Как правильно подключить новый аккумулятор к автомобилю

Как снять аккумулятор с машины

Правильно снять аккумулятор с машины несложно. Достаточно выполнить в соответствии с рекомендациями мастеров несколько этапов.

Посмотрите видео о правильном демонтаже акб.

Подготовка инструмента

Для демонтажа и отключения автомобильного аккумулятора потребуется такой инструмент:

  • Рожковый обычный ключ на 10.
  • Торцевой ключ с воротком на 13.

Перед выполнением всех процессов обязательно изучить техническую документацию, руководство. Ведь в некоторых случаях снятие клеммы с автомобильного аккумулятора выполняется при помощи других ключей.

Аккумулятор автомобиля демонтируется только при выключенном зажигании!

Осмотр автоаккумулятора

Перед тем как правильно снять аккумулятор, проведите осмотр. Со временем на источниках питания образуются трещины, другие повреждения. Через них просачивается электролит. Для минимизации вероятности получения ожога нужно использовать перчатки из резины при демонтаже.

Работа с клеммами

Определить, какую клемму снимать первой, несложно. Сначала плюс минус устанавливаем

Для этого изучаем маркировку, обращаем внимание на оттенок подведенных к клеммам проводов. К минусу подводят черный провод, к плюсу – провод красного цвета

Информация о том, как снимать клеммы, есть и в инструкции, техдокументации. Здесь зафиксированы ключевые аспекты.

Решить, с какой клеммы снимать автомобильный аккумулятор, легко. Первой отключают черный провод, подведенный к отрицательной клемме. Минус всегда подключается к основному проводу (корпусу из металла) машины. Сбрасывая отрицательный провод первым, отключая сигнализацию, можно минимизировать вероятность возникновения короткого замыкания. Поэтому опытные автомобилисты никогда не задают вопрос, какую клемму снимать с аккумулятора первой. Ведь другой последовательности нет.

Ослабление гайки на клемме надо чтобы не нарушить целостность наконечника на проводе. Для этого используется рожковой ключ. Выполнив несколько оборотов, провод нужно пошатать, отключить. Ведь со временем клемма и наконечник прочно присоединяются.

Снимать клемму положительную нужно по тому же принципу.

Правильное снятие клеммы с аккумулятора способствует обесточиванию автотранспортного средства, повышению уровня безопасности.

Демонтаж автоаккумулятора

Далее нужно понять, как вытащить аккумулятор. Источник питания сосредоточен на полке. Для фиксации используются прижимные пластины, два болта для стяжки. Справиться с этими болтами поможет торцевой ключ. Открутив болты, снимаем пластину. После этого снимаем аккумулятор с автомобиля. Учтите, что вес АКБ составляет 14–17 кг. Поэтому вынимать его нужно аккуратно.

Меры личной безопасности при работе

При снятии аккумуляторной батареи следует соблюдать меры безопасности, которые включают в себя:

Использование защитных средств во время проведения работ. Поскольку аккумуляторная батарея состоит на тридцать пять процентов из серной кислоты, лучше использовать резиновые перчатки. При попадании на кожу эта кислота постепенно въедается, что оставляет существенные ожоги. Если протечка обнаружилась поздно и попадания на кожу не удалось избежать, поврежденный участок нужно обработать содой, разведенной в воде

Она нейтрализует кислоту и предотвращает появление сильных ожогов.
Осторожное обращение с АКБ. Необходимо полностью соблюдать инструкцию по эксплуатации аккумуляторной батареи.
Проводить работы с аккумулятором следует в помещении с хорошей вентиляцией либо на улице

Из вентиляционных отверстий аккумулятора выделяется водород, который в значительных концентрациях может привести к взрыву.

Перед работой нужно приготовить содовый спирт или раствор воды и пищевой соды. Если аккумулятор щелочной, вовремя избавиться от следов поможет слабый раствор любой кислоты. Можно использовать десятипроцентный уксус или раствор лимонной кислоты. Также пригодится любая впитывающая влагу ветошь или тряпка.

Чтобы защитить глаза от случайного попадания в них искр от клемм, можно воспользоваться защитными очками. Любые металлические украшения – кольца, цепочки, браслеты – лучше снять, так как они могут, случайно соприкоснувшись с деталями аккумулятора, оказаться проводниками электрического тока. Это приводит не только к замыканию, но и может причинить вред автовладельцу.

ВНИМАНИЕ! Правильная подготовка позволит избежать значительных повреждений, как человека, так и транспортного средства. Как правильно отключать аккумулятор автомобиля

Как правильно отключать аккумулятор автомобиля

Аккумуляторная батарея держит заряд тока, который используется для:

  • Запуска двигателя: Без маленькой искры, которую дает это устройство, завести автомобиль не удастся.
  • Использования медийных устройств при выключенном двигателе. Это относится также к освещению салона, зарядке телефона, работе автомагнитолы.
  • Поддержки генератора в случаях, когда он не справляется с нагрузкой. Особенно ощутимой помощь оказывается во время длительного простаивания в пробках с включенным кондиционером, стеклоочистителями и обогревателями задних стекол.

Перед тем, как отключить аккумулятор, следует произвести ряд манипуляций:

  • Обязательно выключить все устройства – свет в салоне, магнитолу, фары. При снятии аккумулятора со включенными приборами может произойти замыкание.
  • Отключить питание двигателя. Лучше вынуть ключи из замка зажигания и положить в карман, так как некоторые модели автомобилей автоматически блокируют дверцы при снятии аккумуляторной батареи, что создаст сложности для попадания внутрь владельца.

Для изъятия аккумулятора потребуется гаечный ключ, как правило, в большинстве моделей используются ключи на 10 и 13 миллиметров. Порядок отключения аккумулятора:

  • Открыть капот;
  • Если установлена шумоизоляция или тканевая защита, их необходимо снять;
  • Открыть пластиковые защитные колпачки с клемм, если они имеются;
  • Открутить гайку на клемме со знаком «-«;
  • Снять клемму с аккумулятора и отвести ее в сторону;
  • Открутить гайку с клеммы со знаком «+»;
  • Снять клемму и отвести ее в сторону.

После проведения этих действий аккумуляторная батарея отключена и готова к изъятию. Клемму со знаком «-» следует откручивать в первую очередь, так как она связана с кузовом автомобиля. Если сначала отсоединить плюсовую клемму, минусовая останется подключенной и при случайном задевании ключом о металлическую часть автомобиля может вызвать замыкание.

Если при снятии аккумулятора клеммы начали искрить, это означает, что один из приборов автомобиля, потребляющий электрический ток, остался включенным.

ВНИМАНИЕ! Не стоит бить по клеммам, чтобы их отсоединить. Если на них образовался белый налет, сначала следует провести чистку щеткой (металлическая не подойдет)

Можно использовать специальный растворитель. После обработки им клемм их можно слегка расшатать отверткой, после чего снять будет гораздо проще.

Устройство и разновидности АКБ

Бурное развитие технологий коснулось и сферы автомобильных аккумуляторов. Времена, когда в наличии были только сурьмянистые обслуживаемые батареи, ушли в прошлое. Сегодня при необходимости замены аккумулятора у водителей есть из чего выбирать:

  1. Свинцово-кислотные источники питания. Классический тип АКБ, состоящий из корпуса, в котором установлены свинцовые электроды и залита электрохимическая жидкость. Электролит вступает в реакцию с электродами при подаче на клеммы тока от вешнего источника питания и при подключении нагрузки. Средний срок службы такой разновидности аккумуляторных батарей составляет около 5 лет.
  2. Аккумуляторы типа AGM представляют собой усовершенствованный вариант свинцово-кислотных АКБ. Основное отличие заключается в наличии стекловолоконной обёртки электродов, предотвращающей их осыпание. Изготавливаются по необслуживаемой технологии, устанавливаются преимущественно в автомобили на электрической тяге.
  3. Гелевые аккумуляторы используют вместо жидкого электролита желеобразный, у которого текучесть на порядок меньше. Это позволяет эксплуатировать батарею в наклонном положении, вплоть до вертикального, без риска вытекания электролитической жидкости.
  4. Тяговые батареи отличаются от перечисленных аналогов большей мощностью (токами до 1000 А и напряжением до 96 В), что позволяет использовать их в качестве долговременного источника питания транспортных средств.

Что будет, если подключить провода неправильно

Такая ситуация называется переполюсовкой, а уровень последствий такой ошибки может быть разным.

Самый негативный вариант – если вы подключили провода не в том порядке при работающем двигателе. Здесь возможен любой исход: от перегоревшего предохранителя до выхода из строя бортовой электроники (в первую очередь перегорает диодный мост генератора, но могут пострадать все включённые в этот момент потребители – от магнитолы до ЭБУ).

Если оставить всё как есть, провода начинают сильно греться и плавиться, что чревато возникновением пожара.

Установка АКБ в машину

Обратная процедура, а именно, правильное подключение аккумулятора к автомобилю после выполненных работ или в случае его замены новым агрегатом, требует также соблюдения регламента

Первое, что стоит учитывать исполнителю работ, при установке АКБ в штатное посадочное место – её полярность: важно правильно поставить аккумулятор в машину, чтобы плюсовая «сторона» батареи соответствовала плюсовому проводу. Стоит отметить, что подсоединить аккумулятор, если он установлен несоответствующим образом не получится, так как минусовая клемма значительно меньше плюсового стыковочного механизма, однако, некорректная начальная установка – это ненужная и нерациональная трата драгоценного времени и сил

После установки батареи важно её надёжно зафиксировать штатными крепёжными элементами, что исключит вероятность повреждения АКБ в процессе эксплуатации машины, при совершении резких манёвров или преодолении участков дорог с неровным покрытием. Дальше остаётся только выяснить, как подключить аккумулятор к автомобилю, а именно, в какой последовательности правильно одевать клеммы на контакты АКБ, чтобы не спровоцировать замыкание проводки, и завершить процесс установки батареи корректно

Правильно будет изначально одеть «плюсовую» клемму на соответственный контакт батареи, и затянуть его плотно крепёжной гайкой, и только после этого подсоединить аналогично минусовую клемму. На этом технические работы по замене аккумулятора на автомобиле можно считать завершёнными, остаётся только восстановить бортовые настройки машины

Дальше остаётся только выяснить, как подключить аккумулятор к автомобилю, а именно, в какой последовательности правильно одевать клеммы на контакты АКБ, чтобы не спровоцировать замыкание проводки, и завершить процесс установки батареи корректно. Правильно будет изначально одеть «плюсовую» клемму на соответственный контакт батареи, и затянуть его плотно крепёжной гайкой, и только после этого подсоединить аналогично минусовую клемму. На этом технические работы по замене аккумулятора на автомобиле можно считать завершёнными, остаётся только восстановить бортовые настройки машины.

И ещё один совет: прежде чем подсоединить клеммы, их контактные поверхности правильно будет смазать антикоррозийным веществом или маслом, предназначенным для обработки электрических соединений. Процедура необходима для исключения вероятности появления налёта на поверхностях, и облегчения снятия клемм при возникновении повторной потребности заменить или снять перед обслуживанием АКБ или автомобиля аккумулятор в дальнейшем.

Как правильно надевать клеммы

Больше всего вопросов возникает по поводу подключения проводов к клеммам.

Но перед этой процедурой следует обязательно произвести их осмотр на предмет наличия дефектов, грязи, окислов. Загрязнение клемм – одна из причин ухудшения запуска мотора, и нередко водители грешат при этом на сам аккумулятор. Так что чистим клеммы от грязи, а при наличии следов окисления используем для их удаления наждачную бумагу средних фракций. Ту же процедуру применяем к зажимам проводов. Винты, стягивающие зажимы, лучше обработать смазкой, чтобы облегчить их откручивание.

А теперь рассмотрим, в какой последовательности нужно подключать клеммы при установке аккумулятора в машину:

  • первой одеваем красный провод на клемму со знаком «плюс» на торце;
  • вторым идёт чёрный провод, присоединяем его к клемме со знаком «минус»;
  • затягиваем прижимные болты, но без фанатизма;
  • затягиваем крепление прижимной пластины – возможно, для попадания в пазы придётся подвигать батарею в нескольких направлениях.

Если на машине установлена сигнализация, то при замыкании минусового контакта раздастся характерный щелчок. Чтобы проверить работу остальных приборов, нужно включить зажигание.

Опытные водители после каждого подключения АКБ запускают силовой агрегат, дают ему прогреться несколько минут на холостых оборотах, после чего повышают их до 2500 оборотов/минуту и дают поработать в таком режиме около 2 минут. И только после этого совершают пробную поездку, чтобы убедиться в работоспособности всех основных потребителей электроэнергии.

Что делать, чтобы клеммы не прикипали

Для того, чтобы из-за окисления разъемы не прикипали, и автомобиль внезапно не вышел из строя, необходимо проводить обязательные работы:

  • раз в месяц осматривать контакты;
  • протирать насухо поверхность аккумулятора;
  • летом каждый месяц контролировать уровень электролита в обслуживаемых АКБ;
  • если белый налет на контактах обнаружен, произвести проверку герметичности батареи;
  • перед началом холодов, нужно проверить насколько нагреваются контакты при запуске двигателя, при небольшом нагревании, нужно проверить контакты и провести дополнительную обработку.

Самый действенный способ снятия налета на клеммах – это механическая очистка.

Для этого нужно скинуть клеммы, смочить спиртосодержащей жидкостью или растворителем, разбавленным с водой, и насухо протереть. Содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды) поможет удалить остатки кислоты.

Для удаления остатков кислоты используется содовый раствор

Нельзя использовать ацетон, из-за свойств разъедать металл. Для очистки подойдет наждачка или металлическая щетка. Результатом работы должна быть блестящая поверхность, даже если не идеально ровная.

Чтобы сохранить контакты блестящим, нужно их защитить от попадания агрессивных веществ. Применение литола, солидола и других смазочных материалов помогут уберечь зажимы. Перед использованием смазки, нужно удалить остатки прежнего материала.

Прекрасно зарекомендовала себя силиконовая смазка, задерживающая и отталкивающая агрессивные среды. Минусом смазки является текучесть, быстро вытекает, необходимо регулярно проводить ее впрыскивание. Отлично зарекомендовали себя спреи не только качеством, но и удобством в использовании.

Отлично зарекомендовали себя спреи

Мнение о том, что для обработки контактов подходит графитовая смазка, обманчиво. В состав смазки входят токопроводящие вещества.

Как правильно затягивать клеммы?

При затягивании клемм не следует прилагать чрезмерных усилий. Слишком сильно затянутая клемма может привести к появлению микротрещин вокруг токоотводов, через которые в дальнейшем будет испаряться электролит. А это значит, что клеммы ждет неминуемое окисление.

В то же время просто набросить клеммы на токовыводы, как это иногда делают автомобилисты, тоже недостаточно. В таком случае контакт между токовыводом и клеммой будет ненадежным. Это приведет к нагреву плохо контактируемых элементов. А при движении по неровной дороге плохо затянутая клемма может соскочить и замкнуть на массу.

Поэтому затягивать клеммы нужно, прилагая умеренные усилия, необходимые для надежного, но не чрезмерного закрепления.

Ветхие провода или элементы конструкции.

Если проводка автомобиля дорабатывалась, присутствуют скрутки, дополнительные провода и прочие нештатные элементы конструкции, демонтаж батареи может быть серьезно затруднен. Иногда установка аккумулятора совсем невозможна без предварительной замены определенных деталей на новые.

Как демонтировать автомобильный аккумулятор

Работа под силу любому неподготовленному автовладельцу: нужно только соблюдать некоторые правила. Но сначала выясните, где располагается источник энергии вашего авто: под капотом, в багажнике, под задними или передними сидениями.

Инструменты и приспособления

Подберите гаечные ключи с накидными головками на 10 и 13.

Инструменты и приспособления

Вам также понадобится ветошь, резиновые перчатки, наждачная бумага, чтобы на последнем этапе зачистить клеммы.

Какие условия необходимо выполнить

Перед тем как снять аккумулятор с машины, отключите зажигание, вытащите ключ. Закройте окна, багажник, двери, выключите все электроприборы.

С какой клеммы начать

Слова «минус» и «масса» начинаются с одной буквы. Запомните: минусовую клемму (массу) отключают первой. Этот контакт помечен знаком «–» и к нему всегда идет черный провод.

Клеммы АКБ

Если вы начнете с клеммы, помеченной символом «+», и ненамеренно коснетесь ключом силового агрегата или корпуса авто, то спровоцируете короткое замыкание. Этим вы повредите не только электроприборы автомобиля, но и некоторые электронные блоки, имеющие автономное питание. При худшем сценарии непроизвольно сработают подушки безопасности, оплавятся провода.

Порядок отключения автомобильной батареи

Алгоритм демонтажа оборудования одинаков для бензиновых и дизельных двигателей с разными видами впрыска, турбонаддувом и без него:

  1. Ослабьте гайку, удерживающую минусовую клемму.
  2. Снимите освобожденную деталь с токовывода и отведите в сторону.
  3. Зафиксируйте черный провод.
  4. Повторите процедуру с другим контактом.

Последними открутите крепежи моноблока.

Как правильно извлекать прибор

После удаления креплений аккуратно выньте корпус батареи со штатного слота, удерживая за транспортировочную ручку или специальные выемки в корпусе.

Демонтаж аккумулятора

Держите прибор в вертикальном положении: нельзя быть в полной уверенности, что электролит не выльется.

Особенности демонтажа АКБ с борткомпьютером

В момент отключения электропитания бортовик теряет все настройки и параметры, полученные с контроллеров. Установив батарею, поездите в разном темпе (резкие старты, замедления), чтобы в памяти компа прописались и сохранились новые рабочие данные.

Как вынимать аккумуляторную батарею, если в авто есть бортовой компьютер

Порядок действий по демонтажу автобатареи на машинах с борткомпьютерами остается прежним: сначала минусовой вывод, затем плюсовая клемма, далее извлечение прибора. Помня о трудностях с настройкой БК, старайтесь реже извлекать АКБ.

Как правильно снять аккумулятор авто

Первым делом надо подготовить рабочее место и разместить все нужные инструменты в зоне досягаемости.

Хорошее место для проведения работ — проветриваемое помещение или открытый воздух (при наличии навеса и отсутствии ветра).

Если планируется иметь дело с электролитом, то рекомендуется также заранее запастись 5–10-процентным раствором соды, который может потребоваться для нейтрализации ожогов. Производить операцию рекомендуется, когда двигатель остынет. Это поможет избежать случайных ожогов.

Когда все готово, откройте капот авто, подоприте его упором и найдите там аккумулятор. В некоторых машинах АКБ может быть размещена в багажнике под съемной панелью.

Прежде всего необходимо обесточить транспортное средство, а для этого следует снять клеммы на аккумуляторе.

Сначала обязательно снимается клемма «минус», а только затем клемма с положительным зарядом.

Соблюдение данной последовательности правильно как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей.

Если сначала снять плюсовой контакт, то велик риск короткого замыкания, если клемма случайно соприкоснется с любыми деталями кузова. Так недалеко и до пожара.

Следует учесть, что АКБ может хранить оставшийся заряд, которого вполне хватит для летального исхода.

Определить заряд клемм можно по маркировке.

Они и их защитные колпачки окрашены в разные цвета. Минусовой провод, как правило, имеет синюю или черную маркировку, положительная клемма всегда красная. Рядом с ними также может быть нанесен соответствующий знак — «+» или «-».

Чтобы снять клеммы, воспользуйтесь гаечным ключом.

Как правильно отсоединить аккумулятор автомобиля:

Разместите рожковый ключ № 10 на отрицательной клемме и начните постепенно поворачивать гайку на ней против часовой стрелки

Чтобы ослабить крепление, потребуется всего пара оборотов ключа.
Как только крепление ослабится, осторожно снимите клемму с отрицательного вывода батареи и отведите ее в сторону, чтобы он не касался клемм аккумулятора, пока вы будете продолжать демонтаж. При необходимости можно слегка покачать клемму из стороны в сторону или поддеть отверткой.
Проделайте аналогичные действия с положительной клеммой
Обратите внимание, что положительный провод не должен касаться любых металлических деталей авто, поскольку на них есть остаточный ток, способный вызвать короткое замыкание.

Вынимать аккумулятор из креплений надо с максимальной осторожностью. Корпусы современных аккумуляторов имеют высокую герметичность, полной защиты от повреждений и вытекания электролита это не дает

Алгоритм действий

Итак, чтобы снять съёмную батарею, особых усилий не требуется. Достаточно подковырнуть её слегка и быстро извлечь. После приобретения новой точно также её внедрить обратно. Если же в вашем смартфоне установлена несъёмная батарея, так быстро проделать манипуляции вам точно не удастся

Итак, приступаем к практическим действиям, которые помогут решить вашу проблему. Сначала извлеките лоток, куда вы вставляете свои сим-карты. После этого, вооружившись тонкой отвёрткой и присоской, откройте заднюю крышку гаджета. Отвёрткой или обычной пластиковой картой аккуратно проходите по всему периметру задней крышки, а присоской оттягивайте её аккуратно на себя. Если всё делать аккуратно и старательно, то этот процесс не отнимет много времени.

Под крышкой вас встретит новое препятствие – ещё одна защитная панель. Чтобы её открыть, возьмите отвёртку и отвинтите несколько винтов.

Только после снятия этой защитной панели вы обнаружите саму батарею. Однако не спешите её быстро извлекать. Она подсоединена к плате при помощи шлейфов. Аккуратно извлеките их, это не составит труда. Только теперь смело извлекайте старый аккумулятор.

Новый аккумулятор, который вы заранее должны были приобрести, точно таким же способом водрузите назад, аккуратно подсоединив сначала шлейфы. Закройте защитную панель, закрепите её винтами и установите назад заднюю крышку. На этом процедура завершена, при этом, как вы могли заметить, вам не пришлось тратить деньги, как это потребовалось бы при походе в сервисный центр.

Итак, изучив рекомендации, как поменять несъёмный аккумулятор на смартфоне, вы сможете уже без страха выполнять такую процедуру снова и снова, если в этом будет возникать необходимость.

Как поменять несъемный аккумулятор в смартфоне

Прежде всего необходимо разобраться, каким образом выполняется отсоединение задней крышки от остального корпуса. В некоторых моделях это потребует отвинчивания расположенных на гранях болтов, на других достаточно поддеть место соединения тонким пластиком.

Для дальнейшего проведения операции требуется:

  • Вытащить из телефона все посторонние элементы: SIM-карты, карту памяти, заглушки разъемов.
  • Отсоединить заднюю крышку.
  • Осмотреть внутренность смартфона, которая доступна после снятия крышки. В зависимости от модели, здесь может присутствовать защитная панель. Если это так, выполняется ее снятие, путем откручивания крепежных винтиков. Может понадобиться отвертка определенной формы, которая отличается от крестовой или плоской.
  • Следующим шагом инструкции, как снять несъемную батарею в телефоне, является определение места крепления шлейфа. Это необходимо для того, чтобы в момент снятия не повредить контакты проводки.
  • Теперь выполняется отсоединение аккумулятора от корпуса. Зачастую он посажен на клейкую основу, что требует аккуратного проведения процедуры. Следует воспользоваться пластиковым скребком и поэтапно отсоединить все стороны батареи.
  • Отключается шлейф и подключается новый аккумулятор.
  • В корпус устанавливается новый элемент питания на место старого. Производится сборка смартфона в обратной последовательности. Можно кратковременно включить устройство до момента полной сборки, чтобы убедиться в наличии контакта с аккумулятором.

Если не удалось определить процедуру снятия задней крышки, а на специализированных форумах нет внятного ответа, лучше не рисковать и отдать телефон в сервисный центр. В противном случае применение грубой силы может привести к повреждению других частей смартфона, включая дорогостоящий дисплей.

Представленные рекомендации помогут понять, как разобрать смартфон с несъемным аккумулятором для последующей замены износившегося элемента. Несмотря на очевидное неудобство проведения операции, мобильные устройства подобной конструкции обладают неоспоримыми преимуществами: улучшение герметизации корпуса, свободное размещение батареи между остальными компонентами, уменьшение габаритов.

Виталий Солодкий

Aug 24, 2018   Как правильно

Тонкий корпус смартфона, огромный запас автономности у планшетов и облегчённые версии ноутбуков для удобства их переноски — всё это наследие важнейшего концептуального решения мобильной электроники последних лет, когда производители отказались от съёмных аккумуляторов.

Конечно, сегодня ещё остаётся много моделей устройств с батареями, которые легко вытащить и установить обратно, всего лишь откупорив крышку корпуса. Но как быть с теми, где такой возможности не предусмотрено, а срок службы батареи остаётся ограничен двумя-тремя годами?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: