Кабина и пост управления
Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.
Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов. Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.
Поворот машины осуществляется при помощи двух рычагов, расположенных в кабине оператора. Рулевое колесо отсутствует. Для удобства сиденье тракториста оборудовано подлокотником. Кабина установлена на эластичные подушки. Это снижает уровень вибрации, передающейся от силового агрегата и гусеничной ходовой части. Кабина не герметична. При использовании трактора в салон попадает большое количество пыли.
Модификации машины
Базовая модель трактора была усовершенствована. Производители начали выпускать модель ДТ 54А. Машина отличается более современной системой навески. Навеска может использоваться в двухточечном или трехточечном варианте. Это позволило расширить список используемых навесных агрегатов. Трактор ДТ 54А выпускался производителями в нескольких модификациях:
- Трактор ДТ 54А-С1. Производитель оборудовал машину 4 розетками, для подключения электропроводки, установленной на съемном оборудовании. Питание электрооборудования осуществлялось генератором переменного тока. Производитель оборудовал ДТ 54А 4 фарами для работы в условиях плохой видимости. Гидравлическая система модификации – раздельная;
- Модель ДТ 54А-С2. Отличием от вышеописанной модификации является отсутствие гидравлических цилиндров, необходимых для навесного оборудования;
- Трактор ДТ 54А-С3. Модификация предназначена работы с оборудованием прицепного типа. У модели отсутствует гидравлическая система. Трактор применяется для буксировки прицепов и другого оборудования, не оснащенного гидравликой;
- Модель ДТ 54А-С4. Технические характеристики машины идентичны первой модели. Отличие состоит в отсутствии выносных цилиндров.
Из вышеперечисленного следует, что гусеничный трактор ДТ54, технические характеристики которого представлены выше, имеет высокие тяговые показатели. Он может применяться как в сельском хозяйстве, так и в других сферах деятельности. С дополнительным оборудованием трактор может использоваться в качестве бульдозера.
Цена
Для тех времён стоимость ДТ-54 была невысокой. Трактор стал по-настоящему массовым, одним из основных орудий освоения целины, поэтому закупался сельскохозяйственными предприятиями в очень крупных масштабах.
Восстановленные ДТ-54 можно купить и сейчас (правда, скорее в качестве памятника истории, чем рабочей машины). Механики-любители реанимируют технику тех времён, заменяя износившиеся детали на более новые (от других моделей), но стараясь при этом сохранить оригинальный внешний вид. Большинство из таких кастомизированных тракторов даже находится на ходу. Цена варьируется в зависимости от сохранности ДВС и механизмов — от 50 до 200 тыс. рублей (для сравнения — предыдущие и некоторые последующие модели, не снискавшие такой популярности, сейчас представлены только в виде лома).
Технические характеристики
Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.
Двигатель
Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.
- Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
- Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
- Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
- Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
- Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
- Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
- Степень сжатия – 16.
- Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
- Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
- Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.
Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.
Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.
В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.
В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.
В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.
Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.
Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.
Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.
До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия. Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.
Ходовая часть
Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.
Гидравлика
Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.
Преимущества и недостатки
Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:
- почти полная универсальность (на трактор можно было навешивать любые агрегаты), дающая возможность очень широкого применения машины;
- хорошая тяга при невысоких оборотах двигателя (даже Д-75, следующая модель, при большей мощности, но более высоких оборотах хуже справлялся с пятиконтурным плугом);
- неплохая маневренность;
- хорошая ремонтируемость и возможность ставить на ДТ-54 детали от других тракторов без потери функциональности;
- высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).
Сфера применения
Основное предназначение трактора данной марки – это работа в сельском хозяйстве, в качестве пропашного трактора. Главным образом, с четырёх- или пятикорпусными плугами; с боронами и культиваторами; а также с широким спектром прицепного сельхозоборудования. В том числе и с приводом от ВОМ – вала отбора мощности.
Также существует модификация «ДТ-54А», которая предназначена специально для эксплуатации в заболоченных/торфяных районах и на рыхлых, неустойчивых почвах. Данный вариант трактора снабжён гусеницами повышенной ширины, которые помогают ему не увязнуть в грунте при выполнении всех необходимых задач.
Вспашка целинных земель
Обратите внимание: плуги 3-х корпусные (земля тяжёлая)
Наиболее распространённые сельхозмашины, с которыми успешно работал трактор «ДТ-54»:
- Плуги «ПН-4-35», «ПРН-4-35», «ПБН-2-60».
- Агрегаты для культивирования почвы «КРН-3», «КРН-5», «КРН-3К», «3КПН-3В».
- Многофункциональная косилка «КН-14».
- Оборудование для боронования:«ЗБДН-2»,«ЗРБН-3».
- Сеялки «СРН-8» и т.п.
- Поливальные машины «ДДА-100М».
- Машина для посадки деревьев «СЛН-1».
Благодаря своему целевому предназначению (и полному соответствию этому предназначению), трактор «ДТ-54» хорошо показал себя при распахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность обеспечивала глубокую вспашку даже тяжёлых грунтов. Низкое давление на почву и широкое гусеничное полотно, позволяли использовать машину на труднопроходимой местности.
Из особенностей данного трактора необходимо отметить простоту его конструкции, так как при поломке всегда можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Некоторые трактористы в шутку говорили, что проще «ДТ-54» может быть только лопата.
Основные модификации
Трактор ДТ-54А поставлялся в нескольких модификациях:
- 54А-С1 — с навесной гидравлической системой и выносными цилиндрами,
- 54А-С2 — без возможности монтажа навесного оборудования и без силовой гидравлики,
- 54А-С3 — без гидравлики,
- 54А-С4 — вариант С1, но без выносных гидравлических цилиндров.
Машины модификации ДТ-54А-С1 использовались для создания бульдозеров, при выполнении тяжелых сельскохозяйственных и лесотехнических работ. На базе ДТ-54А выпускался болотный трактор ДТ-55А. Машина отличалась направляющими колесами увеличенного диаметра, которые позволили увеличить опорную площадь гусеницы. Звенья гусеницы уширены и оснащены укороченными шпорами.
Трактор ДТ-74 послужил основой для выпуска нескольких моделей:
- 74А-С1 — оборудован валом привода навесного оборудования и гидравликой с основным и 3 выносными силовыми цилиндрами,
- 74А-С2 — укомплектован валом привода, но не имеет основного силового цилиндра и механизма навески,
- 74А-С3 — не комплектуется прицепным устройством и гидросистемой, оснащен только приводным валом,
- 74А-С4 — имеет вал и гидравлику без силовых цилиндров и магистралей к ним,
- 74А-С5 — с валом и гидравликой, но без навесной системы и без основного и дополнительных силовых гидроцилиндров.
Ходовая часть
По сравнению с предшествующими моделями, ДТ54 получил модернизированную ходовую часть. Она состоит из:
- Двух траков;
- Две ведущие звездочки;
- Направляющие колеса;
- Поддерживающие ролики;
- Предохраняющие накладки.
Гусеницы состоят из звеньев, соединенных между собой при помощи пальцев. Составляющие гусениц изготовлены из стали высокого качества. Это увеличивает ресурс траков.
Гусеничные ленты приводятся в действие ведущими звездочками. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены поддерживающие ролики. Натяжение траков осуществляется направляющими колесами.
Для предотвращения трения траков о картер, производитель устанавливает предохранительные накладки. Одновременно с защитой картера они являются направляющими для гусеничной ленты.
Отличительной особенностью ДТ54 от предшествующих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты крышками. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. Некоторые пылезащитные крышки имеют места для установки тавотниц. Это позволяет осуществлять смазку узла, не демонтируя защитную крышку.
История появления[ | ]
На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийских установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.
После ряда поражений, понесённых Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать тракторы 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.
Важно Достоинства и недостатки характеристик универсального трактора Т-30 Владимирец
В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемёт ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове
Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень
Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.
В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжёлой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению, СТЗ бронетракторы не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.
Модификации трактора
Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:
- ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
- ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
- ДТ-54А-СЗ.
- ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.
Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», «Калина красная», «Первый парень».
Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.
Трактор ДТ- 54, технические характеристики которого приведены в статье, является достаточно мощной машиной. Его основные показатели таковы:
- Конструктивная масса – 5400 кг.
- Длина с прицепом – 3660 мм.
- Высота – 2300 мм.
- Ширина – 1865 мм.
- Клиренс – 260 мм.
- Расстояние между осевыми линиями середины гусениц – 1435 мм.
- Показатель удельного давления на грунт – 0,41 кгс/см 2 .
- Количество передач вперед – 5.
- Число передач назад – 1.
- Скорость перемещения вперёд – 3,59–7,9 км/ч.
- Скорость езды назад – 2,43 км/ч.
- Марка мотора – Д-54.
- Емкость бака для горючего – 185 литров.
- Расход топлива – 205 грамм на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Это интересно: Обзор трактора ДТ-75 и его модификаций
Общая информация
Трактор ДТ-54, фото которого приведено ниже, входят в класс гусеничного транспорта. Машина была разработана и служит для уборки посевов сельскохозяйственных культур, проведения пахотных и иных операций, связанных с возделыванием земли. Указанный транспорт без труда агрегатируется с плугом или прицепными машинами, агрегатами для культивирования почвы, оборудованием для кошения травы, оборудованием для боронирования, рассадочными приспособлениями, устройствами для посадки деревьев, приборами для полива и внесения удобрений.
Трактор ДТ-54 производился на трех достаточно крупных машиностроительных отечественных предприятиях. В период 1949 – 1963 гг. машина выпускалась Сталинградским заводом, в 1949–1961 гг. – Харьковским заводом, в 1952 – 1979 гг. – Алтайским заводом. Всего же за свою историю выпуска трактора было создано 957900 единиц. В наше время производство машины уже давно не осуществляется.
ДТ-54 пришёл на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, который, в свою очередь, выпускался с 1937 года. В отличие от своего прародителя новый агрегат уже имел дизельный мотор, а не керосиновый агрегат. Кабина стала полностью закрытой, в то время как АСХТЗ-НАТИ имел полузакрытую кабину. Также множество технических решений значительно поспособствовали улучшению характеристик трактора.
Трактор ДТ-54: технические характеристики
ДТ-54 создан на базе отечественного трактора АСХТЗ-НАТИ. Однако конструкция машин различается в значительной степени. ДТ-54 имеет переднемоторную компоновку, в задней части машины размещаются узлы трансмиссии. В сравнении с предшественником новая машина стала более экономичной за счет использования другого двигателя.
Конструкция системы смазки была пересмотрена. В устройство очистки масляного фильтра внесли существенные изменения, что привело к повышению долговечности машины. Кроме того, изолированная от системы питания система смазки исключила возможность разжижения масла топливом.
Вместо обычного использован новый масляный фильтр с реактивной центрифужной схемой очистки. Картерное масло очищается от металлических частиц, благодаря применению магнитной пробки сливного отверстия картера. По всем показателям ДТ-54 стал инновацией в области тяжелого тракторостроения СССР.
Двигатель
На тракторах ДТ-54 и модификациях ДТ-54А устанавливался дизельный бескомпрессорный мотор Д-54А. Силовой агрегат был специально разработан для названных машин и использовался только на этих модификациях. Этот четырехтактный четырехцилиндровый дизель использовал в работе чугунные литые поршневые кольца, что гарантировало ему впечатляющую надежность и долговечность. Сами поршни отливались из алюминиевого сплава.
Система смазки в Д-54А — комбинированного типа. Коленвал, его подшипники, распределительный вал, регулировочные болты штанг толкателей, поршневые пальцы, оси коромысел, втулки шестерен смазываются под давлением. Остальные детали мотора смазывались посредством барботажной системы (смазки разбрызгиванием).
В первых Д-54А советские инженеры применили все хитрости мысли для изготовления «вечного» двигателя. Коренные и шатунные вкладыши покрывались составом АСМ. До 1961 года коренные вкладыши пятого подшипника изготавливались совместно с упорными буртами и заливались сплавом свинца и бронзы. Позднее все детали стали изготавливать из стали с покрытием АСМ. Еще одной особенностью дизеля было использование в устройстве вихревых камер сгорания.
Мотор Д-54 выдает 54 л.с. мощности при номинальной частоте вращения коленвала 1300 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 35 кГм. Силовой агрегат отнимал 1100 кг от общей массы трактора. Следует заметить, что Д-54 дополнялся радиатором, вес которого не учитывается. Для облегчения пуска дизеля в холодное время года использовался предпусковой мотор ПД-10М.
Трансмиссия
ДТ-54 оборудован пятискоростной механической коробкой переключения передач. Для повышения производительности машины предусмотрено дополнение КПП ходоуменьшителем, который дает трактору возможность двигаться еще на десяти замедленных скоростях. Вперед ДТ-54 мог двигаться в диапазоне скоростей 3,59-7,9 км/ч. Назад предусматривалась одна скорость передвижения 2,43 км/ч.
Управление муфтами поворота и тормозов осуществляется через устройство заднего моста. Управление осуществляется раздельно. Это не только облегчило труд водителя, но и повысило удобство регулировки муфты сцепления и тормозной системы.
Кроме того, такая конструкция позволила сократить количество остановок для настройки работы сцепления и тормоза. Система раздельного управления начала применяться на тракторе с 1956 года. На машинах ДТ-54 устанавливаются тормоза ленточного типа, двустороннего действия.
Трение гусеничных цепей о картер коробки передач было исключено за счет установки специальных предохранительных накладок, которые в то же время играют роль направляющих для гусеничного хода. Такое устройство свойственно тракторам, выпущенным позднее 1956 года.
Габаритные размеры
- длина с прицепным устройством — 3660 мм;
- ширина — 1865 мм;
- высота — 2300 мм;
- расстояние между осями крайних опорных катков гусеницы, база — 1622 мм;
- колея — 1435 мм;
- дорожный просвет — 260 мм;
- удельное давление на грунт — 0,41 кгс/см2;
- конструкционная масса — 5400 кг.
Трактор ДТ 54 (Гусеничный) – Технические характеристики
В СССР гусеничная техника была востребована в сельском хозяйстве. Трактор ДТ54 стал одной из самых массово выпускаемых гусеничных машин с 1949 по 1979 год.
ДТ54 использовался не только в советском союзе, он пользовался популярностью в более чем 30 государствах планеты.
За время производства было выпущено более 950 000 единиц техники.
Назначение машины
На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:
- Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
- Культивация;
- Посев;
- Уборка урожая;
СПРАВКА: Дополнительно модель может укомплектовываться фронтальным отвалом. Это позволяет использовать ДТ54 на строительных площадках в качестве бульдозера.
Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.
Технические характеристики ДТ 54
По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.
Габариты модели
Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:
- Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
- Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
- Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
- Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
- Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
- Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
- Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
- Тип ходовой части – гусеничная;
- Кабина – цельнометаллическая;
- Коробка переключения передач – механическая;
- Количество передач для движения вперед – 5;
- Количество передач для движения назад – 1;
- Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
- Объем топливного бака – 185 литров.
ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте
Силовой агрегат
Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы.
Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки.
Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.
Мотор имеет следующие технические характеристики:
- Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
- Количество цилиндров – 4;
- Расположение цилиндров – рядное;
- Объем силовой установки 7.45 л;
- Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
- Мощность – 54 лошадиных силы;
- Диаметр цилиндров – 125 мм;
- Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
- Газораспределительный механизм – клапанный;
- Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.
Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать машину в любых климатических условиях.
Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.
Кабина и пост управления
Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.
Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов.
Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.