Могут быть представлены: электромеханическим усилителем руля (в случае необходимости корректировки движения), вибромотором на рулевом колесе, звуковым сигналом и контрольной лампой на приборной панели.

Схема компонентов системы

Для полноценной работы системы полученного изображения недостаточно, поэтому разработчики включили ряд датчиков для более точной интерпретации данных:

  1. ИК-датчики – выполняют функцию распознавания дорожной разметки в темное время суток с помощью излучения в инфракрасном спектре. Располагаются в нижней части кузова автомобиля.
  2. Лазерные датчики – обладают принципом действия, как и у ИК-приборов, проецируя на задаваемый маршрут четкие линии, для последующей обработки специальными алгоритмами. Чаще всего располагаются в переднем бампере или решетке радиатора.
  3. Видео-датчик – работает так же, как обычный видеорегистратор. Расположен на лобовом стекле за зеркалом заднего вида.

Система помощи при перестроении (ассистент смены полосы движения)

Часто причиной аварий при перестроении в другой ряд является то, что водитель не замечает транспортные средства на соседних полосах.

Система помощи при перестроении (другие названия — система мониторинга «слепых» зон, система информирования о «мертвой» зоне, система безопасного перестроения из ряда в ряд) предупреждает водителя об опасности столкновения при смене полосы движения.

Известными разработчиками таких систем являются:

  • Audi, Volkswagen — система Side Assist;
  • BMW — система Lane Change Warning;
  • Mazda — система Rear Vehicle Monitoring (RVM);
  • Mercedes-Benz — система Blind Spot Assist;
  • Porshe — система Spurwechselassistent (SWA);
  • Ford — система Blind Spot Infomation System (BLISTM);
  • Volvo — система Blind Spot Information System (BLIS).

Система Side Assist признана Европейским комитетом независимой экспертизы безопасности автомобилей (Euro New Assessment Programme, NCAP) одной из лучших систем безопасности 2010 г.

Система включает следующие конструктивные элементы:

  • кнопку (клавишу) включения на рычаге переключателя указателя поворотов (на панели двери);
  • радары в наружных зеркалах заднего вида с правой и левой сторон;
  • электронные блоки управления;
  • сигнальные лампы (предупреждающие индикаторы) на наружных зеркалах заднего вида с правой и левой сторон;
  • вибромотор на рулевом колесе;
  • контрольную лампу на панели приборов.

Электронные блоки управления (по одному на каждую сторону) анализируют отраженные излучения радаров, на основании которых:

  • производится слежение за подвижными объектами;
  • распознаются неподвижные объекты (припаркованные автомобили, дорожное ограждение, столбы и др.);
  • при необходимости включается сигнальная лампа.

Ассистент смены полосы движения оповещает и предупреждает водителя о потенциальной опасности при перестроении в другой ряд с помощью встроенных в наружные зеркала заднего вида сигнальных ламп (рис. 2).

Рис. 2. Сигнальные лампы, встроенные в зеркало заднего вида

Сигнальная лампа работает в режимах:

  • информирования — горит непрерывно при нахождении объекта в «слепой» зоне;
  • предупреждения — мигает при перестроении из ряда в ряд и при нахождении объекта в «слепой» зоне.

При обнаружении помехи на одной из соседних полос в зеркале соответствующей стороны загорается сигнальная лампа. Если водитель не перестраивается в другой ряд, то сигнальная лампа горит непрерывным светом, сообщая этим о наличии помехи. Когда водитель включает указатели поворота, т.е. хочет перестроиться в занятый соседний ряд, сигнальная лампа предупреждает его об опасности четырехкратным миганием.

Ниже в качестве примера описываются две типичные дорожные ситуации, в которых ассистент смены полосы движения подает предупреждающий сигнал (рис. 3).

Рис. 3. Типичные дорожные ситуации применения ассистента смены полосы движения: а — ситуация 1; б — ситуация 2; SWA — автомобиль, оборудованный ассистентом

Ситуация 1. Оборудованный SWA автомобиль V1 движется по средней полосе трехполосной магистрали и опережает движущийся справа автомобиль V2 (рис. 3, а). Скорость автомобиля с SWA превышает скорость обгоняемого автомобиля менее чем на 15 км/ч. Обгон с такой скоростью требует времени, так что обгоняемый автомобиль в какой то момент попадает в мертвую зону.

В этой ситуации сигнальная лампа в правом наружном зеркале сообщает водителю, что правая полоса движения занята. Если водитель автомобиля с SWA включает правый указатель поворота, то четырехкратное мигание сигнальной лампы в правом зеркале предупреждает его об опасности.

Ситуация 2. Автомобиль V3 с SWA движется со средней скоростью по правой полосе трехполосной магистрали (рис. 3, б).

По средней полосе его быстро нагоняет другое транспортное средство V4. Ассистент смены полосы движения обнаруживает приближающийся автомобиль и зажигает сигнальную лампу в левом  наружном зеркале. Если водитель включает левые указатели поворота, то сигнальная лампа начинает мигать и этим предупреждает водителя об опасности столкновения. Максимальное расстояние между двумя автомобилями, при котором включаются сигнальные лампы, зависит от разности скоростей движения. Чем выше разность скоростей, тем это расстояние больше. Но в любом случае оно не превышает 50 м, потому что 50 м — это предел обнаружения помехи радарами.

Просмотров: 900

Преимущества и недостатки LDW

Как уже было сказано ранее, система LDW может стать незаменимым помощником и «ангелом-хранителем» многих автовладельцев. От ситуаций, которые могут возникнуть за рулем, не застрахован никто, тем более, что участников дорожного движения на дорогах сейчас увеличивается с каждым днем. Необходимо всего несколько секунд, чтобы ситуация от «обычной» стала «аварийной», и как раз эти секунды бывают определяющими.

Очень четко вовремя среагировать на возникшее изменение в маршруте, не повлияв на транспортный поток следующий за вами.

Однако, следует учитывать, что неправильно настроенная система определения может быть слишком назойливой и реагировать даже на малейшие кочки автомобиля, связанные с неровностью дорожного полотна. Чрезмерное напоминание может послужить причиной той самой отвлеченности водителя, о которой было столько сказано в этой статье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: