Виды и особенности трелевочных тракторов

Разновидности машин

Существует несколько видов трелевочных машин:

  • валочно-трелевочная машина (ВТМ). Такая машина предназначена для срезания и повала деревьев, создания пачек, а также перевозки (трелёвки) их на лесовозную дорогу. В конструкции ВТМ обязательно присутствует тягач (гусеничного или колёсного трактора), а также навесное оборудование — цепной пильный механизм, манипулятор и коник. Вместе с ВТМ используют валочно-пакетирующую и валочную технику, которые в отличие от ВТМ не осуществляют трелёвку деревьев.
  • трелёвочный трактор (Скиддер). Такой трактор используется в процессе лесозаготовительных работ. К технологическим задачам трелёвочных тракторов относится сбор и доставка деревьев и хлыстов от места рубки до места промежуточного складирования, например, лесовозной дороги или верхнего склада. Транспортировку деревьев и хлыстов осуществляют волоком (это метод частичной погрузки). Очень часто подобные машины имеют лебёдки. Они отличаются ходовой частью с большой опорной площадью, вследствие чего уменьшается удельное давление на грунт. О том, как устроен трелевочный трактор, видео расскажет более подробно

  • харвестер представляет собой многооперационную лесозаготовительную машину, которая необходима для валки, обрезки сучьев и раскряжевки сортиментов на территории лесосеки. В кабине оператора имеет компьютер, при помощи которого работник управляет головкой комбайна и задает длины кряжуемых сортиментов. Программа полностью автоматическая, чтобы получить максимальный выход деловой древесины в процессе раскроя. Кроме этого, программа осуществляет учёт объема заготовленной древесины и её породного состава
  • форвардер – это техника, которая активно применяется в лесозаготовительных работах. К технологическим задачам форвардеров относится сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада. По конструкции форвардер – это самоходная двухмодульная машина, которая состоит из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Форвардер в паре с лесозаготовительным комбайном применяют в процессе заготовки леса по скандинавской технологии. В результате такой работы получается полностью готовый к дальнейшей переработке сортимент.

Виды трелевочных тракторов

Трелевочный транспорт собирается на основе классических видов тракторов. Условно делится по характерным отличительным особенностям:

  • По типу передвижения: колёсная или гусеничная схема;
  • Механизм сбора древесины: чокерные, бесчокерные, с гидравлическим манипулятором.

Захват трелевочный:

Часто встречаются гусеничные модификации, поскольку конструктивно устойчивы и с большей проходимостью. Чокерные транспортные средства способны перемещать брёвна, поваленные вальщиками деревьев. Это тихоходные агрегаты: ОТЗ-420, ТДТ-55, BELARUS ТТР-401М и др. Машины, не оборудованные чокером, укомплектовываются гидравлическим манипулятором, работающим совместно с валочной машиной. Это модели: ЛТ-154, ЛТ-187 и др.

Так же можете прочитать про Трактор Т-40 – Технические характеристики

Это интересно: Обзор и технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4: основательный взгляд на вопрос

Популярные производители

В зависимости от производителя и модели техники, изменяются и ее технические характеристики. Трелевочный трактор производится многими компаниями, занимающимися выпуском специальной техники. Если говорить о российском рынке, то здесь предлагаются варианты как отечественной, так и зарубежной сборки.

Среди тракторов российского производства пользуется спросом продукция компаний «Тэсмарк», «Леспожмаш» (Барнаульский завод), Кировского завода, Онежского тракторного завода и так далее. К импортной технике данного вида можно отнести трактора таких марок, как «Джон-Дир», «Велтэ», Caterpillar, ЛКТ и так далее.

Чтобы работа трелевочной техники стала понятнее, рассмотрим несколько моделей таких машин.

Устройство

Двигатель

Мотор на трелевочнике стоит дизельный, четырехтактного типа, с шестью цилиндрами, размещенными вертикально в один ряд. Охлаждение происходит с помощью жидкости. Топливо впрыскивается прямым способом, а смазка вносится дважды: под давлением и путем разбрызгивания. Пусковой мотор оснащен электростартером. Для зимних условий применяется подогреватель. Для отработанного воздуха используется двойная система очистки, а для горючего — тройная.

Рама

Это конструкция сварного типа, состоящая из скрепленных трубами лонжеронов, на которых крепятся бамперы с крыльями. Также в состав рамы входят угольники с лобовым листом и створки днища. Эти створки под мотором имеют шарнирное крепление. Чтобы их закрыть, нужно закрутить болты, притянув тем самым днище к основанию рамы.

Трансмиссия

Сухое сцепление, у муфты которого имеется два диска, всё время замкнуто. Муфта сцепления управляется педалью с гидравлическим усилением. Четыре ступени механической коробки передач шестеренчатого типа обеспечивают вперед восемь скоростей, а в обратную сторону – четыре. Главная передача основана на двух конических шестеренках с зубьями спирального типа.

Механизм для поворота планетарный, тормоза – сухие ленточные. Стояночный механический тормоз включается педалью, а тормоза планетарной системы – двумя рычагами, в приводах которых имеются гидравлические усилители.

Ходовая часть

Используется балансирно-рычажная подвеска полужесткого типа. У нее имеется четыре каретки (две задние и две подрессоренные передние). С каждой стороны стоит по пять литых катков однорядного типа. Два катка относятся к передней каретке, три – к задней. Механизм натяжения гусениц кривошипно-винтовой, оснащенный амортизатором с пружинами.

Рабочее оборудование

В задней части рамы на лонжеронах находятся платформа для погрузки, работающая от гидропривода, а также лебедка, состоящая из редуктора и барабана, на который наматывается трос. На редукторе крепится механическая раздаточная коробка с двумя скоростями и реверсом. Тормоз с муфтой обгонного типа позволяет замедлить движение лебедочного барабана.

Схема лебедки трактора ТТ-4

Сварной щит для погрузки имеет деревянную прослойку между листами из стали. Впереди стоят резиновые буфера, а направляющий механизм движется на подшипниках. Гидроприводом щит сбрасывается с рамы, а также удерживается в этом состоянии, пока на него укладывают стволы. Еще приводом опускают нагруженный щит обратно на раму и поднимают пустой щит для транспортировки.

Кабина

Кабина имеет два места, которые находятся по левую руку от двигателя. Водительское сиденье регулируется с помощью гидроамортизатора. На передней стенке находится приборный щиток, а рядом — устройство для открывания радиаторных шторок. На задней стенке находится рычаг управления лебедкой.

В кабине есть обогреватель переднего стекла, стеклоочиститель, а также вентилятор, аптечка, термос для воды и козырек от солнца. Стекла можно опускать и поднимать с помощью специальных подъемников.

Преимущества и недостатки

У ТТ-4М есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди преимуществ трактора называют следующие особенности:

  • надежность. Трактор прошел немало испытаний при различных условиях работы. Он прекрасно показал себя при минусовых температурах и на болотистых участках леса;
  • показатели проходимости. При помощи гусеничного движителя, трактор преодолевает даже самые тяжелые покрытия;
  • универсальность. Благодаря широкому ассортименту дополнительного оборудования, трактор выполняет разные задачи в лесозаготовительной промышленности.

Но есть у ТТ-4М и минусы:

  • отсутствие кондиционера, который улучшил бы работоспособность в жаркое время;
  • высокая стоимость машины;
  • высокий расход топлива.

Харвестер: что это такое и каково его устройство

Весь комплекс базируется на шасси – колесном, гусеничном либо комбинированном. Выбор между видами диктуется условиями, в которых предполагается использовать машину. Ширина колес или гусениц достаточна для того, чтобы обеспечить хорошее сцепление с грунтом и устойчивость на мягкой почве, но если работать предстоит на заболоченных участках, предпочтение отдается второму варианту.

На раме расположена комфортабельная кабина по типу тракторной, из которой оператор задает нужные операции. Управление осуществляется через программируемые контроллеры, каждый из которых отвечает за свой модуль: двигатель, раму, кабину, автоматическую коробку скоростей, манипулятор и головку. Манипулируя специальными джойстиками, оператор добивается нужного результата. Контролировать процесс помогает небольшой монитор, располагающийся перед специалистом.


Работа харвестера по обработке леса ведется с помощью харвестерной головки – основного инструмента комбайна. По сути, это отдельный сложный механизм с захватами, циркулярными пилами, обрезными ножами. Головка закреплена на гидравлическом манипуляторе достаточной мощности, чтобы располагать головку со стволом в различных плоскостях. Стрела манипулятора достигает 70 метров и более.

Марки трелевочных тракторов

Трелевочная техника востребована в лесозаготовительной промышленности. Поскольку заготовка древесины необходима, тихоходные агрегаты выпускают в большинстве стран. В зависимости от производителя, меняются характеристики машин. Каждый пытается привлечь пользователя, внося в продукцию технические коррективы.

Рынок богат продукцией, зарубежного и местного выпуска. Кроме того, в хозяйствах встречаются машины, выпущенные в СССР. Среди российской техники пользуется спросом продукция Барнаульского, Кировского, Онежского заводов и другие. Зарубежная техника известна продукцией компаний «Caterpillar», «John Deere» и др.

Трелёвочники КТ-12 в деле

Проходимость данного трактора была очень хорошей для такого типа спецмашин. Он мог преодолевать с полной загрузкой крутые подъёмы на сухом твердом грунте крутизной до 30-ти градусов, рвы шириною до 1,1 метра, эскарп с высотой стенки 0,6 метра, брод с твёрдым грунтом глубиной до 1,0 метра и двигаться по косогору с боковым креном до 20-ти градусов.

Среднее удельное давление на грунт было достаточно небольшим – 0,039 МПа (0,39 кгс/см2), что позволяло трактору с уверенностью передвигаться по слабым грунтам, а дорожный просвет в 540 мм позволял без особенного труда преодолевать вертикальные профильные препятствия – большие камни, пни и тому подобное. Кстати, не лишним будет заметить, что по последним 2-м показателям трелёвочный трактор КТ-12 даже превосходил славившийся отличной проходимостью знаменитый танк Т-34.

Массовое внедрение в советское лесное хозяйство и лесную промышленность трелёвочных тракторов КТ-12 дали народному хозяйству страны ощутимый экономический эффект. Трелёвочный трактор позволял решить не только проблемы транспортировки хлыстов либо стволов деревьев к погрузочному пункту, но и проблему крупнопакетных погрузок древесины на автомобильный транспорт, и это исключало потребность в специальных погрузчиках либо в стационарных лебёдках.

По официальным цифрам, применение тракторов-трелёвочников КТ-12 и лебёдок для трелёвки леса ТЛ-З повысило уровень механизации трелёвки с 5,6 процентов в 1940 году до 29 процентов к 1950 году. За создание данной модели специального трактора для трелёвки леса группа конструкторов Кировского завода, во главе со знаменитым изобретателем танков Котиным, была удостоена высоких званий лауреатов Сталинской премии.

Снабжение дизельным топливом во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе уже стало налаживаться, а у газогенераторных механизмов всё-таки было немало существенных недостатков. Таких, как сниженная мощность мотора при работе на газе, дополнительные сложности при эксплуатации и обслуживании, фактор пожароопасности, Вот почему, сыграв важную, своевременную и позитивную роль, трелёвочные трактора КТ-12 прослужили в отечественных лесхозах сравнительно недолго.

Вряд ли до наших дней сохранились их экземпляры в действующем виде: только на постаменте или в музее. Однако до сих пор в любых лесах на просторах России, от западных её границ до Дальнего Востока, можно встретить немного необычный облик трелёвочного трактора ТДТ-55М «Онежец», который сохранил в себе многие черты неказистого «пионера трелёвки» КТ-12.

Устройство

Рассмотрим более полно устройство данной техники.

Кабина

На трелевочном тракторе ТТ-4 установлена бескапотная кабина на два места, одно — для водителя, второе — для стропальщика  (в других модификациях трактора имеется только водительское кресло). Регулируемые гидравлическими амортизаторами сидения размещены слева от мотора. Щиток с приборами размещен непосредственно перед водителем трелевщика, к задней стене подсоединен механизм, приводящий в действие лебедку. Рядом со щитком приборов установлен механизм, управляющий движением радиаторных шторок.

Трактор ТТ-4М

Разработчики трактора, с целью повышения комфорта внутри кабины, снабдили ее следующим оборудованием и вещами:

  • вентилятор;
  • стеклоочиститель;
  • подогреватель для лобового стекла;
  • солнцезащитный козырек;
  • стеклоподъемники;
  • аптечка;
  • термос.

Силовая установка

На гусеничном трелевочном тракторе ТТ-4 установлен шестицилиндровый дизельный двигатель А-01МЛ. Для защиты от перегрева мотора используется радиаторное охлаждение.

Применяется два метода смазки силовой установки:

  • разбрызгивание;
  • подача под большим давлением.

Дизельное топливо подается прямым впрыском непосредственно в камеру сгорания. Для очистки поступающего извне воздуха и дизельного топлива используются фильтры грубой и тонкой очистки (2 воздушных и 3 топливных).

Схема двигателя А01М

Для запуска дизеля используется бензиновый пускатель, оснащенный электрическим стартером (СТ-350), питающимся от аккумуляторной батареи. В холодное время года, для разогрева рабочих жидкостей и двигателя, дополнительно используются жидкостной подогреватель ПЖ-300.

Мотор, который спрятан в бескапотную кабину, хоть и снижает уровень комфорта водителя трелевщика, но позволяет высвободить место снаружи, увеличив обзор и снизив общий вес тракторной машины.

Ходовая, трансмиссия, КПП

Основой трелевочной машины является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов, соединенных (сваренных) друг с другом посредством прочных труб. Для увеличения прочности поверх рамы дополнительно надеваются крылья и бампер. Защитное днище прикрепляется к раме снизу посредством створок, угольников и болтов. Створки размещены под мотором и крепятся к раме при помощи шарниров и болтов.

Схема устройства трактора ТТ-4

Ходовая трактора ТТ-4 представлена балансирно-рычажной подвеской, состоящей из двух задних и двух передних кареток, причем передние немного подрессорены (конструкция полужесткая). Каждая передняя каретка состоит из двух катков, а задняя — из трех. Натяжение гусениц осуществляется посредством кривошипно-винтового механизма, оснащенного мощными пружинами. К задним лонжеронам крепится платформа (погрузочный щит), состоящий из 2-х стальных листов, между которыми зажат слой древесины. Управление погрузочной платформой производится при помощи гидравлики.

Трансмиссия двухдисковая, замкнутого типа, суха, состоит из:

  • механической коробки передач;
  • конечной передачи;
  • усиленного заднего моста.

Управление муфтой осуществляется с помощью гидроусилителя. КПП механическая, четырехступенчатая, с “понижением” и “повышением”, обеспечивает 8 скоростей переднего хода и 4 реверса. Главная передача включает две конические шестерни со спиралевидными зубцами. Повороты осуществляются посредством планетарки с гидроприводом. На трелевочный трактор установлена тормозная система ленточного типа, также под управлением гидравлики.

Это интересно: Классификация тяговых классов тракторов

Виды трелевочных тракторов

Трелевочный транспорт собирается на основе классических видов тракторов. Условно делится по характерным отличительным особенностям:

  • По типу передвижения: колёсная или гусеничная схема;
  • Механизм сбора древесины: чокерные, бесчокерные, с гидравлическим манипулятором.

Захват трелевочный:

Часто встречаются гусеничные модификации, поскольку конструктивно устойчивы и с большей проходимостью. Чокерные транспортные средства способны перемещать брёвна, поваленные вальщиками деревьев. Это тихоходные агрегаты: ОТЗ-420, ТДТ-55, BELARUS ТТР-401М и др. Машины, не оборудованные чокером, укомплектовываются гидравлическим манипулятором, работающим совместно с валочной машиной. Это модели: ЛТ-154, ЛТ-187 и др.

Так же можете прочитать про Трактор Т-40 — Технические характеристики

Производители трелевочных тракторов

Трелевочный трактор входит в производственную программу многих производителей спецтехники. Отечественные и зарубежные компании выпускают трелевочные тракторы и захваты, ширина которых позволяет работать на лесосеках различного размера. На российском рынке пользуются сбросом трелевочные тракторы John Deere, Caterpillar, Welte, а также техника отечественного производства, которую выпускает завод «Тэсмарк», предприятие «Леспожмаш» и другие компании. Для обслуживания техники они развивают сеть сервисных станций, где можно также приобрести запчасти для ремонта тракторов.

Назначение техники

Трелевочный трактор, это специальная техника, применяемая на работах по заготовке леса. Функции, выполняемые устройством, сбор и транспортировка деревьев к месту хранения или обработки. Метод, используемый тихоходной машиной, частичная погрузка дерева на платформу и войлок к месту назначения.

Процесс трелёвки, это транспортная операция со спецификой. Особенность процесса в том, что техника не нуждается в прокладке дорог и путей, а работает в условиях бездорожья, не зависимо от времени года.

На промышленных предприятиях, фермах, лесных угодьях этот вид транспорта незаменим. Распространение и популярность получили трелевочные трактора СССР, выпускаемые на заводе «Онежский» в Петрозаводске.

