Что такое докатка в автомобиле и сколько можно проехать на таком колесе

На какую ось лучше ставить

Понятно, что запаску мы ставим на место вышедшего из строя колеса, но мы же можем поменять колеса местами и поставить её на любое место.

О том куда лучше поставить докатку для максимальной безопасности дальнейшей поездки, читайте ниже:

  • Переднеприводный авто – здесь вердикт однозначен, так как ведущая ось — передняя, большая часть тормозной силы также передается на неё, то для Вашей безопасности докатку необходимо ставить обязательно на заднюю ось, чтобы минимизировать потерю устойчивости.
  • На полноприводном автомобиле, аналогично переднеприводному, докатку лучше ставить на заднюю ось, так как большинство авто с колесной формулой 4х4 имеют подключаемый полный привод, а в большинстве случаев они такие же переднеприводные автомобили. И даже на «честном» постоянном полном приводе расклад сил не меняется, так как шины разной ширины на передней оси, а именно на передней оси реализуется наибольшая тормозная сила, могут стать источником возникновения заноса при торможении.
  • С установкой докатки на авто с задней ведущей осью не все так однозначно. При установке на заднюю ось, мы получаем возможность возникновения заноса при разгоне, а на переднюю ось – при торможении.

Положительные и негативные качества

Использование докаточного колеса завоевало популярность среди автовладельцев. Это обусловлено наличием уникальных преимуществ, в их число входят следующие факторы:

  • Докаточное колесо экономить свободное место в багажнике, что является заслугой компактных размеров. В случае низкого качества дорожного полотна можно положить несколько докаток.
  • Цена мини-запаски гораздо меньше, чем полноценного колеса.
  • Выполнить монтаж докаточного колеса гораздо легче, поскольку изделие обладает небольшими габаритными размерами и массой.
  • Транспортировка снижает расход топлива, поскольку докатка на 40-60% меньше, чем полноценной запаски.

Докаточное колесо отличается от полноценных моделей, поскольку оно обладает небольшим диаметром и уменьшенной толщиной. Чем больше эта разница, тем существеннее проблемы при эксплуатации. Между штатным колесом и докаткой отличие в диаметре не должно превышать 1 дюйм. Только в этом случае управление будет оптимальным, однако лучше всего отказаться от резких маневров и не превышать скорость в 60 км/ч. К минусам докаточного колеса относятся:

  • Чрезмерная нагрузка на элементы подвески и дифференциал автомобиля, что связано с изменением угловых скоростей колес.
  • Уменьшение площади контактного пятна между колесом и дорожным полотном, это увеличивает длину тормозного пути и ухудшает качество сцепления.
  • Снижается эффективность функционирования электронных систем, например, ESP, ABS, а также DSTC. Они диагностируют уменьшенный диаметр докаточного колеса, как проскальзывание, поэтому пытаются активно противостоять этому эффекту.
  • Докатка склонна к повреждению при эксплуатации на дорожном полотне низкого качества.
  • Интенсивность износа стремительная, поэтому даже после 1000 км пройденного пути наблюдается значительное увеличение тормозного пути, а общий срок годности составляет 2-6 тыс. км.
  • При выпадении атмосферных осадков увеличивается риск заноса в случае резких маневров.

Для снижения риска негативных последствий рекомендуется монтировать докаточное колесо на неведущую ось

Также важно соблюдать оптимальную скорость движения и делать остановки с периодичностью каждые 200 км пути

Плюсы и минусы

Полноценное запасное колесо занимает много места. Чтобы сэкономить полезное пространство, его диаметр и толщину решено было уменьшить. Так и появились докатки – миниатюрные колеса, которые стоят намного дешевле обычных. Их предназначение заключается в том, чтобы доехать до ближайшей станции технического обслуживания.

Использование докаток особенно удобно при поездках на дальние расстояния. Водитель получает возможность взять с собой сразу несколько запасных колес. Если ему предстоит длительная езда по пересеченной местности или просто по очень плохим дорогам, это увеличивает шансы добраться до пункта назначения без особых проблем.

Источник изображения: drive2.ru

Есть и ряд отрицательных моментов. Основа докатки – диск, отлитый из стали, качество которой довольно низкое. Толщина самой резины у такого колеса меньше, а протектор, как правило, имеет примитивный рисунок. Поэтому уровень надежности докатки позволяет использовать ее на ограниченном расстоянии (не более 100 км). Кроме того, из-за меньшего диаметра колеса человек, сидящий за рулем машины, ощущает крен, что создает дополнительный дискомфорт.

Длительная езда с докаткой пагубно отражается на состоянии дифференциала. Это происходит из-за того, что на оси, где она находится, увеличивается разница угловых скоростей. Поэтому на переднеприводных автомобилях ставить ее необходимо назад (и наоборот). 

При установке докатки также нарушается нормальная работа ABS и ESP. Меньший диаметр колесного диска электроника воспринимает как проскальзывание и пытается скорректировать «ошибку».

Главное преимущество полноценного запасного колеса перед докаткой − возможность продолжать путь сколь угодно долго. В некоторых регионах нашей страны ближайшая СТО может находиться в нескольких сотнях километров от места прокола. Поэтому исходить нужно из маршрута, который вы запланировали.

Если ваш путь будет лежать через густонаселенную местность, вам вполне хватит докатки. А если ехать предстоит, например, через тайгу или тундру, разумнее взять с собой полноценную «запаску».

Меры предосторожности при использовании докатки

Сразу хочу сказать, что автомобиль комплектуется докаткой того же наружного диаметра, что и остальные его колеса или примерно того же, с небольшим отклонением не более 10%, в меньшую сторону. Поэтому, как пишут в различных источниках, что если докатка сильно отличается от размеров колес в меньшую стороны, то возможна некорректная работа систем активной безопасности (антиблокировочной, противобуксовочной, трекшн-контроля). Такой большой разницы в размерах быть не должно, это значит, что водители использовали «запаски» не от своего транспортного средства. Сильно отличаться может посадочный диаметр шины, но ни как наружный диаметр колеса в сборе.

Так как докатка это не полноразмерное колесо, а компактное, можно сказать «неполноценное», то существуют некоторые тонкости его использования, которые в виде пиктограмм или открытым текстом изложены на диске:

  • Ограничение максимальной скорости, на большинстве таких колес указан лимит в 80км/ч или 50 миль/ч, что практически одно и тоже. Это ограничение обусловлено в первую очередь не хлипкостью конструкции докатки, а отличающимся от привычного поведением автомобиля, с запаской данного типа, на дороге.
  • Опасность резкого маневрирования, так как рисунок протектора и площадь пятна контакта шины с дорогой у докатки будет отлична от остальных колес. При резком торможении, ускорении повороте руля может возникнуть занос, при преодолении лужи из-за разности рисунков протектора эффект аквапланирования может проявиться по-разному и т.д.

Теперь отвечу на два основных вопроса: какое давление должно быть в докатке и сколько километров можно на ней проехать?

  1. Если говорить о необходимом давлении, то у большинства моделей необходимо накачивать до давления в 4,2 атмосферы, но лучше смотреть обозначение на самом колесе, оно может незначительно отличаться от указанного значения.
  2. Что же касаемо пробега, то дальность поездки на компактном запасном колесе желательно свести к минимуму. Если же водитель любитель «острых ощущений», то я могу сказать следующее: ресурс компактной запаски – это 2000–6000 км. пробега, в отличии от 45000 для шин рассчитанных на постоянное использование. Поэтому число теоретически на докатке можно проехать несколько тысяч километров, только нужно ли?

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса

С каждым автомобилистом на дороге могут случиться непредсказуемые ситуации. И если некоторые можно решить быстро, то с другими придется прилично повозиться. Например, лопнувшее колесо — самая распространенная проблема на дороге. В таком случае, приходится ставить запасное, но что делать, если его нет? Тогда на помощь приходит докатка.

Докатка — это своеобразный костыль, который помогает докатить автомобиль до ближайшего сервиса для замены колеса. Не все автомобилисты знают, сколько вообще можно проехать на таком колесе. Рассмотрим детально, что собой представляет этот элемент и в каких случая может пригодиться. Докатка — это любое запасное колесо, которое отличается размерами шины и диска от стандартного колеса, устанавливаемого на транспортное средство. Заметим, что модель шины должна совпадать с основным комплектом покрышек. Как правило, производители применяют именно докатку, а не запасное колесо, чтобы сэкономить пространство в багажнике и сделать автомобиль более дешевым.

Но не у каждой машины сегодня предусмотрена докатка. Например, на автомобилях в Европе намного чаще можно встретить в багажнике докатку или полноценное запасное колесо, чем в России. А вот компании из Японии, Кореи и Китая предпочитают применять полноценное пятое колесо, еще и дополняют его легкосплавным диском. Это адаптация к тем условиям, где планируется эксплуатировать транспорт. Понятно, что на запасном колесе можно ездить сколько угодно. Однако, это относится только к теплому времени года. Как правило, запасное колесо укомплектовано летней резиной. А если поставить такое колесо зимой, то оно на полном праве будет являться докаткой. Даже водитель без опыта почувствует что-то неладное в поведении транспорта. Поэтому, если планируется использовать докатку в зимний период, нужно учитывать некоторые правила.

Если до сервиса, где можно заменить колеса, долго ехать, то докатку следует ставить на заднюю ось, даже если придется переставлять колеса. Точно такое же положение относится к машинам с системой заднего привода. Заметим, что все докатки, применяемые в автомобилях, могут различаться. От типа зависит давление внутри шины. Как правило, этот параметр указывается на табличке. Иногда она располагается на самой шине. Некоторые производители укладывают в багажник запаску с шиной, ширина которой приблизительно равна обычной покрышке. Она дополняется стальным диском, диаметр которого меньше установленного диска. Это колесо берется от этой же модели в базовой комплектации. Внешне запаска может совпадать с колесами, но параметры высоты и ширины разные.

Еще одна разновидность докатки — колесо со стандартным диском и шиной с невысоким протектором. С таким элементом нужно быть более осторожным особенно зимой. Даже если поставить колесо на заднюю ось, автомобиль может легко занести. Водители в России больше всего ненавидят докатки европейского типа. Они очень тонкие и узкие. Такое колесо следует ставить на заднюю ось вне зависимости от того, какая погода стоит на улице. Кроме того, в докатке должно быть давление на уровне 4.2-4.5 бара. Главное правило при эксплуатации элемента — не превышать допустимый скоростной режим на уровне 80-90 км/ч.

Итог. Докатка выручает водителя, когда нужно доехать до ближайшего сервиса для замены колеса. Однако, в разных автомобилях могут применяться разные элементы.

Докатка, или запаска: что лучше

Спор относительно того, что лучше – докатка или полноразмерное запасное колесо – относится к категории бесконечных. Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако мы попробуем взвесить за и против каждого из вариантов, чтобы вы в любом случае чувствовали себя спокойно и без проблем добрались до ближайшего шиноионтажа.

Автовладельцы «старой закалки» неукоснительно следуют правилу – ни метра за пределы гаража или стоянки без полноразмерного запасного колеса. Несколько десятков лет назад, когда шиномонтажи не были распространены повсеместно, отсутствие запаски могло стать большой проблемой. Практика установки облегченной версии запасного колеса (докатки) появилась относительно недавно и сразу завоевала популярность благодаря экономии места в багажном отделении.

Как это часто бывает, когда дело касается принципиальных новшеств, дискуссии относительно их безопасности и практичности не утихают. Между тем в паре «докатка vs запаска» каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Докатка

«Малая форма» вызывает много споров и дискуссий. Такой прототип запаски не способен заменить полноценное колесо, но спасти в чрезвычайной ситуации сможет.

Главным полюсом принято считать небольшие размеры и вес. Но это далеко не весь список достоинств докатки. Она намного дешевле стандартных колёс, при езде не создаёт больших нагрузок, что способствует экономии топлива. Установить её на автомобиль проще простого, такой монтаж по силам каждому.

Среди недостатков: ухудшение управляемости, увеличение тормозного пути, хрупкость конструкции. Езда с ней негативно сказывается на работе автомобиля. Но к каждой модели есть чёткие указания, касающиеся дистанции и скорости езды (она ограничивается 60 км/час).

Запаска

Плюсы полноценного запасного колеса

  • Полноценное запасное колесо позволяет не терять ездовые качества автомобиля в случае замены из-за прокола;
  • Грязное пробитое колесо отлично займёт место запаски, не потеснив при этом ни пассажиров, ни груз;
  • Ходимость комплекта колёс с полноценной запаской примерно на 25% больше, чем у других комплектов;
  • На запасном колесе можно спокойно ездить вплоть до плановой замены шин.

Следует признать и минусы полноразмерного колеса, такие как: нагрузка на багажник, относительно высокая цена, а также трудоемкая установка.

Специфика передвижения на колесе докаточной конфигурации

Для многих автовладельцев демократичная стоимость докатки является приоритетным фактором для её покупки, так как приобрести резервное колесо, идентичное установленным на авто, не каждому доступно с финансовой позиции. Однако, при принятии решения в пользу нестандартного приспособления, каждый ответственный водитель, переживающий за безопасность, интересуется, как правильно эксплуатировать продукцию, сколько можно ехать на докатке, и с какой скоростью?

Дилемма, сколько можно проехать на докатке по километражу, без нанесения вреда узлам и системам транспортного средства, предопределяется понятием термина. Эксплуатация докаточной покрышки предусматривает возможность доехать на ней до ближайшего шиномонтажа, что зачастую составляет не больше стокилометрового расстояния. Согласно регламенту производителей, эксплуатационный ресурс докатки составляет от двух до шести тысяч километров, в зависимости от особенностей производства товара и материала изготовления, соответственно, такой пробег, теоретически является реальным для авто. С практической позиции, продолжительная езда на докатке провоцирует возникновение серьёзных неисправностей рабочих узлов машины, что в результате позиционирует рентабельность выполнения оперативного ремонта штатного колеса и его монтажа.

Ещё одним, наиболее обсуждаемым среди автовладельцев, является вопрос, с какой скоростью можно ехать на докатке, чтобы избежать неприятностей в виде ДТП или преждевременной порчи нестандартного, резервного элемента в пути. Как максимальная скорость езды на докатке производителями регламентируется рубеж, не превышающий ста километров в час, однако, профессионалы не рекомендуют разгонять автомобиль до такой отметки на спидометре, во избежание неприятностей, в виде потери контроля над автомобилем, негативным влиянием скоростного режима на элементы подвески. Оптимальным режимом пользователи называют скоростной порог в шестьдесят километров, с обязательным снижением этого показателя на участках дороги с плохим шоссейным покрытием и на поворотах.

Корректная эксплуатация автодокатки предполагает, кроме выдерживания адекватного скоростного режима и езды только на короткие расстояния, с целью добраться до шиномонтажа, соблюдение следующих правил и предосторожностей:

Отказываться от монтажа докатки на ведущий мост, что позволит избежать проблем с дифференциалом автотранспорта.
Соблюдать особую осторожность при осуществлении манёвров, преодолевании поворотов.
Выдерживать достойную дистанцию до впереди движущегося транспорта, особенно на скользком и мокром покрытии, так как тормозной путь на докатке в несколько раз превышает стандартные критерии.
Перед началом следования желательно отключить электронные механизмы стабилизации.
Избегать резких манёвров и торможений.
Осуществить смену нестандартной «обувки» на обычную резину, при первой возможности.

Рекомендации по применению докатки

Вот несколько советов от специалистов:

  1. Диаметр и разболтовка докатки должна соответствовать комплекту колес, которые используются в транспорте;
  2. Если есть возможность выбрать более качественную резину, лучше остановиться на этом варианте, так как дешевое изделие имеет маленький рабочий ресурс;
  3. На диске каждого ремонтного колеса наносятся ограничения, которые водитель обязан соблюдать;
  4. Если на машине установлен комплект титановых или подобных дисков с толстыми спицами, для их крепления используются удлиненные болты. Для докатки следует приобрести стандартные колесные болты, и держать их возле самого ремколеса, чтобы не потерялись;
  5. Периодически следует проверять, соответствует ли давление в шине, особенно с наступлением холодов.
  6. В идеале лучше приобрести изделие, предназначенное для конкретного автомобиля.

Можно ли использовать запаску на постоянной основе?

Таким вопросом задаются те, кто впервые сталкивается с понятием докатка. На этот счет у специалистов шиномонтажа единое мнение: облегченную запаску нельзя использовать, как полноценное колесо.

Особенность временного элемента заключается в более простой конструкции покрышки, а также самого диска. На таком колесе можно ехать, только на небольшие расстояния, а также с ограничением скорости. При установке докатки ухудшается управление автомобилем.

Как выбрать докатку?

Качественно подобранная докатка – важная составляющая безопасности движения. От того, насколько точно ее параметры соответствуют требованиям эксплуатируемой техники, зависит техническое состояние автомобиля и его эксплуатационные характеристики. Чтобы правильно подобрать докатку, нужно узнать о критериях выбора и придерживаться их в процессе поиска и покупки.

Критерии подбора докатки:

Размер.  Максимально допустимая разница в диаметрах основных колес и докатки – один дюйм. В идеале размеры должны быть равными. От этого показателя зависит управляемость автомобиля. При большем расхождении диаметров техника может стать сложно контролируемой на прямых участках и практически неуправляемой в поворотах.

Давление воздуха. Из-за небольшого размера докатку придется накачивать до 4 атмосфер. Производитель должен учитывать эту необходимость и принимать соответствующие решения

Перед покупкой докатки обратите внимание на максимальное давление, которое способно выдержать изделие.

Качество резины. Конечно, если в процессе изготовления были использованы качественные материалы, то это неплохо

Но заострять на этом внимание не стоит. Докатка не рассчитана на длительную эксплуатацию, и поэтому ее производят из дешевого сырья. Если нет возможности переплачивать за качество, то покупайте любой доступный вариант. Надежности дешевой докатки вполне достаточно для преодоления нескольких километров по городу.

Правила езды на докатке

Основные нюансы при движении на автомобиле с докаткой выглядят следующим образом:

  • за счет меньшей ширины колеса площадь соприкосновения шины с дорожным полотном уменьшена, что приводит к увеличению тормозного пути;
  • коэффициент сцепления шины с дорогой уменьшен за счет небольшой глубины рисунка протектора, что грозит нарушением маневренности автомобиля;
  • в потоках мощности, передаваемых от двигателя на колеса одной оси, имеющие разную массу, взаимосвязь между угловыми скоростями нарушается, что приводит к потерям КПД и возможным пробуксовкам на дороге.

Поскольку прокол колеса и установка запаски является аварийной ситуацией, то, учитывая все нюансы, при движении на таком автомобиле необходимо придерживаться следующих правил:

  • по возможности не ставить запаску на ведущую ось;
  • не использовать колесо с низким давлением в шине;
  • ставить аварийное колесо, равное по наружному диаметру;
  • отключить электронные системы блокировки колес при установке колеса, имеющего различия по наружному диаметру;
  • не допускать превышения скорости;
  • трогаться с места плавно, не допускать резкого давления на педаль газа;
  • снижать скорость на поворотах до 20 – 40 км/ч;
  • вращение рулевого колеса должно быть плавным, не допускать рывков;
  • торможение следует начинать заблаговременно, не допуская резкого нажатия на педаль.

Важно помнить, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда увеличен, независимо от погодных условий

Достоинства и недостатки

Докатка имеет ряд отличий от полноразмерного колеса:

  1. Меньшая масса (достигается за счет малых габаритных размеров);
  2. Компактные размеры (они уже, причем значительно, а также могут быть меньше по диаметру);
  3. Недорогие материалы изготовления и невысокое качество исполнения (используется недорогая сталь, сам диск – очень простой формы, резина для изготовления шины используется дешевая);
  4. Надежность (поскольку изготовлена докатка из простых материалов, то она не способна выдержать значительные нагрузки и поездки на большие дистанции).

Но в месте с тем облегченное колесо может стать достойным вариантом для многих автовладельцев у которых габаритные параметры их машин не позволяют возить с собой полноразмерную запаску.

К достоинствам докаточных колес относится:

Штатная докатка в багажнике

  1. Компактные габариты, что обеспечивает занятие малого места в багажном отсеке. При дальних поездках можно брать с собой несколько таких колес, которые займут пространства столько же, как и одно полноразмерное колесо;
  2. Невысокая стоимость. Из-за дешевых материалов и простоты изготовления, докаточное колесо стоит значительно меньше обычного колеса;
  3. В случае пробоя докатки восстановить ее целостность проще. Ее легче разбортировать и собрать;
  4. Проводить все операции по замене легче, поскольку масса – небольшая. К тому же малый вес снижает общую массу авто, а значит, уменьшается и расход топлива (но эти достоинства, можно сказать, условны).

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Спустило колесо, что делать и почему это происходит?
  • Как самому отремонтировать бескамерную шину?
  • Как выбрать колпаки на колеса: разновидности, плюсы и минусы

Видео: Как опасно ездить на докатке

Без недостатков тоже не обошлось. И у докаточного колеса их много и они достаточно существенны:

  • езда на докатке оказывает негативное воздействие на подвеску и трансмиссию (дифференциал) за счет возникающей разницы угловых скоростей на оси где установлено докаточное колесо;
  • пятно контакта из-за небольшой ширины у такого колеса значительно меньше, что сказывается на эффективности тормозной системы и управляемости;
  • прочность стального диска небольшая, поэтому при поездках по неровностям вероятность повредить диск высокая, особенно на больших скоростях;
  • из-за использования дешевой резины, протектор шины стирается очень быстро, что сказывается на тормозном пути авто;
  • вспомогательные системы начинают некорректно работать. Виной этому является меньший диаметр докатки, из-за чего системы воспринимают это как проскальзывание.

Вот и получается, что водителю приходится выбирать между сохранением полезного пространства с достаточно осложненной поездкой. В силу того, что докаточное колесо значительно влияет на поведение авто, не рекомендуется его использовать начинающим автолюбителям.

Что такое докатка?

Для оснащения автомобиля важными для эксплуатации вещами используют запасные колеса или докатки. Первые представляют собой полноценный вариант замены неисправной детали техники. После установки такого элемента автомобиль можно использовать без существенных ограничений в течение периода необходимого для ремонта вышедшего из строя колеса. Единственным недостатком полноценной запаски является несоответствующий износ протектора. Такая ситуация оказывает негативное влияние на управляемость автомобиля. Вторые являются временной мерой, направленной на быстрое устранение неисправности для возобновления движения до ближайшего населенного пункта, станции техобслуживания.

Чтобы понять, что такое докатка, нужно внимательно ее осмотреть и сравнить с имеющими на автомобиле колесами. Опытный автомобилист сразу заметит, что она меньше по размеру и имеет специальную окраску

Сделано это для того, чтобы максимально сохранить свободное пространство в машине, не лишая водителя важной запасной детали. Перепутать такое колесо с запаской непросто

Обычно докатку на машину помещают в скрытый отсек багажника. Из-за компактных размеров некоторые начинающие водители долго не могут ее найти, а обнаружив, удивляются, как запасное колесо могло туда поместиться.

Ремкомплект

Шинный ремкомплект может быть чрезвычайно насыщен, но на деле нередко бесполезен. Сильный боковой порез он не вылечит. Обнаружить небольшой прокол в полевых условиях не всегда простая задача. И многие ли возьмутся латать дыру, скажем, под дождем или на морозе? Шинный ремкомплект может быть чрезвычайно насыщен, но на деле нередко бесполезен. Сильный боковой порез он не вылечит. Обнаружить небольшой прокол в полевых условиях не всегда простая задача. И многие ли возьмутся латать дыру, скажем, под дождем или на морозе?

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

«Докатка» vs полноразмерная запаска: нюансы выбора

Автовладельцы «старой закалки» неукоснительно следуют правилу – ни метра за пределы гаража или стоянки без полноразмерного запасного колеса. Несколько десятков лет назад, когда шиномонтажи не были распространены столь повсеместно, отсутствие «запаски» могло стать большой проблемой. Соответственно, комплектация автомобилей, в – основном, предусматривала ее наличие. Практика установки облегчённой версии запасного колеса (докатки) появилась относительно недавно, но практически сразу завоевала популярность, благодаря экономии ресурсов и места в багажном отделении.

Как это часто бывает, когда дело касается принципиальных новшеств, дискуссии относительно их безопасности и практичности не утихают. Между тем в паре «докатка vs запаска» каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Рекомендуем иметь это в виду, выбирая между стандартной и облегченной версией.

«Малая форма» – исключительно временная мера

«Докатка» отличается от основных колес как по внешнему виду, так и по функциональности. Строго говоря, это достаточно узкая шина, одетая на штампованный диск. Она значительно уступает полноразмерному колесу по ширине и диаметру. Её плюсы – небольшой вес; меньшие габариты, а значит, больше места багажнике; более быстрая и лёгкая установка на ось автомобиля. Но есть и минусы. В силу существенных различий по таким параметрам, как типоразмер, вес, давление в шине и рисунок протектора, при использовании «докатки» не желательно двигаться со скоростью, превышающей 60-80 км/ч. Кроме того, этот вариант запасного колеса категорически не рекомендуется устанавливать на переднюю ось большинства авто, за исключением лишь 4Х4 (с постоянным, не отключаемым полным приводом).

Комфорт движения, по понятным причинам, тоже оставляет желать лучшего. Так что преодолевать большие расстояния с «докаткой» не стоит. Ведь не факт, что её возможностей хватит, чтобы без приключений добраться до ближайшего автосервиса. Вместе с тем на привычном маршруте «дом – офис» такой вариант вполне приемлемый.

Нестареющая классика

Несмотря на стремительные изменения в мире авто, полноразмерное запасное колесо не сдает своих позиций. Следует признать его минусы: нагрузку на багажник, относительно высокую цену, а также трудоемкую установку. Но это единственный вариант запаски, который обеспечивает полноценную замену поврежденного колеса без ущерба для сцепления, скорости и комфорта вождения. Уточним, что в этом случае колёс у автомобиля по умолчанию пять (4 основных и одно для подстраховки в непредвиденных ситуациях), поэтому придется потратиться чуть больше. Ведь все пять колес должны быть как близнецы: одинаковые шины, диски аналогичной конструкции (штампованные или литые) и вес тоже одинаковый. В идеале желательно иметь два комплекта попять шин – летний и зимний. И конечно, зимние шины должны быть одного типа: или шипованные, или фрикционные. Если на «обутый» в шипованные шины автомобиль установить запасное колесо с нешипованной шиной (и наоборот), разница в сцеплении с дорогой даст о себе знать с первых же метров.


Из тех же «сцепных» соображений шина запасного колеса включается в цикл ротации. Известно, что для равномерного износа каждые 8-10 тыс. километров пробега шины нужно менять местами. Если исключить установленную на запаске шину из этого «круговорота», последствия всё те же – разница в сцеплении с дорогой, а значит, угроза благополучному завершению поездки.

Еще один момент: каким бы ни был ваш водительский стаж и опыт, после установки запасного колеса при первой возможности загляните на шиномонтаж. Пусть профессионалы проверят давление в шинах и затяжку колёсных болтов. Не лишне напомнить, что от этого напрямую зависит безопасность вождения и то, как долго прослужат шины. Качественные шины от проверенного производителя Nokian Tyres, при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании не один сезон будут верным спутником на дороге. В ассортименте Nokian Tyres представлены летние и зимние колеса с широкой линейкой типоразмеров. Дополнительным преимуществом, заслуживающим особого внимания, является Hakka-гарантия. В случае повреждения шины ее отремонтируют абсолютно бесплатно, а если ремонт невозможен – заменят на новую.


Более подробную информацию о компании NokianTyres и шинах Nokian можно найти на сайте: www.nokiantyres.ua, а новости – на корпоративных страницах: www.facebook.com/NokianTyresUkrainehttps://www.instagram.com/nokiantyresua/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наше время

Современные автомобили оснащаются полноценными запасными колёсами, аварийными колёсами или колёсами с технологией «Run-flat».

  • Запасное колесо может быть такого же типа и размера, как штатное. Оно может быть закреплено в стальном ободе или на соответствующем ходовом колесе машины. Среди пассажирских автомобилей, полноценными запасными колёсами обычно оснащаются внедорожники (SUV) и лёгкие грузовики, так как докатка неблагоприятно скажется на машинах с высоким центром тяжести. Из-за размера полноценного запасного колеса его часто крепят с внешней стороны: на задней двери внедорожников, иногда на капоте. Такое колесо включается в ротацию шин: время от времени одно из колёс становится запасным, в то время как запасное встаёт на ось.
  • Некоторые автомобили оснащаются аварийными колёсами, называемыми «докаткой». Предназначены для снижения стоимости, веса машины и/или экономии пространства по сравнению с полноценной запаской. Докатка представляет собой шину уменьшенного размера (и по диаметру, и по ширине), установленную на недорогой стальной диск. Из-за короткого периода эксплуатации и низкой допустимой скорости докатку можно использовать только на небольшие расстояния. Из-за разных размеров докатки и стандартного колеса будут неверно работать электронный контроль устойчивости и система контроля тяги — перед тем, как тронуться, их нужно отключить.
  • В некоторых случаях автомобили оснащаются шинами «Run-flat», для которых отпадает необходимость запасного колеса. На других машинах возят баллончики ремонтной пены для заклеивания проколотых шин. Однако это часто не срабатывает в случае большого прокола и совершенно бесполезно при разрыве шины.

Что такое докатка и зачем она нужна


Автомобильное колесо с надетой резиной — это достаточно большая и тяжелая конструкция, которая занимает немало места. Тем не менее, в большинстве современных автомобилей предусматривается отдельная ниша для хранения такого колеса: в багажнике, под днищем, на задней двери, в подкапотном пространстве и так далее. Но не все водители хотят возить с собой полноразмерное большое колесо на случай пробоя покрышки, и для них придумали докатки.

Докатка — это облегченная версия колеса для автомобиля. Она получила такое название, поскольку служит только для того, чтобы водитель мог добраться до ближайшего шиномонтажа и установить новую полноценную покрышку.Рекомендуем прочитать: Как поменять колесо самостоятельно Докатка имеет похожую на обычное колесо конструкцию, но с одним существенным нюансом. Диск докатки изготавливается из стали, и он значительно меньше, чем диск полноразмерной покрышки. Соответственно, и ширина резины, надетой на докатку, значительно меньше.

Обратите внимание: Чаще всего докатка — это бюджетное решение, поскольку не предполагается долгая эксплуатация такого колеса. Соответственно, производители стараются максимально удешевить производство докаток, и они имеют резину не лучшего качества, а вместе с тем и максимально простой рисунок протектора

Докатка устанавливается на место поврежденного колеса, чтобы добраться до сервисного центра (шиномонтажа) и выполнить необходимые работы по ремонту или замене покрышки

Есть ряд моментов, на которые нужно обращать внимание после установки докатки на автомобиль:

Если на вашем автомобиле установлена докатка, рекомендуется продолжать движение с включенной аварийной сигнализацией и только по правой крайней полосе;
Докатка не выдерживает высоких скоростей, поэтому не следует разгоняться выше 60 км/ч;
Давление в покрышке-докатке должно быть выше, чем в других шинах, иначе колесо, которое имеет меньшую ширину, просто не выдержит нагрузку;
Автомобилем с установленной докаткой значительно сложнее управлять, чем машиной на четырех полноценных покрышках

Поэтому двигаться следует с особой осторожностью;
Докатку нельзя устанавливать на ведущую ось. Если повреждена покрышка на ведущей оси, потребуется переставить на ее место одно из полноценных сохранившихся колес с другой оси, а докатку поставить на не ведущую ось.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: