Устройство стартера
Стартер КАМАЗа представляет собой электродвигатель с тяговым электромагнитным реле и механическим приводом. Устройство устанавливается на картере маховика с левой стороны мотора. Тип крепления — фланцевый (три болта и шпилька).
Электродвигатель — четырёхполюсный, постоянного тока с последовательным возбуждением. Он состоит из следующих частей:
– корпус; – якорь стартера; – передняя и задняя крышки; – вал привода; – обмотка возбуждения привода; – щетка; – коллектор.
Корпус стартера КАМАЗа изготавливают из малоуглеродистой стали. Он служит магнитопроводом, на котором закрепляют полюсные сердечники. Корпус закрыт двумя крышками: передняя прикрывает механизм привода, а задняя — щеточно-коллекторный узел.
Обмотка возбуждение привода стартера разделена на две параллельные ветви (в каждой из которых находятся по две последовательно-соединенных катушки). Для обмотки используют медный провод прямоугольного сечения: один конец подключают к изолированному выводу на корпусе, а другой — к положительным щёткам. Сами катушки пропитаны лаком и оплетены хлопчатобумажной лентой, а витки заизолированы кабельной бумагой.
Якорь включает в себя следующие элементы:
– обмотка; – вал с корректором; – сердечник, набранный из листов электротехнической стали.
Коллектор стартера КАМАЗа служит для поддержания постоянного вращающего момента.
Обмотка якоря производится проводом с прямоугольным сечением. Тип обмотки — волновой. В каждый паз сердечника уложено два провода (витки изолированы друг от друга и от сердечника). Концы проводов укладываются в прорези медных пластин коллектора, а затем припаиваются к ним.
Щетки изготавливают из медно-графитового свинцового сплава с добавлением олова, что уменьшает износ коллектора и препятствует падению напряжения.
Функционал
Существует реле двух видов. Первое непосредственно включает стартер, запуская работу основного механизма. Находится внутри двигателя. Второе, собственно, втягивающее, располагается на самом стартере, выполняя более развернутый функционал.
- Электрический ток между электромагнитом и моторчиком стартера необходимо правильно перераспределять. Нарушение работы втягивающей функции приводит к дисбалансу, нарушая систему запуска.
- Стартер имеет несколько основных узлов, отвечающих за запуск мотора. Реле помогает грамотно синхронизировать работу между важными отсеками запускного механизма.
- Простой механический момент: зубцы маховика зацепляются за шестерни бендикса. Бендикс — деталь, передающая крутящий момент, регулирующая высокие обороты двигателя. При первоначальном запуске двигатель всегда начинает работать на повышенных оборотах. Работать в таком режиме постоянно ДВС нельзя, поэтому обороты постепенно сбрасываются, становясь холостыми.
- После запуска мотора шестерни необходимо вернуть в первоначальное состояние, так как механизм отработал свой функционал до следующего запуска.
Иными словами, обобщая вышесказанное, можно резюмировать работу втягивающего реле следующим образом: рабочий процесс шестерен нужно синхронизировать, бендикс после отработки убирается от маховика. Иногда его называют просто тяговым. Тяговая сила самая важная в современных автомобилях, поэтому детали, работающие на создание тяги, будут играть первостепенную роль.
Внутреннее устройство
Являясь самостоятельной жизненно важной деталью, уровень работы компонента будет проверяться на очередном этапе технического обслуживания. Проведение диагностики электрики — важный этап общей диагностики автомобиля. Иногда из-за маленького незначительного узла ломается целый большой механизм, парализуя работу тягача
Кроме того, грузовики обычно работают напряженнее легковых автомобилей, поэтому особенно важно раннее выявление возможных поломок
Иногда из-за маленького незначительного узла ломается целый большой механизм, парализуя работу тягача
Кроме того, грузовики обычно работают напряженнее легковых автомобилей, поэтому особенно важно раннее выявление возможных поломок
Деталь имеет электромагнитную основу, втягивающую, удерживающую обмотки, схему включения стартера, сердечник возвратной пружины. Внешне деталь напоминает гильзу, глухую с одной стороны. Вторая сторона сопрягается с вилкой, толкающей носовую часть будто рычагом. Вилка фиксируется на центральной части оси, где перемещает бендикс, после чего срабатывает электромагнит. Ввиду такого замысловатого строения, рассмотрим процесс завода Камаза чуть более детально.
- Поворачиваем ключ зажигания. Стоит отметить, что в теплое время года зажигание лучше «схватывается» именно благодаря наиболее благоприятной для создания электромагнитного поля температуре.
- Магнитное поле быстро набирает обороты, толкая якорь. Якорь стартера служит проводником между элементами крепления и муфтой, представляя собой ось из легированной стали, имеет пазы, укладывающие обмотки якоря. Якорь постепенно сжимает возвратную пружину.
- Конец вилки продвигается к маховику. Выталкивая шестерню, двигая бендикс, зацепляет зубчатый венец маховика. Маховик с бендиксом ломаются очень редко, детали очень прочные, помимо прочего их взаимодействие происходит достаточно плавно, увеличивая временной ресурс работы.
- После завершения процесса зацепления контакты замыкаются, интегрируя работу схемы втягивающего реле.
- Втягивающая обмотка очень мощная, может преодолеть сопротивление возвратной пружины, поэтому после запуска она отключается, фиксируя плотно якорь.
- После выключения зажигания происходит обратный процесс: запчасти между собой размыкаются, отключается ток, якорь стартера занимает исходное положение, бендикс выходит из связки сцепления маховика.
Втягивающее реле — надежная деталь, служащая очень долго. Зачастую грузовик проходит множество циклов перед глобальным техническим обслуживанием, чтобы возникли непредвиденные проблемы с данным узлом стартера. Наиболее вероятен выход из строя любых других запчастей, имеющих более резкое механическое взаимодействие. Конструкция электромагнитных деталей Камаза устроена очень надежно.
Гарантия не распространяется в следующих случаях
- повреждена (сбита) зубчатка бендикса, расколота маска стартера (говорит о неправильной установке агрегата, не соответствии зубцам маховика или износе зубцов маховика.
- расколота крышка втягивающего реле; сорвана резьба, либо проворачиваются болты втягивающего реле;
- при вышедшем из строя роторе, статоре и щеточном узле одновременно или при выгорании ламели якоря — гарантия на стартер не распространяется, т.к. это говорит о неисправности замка зажигания а/м, двигателя а/м или неправильной установки и эксплуатации;
- при оплавлении изоляторов на болтах подкл. агрегатов, при оплавлении диодного моста или статорной обмотки, выбитых диодах — короткое замыкание в проводке, аккумуляторе автомобиля или плохой контакт;
- на агрегаты, сильно подверженные воздействию внешней среды и коррозии, сильно покрытые ржавчиной, сильно окисленные или с окисленными контактами;
- на ущерб, причиненный другому оборудованию, работающему в сопряжении с данным изделием;
- при износе втулок стартера (говорит о неисправности автомобиля);
- при внесении технических изменений или самостоятельном ремонте;
Общие данные
Народное хозяйство тех лет требовало мощный и надежный самосвал, что и определило общие характеристики транспортного средства.
- надежный и неприхотливый в обслуживании автомобиль;
- с большой грузоподъемностью;
- с высокой проходимостью;
- способностью работы на дешевом топливе;
- допускающий круглосуточную эксплуатацию (в условиях Крайнего Севера);
- с высокой унификацией узлов и агрегатов выпускаемых и разрабатываемых моделей.
И такой автомобиль появился благодаря целенаправленному и самоотверженному труду сотен специалистов автомобильного дела. Девятая часть – В4
Десятая часть – В5
Основные симптомы неисправной работы пускового устройства
Для определения возможных неисправностей стартера придется обратить внимание на его поведение, а также издаваемые звуки
- Так, если тяговое реле срабатывает, но коленчатый вал не проворачивается, начнем с проверки заряда аккумуляторов. Причиной может быть засорение грязью и пылью щеток либо коллектора. При этом само тяговое реле может иметь подгоревшие или окисленные контакты.
- После запуска двигателя может продолжаться вращение якоря стартера. Это может означать, что сломались пружины реле, которые необходимо заменить новыми. Может произойти приваривание контактного диска к болтам. В данном случае нам понадобится схема проводки КАМАЗ, чтобы зачистить сам диск и болты, либо заменить их. При необходимости может потребоваться замена реле блокировки стартера.
- Другая ситуация – при попытке запуска наблюдаются характерные щелчки, которые издает тяговое реле. В таком случае необходимо начать с проверки контактных соединений в цепи самого реле и восстановления надежности контактов. В случае необходимости, может понадобиться и замена самого втягивающего.
Визуально проверяем состояние контактов и жгутов проводки
Это значит, что дело может быть в неверно отрегулированном моменте замыкания контактов тягового реле. Или же торцы зубьев шестеренки маховика либо привода забились. В таком случае придется или заменять шестерни новыми или попытаться восстановить зубья. Реанимируют их способом наплавки.
Возможна ситуация, когда вращения якоря продолжаются, но коленчатый вал не проворачивается, что означает, что между ними нет взаимодействия. Прежде всего, проверьте правильность регулировки стартера. После этого убедитесь в том, что зубья шестерен привода и венца маховика находятся в неизношенном состоянии.
Приступаем к демонтажу стартера КАМАЗ
Для того чтобы провести ремонтные работы, нам потребуется специальный стенд, на котором будем разбирать данный блок, и схема электропроводки КАМАЗ.
Схема кликабельна — 1600х1088
Демонтаж этого блока начинается с того, что отключаем «массу». Если возникают сложности , прочтите статью проблема с «массой» на нашем сайте.
После этого поднимаем кабину и отсоединяем ту проводку, которая подходит к реле стартера.
Итак, наши действия будут следующими:
- откручиваем гайки на корпусе стартера и на крышке реле;
- снимаем перемычки, соединяющие обмотку возбудителя и выводной болт тягового реле;
- далее необходимо отвинтить гайки, крепящие траверсу, расположенные со стороны коллектора;
- откручиваем замковые шайбы;
- снимаем крышку со стороны нахождения коллектора после откручивания болтов;
- выкручиваем винты, которыми крепятся щетки к траверсе;
- можно, наконец, снимать сами щетки;
- выкручиваем винт регулировочного фланца и демонтируем ось рычага;
- крышка привода закреплена винтом – выкручиваем его;
- снимаем реле одновременно с якорем;
- отгибаем замковые шайбы и выкручиваем болты;
- крышку привода демонтируем одновременно с самим приводом и рычагом;
- заканчиваем снятием упорной шайбы, после чего извлекается якорь стартера.
Теперь устройство готово к диагностике либо ремонту, если остальная проводка на КАМАЗе в исправности.
На что нужно обратить внимание
Как проходит проверка разобранного стартера
Разберем основные этапы проверки работоспособности:
Проверяем тяговое реле. Для этого подводим «+» от АКБ непосредственно к тому выводу, который втягивает обмотку реле. Реле будет рабочим, если слышен щелчок и происходит вращение электродвигателя. Если двигатель не вращается, то нужно проверить контрольной лампой, есть ли напряжение на контактном болту. Подобная проверка нужна и гражданским владельцам.
Внутренние элементы пускового устройства
- Проверка реле блокировки устройства. Его не удастся проверить обычной контрольной лампой, т.к. собирается оно из полупроводниковых приборов. Узнать его работоспособность можно только с помощью специального прибора. Однако выход его из строя не обязательно приведет к проблемам запуска двигателя.
- Проверяем электромотор стартера. Проверить его исправность необходимо на стенде, в разобранном виде. Данная процедура является наиболее сложной и трудоемкой и занимает около получаса.
https://www.youtube.com/watch?v=-jc9Cy5qm8g
Как правило, проверка работоспособности этого пускового устройства происходит по таким факторам, как величина используемого тока и частота вращения на холостом ходу. Полученные данные сверяются с теми, которые предусмотрены для данного типа стартера.
Как открыть багажник на ВАЗ 2107 без ключа
Как без ключа открыть багажник на ВАЗ 2107?
Иногда у автовладельца ВАЗ 2107 пропадают ключи от автомобиля. В том случае, если пропали оба ключа, вместе с ключом от замка зажигания, все равно «малой кровью» не обойтись. Придется менять все замки, включая замок зажигания ВАЗ 2107, «выбивать» личинки, и душа смиряется с объемом работы. Конечно, особенно приятно, если тут же после того, как все поменяно, старые ключи находятся в том кармане или на той полке, куда они совершенно не должны попасть ни при каких условиях.
Но бывает так, что по какой – то роковой случайности ключ, открывающий багажник ВАЗ 2107, вместе с ключом зажигания оказывается после долгих поисков внутри самого багажника, который, по недоразумению, закрыт. Поэтому встает вопрос: как открыть багажник на автомобиле ВАЗ 2107 без ключа?
Существует множество способов. Главный вопрос: есть ли доступ в салон?
Если доступ в салон есть, багажник достаточно пустой и водитель уверен, что ключ внутри – можно попробовать достать их. Последовательность действий следующая:
- Снимается спинка заднего сиденья;
- Снимается фанерная проставка, и там, где была задняя спинка, между ребрами жесткости, окрашенными в цвет кузова, есть свободное пространство, достаточно места, чтобы просунуть руку, длинный проволочный крючок и фонарик.
- Связку ключей можно поддеть и благополучно вытащить.
Если же ключей в багажнике не видно, то можно взять удлиняющий шток к головке на 10 мм, вывернуть изнутри, из багажника, две гайки М10, и снаружи просто утопить личинку, нажав на неё. Личинка и замок провалятся в багажник, и он откроется. Само сложное – это ухитриться отвернуть гайки.
Следующий способ: нужно резко и быстро ударить кулаком чуть выше крепления номерного знака ВАЗ 2107 (естественно, сзадиJ). После этого язычок замка вследствие быстрой упругой деформации металла кузова может «сыграть» и замок ВАЗ 2107 можно открыть.
Также иногда «совершенно случайно» замок можно открыть простой пилкой для ногтей или проволочкой.
Также можно проколоть шилом резиновый уплотнитель, который окружает по периметру багажник и попробовать нащупать и отодвинуть, а потом открыть язычок.
Некоторым помогает резкий сдвиг багажника в горизонтальной плоскости вправо, после этого возможно открыть;
Есть более экстремальный способ – например, обратиться к инспектору ДПС. Говорят, что они часто оказываются в ситуации, когда при досмотре автомобиля всяких гастарбайтеров «потерял ключ». Поэтому любой мало – мальски опытный инспектор может открыть багажник «секретным способом». Естественно, идя на этот шаг, нужно быть трезвым, готовым предъявить документы, а если у инспектора появятся подозрения – быть готовым «идти до конца».
Но первое место занимает радикальный невозвратный способ: вместо ключа вбивается широкая отвертка, проворачивается пассатижами – слышится хруст в личинке, и замок открывается. После этого, конечно, нужно менять замок.
Чтобы его поменять, нужно выполнить следующие операции:
После этого можно ставить новый замок.
Важно все для того, чтобы хорошо подогнать замок, вначале нужно его не закручивать туго, а с помощью движений вверх или вниз добиться уверенной фиксации замка, открыть – закрыть его несколько раз. Главное – всегда имейте дома полный комплект ключей, а также второй в потайном месте, может быть где – нибудь в скрытой полости или под днищем автомобиля, в том месте, где можете найти только вы. Только тогда открыть все замки ВАЗ 2107, включая багажник, вы сможете всегда
Только тогда открыть все замки ВАЗ 2107, включая багажник, вы сможете всегда
Главное – всегда имейте дома полный комплект ключей, а также второй в потайном месте, может быть где – нибудь в скрытой полости или под днищем автомобиля, в том месте, где можете найти только вы. Только тогда открыть все замки ВАЗ 2107, включая багажник, вы сможете всегда.
https://7vaz.ru
Комбинированный датчик давления наддува/температуры воздуха во впускном коллекторе
Датчики давления и температуры воздуха во впускном коллекторе объединены в единый узел.
Датчик установлен сверху на впускной трубе двигателя.
Если неисправен комбинированный датчик, контроллер ограничивает давление наддува и мощность двигателя снижается.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Сжимаем фиксатор колодки проводов
Отсоединяем колодку проводов от датчика
Выкручиваем винт крепления комбинированного датчика.
Снимаем датчик с двигателя, потянув его вертикально вверх.
При снятии датчика не повредите уплотнительное кольцо и пластиковое ограждение, окружающее наконечник датчика. Не используйте рычаг, чтобы не повредить пластиковое ограждение.
Реле дворников камаз 5320
Реле и предохранители на автомобиле КамАЗ, укомплектованном двигателем с электронной системой управления, установлены за крышкой панели приборов (см. рис. Установка блока предохранителей и реле ).
Предохранитель F5 установлен на панели передка кабины (см. рис. Предохранитель F5 ).
Установка блока предохранителей и реле 1 — установка реле за панелью выключателей; 2 — установка реле за крышкой отсека панели приборов; 3 — реле стеклоочистителя; 4 — реле прерыватель указателей поворота; 5 — блок предохранителей (F2, F3, F4, F6); 6 — предохранитель F1 (генератор, ЭФУ, останов двигателя)
Предохранитель F5 1 — кабель осушителя; 2 — провод «Предохранитель-генератор»; 3, 4 — провода предохранителей; 5 — к блоку предохранителей F4; 6 — перемычка; 7 — провод «АКБ — предохранитель»; 8 — провод «Стартер — предохранитель»
Установка реле за панелью выключателей 1 — реле ЭФУ; 2 — реле обмотки возбуждения генератора; 3 — реле муфты привода вентилятора; 4, 5, 6, 7, 8 — см. в Таблице применяемых реле
Таблица применяемых реле
Для двигателей КАМАЗ с электронной системой управления подачей топлива
Реле блокировки стартера
Реле стояночного тормоза
Установка реле за крышкой отсека панели приборов 1 — реле дополнительных фар; 2 — реле габаритных огней; 3 -реле противотуманных фар; 4 — реле задних противотуманных фар; 5 — реле дальнего света; 6 — реле ближнего света; 7 — реле выключателя; 8 — реле выключателя «+» АКБ; 9 — реле сигналов торможения; 10 — реле заднего хода; 11 — реле звуковых сигналов
Предохранители, расположенные в блоке предохранителей (см. рис. Установка блока предохранителей и реле за панелью приборов ):
Система стеклоочистки предназначена для омывания и очистки ветровых стекол с целью обеспечения безопасности движения автомобиля.
Она включает в себя электрические стеклоочистители 27.5205 и омыватели ветрового стекла 1112.5208—01.
Электрический омыватель ветрового стекла управляется клавишным переключателем и имеет встроенный в бачок омывателя электрический насос.
Питание насоса осуществляется через предохранитель на силу тока 10А.
Электрический стеклоочиститель обеспечивает работу щеток в двух режимах и их остановку в исходном положении. Он включает в себя моторедуктор, щетки с приводом и трехпозиционный переключатель.
Напряжение на моторедуктор подается через реле электродвигателей отопителя, поэтому стеклоочиститель можно включить при включенном в положение «1» выключателе приборов и стартера.
Клавишные переключатели омывателя и стеклоочистителя расположены справа от рулевой колонки на пульте переключателей.
При включении переключателя омывателя через электродвигатель насоса проходит ток.
“+“ аккумуляторных батарей, клемма стартера, вывод Б реле стартера —► амперметр, вывод 1Ж разъема, выводы 1Ж и 57 блока предохранителей на силу тока 60 и 30 А —► предохранитель на силу тока 10 А —► размыкающие контакты переключателя —► электродвигатель омывателя —► корпус —► выключатель “массы” — “—“ аккумуляторной батареи. Электродвигатель приводит в действие насос, который по гибким трубкам подает омывающую жидкость к двум одноструйным жиклерам и далее на ветровое стекло.
Электродвигатель моторедуктора стеклоочистителя имеет три щетки: одну минусовую и две плюсовых.
Минусовая щетка соединяется с корпусом автомобиля, а на плюсовые щетки подается напряжение бортовой сети через переключатель стеклоочистителя.
При подаче напряжения на разные плюсовые щетки обеспечиваются разные частоты вращения якоря электродвигателя и соответственно разные режимы работы щеток стеклоочистителя.
Порядок работы стеклоочистителя следующий:
— при установлении выключателя приборов и стартера в положение «1» срабатывает реле электродвигателей отопителя, так как на его обмотку с вывода КЗ выключателя приборов и стартера через предохранитель на силу тока 7,5 А подается напряжение;
— при срабатывании реле напряжение с его вывода 30 подается на вывод 87 и далее через предохранитель тока 10 А на вывод 110 разъема моторедуктора, предохранитель моторедуктора, вывод 110А моторедуктора, вывод 110А переключателя;
— при положении «1» переключателя стеклоочистителя напряжение с его вывода 110А подается на вывод 111 и далее на одну из плюсовых щеток моторедуктора (на рисунке верхняя). При этом через электродвигатель начинает протекать ток, так как его минусовая щетка (на рисунке нижняя) постоянно соединена с корпусом автомобиля; электродвигатель через редуктор и привод обеспечивает возвратно-поступательное движение щеток с определенной частотой;
Неисправности и ремонт стартера
Неисправности стартера КамАЗ и методы их ликвидации своими руками:
- Механизм не запускается. Это может быть связано с коротким замыканием или обрывом втягивающей обмотки тягового реле, контакта в цепи питания. Рекомендуется заменить реле, найти место повреждения и восстановить оборванный контакт, протереть коллектор, заменить щетки и пружины.
- Не срабатывает реле тягового механизма. Причиной поломки может стать обрыв обмотки втягивающего типа, неисправность выключателя приборов и пускача. В этом случае следует перемотать обмотку, заменить износившиеся детали и выключатель.
- Во время работы системы запуска силового агрегата слышны посторонние шумы и стук шестерен. В этом случае рекомендуется сделать регулировку зазоров между шестерней и упорной шайбой, устранить неисправность на месте подключения контактов.
Почему не крутит и что делать
Причины того, что стартер не срабатывает (щелкает, но не крутит):
- разряженный аккумулятор;
- нечеткий контакт в цепи стартера;
- поврежденное втягивающее реле;
- короткое замыкание в обмотке;
- несоответствие вязкости моторной масляной жидкости температурному режиму;
- неисправность контактной группы замка зажигания;
- пробуксировка муфты свободного хода;
- тугое хождение вала по резьбе.
Ремонт включает в себя следующие работы:
- Зарядка аккумуляторной батареи.
- Проверка массы основного и втягивающего реле.
- Осмотр цепи питания.
- Затяжка крепежных болтов на колодках.
- Проверка напряжения на управляющем проводе.
- Осмотр механизма на наличие короткого замыкания в системе.
- Диагностика контактной группы замка зажигания и устранение неисправностей.
- Замена масла.
- Очистка резьбы от мусора.
- Смазка резьбы маслом.
Как снять и разобрать
Для того чтобы снять стартер, нужно:
- Убрать клеммы с аккумуляторной батареи.
- Вытащить аккумулятор.
- Убрать корпус воздушного фильтра.
- Открутить кронштейн.
- Отключить все провода.
- Открутить нижний крепежный болт.
- Вытащить бендикс и стартер.
На видео ниже представлено как правильно снять и разобрать стартер kamaz. В поиске вы можете найти видео-инструкции для различных моделей.
Разборка системы запуска Магнетон:
- Открутить болты, которые расположены на крышке и на основной части самой системы запуска.
- Снять перегородки между болтом выводного типа и обмоткой механизма.
- Отвернуть крепежные гайки.
- Отогнуть шайбы, находящиеся на замке системы.
- Снять винты крышку, которая расположена со стороны коллекторного устройства.
- Отвернуть винты с обмотки и щеток.
- Демонтировать щетку.
- Открутить болт с регулировочного фланца.
- Убрать ось рычага.
- Отвернуть винт, расположенный со стороны крышки привода и снять корпус реле.
- Отогнуть замковую шайбу.
- Демонтировать колпак, рычаг привода.
- Убрать упорную шайбу.
Как подключить
Установка стартера на КамАЗ А41 и подключение реле механизма запуска двигателя:
- Поместить автомобиль на специальную платформу.
- Надеть защитные очки.
- Отсоединить положительную клемму от аккумуляторной батареи.
- Заблокировать движение задних колес.
- Открутить крепежные болты.
- Установить стартер и подключить к нему провода.
- Прикрутить крепежные болты на место.
- Подключить положительную клемму аккумулятора к клемме стартера.
- Красный провод, который находится около правой фары транспортного средства, подключить к кабелю с разъемом.
- Установить транспорт на холостой ход.
- Повернуть ключ зажигания.
- Соединить кабель с положительной клеммой аккумуляторной батареи.
- Как только двигатель заведется, кабель, подключенный к нему, нужно снять.
- Установить старый штекер аккумулятора на место.
- Снять транспортное средство с опорной стойки.
Электропроводка КАМАЗ в помощь при поиске неисправности и замене стартера
Расположение предохранителей и реле
1 – Реле за панелью выключателей; 2 — блок предохранителей (F2, F3, F4, F6); 3 – блок реле; 4 — предохранитель F1; 5 – реле стартера; 6 – реле сигнализатора; 7 – реле стеклоочистителя; 8 – реле-прерыватель указателей поворота.
Реле за панелью выключателей
1, 2, 3, 4 — См. в Таблице применяемых реле; 5- реле подогрева топлива; 6 — реле ЭФУ; 7 — реле дневных ходовых огней; 8 — реле датчика останова платформы; 9 — реле заднего противотуманного фонаря; 10 — реле маслоотделителя
Таблица применяемых реле
Поз. | Для двигателей Cummins | Для двигателей КАМАЗ |
1 | Реле АБС | |
2 | Реле блокировки стартера | Реле АБС |
3 | Реле торможения | |
4 | Реле сцепления | Реле вспомогательного тормоза |
Камминз ISLe
Двигатели Камминз серии ISLe — шестицилиндровые рядные дизельные двигатели объемом 8,9 литра и мощностью от 276 до 375 л.с. Разработанные на базе C8.3, двигатели Камминз ISLe отличает:
- топливная система Common Rail (обеспечивает высокое давление впрыска топлива, поддерживает оптимальные характеристики на низкой частоте вращения коленчатого вала, снижает шум двигателя до 30%)
- новый блок электронного управления многоступенчатым впрыском Камминз
- опционально-компрессионный тормоз Jacobs (развивает тормозную мощность 220 л.с. или 330 л.с.)
- модернизированный блок цилиндров (съемные гильзы цилиндров со средней фиксацией упрощают ремонт)
- составные поршни
- привод клапана: кулачковый вал, роликовые повторители кулачков, что способствует высокой долговечности.
- новейшие фильтры «Fleetguard» и усовершенствованная смазочная система
Все вышеперечисленное повлияло на увеличение мощностного диапазона при возросшей прочности и большем рабочем объеме, увеличение срока смены масла и межремонтного пробега до 850 000 км.
Серия ISLe соединяет преимущества легкого и компактного мотора с конструктивной прочностью тяжелых двигателей. Автомобили с двигателями ISLe легко справляются с работой в жестких климатических условиях: будь то крайний север или тропики/субтропики, а также в условиях бездорожья. Модель двигателя ISLe разработана для установки на одиночные грузовые автомобили и на средние тягачи. При массе чуть более 700 кг двигатель показывает отличные результаты на грузовиках, эксплуатируемых в российских условиях, обеспечивая перевозки больших объемов материалов. Двигатели ISLe отличаются следующими техническими характеристиками: высокий моторесурс (1 000 000 км), повышенная мощность, максимальный уровень крутящего момента, экологичность (требования Евро3 и Евро4) и наименьший вес в классе Камминз (Cummins).
Варианты поломок
Вечных запчастей не существует, поэтому важно вовремя «поймать» момент поломки важного запускного узла, тормозящего работу всего грузовика. Почему ломается реле?
- Происходит внутреннее выгорание пятаков — пластин.
- Зачастую сгорает хрупкая обмотка.
- Усталость металла, последующее разрушение металлических компонентов.
Первоочередной симптом поломки — отсутствие реакции двигателя на поворот ключа зажигания. Когда несколько попыток заканчиваются ничем, стоит приготовиться к ремонту. Сам стартер устроен достаточно просто, имея инструкцию, даже любитель сможет разобрать его, устранив неисправность
Наиболее важно правильно произвести демонтаж, правильно после подключить все компоненты. Первоначально определяется место поломки
Начало поисков наиболее часто приходится на замок зажигания — первоначальный рубеж электротока. Самый верный симптом — отсутствие звуков запуска двигателя при повороте ключа. Щелчки, шум вращающегося вала, можно попробовать замкнуть металлическим предметом болты на тыльной части, подавая напряжение напрямую на обмотки. Любые поломки видны наглядно только после разборки. Проверить удаленно можно только обмотку, воспользовавшись омметром. Сопротивление корпусов с концами должно достигать минимум 10 кило Ом, более низкий показатель означает неисправность обмоток.
=>
Любое движение автомобиля начинается с запуска двигателя внутреннего сгорания. Запуск мотора — процесс вращения коленчатого вала, пока топливная смесь не воспламенится. Именно таким образом работает система пуска, занимающая примерно секунду-две, если двигатель полностью исправен. Система пуска устроена достаточно сложным образом, состоит из множества мелких, однако весьма значительных деталей. Среди них явно выделяется втягивающее реле стартера. Маленькая неприглядная деталь запускает весь механизм, играя самую важную роль данного процесса. Если остальные запчасти весьма второстепенно участвуют в запускном режиме, нерабочее состояние данного компонента способно полностью парализовать транспортное средство. Камаз оснащен двойной «порцией» запускного механизма, как многие другие грузовики. Первоочередно такое строение связано с более сложной системой впрыска двигателя грузовиков.
Камаз имеет свою систему электроснабжения, устроенную по принципу усиленного момента. Ввиду непростых эксплуатационных условий тягачей, напряженной бесперебойно работы, частых пусковых процессов, необходимо, чтобы искра появлялась независимо от температуры воздуха, влажности, разряженности воздуха, напряжения внутри контактов. Поэтому среди основных элементов системы электрического пуска Камаза можно выделить следующие:
- Непосредственно стартер.
- Аккумуляторные батареи (на Камазе установлено две — основная, резервная).
- Система выключения приборов.
- Розетка внешнего пуска.
- Реле блокировки.
При должном обслуживании, правильной эксплуатации данные блоки работают достаточно долго
Очень важно обеспечивать правильное внешнее обслуживание: следить за процессами окисления, перегорания, перетирания проводов
Замена контрольного прибора
Демонтаж и установка нового оборудования, благодаря удачному расположению датчика не представляет труда. При проведении манипуляций, выполняют действия:
- Выключить зажигание силовой установки, открыть капот автомобиля;
- Снять с датчика шланг, демонтировать изделие с держателя;
- Посадочное гнездо обработайте герметичным раствором, поставьте новый прибор;
- Подсоедините к датчику шланг, предварительно намазав герметичным раствором;
- Подсоедините шланг к манометру.
Ежедневный контроль уровня масла, давления жидкости, качества топлива, непременное условие нормальной эксплуатации силовой установки КамАЗ. Выполняемые процедуры не представляют сложности, поэтому проводятся водителями любой квалификации. В то же время, пренебрежение этими простыми манипуляциями приведёт к серьезным и непоправимым последствиям, которые легче предупредить, чем устранять.
Cummins 6ISBe — простой в эксплуатации и управлении шестицилиндровый двигатель, который считается самым тихим двигателем в серии.
Система электроснабжения автомобиля КамАЗ-43118
Эту систему, пожалуй, можно считать главной в автомобиле, благодаря этой системе в грузовике происходит питание электроэнергией при работающем силовом агрегате. Общая схема системы электроснабжения представлена ниже:
На рисунке цифрами обозначены:
- реле отключения обмотки возбуждения генератора; ;
- блок предохранителей;
- реле стартера; ;
- аккумуляторные батареи;
- выключатель массы;
- кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей;
- реле электродвигателей отопителя;
- амперметр;
- предохранители 13.3722 (7.5 А);
- предохранитель ПР310 (10 А);
- выключатель приборов и стартера;
I. к термореле ЭФУ
Краткие пояснения к схеме:
Источниками энергии для этой системы являются генератор(2) и два соединённых последовательно аккумулятора (6). Минусовая клемма аккумуляторных батарей, как и во всех машинах, подсоединена к корпусу. Но, в отличие от легковушек, на КамАЗе он подключается через специальный выключатель массы (7), имеющий дистанционное управление.
Под номером 1 на схеме показано реле отключения обмотки возбуждения генератора. Это реле должно разрывать цепь, когда работает электрофакельное устройство (ЭФУ), отвечающее за пуск двигателя в холодное время года.
При работающем моторе и при включенном зажигании (блок зажигания обозначен на схеме цифрой 13) размыкается цепь, ведущая к кнопке дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей (8). Это сделано для того, чтобы случайно или в результате неисправности двигатель самопроизвольно не глушился.
Следующей рассмотрим схему световой сигнализации:
Штатный электрический датчик
На двигателях, КамАЗ 740.31.240, транспорте КамАЗ-43118, 43114 и др., как штатный измерительный прибор давления смазки используют изделие ММ370. Этот контрольный механизм производится в городе Владимир. Визуально, устройство представляет собой цилиндр с резьбовым соединением в нижней части. Резьба соединяет деталь с рабочей зоной системы смазки. Верхняя часть используется для подключения проводов.
Измеритель напора смазки автомобиля КамАЗ ММ-370:
Технические характеристики электрического устройства ММ-370
Показатель | Значение |
Длина, мм. | 70 |
Цилиндр, сечение, мм. | 40 |
Резьбовое соединение | М14 на 1,5 |
Шестигранник, мм | 19 |
Промежуток давлений, кгс/см 2 | 0-10 |
Сопротивление, Ом | 159-173 |