Кнопки информационно-развлекательной системы: назначение.
На автомобильных радиоприемниках и мультимедийных системах есть целый ряд аббревиатур, сокращенных терминов и значков, значение которых вы, возможно, не до конца понимаете. Мы решили помочь вам в этом, разобравшись, за что же отвечают большинство кнопок в автомобильной аудиосистеме.
В современных автомобилях кнопок и ручек становится все меньше и меньше – их место занимают виртуальные кнопки, которые располагаются на сенсорном экране информационно-развлекательной системы. К счастью, подобное уничтожение кнопок и изменения автомобильной аудиосистемы не повлияли на работу радио или других источников звука.
Также, несмотря на то что во многих новых автомобилях физические кнопки управления мультимедийными системами перебазировались на дисплеи, по-прежнему во многих автомобилях виртуальные кнопки имеют то же обозначение, которыми маркировались традиционные кнопки и ручки. Это позволяет создать довольно универсальный список названий и сокращений, расшифровав их назначение в аудиосистеме. Вот наиболее распространенные кнопки в автомобильных мультимедийных системах:
APPS – дополнительные приложения для мультимедийных систем. Многие современные автомобили имеют на борту полнофункциональные мобильные операционные системы, которые позволяют узнавать погоду, информацию (с сообщениями) и даже выводить на экран социальные приложения, такие как Twitter
AUX/USB-входы для дополнительного источника звука (смартфон, планшет, портативный плеер и т. д.)
BALANCE – регулятор громкости между боковыми колонками автомобиля – справа/налево
BAND – изменение диапазона радиоволн
BLUETOOTH – беспроводная связь аудиосистемы с другим устройством. Позволяет подключать устройства громкой связи, телефоны и т. д., чтобы мы могли не только безопасно выполнять телефонные звонки, но и в новых автомобилях получать и отправлять sms, воспроизводить музыку на автомобильной аудиосистеме с телефона или совместно использовать Интернет с различными службами в автомобиле
CD-проигрыватель компакт-дисков. Что интересно, в некоторых современных автомобилях уже может быть недоступно. Некоторые производители решили отказаться от компакт-дисков в пользу воспроизведения музыки по Bluetooth или с жестких дисков, установленных в машине
DAB – цифровое радио (более высокое качество радиотрансляции)
DISP-дисплей выключен (затемнение экрана в основном необходимо во время поездок в ночное время)
FADER – регулятор баланса звука вперед/назад
FM/AM – диапазон радиоволн
INFO – дополнительная информация об источнике звука (список дорожек, названия песен и т. д.)
MEDIA/SOURCE – переключение источников звука. Это решение можно найти в новых автомобилях, которые оснащены различными возможностями воспроизведения, например, USB, через который мы подключаем флеш-карту (USB-флешка), или телефон, AUX-IN, или линейный аудиовход, или вышеупомянутый Bluetooth
MENU/HOME – возврат в главное меню
NAV/NAVI – включить навигацию
PHONE – переключение режима громкой связи Hands-Free Phone или переход в меню настроек подключения мобильного устройства к машине. Эта функция наиболее распространена в автомобилях, оснащенных Bluetooth. Это кнопка в некоторых машинах либо соединяет телефон с машиной по беспроводной связи (если подключение не произошло автоматически), либо разрывает соединение
RADIO – включение радио
RDS – отображение названия радиостанции, названия музыкальной дорожки, коротких текстовых сообщений от радиостанции
SEEK – поиск предустановленных радиостанций
SOUND – настройки частот звука (низкий, высокий, средний).В простых версиях с помощью этой функции мы попадаем в простое меню. В более новых автомобилях с более обширными и сложными аудиосистемами можно полностью управлять эквалайзером и его различными предустановленными настройками. Во втором случае здесь также можно найти опции, соответствующие ранее упомянутым BALANCE и FADER
TA/TP – информация о трафике. Это одна из самых интересных функций, которую используют не все. Многие люди просто не знают, что такое TA/TP. Здесь мы активируем дорожные объявления, которые транслируются некоторыми радиостанциями, обычно через регулярные промежутки времени. Когда радио начинает передавать сообщение, наш приемник автоматически переключается на данный канал. Это связано с тем, что прослушиваемая нами в настоящий момент программа прерывается. Многие водители отключают эту функцию именно по этой причине. Не всем нравится, когда радиоприемник автоматически выключает нашу любимую станцию. Но иногда эта оперативная информация может быть очень полезной
TUNE – поиск радиостанций по частоте
VOL – регулятор громкости
Какая скорость нужна для того, чтобы музыка не казалась «однообразной»
Стандарт DAB был утвержден в Европе в 1995-1997 гг. Он может работать в диапазоне от 30 МГц до 3 ГГц и обеспечивать скорость входного потока от 8 Кбит/с до 384 Кбит/с. DAB использует технологию кодирования MPEG Audio Layer 2. Благодаря этому стандарт обеспечивает качество вещания, схожее с компакт-дисками, хотя для их воспроизведения нужна значительно большая скорость — 1,4 Мбит/с.
DAB+ — усовершенствованная версия стандарта DAB. Данная технология может работать в диапазонах от 47 МГц до 3 ГГц. Скорость входного потока составляет от 8 Кбит/с до 172 Кбит/с с поддержкой частот дискретизации 16 кГц, 24 кГц, 32 кГц и 48 кГц. В стандарте используется более современная, чем в DAB, технология аудиокомпрессии – MPEG-4 He-AAC v2. Это позволяет осуществлять вещание большего числа радиостанций на одной частоте.
Так, согласно приложенному к материалам ГКРЧ отчету Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского и Ю.А. Гагарина, у DAB для качественного вещания необходима скорость 192-256 Кбит/с, для нормального — 128 Кбит/с. У DAB+ для качественного вещания нужна скорость 64 Кбит/с, для нормального – 48 Кбит/с. Соответственно, если стандарт DAB позволяет уместить в одном мультиплексе 12 радиоканалов, то DAB+ — 18.
В тот же время авторы отчета из НИИР считают заблуждением, что качественное вещание в DAB+ можно обеспечить на скорости 64 Кбит/с, увеличив тем самым общее число каналов. В отчете НИИР говорится, что в Швейцарии вещание DAB+ ведется на скоростях 64-84 Кбит/с. Это приводит к характерным для цифрового сжатия искажениям звука, что особенно заметно в музыкальных программах, которые становятся довольно однообразными.
В результате заявленная для цифрового радио цель – обеспечивать вещание с качеством, сопоставимым с компакт-дисками – не удается достичь, констатируют в НИИР. Более того, большинство платных и бесплатных музыкальных сервисов в интернете работают со скоростями от 192 Кбит/с до 360 Кбит/с. Соответственно, для качественного вещания DAB+ необходима скорость 128 Кбит/с, тогда как при скоростях в районе 64 Кбит/с цифровое радио становится рядом с ними неконкурентным.
Конкурирующие стандарты
Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно. Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно:Источник В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты. Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).
Как работает цифровое радио?
Как и аналоговое радио, цифровое радио посылает сигнал по воздуху, который приемник захватывает и воспроизводит через динамики. Основное различие между ними состоит в том, что цифровое радио не отправляет всю полную информацию сразу. Наоборот, он преобразует аудио в цифровую информацию. Затем он сжимает цифровую информацию и передает ее на куски.
Приемник фиксирует эту информацию так же, как и аналоговый сигнал. Но вместо того, чтобы воспроизводить их, он декодирует данные и сначала объединяет их. Хотя это кажется странным процессом, на самом деле он снижает вероятность возникновения помех для цифрового сигнала.
Аналоговое радио более подвержено ухудшению сигнала от конкурирующих источников сигнала. Вот почему многие шипения и статические звуки слышны на аналоговых радиостанциях AM и FM.
Цифровое радио не имеет этой проблемы по двум основным причинам:
- Приемники имеют усовершенствованные усилители, которые помогают отфильтровывать конкурирующие сигналы.
- Цифровой сигнал проще, облегчая фильтрацию помех
Цифровое радио также отправляется с резервированием, что означает, что приемник может собрать сигнал вместе, даже если некоторые части отсутствуют по пути.
Тестирование
Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу. Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации: Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab. Для тестирования я загрузил 3 файла на cloud.mail.ru, каждый содержит минутную запись DAB-мультиплекса, размер файла около 500Мбайт (таков размер IQ-записей для SDR с шириной полосы 2.4МГц). Открыть файлы можно в Qt-dab, ссылка на скачивание которого приведена выше.Файл-1: DAB-8A.sdr — cloud.mail.ru/public/97hr/2QjuURtDq. Мультиплекс 8А работает на частоте 195.136МГц и содержит 16 станций. Битрейт всех станций составляет 64Kbps.Файл-2: DAB-11A.sdr — cloud.mail.ru/public/3VVR/2mvjUjKQD. Мультиплекс 11А на частоте 216.928МГц. Он содержит 6 станций, с битрейтом 48, 48, 48, 48, 64 и 48KBps соответственно.Файл-3: DAB-11C.sdr — cloud.mail.ru/public/3pHT/2qM4dTK4s. Мультиплекс 11С на частоте 220.352МГц, содержит также 16 станций. Битрейты всех станций составляют соответственно: 80, 80, 80, 80, 56, 96, 80, 64, 56, 48, 64, 64, 64, 96, 80 и 64Kbps. Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.
Сравнение DAB и AM / FM
Традиционно радиопрограммы транслировались на разных частотах через AM и FM, и радио нужно было настраивать на каждую частоту по мере необходимости. Это использовало сравнительно большой объем спектра для относительно небольшого количества станций, ограничивая выбор прослушивания. DAB — это система цифрового радиовещания, которая посредством применения мультиплексирования и сжатия объединяет несколько аудиопотоков в относительно узкую полосу, сосредоточенную на одной частоте вещания, называемую ансамблем DAB.
в пределах общая целевая скорость передачи данных для ансамбля DAB, отдельные станции могут иметь разные скорости передачи данных. Количество каналов в ансамбле DAB может быть увеличено за счет снижения средней скорости передачи данных, но за счет качества потоков. Исправление ошибок в соответствии со стандартом DAB делает сигнал более устойчивым, но снижает общую скорость передачи данных, доступную для потоков.
FM HD Radio против DAB
В некоторых странах реализовано Eureka-147 цифровое аудиовещание (DAB). DAB транслирует одиночный мультиплекс с шириной около 1500 килогерц (≈1000 килобит в секунду). Затем этот мультиплекс делится на несколько цифровых потоков от 9 до 12 программ. В отличие от этого, FM HD Radio добавляетсвои цифровые носители к традиционным аналоговым каналам шириной 270 килогерц со скоростью до 300 кбит / с на станцию (чисто цифровой режим). Полная ширина полосы гибридного режима приближается к 400 кГц.
DAB первого поколения использует аудиокодек MPEG-1 Audio Layer II (MP2), который имеет менее эффективные нагрузки, чем более новые кодеки. Типичный битрейт для стереопрограмм DAB составляет всего 128 кбит / с или меньше, и в результате большинства радиостанций на DAB получают более низкое качество звука, чем FM, что вызывает ряд сообщений сообщества аудиофилов. Как и в случае с DAB + или T-DMB в Европе, FM HD Radio использует кодек, основанный на стандарте MPEG-4 HE-AAC.
HD Radio — это собственная система от компании IBiquity. DAB — это открытый стандарт, хранящийся в ETSI.
Использование частотного диапазона и участков передатчика
DAB может дать более высокую спектральную эффективность, измеренную в программах на МГц и на участок передатчика, чем аналоговые системы. Большое количество сообщений, доступных для увеличения числа голосов, доступных для слушателей. Это можно улучшить с помощью DAB +, который использует намного более эффективный кодек, позволяющий снизить битрейт на канал с минимальной потерей качества или без нее. Если некоторые станции передают в моно, их битрейт можно снизить по сравнению со стереовещанием, что еще больше повысит эффективность.
Числовой пример: Аналоговый FM требует 0,2 МГц по программе. Коэффициент повторного использования частоты в большинстве стран составляет примерно 15 для стереопередач (с меньшими факторами для монофонических сетей FM), что означает (в случае стерео FM), что только один из 15 передатчиков может использовать то же самое. частота канала без проблем с межканальными помехами, т.е. перекрестными помехами. Предполагаемая, что общая доступность 102 каналов FM с полосой пропускания 0,2 МГц в диапазоне Band II от 87,5 до 108,0 МГц, в среднем возможно 102/15 = 6,8 радиоканалов на каждом передатчике ( плюс меньшая -питание местных передатчиков, вызывающих меньше помех). Это приводит к спектральной эффективности системы, равной 1/15 / (0,2 МГц) = 0,30 программ / передатчик / МГц. DAB с кодеком 192 кбит / с требует 1,536 МГц * 192 кбит / с / 1136 кбит / с = 0,26 МГц на аудиопрограмму. Коэффициент повторного использования частоты для местных программ и многочастотных сетей вещания (MFN ) обычно составляет 4 или 5, в результате чего 1/4 / (0,26 МГц) = 0,96 программ / передатчик / МГц. Это в 3,2 раза эффективнее аналогового FM для станций. Для передачи по одночастотной сети (SFN), например для национальных программ, коэффициент повторного использования канала равенство 1, в результате 1/1 / 0,25 МГц = 3,85 программ / передатчик / МГц, что в 12,7 раз эффективнее, чем FM для национальных и региональных сетей.
Обратите внимание, что вышеуказанное улучшение пропускной способности не всегда может быть достигнуто на частотах , поскольку они более чувствительны к препятствиям, чем частоты FM-диапазона, и может вызвать затухание тени для холмистой местности и для связи внутри помещений. Количество передающих устройств или мощность передачи, необходимая для полного покрытия страны, может быть довольно высокой на этих частотах, чтобы система не ограничивалась шумом, а не ограничивалась внутриканальными помехами
Интерфейсы, функции, Bluetooth и USB
Перед покупкой требуется обратить внимание на существующие интерфейсы и дополнительные функции. Таким образом, можно будет использовать радио не только для радиостанций DAB
Хорошо если в устройстве присутствует:
- AUX: позволяет использовать наушники или подключать другие устройства.
- Bluetooth: беспроводной интерфейс для передачи любимой музыки, например, со смартфона.
- SD: дополнительный слот SD позволяет воспроизводить данные с SD-карты.
- USB: можно использовать для воспроизведения USB-накопителя, а иногда и для зарядки устройств.
- NFC: технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая даёт возможность обмена данными между устройствами.
Существуют эксклюзивные радио, оборудованные слотами под CD. Компакт-диски по-прежнему очень популярны в узких кругах меломанов, поэтому некоторые модели радиоприемников до сих пор имеют отсек для компакт-дисков.
DAB-радио с отсеком для компакт-дисков
Как обстоят дела с DRM-вещанием?
Напомним, что еще в 2009 году при запуске программы цифровизации в федеральной целевой программе (ФЦП) “Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы”, утвержденной в сентябре 2009 года, предлагалось сделать базовым формат DRM (Digital Radio Mondiale). Он должен был внедряться для организации цифрового вещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн.
Правительством России в 2010 году было издано по этому поводу распоряжение от 28 марта 2010 г. N 445-р, в котором Минкомсвязи России, Минпромторгу России и Ростехрегулированию было поручено организовать в 2010–2011 годах разработку и обеспечить утверждение национальных стандартов системы Digital Radio Mondiale.
Главной целью предлагаемого перехода на цифровое радиовещание в формате DRM ставилось резкое улучшение качества приема (не хуже действовавшего на тот момент вещания в УКВ-диапазоне) по сравнению с традиционным аналоговым радиовещанием в диапазоне коротких волн. Результат ожидался следующий – перевод коротковолновых трансляций из чисто информационных в разряд художественно-информационных. Это позволило бы охватить качественным вещанием огромную территорию нашей страны. Кроме того, вещание в этом формате требует передатчиков меньшей мощности по сравнению с аналоговым.
Были накоплены достаточно серьезные наработки: к примеру, в 2003 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение “Об организации опытных зон экспериментального цифрового звукового радиовещания стандарта DRM”. Тестовые трансляции были организованы на действовавшей тогда службе иновещания нашей страны – радиостанции “Голос России”. С 2003 года в стандарте DRM в диапазоне коротких волн выходили в эфир программы на четырех языках: русском, английском, немецком и французском для ближнего и дальнего зарубежья, их объем достигал 32 часов в сутки. В конце июля 2015 года в Санкт-Петербурге проводилось экспериментальное вещание “Радио Маяк” на частоте 67,46 МГц в цифровом формате DRM+ с мощностью 250 Вт.
Впоследствии получилось так, что с 2012 года силы и средства были переброшены для развития программы цифрового телевидения в России, а задача по развитию “цифры” в радиовещании из ФЦП была изъята. Вскоре после этого государственное вещание в диапазонах длинных, средних и коротких волн было прекращено.
Почему аналоговое радио заменено?
Аналоговое радио начинает показывать свой возраст. Это не значит, что это не работает, но цифровое радио предлагает более чистый сигнал с меньшими помехами от погоды, расстояния или других устройств.
Вот почему неизбежно, что большинство стран в конечном итоге перейдут на цифровое радио, в первую очередь Норвегия.
Цифровое радио предлагает несколько функций, которые невозможны с аналоговым радио, в том числе:
- Несколько каналов и радиостанций
- Более чистый звук с высоким битрейтом
- Возможность паузы и перемотки радио в прямом эфире
- Более быстрая настройка путем поиска станций вместо определенных частот
- Информация на экране, включая песню и исполнителя, ведущего на радио, гостей, номер телефона или подробности прослушиваемого объявления
Радио или приемник могут уже работать с цифровым радио. В Соединенных Штатах вы, наверное, слышали, что это называется HD Radio. В Европе он широко известен как DAB (передача цифрового звука). Каждый из этих форматов похож, только с небольшими различиями в том, как они работают с цифровыми радиосигналами.
Как отличить хорошее радио?
История радио восходит к началу 20 века. Множество ученых участвовали в изобретении радио. Первые радиовещательные передачи в Советской России велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории. Впервые концерты транслировался в прямом эфире, что стало мировым прорывом нашей страны.
Почти каждый может утверждать, что вырос на радио. Однако в эпоху цифровых технологий популярная среда получила дальнейшее развитие. В недалеком прошлом только старая аналоговая классика — AM и FM могли заявлять о себе. Сегодня же существуют специальные операционные системы для радиоустройств, которые генерируют гораздо больший диапазон. DAB+ и Интернет-радио — вот имена крупнейших конкурентов традиционного аналогового радио. DAB радиостанции в Москве получили существенную долю рынка, так как большинство частот FM занято.
В дополнение к DAB и Интернету у многих устройств существует ряд других функций. Радио предоставляет пользователю музыку, последние новости, прямые трансляции, отчеты о дорожном движении и многое другое. Ниже представлены наиболее важные на мой взгляд критерии для покупки, которые необходимо учитывать.
Внешний вид DAB-радиоприемника
Недостатки цифрового радио
Цифровое радио не идеально. Одним из самых больших недостатков является то, что когда сигнал становится слишком плохим, вы теряете его полностью. Напротив, с аналоговым радио все еще возможно слушать нечеткий сигнал и терпеть плохой прием. Это не вариант для цифровых.
Как упоминалось выше, цифровое радио полностью останавливается, когда сигнал становится слишком слабым. Это означает, что вы, скорее всего, пропустите станцию, когда двигаетесь слишком далеко.
Другая проблема, связанная с цифровым радио, заключается в задержке, вызванной передачей аудиосигнала по частям и, следовательно, их восстановлением перед воспроизведением. Если у вас есть цифровое радио, поместите его рядом с аналоговым радио и настройте на ту же станцию. Вы заметите значительную задержку в цифровом радио.
Наконец, невозможно обновить аналоговые радиостанции для работы с цифровыми. Это означает, что вы должны обновить свой приемник, автомобильный радиоприемник или бумбокс, чтобы использовать все преимущества цифрового радио. К счастью, есть тюнеры, адаптеры и радиопередатчики для смартфонов, если вы хотите избежать затрат на полное обновление.
Развивающиеся рынки
В Словении было выдано 13 лицензий для вещания в первой в стране сети DAB+. Местный регулятор – Совет по телерадиовещанию – предложил всем основным радиостанциям страны перейти на цифру – данный процесс планируется начать 22 февраля 2022 года.
За пределами Европы мы также наблюдаем интерес к стандарту – в частности, обнадёживающие новости приходят из Южно-Африканской Республики
Заместитель министра связи ЮАР Пинки Кикана подчеркнула важность и преимущества внедрения цифрового радио, назвав DAB+ технологией, «способной изменить всё»
Соседние страны внимательно наблюдают за процессом внедрения цифрового радио в ЮАР, а значит, этот процесс окажет влияние на весь континент. В Азиатско-Тихоокеанском регионе лидером по внедрению стандарта DAB+ остаётся Австралия, где, согласно последним исследованиям компании GfK, аудитория цифрового радио выросла на 168 000 слушателей – достигнув отметки в 3.6 миллиона человек в пяти крупнейших городах страны.
Общее количество радиоприёмников, способных принимать программы в стандарте DAB+, достигло в Австралии отметки в 4.4 миллиона, и в это число входит более 800 000 автомобильных приёмников, а также переносные и стационарные домашние устройства, купленные в розничной сети. В ближайшее время запустить тестовое вещание в стандарте DAB+ планирует и Таиланд – а это значит, что вскоре мы станем свидетелями повышенного интереса к технологии по всему региону. Консорциум WorldDAB провёл при поддержке Азиатско-Тихоокеанского Вещательного Союза серию семинаров, посвящённых вопросам внедрения вещания в стандарте DAB+ – последний такой семинар посетили делегаты из 17 стран Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В 2019 году пройдут очередные подобные семинары.
Кувейт в феврале 2018 года запустил цифровую сеть в стандарте DAB+ – сегодня по всей стране доступно 16 цифровых программ. А в Объединённых Арабских Эмиратах Регуляторный орган по вопросам телекоммуникаций работает над внедрением DAB+. Все эти процессы направлены на то, чтобы сохранить значимость радио перед лицом растущей конкуренции. В регионах, где FM-диапазон забит под завязку, DAB+ помогает решить данную проблему, предложив пользователям новый функции и множество дополнительных программ.
В развитых странах мы видим множество свидетельств, подтверждающих интерес слушателей к новым программам. В Великобритании 19 миллионов человек еженедельно слушают программы радиостанций, которые отсутствуют в аналоговом эфире.
Это помогло вывести британское радио на новый уровень успеха – и за последние четыре года доходы от рекламы выросли на 27%. Всё это стало возможным благодаря использованию платформы, которая является независимой и не опирается на сторонние структуры. Радио продолжает укреплять свои позиции по всему миру, и мы с нетерпением ожидаем присоединения к большой семье DAB+ всё новых и новых слушателей и вещателей.
Выводы
Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM. Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет.
На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с. Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было. Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло». Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет хуже чем в FM.
С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат.
Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно. И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент.
Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.