Узнаваемая модель, ТДТ-55, выпуск техники вёлся до двухтысячных годов. Тихоходная установка укомплектовывалась двигателями, которые различались по характеристикам, поэтому её использовали на участках дифференцированной сложности.

Конструкция и устройство трактора

Трактор трелевочный собирается на основе обычных тракторов. На его раме (точнее, на задней ее части) устанавливается специальная платформа (захват) для частичной погрузки бревен. В дополнение к гидроманипулятору устанавливается лебедка.

Особенностью тракторов данного вида является большая опорная площадь. Делается это с целью снижения давления на почву. Кроме того, техника, взятая как основа для трелевочных тракторов, должна обладать хорошей мощностью силового агрегата, высокой проходимостью и способностью работать в сложных условиях. Чаще всего выбирают модели с дизельными двигателями. К выбранной технике монтируется платформа или рама для укладки древесины, челюстной захват, лебедка и другое навесное оборудование.

Трактор трелевочный обычно устроен таким образом, что его кабина размещена на передней части рамы. Это делается не просто так. Такой прием позволяет уравновесить нагрузку, возникающую от размещенной на платформе древесины.

Назначение техники

Трелевочный трактор, это специальная техника, применяемая на работах по заготовке леса. Функции, выполняемые устройством, сбор и транспортировка деревьев к месту хранения или обработки. Метод, используемый тихоходной машиной, частичная погрузка дерева на платформу и войлок к месту назначения.

Процесс трелёвки, это транспортная операция со спецификой. Особенность процесса в том, что техника не нуждается в прокладке дорог и путей, а работает в условиях бездорожья, не зависимо от времени года.

На промышленных предприятиях, фермах, лесных угодьях этот вид транспорта незаменим. Распространение и популярность получили трелевочные трактора СССР, выпускаемые на в Петрозаводске.

Узнаваемая модель, ТДТ-55, выпуск техники вёлся до двухтысячных годов. Тихоходная установка укомплектовывалась двигателями, которые различались по характеристикам, поэтому её использовали на участках дифференцированной сложности.

Марки трелевочных тракторов

Трелевочная техника востребована в лесозаготовительной промышленности. Поскольку заготовка древесины необходима, тихоходные агрегаты выпускают в большинстве стран. В зависимости от производителя, меняются характеристики машин. Каждый пытается привлечь пользователя, внося в продукцию технические коррективы.

Рынок богат продукцией, зарубежного и местного выпуска. Кроме того, в хозяйствах встречаются машины, выпущенные в СССР. Среди российской техники пользуется спросом продукция Барнаульского, Кировского, Онежского заводов и другие. Зарубежная техника известна продукцией компаний «Caterpillar», «John Deere» и др.

Кировский ЛТ-154

Трелёвочный бескочерный трактор ЛТ-154 изготавливается кировским предприятием ООО «Лесмашпром». Навесное оборудование облегчает и сокращает ручной труд в процессе отцепки и зацепки пачек хлыстов, которые формируют валочно-пакетирующие машины. Трелевочный трактор способен работать с пачками деревьев, объем которых достигает 8 кубометров, доставляя их на лесозаготовительное предприятие либо на площадку для переработки. Пределы рабочего температурного диапазона составляют: от -40С до 40С.

Характеристики:

  • мощность двигателя – 130 л.с.;
  • вес – 16,08 т;
  • максимальная скорость – 10,2 км/ч;
  • габариты: длина/ширина/высота, м – 6,8 X 2,7 X 3,9.

Навеска укомплектована:

  • стрелой;
  • захватом;
  • механизмом привода захвата;
  • гидросистемой;
  • защитными устройствами.

Пределы рабочего температурного диапазона – от -40С и 40С.

Стоимость

Несмотря на то, что трактор ТДТ-40 был выведен из серийного производства довольно давно, тем не менее приобрести его можно и сегодня. Спрос на данную модель остается очень высоким, поскольку она стоит относительно дешево по сравнению с другими моделями трелевочников

Но здесь важно понимать, что состояние техники является плачевным (имеется в виду — устаревание и изношенность деталей)

Средняя стоимость трактора, находящегося в исправном состоянии, в пределах от 100 до 150 тысяч рублей, что, согласитесь, совсем немного. При этом покупают не только исправную, но и сломанную технику, которая идет на запчасти. Что касается трелевочников, состояние которых не очень хорошее, то данная модель очень проста в обслуживании, поэтому вернуть ее в строй легко. Многие детали, установленные на модифицированные модели подходят и на ТДТ-40, поэтому с ремонтом никаких проблем не возникнет.

Устройство трактора ТТ-4

Двухместная кабина и дизельный двигатель трактора расположены спереди. Место водителя находится слева от двигателя. Для комфорта пассажиров, кабина оснащена обогревом и вентилятором. Сиденье оборудовано гидравлическими амортизаторами. Приборы для управления основным функционалом, движением трактора и шторками радиатора размещены на передней стенке. Рычаг для запуска барабана лебедки расположен на задней стенке. В кабине присутствует противосолнечный козырек, предусмотрены места для размещения аптечки и бака питьевой воды. У трактора продуманная система освещения и предусмотрена стеклоочистка. Щит и лебедка расположены сзади трактора, что позволяет выполнять работу погрузки и транспортировки древесины с максимальным удобством. Вес трактора ТТ-4 составляет 12800 кг.

Для защиты деталей и узлов от механических повреждений, дно рамы трактора оборудовано защитой. При транспортировке грузов, задние опоры предотвращают лишнюю нагрузку на трансмиссию и соединительные узлы. Она со щита сразу распределяется на раму трактора. Для присоединения дополнительного оборудования, на раме и бортах предусмотрены специальные приспособления. Комплектацию трактора возможно дополнить:

  • корчевателем
  • задней навеской
  • рыхлителем
  • толкателем
  • буровой установкой
  • бульдозером
  • сварочным агрегатом.

Трансмиссия и подвеска

Модель ТТ-4 оснащена задним ведущим мостом. Лебедка трактора ТТ-4 обладает тяговой силой в 12 тс и 9 тс (тс – тонна-сила), а максимальная нагрузка на щит составляет 6 тонн. Коробка передач, конечные передачи и задний мост жестко соединены между собой корпусами. В трансмиссию так же входят: раздаточная коробка, привод насоса гидравлической системы и карданная передача. Узлы системы управления трансмиссией расположены снаружи. Использование приводов управления обеспечивает:

  • плавную остановку и движение трактора с места;
  • переключение передач под нагрузкой во время движения трактора;
  • переключение диапазонов;
  • плавное и независимое включение вала отбора мощности;
  • включение первой передачи при остановке трактора;
  • маневренность и повороты трактора;
  • торможение и притормаживание трактора на склоне.

12 скоростных режимов обеспечивает реверсивная коробка передач трактора ТТ-4 (4 назад и 8 скоростей вперед). Раздаточная коробка распределяет мощность двигателя между редуктором лебедки и коробкой передач. Балансирная подвеска трактора включает четыре подвески – по две на каждый борт. Задние каретки объединяют по три катка, а передние – по два.

Двигатель трактора ТТ-4

Дизельный двигатель АМ-01 МЛ имеет мощность 110 лошадиных сил. В среднем работает на скорости 1600 об/мин. Оснащен двигатель комбинированной системой смазки. Циркуляция смазки обеспечивается двухсекционным шестеренным насосом. Дизельное питание поддерживает работу насосов трактора – подкачивающего и топливного. От него также зависит работа воздухоочистителя, форсунок, трубопровода и топливного бака. Трактор может развить максимальную скорость в 20 км/час.

Тракторы с дополнительным оборудованием

Однорядный масляный четырехходовой радиатор, пятирядный водный радиатор и шторки регулируют тепловой режим. Пусковой двухтактный мотор ПД-10У и электростартер СТ-350 отвечают за запуск мотора. Трактор оборудован жидкостным подогревателем модели ПЖ-300. Он поддерживает нормальный режим работы и подогрев неработающего двигателя трактора после длительных стоянок в зимнее время.

Топливная система очистки имеет три степени (используются фильтры грубой, тонкой и контрольной очистки). Уровень очистки воздуха в 98,5% так же достигался с помощью трех степеней очистки воздухоочистителя.

Растущие требования производства стали толчком для появления трактора на базе ТТ-4 с расширенными возможностями. Таким образом, появилась модель ТТ-4М.

Как появился харвестер

Изначально основными инструментами лесорубов были пила и топор. В дальнейшем им на смену пришли бензопилы и сучкорезы. Производительность труда увеличилась, но не настолько, чтобы ее масштабы удовлетворили заготовителей. Началась разработка машин, способных заменить сразу несколько работников.

На первых порах весь процесс был разделен на два независимых технологических цикла. Валочная машина срезала и укладывала хлыст, сучкорезная – очищала ствол от ветвей. Между работами наблюдался временной промежуток, обусловленный необходимостью подать хлыст на очистку. Но вот разработчикам удалось создать комплексную уборочную технику, обладающую функцией первичной обработки.


Что это такое — харвестер? Это слово в буквальном переводе с английского означает «собиратель урожая». Применительно к лесозаготовке это самоходная машина, которая сначала спиливает ствол дерева, затем очищает от сучков, раскряжевывает его на элементы по сортам, а затем распределяет эти части по одноразмерным пачкам.

Сельскохозяйственные тракторы

Тракторы распространены в
сельском хозяйстве, поскольку отличаются универсальностью и расширенной
функциональностью. Благодаря большому ассортименту навесного оборудования такие
машины можно использовать в самых разных сферах – от уборки полей до
манипуляции грузами.

В целом выделяется три вида
сельскохозяйственных тракторов:

Универсальные (общего назначения). Подходят для
различных видов сельскохозяйственных работ. Как правило, оснащаются колёсным
движителем. Примером такого типа машин является «МТЗ-80 «Беларус»», один из
наиболее распространённых тракторов в сельскохозяйственных предприятиях Юга и
западных регионов России;

Универсально-пропашные. Схожи с тракторами
общего назначения, однако благодаря совместимости с большим количеством
навесного оборудования могут использоваться при полевых работах – вспашке,
бороновании, посеве и уборке урожая. В качестве примера таких машин можно
привести не только продукцию МТЗ, но и, например, американскую модель John Deere 8030;

Специализированные. Тракторы, предназначенные
для выполнения определённого рода работ и сельскохозяйственных операций.
Например, модель SAME Frutteto3
используется на виноградниках, Deutz-Fahr Agroclimber F –
на садах и в тепличных хозяйствах, а «МТЗ-82Р «Беларус»» – на рисовых полях.

 Источник изображения deere.ru

Ключевыми особенностями
сельскохозяйственных тракторов являются высокая манёвренность, универсальный
прицепной механизм с возможностью подключения различного навесного
оборудования, и специальная ходовая часть. В частности, такая спецтехника
оснащается двигателем с повышенными оборотами, многоступенчатыми коробками
передач и ходоуменьшителями.

Достоинства скиддера

В лесозаготовках можно использовать и трактора со специальным навесным оборудованием, но предпочтение все же отдается трелевочным машинам. Почему же работники используют именно эти механизмы, а не экскаваторы или обычные сельскохозяйственные трактора с захватом?

К преимуществам скиддеров стоит отнести следующие характеристики:

  • С помощью трелевочных машин можно за короткий промежуток времени осуществить транспортировку бревен на склад.
  • Наличие большой силы тяги, что обеспечивается тщательно подобранными параметрами. От них зависит и производительность, и надежность трактора.
  • Трелевочник способен работать при любых погодных условиях, выполняя большие объемы работ.
  • Обладает высокими показателями продольной и поперечной проходимости.
  • Механизм без проблем преодолевает ямы, канавы, что превращает такую технику в универсальное средство передвижения по сложной местности.
  • На скиддер можно установить навесное оборудование, что превращает трактор в основной или смежный вид машины при заготовке леса.

Как работает харвестер

Работу оборудования можно разбить на следующие этапы:

  • оператор харвестера с помощью стрелы манипулятора подводит головку машины к стволу дерева;
  • производится захват ствола вальцами и сучкорезными ножами, датчики определяют его толщину;
  • подается команда, и дерево спиливается;
  • харвестерная головка поворачивается, и ствол принимает горизонтальное положение;
  • ствол продвигается вальцами, и во время движения срезаются ветви и сучья;
  • датчики точно сигнализируют, когда заканчивается требуемая толщина ствола, и в этом месте дерево обрезается;
  • напиленные элементы раскладываются по пачкам партиями либо все сразу.

Последний этап сортировки иногда доверяют автоматике, закладывая программу по раскряжевке, но чаще всего этот процесс осуществляется в ручном режиме.

Разновидности трелевочных тракторов

Выполнение работ в лесной промышленности полно разных трудностей. Пути сопровождаются болотом, ямами, деревьями, преграждающими дорогу. Форма груза, который нужно перевозить (щепы, хлысты, целая древесина) также доставляет массу неудобств. Из-за таких особенностей и создали сразу несколько видов трелевочных тракторов и каждый из них должен выполнять свои функции.

Сегодня такая техника делится на три вида:

Скиддер

Скиддер – это универсальный вариант, он производится как и модульная транспортная система. У каждой единицы спецтехники есть свои функции, а прямые обязанности скиддера – это сбор и перевозка срубленных деревьев с лесной площадки на объекты промышленности.

Трелевочный трактор ТТ-4

Перевозка древесины происходит при помощи частичной погрузки. На всех скиддерах установлены лебедки, а ходовой механизм оснащен широкой рабочей площадью. Такие особенности позволяют снизить давление на почву и с легкостью преодолевать лесные пути даже после дождей.

Применяя данный вид трелевочных тракторов, перевозить груз можно надежно, оперативно и безопасно. Это доказано уже длительной историей применения такого трактора. Довольны функциональностью ТТ-4М и аналогичных машин их операторы. Это мощные варианты техники, которая выполняет свои задачи независимо от погодных и других условий.

Чокерный скиддер

Чокерный скиддер – техника, которая оснащается тросочокерным механизмом для выполнения лесозаготовительных функций. Чаще всего данный вид техники применяется в горных участках, ведь он, благодаря высоким показателям проходимости, позволяет выполнять работы оперативно и экономично. По сравнению с традиционным скиддером, чоперный вариант отличается компактными размерами и более высокой скоростью работы.

Трелевочный трактор- скидер HSM

Скиддер с захватом

Это вариант трелевочного трактора, который характеризуется компактным размером, малым весом и хорошими показателями устойчивости. Скиддер с захватом, кроме того что компактный, так еще и очень подвижный, он с легкостью выполняет задачи в тех местах, где большой трелевочный трактор загрузнет.

Захват, даже при учете легкой вибрации древесины, поддерживает в норме силу тока. У такого варианта трелевочных тракторов есть и несколько преимуществ. Он может подбирать груз, а также регулировать его по массе, что позволяет выполнять работы без дополнительных трудностей. Все делает машина, ручного труда скиддер с захватом не требует.

Еще одним критерием для классификации трелевочных тракторов является вариант движителя. Он может быть двух видов:

  • колесный (как у большинства обычных тракторов);
  • гусеничный (как у модели ТТ-4М).

Марки трелевочных тракторов

Трелевочная техника востребована в лесозаготовительной промышленности. Поскольку заготовка древесины необходима, тихоходные агрегаты выпускают в большинстве стран. В зависимости от производителя, меняются характеристики машин. Каждый пытается привлечь пользователя, внося в продукцию технические коррективы.

Рынок богат продукцией, зарубежного и местного выпуска. Кроме того, в хозяйствах встречаются машины, выпущенные в СССР. Среди российской техники пользуется спросом продукция Барнаульского, Кировского, Онежского заводов и другие. Зарубежная техника известна продукцией компаний «Caterpillar», «John Deere» и др.

Технические характеристики

Технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип мотора А-01 МЛ
Мощность мотора 81 кВт
Скорость движения (максимум) 20 км/ч
Давление на грунт (удельное) 44,13 кПа
Частота вращения 1600 об/мин
Число цилиндров мотора 6 шт.
Ход поршня 14 см
Диаметр одного цилиндра 13 см
Расход горючего (удельный) 250 г/кВт*ч
Объем бака для горючего 135 л
Размер колеи 2 м
База 2,72 м
Ширина гусеницы 0,5 м
Число опорных катков с одной стороны 5 шт.
Число гусеничных звеньев 69 шт.
Шаг одного звена 15 см
Просвет 0,5 м
Вес (сухой) 12,8 т
Вес (с полной заправкой) 13,1 т
Ширина 2,5 м
Высота по кабине 2,75 м
Длина 6 м
Тип лебедки однобарабанная, с реверсом и двумя скоростями
Диаметр лебедочного барабана 0,29 м
Длина троса 50 м
Максимально допустимые:
тяговое усилие лебедки на первой передаче 117,7 кН
— тяговое усилие лебедки на второй передаче 88,2 кН
Нагрузка на погрузочный щит 6 т
Рейсовая нагрузка комлями на щит 14 м3
Рейсовая нагрузка вершинами на щит 18 м3

На видео трелевочный трактор ТТ-4 в работе:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: