Устройство и области применения бульдозеров разных классов (видео)

Классификация пневмоколесных бульдозеров

В соответствии с массой и мощностью силовой установки механизмы делятся:

  • лёгкие с весом до 11 т с мощностными параметрами до 130 л. с.;
  • средние с массой, не превышающей 30 т и мотором мощностью до 300 л. с.;
  • машины тяжёлого класса весом более 30 т с двигателем мощностью, превышающей 300 л. с.

Лёгкие машины как правило, многофункциональные — с возможностью навеса сменного оборудования, используются в коммунальном секторе для работ по уборке тротуаров и пешеходных дорожек, улиц и площадей в городах, парковок, дворовых территорий.

Рисунок 1 Легкий бульдозер на базе колесного трактора «Беларус»

Агрегаты средней группы применяются на общестроительных и дорожных работах. При их помощи формируют котлованы под фундаментное основание зданий и сооружений, выравнивают поверхность строительных площадок, производят распределение отсыпочного материала, перемещают топливо на угольных складах.

В их функции входят вспомогательные работы по снегоуборке, зачистка мест работы экскаваторов, содержание в рабочем состоянии дорог общего назначения и промышленных, мест погрузки и разгрузки.


Рисунок 2 Средний бульдозер на базе трактора «Кировец»

Тяжелые бульдозеры на колесах в большинстве своём специализированные машины для работы на открытых участках месторождений полезных ископаемых, где требуется относительно большое по длине перемещение породной массы. Используется подобная техника в выполнении крупных проектов по прокладке автомагистралей, в захоронении и переработке отходов промышленности.


Рисунок 3 Тяжелый бульдозер Caterpillar 834H

Типы ходовой части и виды движителя

По виду движителя трактора делятся на колёсные и гусеничные. Кроме этого существуют версии самоходных машин конструкция, которых позволяет переоборудовать ходовую часть на полугусеничный ход по необходимости. А также нужно отметить, что некоторые современные гусеничные трактора оборудуются резиновым гусеничным движителем, что является новацией в классе гусеничных машин.


Трактор на резиновых гусеницах

Машины с гусеничным движителем отличаются повышенной проходимостью и меньшим давлением на поверхность почвы в сравнении с колёсными тракторами. Так, большее пятно контакта гусениц позволяет уменьшить пробуксовку, что значительно повышает КПД передачи мощности при образовании тягового усилия. В среднем коэффициент буксования гусеничных тракторов в три раза ниже чем у колёсных машин, что даёт преимущество в проходимости особенно на переувлажнённых почвах. Недостатком гусеничного хода является невысокая скорость выполнения работ и трудоёмкость обслуживания.

На современных колёсных тракторах, при работе в составе почвообрабатывающих агрегатов, повышение тяговой сцепляемости и одновременное снижение давления на почву достигается дополнительным сдваиванием ходовых колёс.

По типу ходовой базы колёсные машины-трактора различаются на две основные группы:

  •   с одним ведущим задним мостом с колёсной формулой — 4К2
  •   с приводом обеих мостов и колёсной формулой — 4К4

Унификация и сервисное обслуживание

Важным фактором при выборе оборудования является унификация оборудования, создание единой линейки одного производителя для удешевления ремонта, поставок запчастей и уменьшения номенклатуры запчастей на складе. Наиболее полный типоразмерный ряд (бульдозеры, автосамосвалы, погрузчики, экскаваторы) предлагают так называемые компании-«фуллайнеры» (от англ. full-line – «полная линейка»). На горных предприятиях чаще всего используют технику 2–4 компаний.

Качество сервисного обслуживания в последние годы приобретает все большее значение из-за снижения качественного состава технических специалистов предприятий. Похвастаться наличием сервисных центров и грамотным персоналом могут очень немногие компании. Лучшими сервисными сетями в России обладают опять же Caterpillar и Komatsu, активно развивает сервисное обслуживание ЧЕТРА, увеличивают свое присутствие польская Dressta и немецкая Liebherr. В части организации сервисного обслуживания большинству производителей проигрывает Челябинский тракторный завод – у него практически нет сервисных центров в России, и это стало одной из серьезных причин ослабления позиций предприятия на рынке горнодобывающих предприятий. Сегодня эту нишу заняли бульдозеры ЧЕТРА и китайские машины, которые по качеству превосходят челябинскую продукцию. К тому же дизель-электрические тракторы (ДЭТ-250, ДЭТ-400) требуют особого подхода. В СССР хватало специалистов по ремонту и обслуживанию таких машин, сегодня они в огромном дефиците.

Однако в некоторых случаях лучше закупать не самое современное, насыщенное электроникой западное оборудование, а то, которое проще в обслуживании, например китайское. Бульдозеры ведущих мировых компаний становятся все сложнее, и обслуживать их могут только специалисты сервисных центров. Это удобно, когда предприятие находится неподалеку от сервисного центра, а когда путь до удаленного участка занимает несколько суток, сложное оборудование приносит немало проблем из-за длительных простоев.

Дилерская поддержка становится с годами все более актуальной. Сегодня все серьезные дилеры по продаже бульдозеров стремятся продвинуться в регионы использования техники, создают расходные склады – без этого многие покупатели не заключают контрактов на покупку оборудования. Конечно, небольшие компании по продаже запчастей не могут обеспечить наличие на своих складах достаточного количества деталей (это в большей степени касается продавцов китайских бульдозеров – на складах даже крупных дилеров сложно найти такие узлы, как бортовые редукторы, которые, кстати, довольно часто выходят из строя), поэтому при организации горных работ в труднодоступных районах предпочтительнее приобретать бульдозеры с гарантированно высоким уровнем снабжения запчастями.

Контракт на сервисное обслуживание – недешевое, но удобное и выгодное в определенных условиях решение. Если рассматривать работу в условиях большой удаленности от сервисных центров, то наилучшим вариантом обслуживания техники будет обучение группы собственных специалистов и получение разрешения от дилера на выполнение ремонтных работ.

Чем отличается трактор от бульдозера?

Основная разница между трактором и бульдозером заключается непосредственно в работах, для регулярного выполнения которых они предназначены. Используемый в хозяйстве трактор предназначен для быстрого решения следующих задач:

  • обработки почвы, в том числе вспашки целинных грунтов;
  • посева семенных и посадки культурных клубневых растений;
  • боронования;
  • окучивания и других видов работ, связанных с уходом за грядками;
  • опрыскивания подросших сельхозкультур минеральными удобрениями и внесения масс органического типа;
  • удаления сорных растений;
  • сбора и перевозки урожая;
  • транспортировки подготовленных тюков соломы, сена и оставшейся после скашивания травы.

Тяговое усилие трактора

Опыт эксплуатации показал, что все показатели классификации тракторов, весьма нестабильны и зависят в основном от скорости движения МТА, типа движителя и почвенных условий. Наиболее ста­бильным показателем оказалось тяговое усилие трактора, опреде­ляющее возможность его агрегатирования с различными машинами-орудиями, имеющими близкие тяговые сопротивления. Это и опреде­лило выбор основного классификационного показателя класса типажа тракторов — номинальное тяговое усилие, определение которого дано ранее. В основу построения типажа были положены три основных принципа.

1) экономическая оптимальность числа и набора типоразмеров, реализуемых в виде моделей тракторов. Чем меньше типоразмеров, тем больше в среднем может быть масштаб производства каждого из них, т.е. ниже себестоимость. Однако если их число слишком ограни­чено, то приходится использовать вместо оптимального слишком большой или слишком маленький трактор, что неэкономично и не­производительно ;2) номинальное тяговое усилие и скорости трактора в каждом классе обеспечивают максимальную производительность МТА.3) диапазон тяговых усилий трактора в каждом классе обеспечи­вает перекрытие тяг смежных классов тягами крайних рабочих пере­дач. Последний принцип гарантирует высокую производительность работы МТА для любого значения их тяговых сопротивлений в диа­пазоне тяговых классов типажа.Первый типаж тракторов, главными разработчиками которого были известные ученые НАТИ, профессора И. И. Трепененков и Д. А. Чудаков, был принят в 1946 г.Этот типаж имел шесть тяговых классов: 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3 и 6 (9), где последний класс 6 относился к сельскохозяйственному трак­тору, а 9 — к промышленному, хотя оба обозначения принадлежали одной модели гусеничного трактора. Отличие состояло в том, что ос­новная скорость сельскохозяйственного трактора была 1 м/с (3,6 км/ч), а промышленного — 0,6 м/с (2,2 км/ч). В первых трех классах движитель был колесный, а в остальных — гусеничный. В каждом классе оговаривались мощность двигателя и диапазон скоростей трак­тора.После реализации этого типажа к 1955 г. в дальнейшем перио­дически пересматривались основные параметры типажа — количество тяговых классов, мощность двигателей в них, рабочие скорости, базо­вое число моделей их модификаций. С 1961 г. типаж разрабатывался на пятилетний, а затем на десятилетний периоды.Действующие в настоящее время 16 тяговых классов приведены в ранее рассмотренных табл. 1 и 2, а полные типажи отечествен­ных тракторов, построенные в координатах мощность двигателя — тя­говый класс, приведены на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Типаж сельскохозяйственных тракторов и тяговые усилия тракторов.

Необходимо отметить, что если раньше типаж трактора выполнял плано­вые функции, обязательные для заводов-изготовителей, то при пере­ходе к рыночной экономике он имеет только рекомендательный ха­рактер.

Рис. 3. Типаж промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов.

Разработки перспективных типажей отечественных тракторов по-прежнему отвечают требованиям систематического повышения их технического уровня и конкурентоспособности. Они соответствуют наиболее устойчивым тенденциям мирового тракторостроения: по­вышение производительности МТА, увеличение тягового усилия трактора, улучшение условий труда трак­ториста и совершенствование экологических качеств трактора.Так, на основе широкого применения унификации в современ­ном типаже были разработаны и получили дальнейшее развитие се­мейства тракторов: колесные универсально-пропашные тракторы класса 0,6 (АО Владимирский тракторный завод); колесные универ­сально-пропашные тракторы класса 0,9 (АО Липецкий тракторный завод); универсально-пропашные тракторы класса 1,4 (ПО Минский тракторный завод); гусеничные сельскохозяйственные тракторы об­щего назначения класса 3 (АООТ Волгоградский тракторный завод); гусеничные и колесные сельскохозяйственные и промышленные тракторы класса 3 (Харьковский тракторный завод); гусеничные сель­скохозяйственные, промышленные и лесопромышленные тракторы класса 4 (Алтайский тракторный завод); колесные сельскохозяйст­венные, промышленные и лесопромышленные тракторы класса 5 (АО Петербургский тракторный завод, бывший Ленинградский Кировский завод); гусеничные лесохозяйственные и трелевочные тракторы клас­са 3 (АО Онежский тракторный завод); гусеничные промышленные и сельскохозяйственные тракторы классов 6 (10) и 25 (АО Челябинский тракторный завод); гусеничные тракторы классов 15, 25, 35, 50 (АО Чебоксарский завод промышленных тракторов).

  • Назад

  • Вперёд

Гидравлическая схема работает следующим образом

Насос 9 подаёт рабочую жидкость— масло, под давлением, из гидравлического бака 11 в блок трёх золотниковых распределителей с ручным управлением 8, имеющих четыре фиксированных положения: нейтральное, подъём, опускание и плавающее.

Эти золотники с ручным управлением подают давление в рабочие гидроцилиндры механизмов бульдозера: подъёма и опускания отвала 6, подъёма и опускания рыхлителя 7, гидроцилиндру поворота отвала 14. Гидравлическая система снабжена фильтром для масла с переливным клапаном 13 и предохранительным клапаном 3. Гидрораспределители 4 предназначены для работы агрегата в автоматическом режиме. Гидравлические дроссели 5 обеспечивают необходимые скорости перемещения штоков гидроцилиндров.

В плавающем положении золотника, рабочий орган— отвал, свободен и перемещается под действием внешней силы. Такое состояние отвала применяется при зачистных работах, когда свободно лежащий отвал при движении трактора, копирует профиль обрабатываемого грунта. Фиксатор удерживает положение золотников во всех включённых позициях.

В конце рабочего хода, при возрастании давления в напорной линии, золотники расфиксируются и возвращаются в нейтральное положение под действием пружины. В блоке распределителей 8, установлен предохранительный клапан, выполняющий также функции разгрузки системы.

В работе бульдозера существует режим автоматического управления отвалом, для ограничения скорости его подъёма и опускания и стабилизации положения отвала по высоте. Для этой цели применяется блок гидравлической схемы с насосом 1, предохранительным клапаном 3, гидравлическим распределителем 4, обратным клапаном 15 и дросселем 5.

Автоматический режим работы бульдозера обеспечивается маятниковыми датчиками, которые реагируют на изменение положения отвала, заданное изначально и выдают электрический сигнал на включение золотников 4, которые, в свою очередь, определяют движение отвала на подъём или опускание, для приведения его в заданное положение.

После остановки отвала в заданном положении маятниковые датчики отключает гидрозолотник 4, и отвал стабилизируется. Автоматический режим установки отвала в заданном положении, значительно облегчает работу оператора и улучшает качество производимых работ.

Виды бульдозеров

По назначению. Данный критерий определяет возможность использования бульдозеров для тех или иных видов работ. Техника бывает:

  • общего назначения – предназначена для землеройно-планировочных и строительных задач;
  • специализированной – такие бульдозеры используются в подземных или подводных разработках.

По типу климатического исполнения. Эта особенность обозначает возможность эксплуатации машин в определенных климатических зонах. Бульдозеры могут иметь нестандартное исполнение:

  • с адаптацией для работы в условиях низких температур (до -50 градусов);
  • с адаптацией к тропическому климату (температура до +45 градусов и повышенное количество осадков).

По ходовой части. Тип шасси определяет способность перемещения техники по разным видам покрытия. Современный бульдозер может иметь такую подвижную базу:

По типу отвала. Щит, основной рабочий орган бульдозера, может иметь разную конструкцию и подвижность. В зависимости от модели техника оснащается отвалами следующих типов:

  • неповоротный – установлен перпендикулярно и перемещается вверх/вниз;
  • поворотный – монтируется под углом в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • универсальный – состоит из двух половин, совершает повороты в разных расправлениях.

По механизму подъемного привода. Эта особенность определяет маневренность рабочего органа бульдозера (поворот, опускание, перекос, наклон). Подъемный механизм может быть:

  • гидравлическим – состоит из гидроцилиндров;
  • электромеханическим – имеет комбинированную конфигурацию;
  • механическим – включает лебедку и систему канатных блоков.

Это интересно: Обзор технических характеристик и надежности экскаваторов Беларусь

Классификация бульдозеров

03 Марта 2008

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничный или пневмоколесный трактор (двухосный колесный тягач), включающее отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно подобными машинами, базовые тракторы и навесное оборудование которых широко унифицированы.

Главный параметр бульдозеров — тяговый класс базового трактора (тягача). Бульдозеры применяются для послойной разработки и перемещения грунтов I…IV категорий, а также предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов. С их помощью выполняют планировку строительных площадок, возведение насыпей, разработку выемок и котлованов, нарезку террас на косогорах, разравнивание грунта, отсыпаемого другими машинами, копание траншей под фундаменты и коммуникации, засыпку рвов, ям, траншей, котлованов и пазух фундаментов зданий, расчистку территорий от снега, камней, кустарника, пней, мелких деревьев и строительного мусора и т.п. Широкое использование бульдозеров в строительном производстве определяется простотой их конструкции, надежностью и экономичностью в эксплуатации, высокими производительностью, мобильностью и универсальностью.

Бульдозеры классифицируют по назначению, тяговому классу и типу ходового устройства базовых машин, конструкции рабочего органа и типу системы управления отвалом.

По назначению различают бульдозеры общего назначения, используемые для выполнения основных видов землеройно-транстпортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях, и специальные, применяемые для выполнения целевых работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях. К последним относятся бульдозеры-толкачи, подземные и подводные бульдозеры.

В зависимости от тягового класса (номинальному тяговому усилию) базовых машин бульдозеры разделяют на малогабаритные (класс до 0,9), легкие (классов 1,4…4), средние (классов 6…15), тяжелые (класса свыше 25…35) и сверхтяжелые (класса свыше 35).

По типу ходового устройства бульдозеры разделяют на гусеничные и пневмоколесные.

По конструкции рабочего органа различают бульдозеры с неповоротным в плане отвалом, постоянно расположенным перпендикулярно продольной оси базовой машины, и с поворотным отвалом, который может устанавливаться перпендикулярно или под углом до 53 0 в обе стороны к продольной оси машины.

По типу системы управления отвалом различают бульдозеры с гидравлическим и механическим (канатно-блочным) управлением. При канатно-блочной системе управления подъем отвала осуществляется зубчато-фрикционной лебедкой через канатный полиспаст, опускание — под действием собственной силы тяжести отвала. При гидравлической системе управления подъем и опускание отвала осуществляются принудительно одним или двумя гидроцилиндрами двустороннего действия. Бульдозеры с механическим управлением в настоящее время промышленностью не выпускаются.

Рабочий цикл бульдозера: при движении машины вперед отвал с помощью системы управления заглубляется в грунт, срезает ножами слой грунта и перемещает впереди себя образовавшуюся грунтовую призму волоком по поверхности земли к месту разгрузки; после отсыпки грунта отвал поднимается в транспортное положение, машина возвращается к месту набора грунта, после чего цикл повторяется.

Максимально возможный объем призмы волочения современные бульдозеры набирают на участке длиной 6…10 м. Экономически целесообразная дальность перемещения грунта не превышает 60.. 80 м для гусеничных бульдозеров и 100 .140 м для пневмоколесных машин Преимущественное распространение получили гусеничные бульдозеры, обладающие высокими тяговыми усилиями и проходимостью. Чем выше тяговый класс машины, тем больший объем земляных работ она способна выполнять и разрабатывать более прочные грунты.

Предназначение и устройство

Машины рассчитаны на циклические действия — послойное копание, перемещение на небольшие расстояния грунта и стройматериалов — и используются при строительстве и ремонте дорог, зданий, каналов, разработке россыпей. С помощью этой техники проводят подготовительные работы для валки леса, расчищают территорию от крупных камней, прокладывают траншеи и канавы, засыпают ямы и овраги, уплотняют почву и многое другое. Нередко эти мощные машины выступают в роли тягачей.

Устройство бульдозера простое и надежное, машина состоит из базовой конструкции, отвала и толкающей рамы, системы управления и дополнительного оборудования (откосников, зубьев и др.). От дополнительного оборудования зависит специализация техники.

Бульдозеры: общие сведения

Рассматриваемая техника оснащается гидравлическим приводом, навесным оборудованием, потребляемая мощность которого оставляет до шестидесяти процентов от общего показателя силовой установки (16-20 МПа). Такая конструкционная особенность позволяет существенно врываться в грунт при помощи зубьев или отвала. На современных моделях предусмотрены раздельные типы приводов, осуществляющие корректировку перекоса и подъема рабочего агрегата.

Бульдозер – это машина, которая режет грунт с дальнейшей его транспортировкой на небольшие дистанции (порядка 100 метров). Кроме того, техника используется для удаления растительности, деревьев, строительных материалов, снега. Также агрегат позволяет выполнить планировку грунта, засыпку оврагов и ям, перевозку сыпучих грузов в карьерах и на складах.

Тяговые и ходовые параметры

Тяговые параметры бульдозеров способствуют их разделению на следующие категории (в скобках – класс и мощность техники):

  • Сверхтяжелые варианты (35-й класс, мощность – свыше 510 кВт).
  • Тяжелые модели (25-34; 220-405 кВт).
  • Средняя категория (6-15; 104-144 кВт).
  • Легкие модификации (1,4-4; 37-95 кВт).
  • Сверхлегкий класс (до 0,9 класса; 18,5-37 кВт).

Что касается ходовой части, здесь выделяют гусеничные и пневмоколесные вариации, а также отвал поворотного или неповоротного типа. Кроме того, управление рабочим органом может осуществляться механическим, гидравлическим или пневматическим способом. Наиболее распространены модели с гидравликой, которая имеет ряд существенных плюсов перед механикой и пневматикой. Сегодня большую популярность набрала бульдозер аренда час.

Толкающие устройства

Бульдозер – это техника, оснащаемая толкающими приспособлениями трубчатого или коробчатого сечения. На каждую единицу, как правило, монтируется по одному раскосу и брусу в каждую сторону. Элементы крепятся с одного бока к основной раме, а с другого направления – к отвалу. Надежность соединения обеспечивается посредством проушин, крестовин, опорных пальцев. Для моделей с поворотным рабочим органом подобное оборудование представляет собой универсальную площадку в виде подковы, состоящую из пары идентичных сваренных посередине половинок.

В соединительных частях предусмотрена шаровая пятка, а с противоположной стороны – распорная пластина. Она служит для придания дополнительной жесткости раме универсального типа. На верхней части каждой половины приварены по три кронштейна с проушинами для фиксации толкателей. Такая конструкция позволяет устанавливать отвал в плане под различными углами. На раме также предусмотрены кронштейны для крепления гидравлических цилиндров.

Для чего нужен бульдозер

Аналогично с экскаватором, бульдозер широко применяется при проведении землеройных работ и строительстве.

Внешне данная спецтехника представляет собой колесный ли чаще гусеничный тягач, который имеет специальный щит — отвал. Отвал может двигаться вперёд и назад, вверх и вниз, а также работать под разными углами. Процесс работы происходит одновременно с движением гусениц, что позволяет бульдозеру использоваться даже в труднодоступных районах, например на болоте или заснеженном участке.

Отвечая на вопрос, для чего нужен бульдозер, можно сказать следующее. Данная спецтехника используется для:

подготовки стройплощадки к дальнейшим работам;

послойного снятия верхней или плодородной части земли;

очистке дорог от снега, мусора;

засыпании котлованов и траншей.

Помимо этого, бульдозер часто выступает в роли тягача для другой техники.

Классификация и общая характеристика машин для земляных работ

Машины для земляных работ классифицируются таким образом:

  • по назначению — для подготовительных и вспомогательных работ, землерийно-транспортные, землеройные, для уплотнения грунтов,.для специальных земляных работ и средства гидромеханизации земляных работ;
  • по типу привода — с приводом внутреннего сгорания, электрическим, гидравлическим и комбинированным;
  • по количеству двигателей — одно- и много- двигательные;
  • по мощности — малой, средней и большой мощности;
  • по типу ходовой части — гусеничные, пневмоколесные, шагающие, рельсовые;
  • по климатическому исполнению — в северном, тропическом и обычном выполнении.

К машинам для подготовительных и вспомогательных работ относятся разрыхлители на базе гусеничных и колесных тракторов, кусторезы, выкорчевыватели, оснащение для вырезания пней из грунта и т.п., а также специальное оснащение для водопонижения и укрепления грунтов.

Землеройно-транспортные машины делятся на ковшовые (скреперы), ножевые (бульдозеры и автогрейдеры) и машины с дополнительным транспортировочным органом (грейдеры-элеваторы).

К землеройным машинам относятся одно- и многоковшовые экскаваторы, а также одноковшовые погрузчики грунта.

Машины для уплотнения грунтов бывают статического действия (катки), ударные (трамбовочные), вибрационные и комбинированной.

К машинам для специальных земляных работ относятся буровые машины и оснащение, сваезабивные машины и оснащение, кабелеукладчики, оснащение для бестраншейного прокладывания трубопроводов, для копания ям под столбы линий связи и т.п.

К средствам гидромеханизации земляных работ относятся гидромониторы и земснаряды.

Различают машины статического и динамического действия.

В машинах статического действия (Рис. 1.1, а) энергия от двигателя (М) передается рабочему органу (РО) через несколько промежуточных механизмов — тяговый (ТМ), передающий (ПМ), ходовой (ХМ), напорный (НМ). Количество промежуточных механизмов может быть разной, но в любом случае не происходит непосредственная передача энергии на рабочий орган. Поэтому эти машины имеют сравнительно невысокие КПД и производительность и их работа сопровождается большими энергозатратами. И вдобавок повысить производительность таких машин можно лишь увеличением их размеров и мощности.

Большинство современных машин для земляных работ относятся к механизмам «статического» действия, то есть скорость взаимодействия их рабочего органа с грунтом не превышает 1 м/с. Это одноковшовые экскаваторы, погрузчики, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, разрыхлители.

Рис. 1.1. Схемы работы землеройных машин. а — статического действия; б, в – динамического действия

Большинства указанных недостатков лишены машины динамического действия, которые в последнее время применяются все более широко. Рабочие органы таких машин имеют отдельные приводы. Энергия от двигателя (ли нескольких двигателей) передается непосредственно на рабочий орган (Рис. 1.1, б, в). Это дает возможность уменьшить мощность основного двигателя и массу машины.

Различают машины независимого динамического действия и зависимой (рис. 1.1, б и в соответственно). В машинах зависимого действия между рабочим органом и каким-то механизмом (напорный, ходовым или тяговым) устанавливается упругий элемент (УЭ), который аккумулирует энергию от сил сопротивления грунта разрушению, которая потом передается на рабочую среду.

Машины динамического действия имеют важные преимущества сравнительно со статическими. Например, производительность одноковшового экскаватора массой 14.5 т с двигателем мощностью 59 квт и обычным рабочим оснащением на грунтах II группы составляет приблизительно 100 м 3 /ч, и такую самую производительность в одних и тех же грунтовых условиях имеет землеройный механизированный инструмент динамического действия массой 80 кг с двигателем мощностью 3,8 квт. Удельная производительность (то есть производительность, отнесенная к установленной мощности двигателей) этого одноковшового экскаватора равняется 1,7 м 3 /ч на 1 квт, а для механизированного землеройного инструмента — 26,0 м 3 /ч на 1 квт.

К указанной категории машин относят роторные экскаваторы, одноковшовые экскаваторы с сменным оснащением динамического действия (роторным, дисковым, фрезерным и т.п.) ли с виброзубъями, скреперы с элеваторной загрузкой, разрыхлители активного действия, землеройный механизированный инструмент, другие машины и оснащение

Устройство бульдозеров

Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.

Рис. 1. Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами:

а) — с жесткими толкающими брусьями, б) — с шарнирными брусьями;

1 — отвал, 2 — несущая рамка, 3 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала, 4 — рукав, 5 — подрамник, 6 — поперечная балка, 7 — толкающий брус, 8 — трактор, 9 — нож, 10 — двигатель, 11 — муфта сцепления, 12 — кабина, 13 — коробка передач, 14 — задний мост, 15 — звездочка, 16 — гусеничная тележка, 17 — гусеница, 18 — шарнир, 19 — гидрораскос, 20 — универсальный шарнир;

положения отвала: I — нижнее, II — рабочее, III — транспортное/

Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую — опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.

Таблица и описание отдельных тяговых классов промышленной техники

Внизу приведена диаграмма классификации промышленных, лесозаготовительных и лесохозяйственных тракторов, с учетом мощности двигателя и рассчитанного класса номинальной тяги.

Особенностью лесохозяйственной техники стоит отметить не целесообразность применения для данной задачи техники ниже 0,6 класса тяги, а для промышленных работ тракторов ниже 2 класса.

  • лесозаготовительных работ
  • транспортировочных
  • подготовки земель освобожденных от леса к распашке
  • подготовки грунта для строительных работ
  • рытья траншей
  • бурения
  • прокладки систем водоснабжения, коммуникационных систем, систем электроснабжения
  • разработки грунтов содержащих полезные ископаемые
  • технологических процессов в металлургических и химических производств, атомной энергетике
  • проведения работ в городском коммунальном хозяйстве, так и для устранения магистральных проблем

К отечественным производителям техники данного класса можно отнести ОАО «Алттрак» — Алтайский тракторный завод», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ — Уралтрак».

Предназначение и устройство

Машины рассчитаны на циклические действия — послойное копание, перемещение на небольшие расстояния грунта и стройматериалов — и используются при строительстве и ремонте дорог, зданий, каналов, разработке россыпей. С помощью этой техники проводят подготовительные работы для валки леса, расчищают территорию от крупных камней, прокладывают траншеи и канавы, засыпают ямы и овраги, уплотняют почву и многое другое. Нередко эти мощные машины выступают в роли тягачей.

Устройство бульдозера простое и надежное, машина состоит из базовой конструкции, отвала и толкающей рамы, системы управления и дополнительного оборудования (откосников, зубьев и др.). От дополнительного оборудования зависит специализация техники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: