«алло, это мкс?»

Радио для водителей

Если вы в пути или за рулем автомобиля, то эти станции отлично вам подойдут. Если вы обожаете машины, то на этих радиостанциях вы сможете не только послушать хорошую музыку, но и узнать все последние новости из мира авто.

Авторадио

«Авторадио» — крупнейшая коммерческая радиостанция.
Популярные программы с участием суперзвезд и народных любимцев;
самая актуальная, интересная и оперативная информация;
увлекательные, динамичные игры в эфире.

Байкер FM

Байкер FM — Это первая радиостанция для байкеров и мотоциклистов, посвященная байкерской культуре и музыке. В эфире звучит музыка в стилях глэм-рок, хард-рок, альтернативный рок, хеви-метал, трэш-метал, индастриал-метал и рок-н-ролл.

Дорожное радио

«Дорожного радио» — это ваш добрый попутчик в мире хорошей музыки. Дорожное радио – вместе в пути!

Трафик-менеджмент

Исторически последним на радио появился специализированный софт для планирования рекламных кампаний. Это программное обеспечение пришло на смену ватману на стене, закрашиваемому по мере заполнения сетки рекламными блоками, и электронным таблицам на более продвинутых станциях.

Сейчас рейтинговые станции со значительным рекламным трафиком уже не могут представить своего существования без таких систем. Ошибка стоит довольно дорого. Каждый выход ролика имеет свою цену. Но его отсутствие в эфире имеет цену гораздо большую. А когда этих выходов сотни и сумма контракта насчитывает много нулей, ни о каких ошибках речь идти не может. Тем более что конкуренция на рынке рекламы очень высока. Конкуренты с радостью примут вашего рекламодателя в свои заботливые руки.

Современная трафик-система для радио – это довольно сложный программный продукт с широкими функциональными     возможностями. Задача трафик-менеджеров, работающих на ней, – обеспечить выход всех рекламных кампаний в соответствии с медиапланами и контролировать этот процесс на всех стадиях. От прикидочных медиапланов до выхода роликов в эфир. Если по каким-то причинам ролик не вышел в нужное время, то трафик-система заметит это раньше, чем вам позвонит разъяренный рекламодатель, автоматически сверив лог эфирного сервера с расписанием рекламы.

Трафик-система позволяет отслеживать конфликты (то есть нахождение рядом или в одном блоке) в расписании рекламы по виду деятельности рекламодателя или любым другим заданным произвольно параметрам. Даже по голосу, который озвучивает ролики, если это потребуется. Заменить выход сотни-другой одного ролика на другой или последовательность других – тоже не проблема.

Кроме этого, современная трафик-система имеет широкие возможности финансового учета: расчет оказанных рекламно-информационных услуг за любой период времени по любому контрагенту, финансовое закрытие периодов, построение аналитических отчетов.

Тренды

В ближайшие годы на радио сложно ожидать революций в области плей-аут. Они и так уже могут месяцами работать без сбоев, имеют многоуровневую структуру расписания, широчайшие возможности по управлению процессом вещания, а большего от них и не требуется.

Скорее всего, активно будут развиваться системы медиапланирования и управления трафиком. Сейчас происходит процесс слияний и поглощений. На рынке начинают работать радиохолдинги. В таких структурах невозможно вести прозрачный учет рекламы и вообще денег без правильно внедренной трафик-системы. В скором времени она покроет отдел продаж, соединившись с CRM-системой отдела продаж, финансовым отделом и отделом размещения.

Другой тренд связан с развитием на радио систем управления фонотекой или базой медиаконтента. К медиахранилищу контента на радио уже сейчас предъявляются все новые требования по мере увеличения физических каналов, по которым можно вещать. Грядущая цифровизация многократно увеличит число каналов распространения медиа-контента. Уже сейчас сеть Интернет дает возможность вещать сотни программ разных форматов. Есть еще и кабельные операторы, которые используют технологии All-over-IP. И на радио возникает потребность в системах, которые на телевидении сейчас стали настоящим бестселлером. Это системы класса MAM (Media Asset Management). Аббревиатура для радийщиков совсем незнакомая. Но при этом она имеет к радио непосредственное отношение. Термин Media Asset Management проходит под категорией Digital Asset Management и применим к любому медиаконтенту, а в частности к аудио- и видеоматериалам.

А что же будет происходить в области автоматизации радио в ближайшем будущем на самом деле – покажет время. В любом случае, даже самый передовой софт не сможет помочь, если у вашей станции нет четкого понимания, что и зачем вы делаете. Как вы будете зарабатывать деньги? Чем вы лучше конкурентов? На радио все еще очень нужны таланты и творческие люди, способные удержать аудиторию. Удачи вам!

Опубликовано: -2011Посещений: 13881

  Автор

В рубрику «Автоматизированные системы радиовещания» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

«ХМ» или «Sirius»

Цифровое спутниковое вещание создавалось, прежде всего, в расчете на автомобилистов. В продаже встречаются и «домашние» приемники, но большинство подобных устройств рассчитано на использование в машине. Для приема спутникового радио в движении необходимы цифровой ресивер, который может входить в состав магнитолы, дешифратор (его код слушатель получает после внесения абонентской платы) и антенна. Такую аппаратуру выпускают практически все известные мировые производители. Но некоторые из них (например, «Blaupunkt», «Clarion», «JVC», «Kenwood» и «Panasonic») поддерживают «Sirius», а другие («Alpine» «Pioneer» и «Sony») ставят на своих изделиях логотип «ХМ». На некоторых головных устройствах написано «Sirius ready» или «ХМ ready» — это значит что спутникового цифрового приемника в них нет, но предусмотрен специальный вход для подключения внешнего ресивера, который приобретается отдельно. Такие магнитолы частенько встречаются в России. Но покупать их нет никакого смысла. Скорее наоборот — символ спутниковой радиостанции на лицевой панели красноречиво свидетельствует о том, что этот аппарат не сертифицирован для применения в нашей стране.

Автопроизводители тоже оказались не единодушны в своих предпочтениях. Приемниками «Sirius» серийно оборудуются модели (напомним — предназначенные для рынков США и Канады) «Aston Martin», BMW (и «Mini»), «Chrysler», «Ford», «Jaguar», «Mazda», «Mitsubishi», «Nissan», «Porsche», «Toyota», «Volkswagen» и «Volvo».

А на автомобили «Honda» и «Acura», равно как и «General Motors», устанавливается аппаратура с логотипом «ХМ Radio». Хотя, повторим, устройства двух конкурирующих фирм чаще всего взаимозаменяемы…

Радио для любителей живого исполнения и виртуозной игры на музыкальных инструментах

Если для вас РОК – это не просто музыка, а образ жизни, если вы не привыкли жить по общепринятым нормам которое постоянно навязывает вам общество, вы хотите быть свободным и заниматься своим любимым делом то следующая подборка как раз для вас.

Наше радио

Наше Радио — российская рок радиостанция, транслирующая музыку в формате русского рока и знакомая во всех уголках России. Наше Радио это больше чем радио. Это образ жизни для миллионов слушателей разных поколений.

Радио Метал

Radio Metal — это некоммерческий молодой проект, посвященный тяжелой музыке.

Radio Roks

Radio ROKS — украинская радиостанция, в эфире в основном классический хард-рок 70-80-х годов. Вещает в Киеве и 24 городах Украины.

ROCK FM

ROCK FM — московская радиостанция, круглосуточно вещающая рок-музыку. Основу музыкального эфира составляют лучшие образцы западного рока 70-80-х годов, а также представители современной рок-культуры.

Радио ULTRA

Радио ULTRA — популярная молодежная рок радиостанция на территории СНГ. Лучший альтернативный рок можно услышать только на радио Ультра.

Радио для любителей оторваться

Вы не мыслите себя без отрывов в клубах, на вечеринках и тусовках. Обожаете танцевать под энергичную музыку? Тогда вам понравится список радио для ритмичных танцев.

Пиратская станция

Пиратская станция – легендарное drum and bass радио в эфире которого можно послушать лучшие треки DnB, Neuro Funk и Liquid Funk отобранные для вас редакторами радиостанции Рекорд.

Q-dance

Q-Dance — это всемирно известная нидерландская радиостанция, вот уже более 10 лет вещающая тяжелую танцевальную музыку и занимающая лидирующие позиции среди радиостанций в стиле hard dance.

Радио Рекорд

На первой танцевальной радиостанции России — Радио Рекорд можно послушать ремиксы на популярные клубные хиты. Ведущие радио Record Крем и Хруст поднимут тебе настроение в своем шоу.

Record EDM

Легендарный клубный проект Record EDM (ex. Record Club) – самые сливки клубной музыки от российских и иностранных ди-джеев.

Record Trap

Record Trap — это новый проект легендарной радиостанции Радио Рекорд в стиле Трэп. что такое Трэп? Это недавно появившийся стиль музыки, смесь дабстепа и регги. Очень модный и энергичный.

Зайцев FM: Club

На радиоканале клубной музыки Зайцев FM: Club играет зарубежная танцевальная музыка в стиле Club House. Живи в ритме танца, слушай нас в любое время и в любом месте.

Разрешенные диапазоны для радиовещания в России (на 2021 г.)

Для человека, собирающегося приобретать рацию, не станет открытием, что современная радиоаппаратура работает на определенных частотных диапазонах. В процессе эволюции средств связи человек осваивал всё новые радиочастоты, забираясь «выше» или «ниже» по диапазону, а заодно «уплотняясь» в уже используемых. На заре радиолюбительской связи, когда не было большого количества электронных приборов, перед пользователем не стояло проблемы перегруженности эфира и засилья электромагнитных наводок и помех. Со временем сфера радиосвязи потребовала чёткого регулирования — во избежание злоупотребления эфиром, радиохулиганства и просто исходя из вопросов удобства всех участников процесса вещания. Представьте, что может произойти, если эфир служебных машин скорой помощи будет «забит» любительской трансляцией чьих-то домашних музыкальных записей, или диспетчеры аэропорта пропустят сообщение пилота из-за помех на канале от мощной аппаратуры сидящего в зале ожидания пассажира. Следует отметить, что на сегодняшний день используемые в России частоты можно разделить на гражданские, радиолюбительские и служебные. В рамках этой статьи рассмотрим первые две. Получить доступ на служебные частоты можно с любой рации, поддерживающей данные диапазоны, но работа на этих частотах без разрешения будет считаться незаконной с точки зрения законодательства, и просто опасной и вредоносной — с точки зрения обычного человеческого здравомыслия.

Для гражданской связи сегодня официально доступны три диапазона частот:

  • CB (27МГц);
  • LPD433 (частоты 433.075 — 434.775 Мгц с шагом 25КГц);
  • PMR446 (446,000—446,200 МГц с шагом 12,5 кГц).

При условии соблюдения требований по максимально допустимой мощности передатчика на этих диапазонах можно общаться свободно, без необходимости совершения каких-либо регистрационных действий. По требованиям законодательства в диапазоне CB максимальная мощность передатчика не может составлять более 10Вт, в диапазоне LPD433 не более 0.01Вт, а в диапазоне PMR446 не более 0.5Вт.

Для радиолюбительской связи отведены области в двух популярных диапазонах 144 — 146 МГц (область в диапазоне VHF) и 430-440 МГц (в диапазоне UHF). Выходить в эфир на этих диапазонах можно лишь при условии получения позывного и лишь с зарегистрированной в Роскомнадзоре аппаратуры (подробнее про регистрацию раций здесь). При этом вещать на диапазоне 430-433 МГц можно, получив 3 и более высокую категорию радиолюбителя. Также имеются ограничения на мощность передатчика, которые зависят от категории пользователя. Для 4 категории допустимая максимальная мощность передатчика — 5 Вт, для 3 категории и выше — не более 10 Вт. В области 430-433МГц для всех категорий радиолюбителей существует ограничение в 5 Вт.

Есть лишь одно исключение, когда вы можете воспользоваться любой частотой и мощностью, с аппаратуры, оказавшейся в вашем распоряжении — подача сигнала бедствия. Надеемся, вам никогда не придётся воспользоваться этим исключением, но всё-таки будет полезно знать, что лучше всего использовать для подачи такого сигнала международные частоты бедствия — 27.065 МГц (в диапазоне CB), 446.09375 МГц (PMR), 145.500 МГц (VHF).

Для любителей Рэпа

Любите хип-хоп и рэп? Ваше сердце начинает учащенно биться от речитатива? Эти станции познакомят вас с легендами рэпа, а так же с молодыми и подающими надежды исполнителями.

HIP HOP RADIO

HIP HOP RADIO — полный, доступный 24/7 и постоянно обновляемый плей-лист, в котором есть все актуальные новинки, главные бэнгеры момента и будущие хиты. Зарубежный и российский хип-хоп, старая и новые школы, грайм, мамбл и клауд, рэп-звёзды и фрэшмены.

STUDIO 21

STUDIO 21 — радиостанция от одноименного музыкального портала с твоей любимой музыкой — от звёзд и фрешменов русской рэп-сцены до легенд и талантов мирового хип-хопа.

Record: Black Rap

Record: Black Rap (ex. Yo! FM) — Новая Hip-Hop и R’n’B радиостанция от Radio Record. Отличные треки и атмосфера настоящего гетто. Никто не останется равнодушным!

Зайцев FM: RNB

Радио Зайцев FM: RNB — волна для настоящих ценителей стиля R’N’B. На радио Зайцев FM RNB собраны лучшие треки и миксы в стиле R’N’B под которые можно хорошо провести время.

«Рок-н-ролл» в космосе

Компания «Sirius» пользуется тремя низколетящими спутниками, орбиты которых рассчитаны таким образом, что два из них постоянно находятся в зоне приема сигнала с территории США. (Кстати, все три спутника были запущены с космодрома Байконур с помощью наших ракет-носителей «Протон».) У «ХМ Radio» спутников два. Один из них называется «ХМ Rock», а второй, разумеется, «ХМ Roll» (а как же еще?). Но они находятся на геостационарной орбите, то есть «висят» над Землей, вращаясь вместе с ней.

И тот, и другой способы не лишены недостатков. «Неподвижные» геостационарные спутники «ХМ Radio» находятся довольно низко над горизонтом, и в ряде случаев городская застройка или рельеф местности могут экранировать сигнал. Поэтому в городах (в основном крупных) устанавливают наземные ретрансляторы. Не удалось полностью обойтись без них и компании «Sirius». Хотя один из ее спутников практически всегда находится в зените (оптимальные условия для приема), равномерность покрытия территории вещания тоже не идеальна. К тому же система работает только при наличии трех передатчиков — обойтись двумя (как конкуренты) и сэкономить на этом не получается. Так что и «Сириус» использует ретрансляторы.

И все равно, когда автомобиль едет по городу, а тем более через туннели, прием может временно прерываться. В этом смысле спутниковое радио мало отличается от привычного вещания в FM-диапазоне. Для решения этой проблемы разработчики снабдили цифровые приемники объемистым буфером. Принимаемые ресивером данные складируются в памяти устройств и только после того, как буфер полностью заполнится, — воспроизводятся. Это позволяет во-первых, избежать провалов в звучании, когда приемник временно теряет связь со спутником, а во-вторых, реализовать такие привычные функции компакт-диска или mp3 (недоступные для простого радио), как пауза или повтор прозвучавшего фрагмента.

Радио для любителей русских песен

Не любите иностранную попсу? А может она просто вам надоела и хочется чего-то родного? Тогда это замечательное русское радио вам отлично подойдет. Только лучшие русские хиты и исполнители, которые поднимут ваше настроение и не дадут скучать.

Record Russian Mix

Радио Рекорд: Russian Mix — это самая яркая клубная и танцевальная музыка российских исполнителей и диджеев!

Русские песни

Радио Русские Песни — если ты любишь русский вокал, то эта интернет станция тебе точно понравится. Здесь играют как новые композиции, так и популярные хиты от маэстро российской эстрады.

Русское радио

Первая национальная станция России, воплотившая новый принцип вещания и использующая в эфире музыкальные произведения только на русском языке. Это лучшая отечественная музыка наших дней, самые любимые и популярные артисты, самые свежие хиты.

Радио Ваня

Радио Ваня — это легкая, позитивная, танцевальная музыка девяностых, нулевых и сегодняшних дней!

Генераторы плей-листов. Первые программы для радио

Исторически первым на радио был автоматизирован процесс составления музыкального плей-листа. Музыкальное радиовещание появилось в США в 1950 году. И конечно, это был настоящий рок-н-ролл. И в эфире в виде контента, и внутри самих станций – как образ жизни и мышления.

В 1960–1970-х годах, в процессе составления плей-листа начали использовать так называемые индекс-карты – учетные карточки песен, куда были записаны название композиции, исполнитель, последняя дата звучания, жанр, темп. Если вы когда-нибудь пользовались картотекой в библиотеке, то понимаете, о чем идет речь. После проигрывания композиции на ее карточке записывались дата и время звучания, после чего она помещалась в самый последний ряд коробки с картами. Карточки были разделены на несколько категорий, каждая категория определяла популярность песен.

Конкуренция радиостанций привела к еще большему усложнению правил ротации и необходимости выполнять трудоемкие вычисления. С этим уже не был в состоянии справиться человек. А тем более творческий, работающий на музыкальном радио. В это же время, в 70-е годы XX века, начали появляться первые персональные компьютеры. В результате человек по имени Андрю Экономoс (Dr. Andrew Economos) выпускает программный продукт под названием Selector и основывает компанию Radio Computing Services, Inc. Происходит это в 1979 году. Пожалуй, с этой даты и стоит вести отсчет истории систем автоматизации радио. А компания эта, кстати, еще существует, и известна как RCS.

Рыночная экономика и минимальное участие в ней государства, как известно, благоприятно сказываются на положении дел. Поэтому уже в 1983 году у программы Selector появился конкурент. Это был софт под названием Musicscan. До наших дней новая версия этой программы дошла уже под другим названием. Это известный многим MusicMaster. А потом уже были все остальные. И это не значит, что они хуже. Применение новых информационных технологий, свежий взгляд молодых талантливых разработчиков и отсутствие мешающих подойти к проблеме по-новому традиций иногда позволяют родиться отличным продуктам.

Плей-аут. Автоматизация проигрывания расписания

Понятие “плей-аут” (от англ. Playout) чаще используют на телевидении. Но на радио проигрывание файлов по расписанию компьютером началось гораздо раньше. Так что никто не может запретить использовать этот термин и радийщикам. Это удобнее, чем говорить “автоматическое проигрывание расписания”.

Забавно, что интерфейс первых плей-аут-систем на радио выглядел как два (или больше) профессиональных CD-проигрывателя. И технология работы ничем не отличалась. Разница была только в том, что при нажатии на кнопки нарисованных на экране компьютера CD-проигрывателей, начинал проигрываться файл с винчестера. А не трек с компакт-диска.

У профессиональных айтишников это называется “автоматизация как есть”. Так говорят, когда на предприятии внедряется информационная система, при этом неэффективная технологии работы и неоптимальным образом выстроенные бизнес-процессы не меняются. Считается, что такой подход порочен, и интеграторы, дорожащие своей репутацией, вообще могут отказаться принимать участие в таком проекте, так как заведомо известно, что клиент не получит ожидаемого результата от внедрения информационной системы. Внедрение информационной системы в обязательном порядке должно сопровождаться и реинжинирингом бизнес-процессов в компании. Так вышло и с первыми плей-аут-системами на радио. Проигрыватель компакт-дисков заменили компьютером. Но на самом деле не поменялось ничего. Прорыв в надежности плей-аута все же состоялся. Компьютер гораздо надежнее воспроизводит треки по сравнению с проигрывателем компакт-дисков, на котором часто проявлялись характерные искажения. Сам по себе принцип устройства CD-проигрывателя не позволял быть ему надежным источником звука для вещания. То диски царапались, то оптическая головка “теряла зрение”, то с приводом, вращающим диск, что-то происходило. Это и было первопричиной перехода на вещание с компьютеров. Воспроизведение файла с компьютера гораздо надежнее, чем компакт-диска с проигрывателя, пусть и профессионального, оснащенного фейдер-стартом.

Некоторые вещатели совершали и вовсе головокружительный скачок. С пленки они переходили сразу на вещание с компьютера. И сейчас некоторые мои клиенты говорят “заправить пленку”, имея ввиду, что определенный файл указан программному плееру для воспроизведения по нажатию кнопки на линейке консоли.

Современный радийный плей-аут избавился от этого атавизма и выглядит просто как расписание в удобном представлении, на котором выделяется текущая позиция в плей-листе и текущая позиция проигрывания самого файла. При этом вы можете сводить файлы не только разных форматов, но еще и битрейтов. Различные счетчики помогают комфортно себя чувствовать ведущему. Инструмент для настройки кросс-фейда предлагает набор способов ввода и увода фонограмм. Вы можете заранее разметить файл, используя около 8 меток. А для строгого соответствия структуре часа можете использовать функцию изменения длительности звучания участков расписания без изменения высоты тона. Все это и многое другое предложит вам хороший современный радийный плей-аут.

Транс — музыка космоса

Транс — это мелодии чувств и стимул жизни, пульс вашего сердца, это удовольствие, которое наполняется каплями счастья. Транс — это музыка, которую можно слушать бесконечно.

1 FM Absolute Country Hits

Радио 1 FM Country Hits — американская музыкальная свобода и мечта. Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII вв. и ковбойские баллады Дикого Запада.

GTI Radio

GTI Radio – является самой успешной и самой лучшей на данный момент онлайн радиостанцией в России, вещающей в стиле Trance.

Record Trancemission

Record Trancemission (Рекорд Трансмиссия) — это не просто радио канал от легендарной радиостанции Record, это еще и фестиваль, который регулярно с грандиозным успехом проходит в Санкт-Петербурге и Москве. Среди его участников были такие звезды как Armin van Buuren, Ferry Corsten, Dash Berlin, Rank 1, Paul Van Dyk.

TranceOne

Транс – это не только одно из направлений современной музыки, это изменённое состояние сознания. Следуя за басовыми ритмами и мелодией, человек отправляется в музыкальное путешествие, которое отправляет его в экзотические уголки Земли или даже за пределы вселенной.

Оборудование для связи с МКС

В качестве радиостанции подходит любая любительская настольная или автомобильная УКВ-радиостанция, имеющая частотную модуляцию и диапазон частот 144-146 мГц. Мощность для устойчивой связи требуется порядка 20 Ватт, но есть примеры, когда связь успешно устанавливалась и с пятиваттной портативной ручной станции (с выносной, разумеется, антенной). Для связи с МКС используется частота 145.800 мГц.

Были случаи, когда с МКС связывались с помощью простейших антенн, типа «диполь» и даже четвертьволновой штырь. Но такая связь нестабильна. В идеале желательно использовать направленную антенну для диапазона частот 144–146 мГц типа «волновой канал» или «квадраты». Для уверенной связи в любую погоду антенна должна иметь минимум пять элементов. Подобную антенну несложно сделать буквально на коленке из алюминиевого прутка из строительного супермаркета за вечер-другой.

Что касается компьютера, то он необходим лишь для расчета времени пролета МКС над вами. К примеру, в московском регионе станция пролетает 4 раза в сутки — из них два раза по 10 минут идеальны для радиосвязи, а два других пролета уже проходят под сложными для связи углами и короткое время. Программы, типа Orbitron или SatScape позволяют по вашим координатам рассчитать точное время сеансов в любой день. Есть версии этих программ и для смартфонов.

Орбита – это недалеко!

Сразу скажу, для связи с космической станцией, работающей на низкой околоземной орбите, не требуются гигантские наземные радиокомплексы с циклопическими параболическими антеннами, как это часто показывают в голливудских блокбастерах. Достаточно вспомнить, например, затерянную в снегах Сибири советскую станцию «Северная» из фильма «Золотой глаз» про Джеймса Бонда. По фантазии авторов она предназначалась для управления одноименным военным спутником.

Международная космическая станция, как и ее предшественница — станция «Мир» — вращается над Землей на высоте около 400 километров. Это расстояние для прямой радиосвязи считается приличным лишь на Земле, где радиоволны испытывают многократные переотражения и сильные затухания от рельефа. А вот в направлении от Земли в космос 400 километров легко «пробиваются» передатчиком с мощностью до 10 Ватт и с простенькой направленной антенной. Для понимания — детские радиостанции-«мыльницы» с частотой 433 мГц и с мощностью 10 (десять!) милливатт, на Земле в городских условиях кое-как обеспечивают связь на дистанции в 100–200 метров. Но если абоненты с такими станциями расположатся на крышах многоэтажек, между которыми не будет высотной городской застройки, они смогут запросто общаться на расстоянии километров в десять!

Европейский формат

Аналогичная система цифрового вещания, действующая в Старом Свете, называется «DAB Radio» (Digital Audio Broadcasting), обходится без спутников — сигнал идет с наземных вещательных станций через ретрансляторы. Она тоже предлагает множество тематических каналов с цифровым качеством звучания. Но в отличие от Америки европейские слушатели получат их даром — абонентная плата не взимается. Зато насыщенность передач рекламой —примерно такая же, как в традиционном FM—диапазоне: в среднем 18 минут в течение часа.

Инициатором европейского цифрового вещания стала британская корпорация ВВС, потому и появилось «DAB Radio» сначала в Англии, а уж затем вещание распространилось на другие страны. Сегодня цифровые радиопередачи можно принимать в Бельгии, Финляндии, Дании, Франции, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и некоторых других странах (в том числе в Китае, Индии и Австралии). Россия пока, к сожалению, не входит в их число. На нашей территории таких радиостанций еще нет. Ближайший к нам DAB-передатчик (в принципе его можно слушать в приграничных районах Калининградской области) находится в литовской столице — Вильнюсе.

Аппаратуру, предназначенную для приема «DAB Radio», выпускают «Alpine», «Blaupunkt», «Clarion», «Grundig», «JVC», «Kenwood»», «Pioneer», «Siemens» и «VDO» (торговая марка, принадлежащая «Philips»). Из европейских автопроизводителей цифровые приемники на конвейере устанавливают «Opel» (и его английское подразделение «Vauxhall», «Audi» (на модели «А6» и «А8»), «Ford» и даже «Lotus» и «TVR». Встречается такое оборудование и на некоторых моделях «Mitsubishi», предназначенных для продажи в Европе (например, на внедорожниках «Pajero» и пикапах «L200»).

Таким образом, цифровое радиовещание получило широкое распространение по всему миру.

История спутникового радио

Широкое вещание в АМ—диапазоне (на длинных волнах) началось еще в 20-х годах прошлого века. Тогда же появились и первые публичные радиостанции. Но качество звучания их передач оставляло желать лучшего. Со временем этот формат был практически вытеснен более прогрессивным FM-вещанием (на коротких волнах), которое обеспечивало лучшую защиту от помех и позволяло передавать стереофонический сигнал. Полоса воспроизводимых частот FM-приемника тоже была значительно шире. Однако качество звука все равно заметно недотягивало до стандартов компакт-дисков. Поэтому ввод в эксплуатацию коммерческих станций, передающих цифровой сигнал (ничем не уступающий по звучанию CD), стал одним из самых заметных событий в истории мирового радиовещания.

Первые спутниковые цифровые радиостанции появились в Америке в начале 2001 г. Причем их практически одновременно ввели в действие две соперничающие компании — «Sirius Satellite Radio» и «ХМ Satellite radio». Стандарт вещания у них одинаковый (несмотря на жесткую конкуренцию, об этом два конкурента договорились), а соответственно и приемная аппаратура совместима и в большинстве случаев взаимозаменяема. Купив абонемент (около $10 в месяц), клиенты обеих компаний получают доступ к более чем 100 круглосуточным тематическим каналам, каждый из которых транслирует передачи на определенную тему. Среди них есть музыкальные (отдельно по каждому жанру), новостные информационные, образовательные, развлекательные, а также программы на иностранных языках. И никакой рекламы на каналах (!) — вся прибыль складывается только из абонентской платы слушателей. Разница между «Sirius» и «XM Radio» заключается лишь в дешифровке сигнала и методике его распространения.

Второе пришествие компьютеров на радио. Монтаж звука

Хронологически следующим радийным процессом, который начал выполняться на компьютере, стал монтаж звука. Думаю, немногие из читателей могут себе представить, как выполнять монтаж звука на магнитной ленте при помощи ножниц и клея. Признаться, я и сам догадываюсь об этом с трудом. Когда я учился в Университете им. проф. М.А. Бонч-Бруевича на факультете “Радиосвязь, радиовещание и телевидение”, а было это более 10 лет назад, на лекциях, где нам рассказывали про изменение остаточного магнитного состояния носителя и обмотку записывающей головки, было сложно не заснуть. Это было неинтересно, так как уже в то время магнитная лента воспринималась как вчерашний день. Хотя я и сам тогда еще пользовался компактным кассетным плеером SONY Walkman. Но одно дело компактные кассеты, а другое – большие бобины полноразмерных профессиональных ленточных студийных магнитофонов. Могу предположить, что монтажеры того времени были настоящими виртуозами. Это сейчас любой, научившийся запускать программу Sound Forge, мнит себя чуть ли не звукорежиссером. Но по крайней мере вырезать ненужное и расположить фрагменты в необходимой последовательности – задача и правда по силам. А тогда, чтобы стать профессиональным монтажером, нужно было изрядно потрудиться и обладать сноровкой, координацией и расторопностью. Уверен, что в некоторых государственных радиовещательных компаниях в наши дни еще остались ветераны, которые могут поделиться с вами секретами этого забытого мастерства.

Итак, звук начали записывать на компьютер и на нем же делать монтаж и сведение. Конечно, компьютеры того времени были не способны обрабатывать звук с требуемой скоростью, поэтому использовались громоздкие, сложные и очень дорогие звуковые карты. При помощи этих карт выполнялась вся обработка звука, запись и проигрывание. Но не все было так просто. Дисковые накопители того времени были очень незначительных размеров. Хранить оцифрованный звук было негде, поэтому в обязательном порядке применялась компрессия звуковых сигналов. Это сейчас вы можете себе позволить хранить на радио всю фонотеку в несжатом виде (хотя я и не считаю это разумным). В то время это было попросту невозможно. Так что первые звуковые карты выполняли еще и кодирование и декодирование звука.

Несмотря на широкое распространение систем для обработки звука в наши дни (кто не слышал про Sound Forge или Cool Edit), звуковая “монтажка” и сегодня является неотъемлемой частью любого вещательного автоматизированного комплекса на радио.

Тут отечественные разработчики не сильно отстали от прогрессивной части человечества. В начале 1990-х годов вышла в свет первая отечественная система для монтажа звука DATECH. Это была рабочая станция: персональный компьютер, софт и блок цифровой обработки звука. В то время все это было очень дорого, так что такими благами цивилизации довольно долгое время могли пользоваться только государственные вещательные компании.

Популярные станции Украины

Предпочитаете радио на родном украинском языке? Этот список самых популярных радио украины подойдет вам как нельзя лучше.

DJ FM

DJFM — киевская танцевальная радиостанция, завоевавшая огромную популярность и признание клабберов за феноменально короткий срок. Формат радио club house, trance, disco и pop хиты. Здесь звучит все что актуально сегодня на лучших мировых танцевальных площадках и клубах.

Хiт FM

Радиостанция Хiт FM – крупнейшая радиосеть Украины. В эфире только хиты от 90-х до сегодня.

Kiss FM

Kiss FM – это танцевальная радиостанция Украины и крупнейшая радиосеть в Европе.
Именно с ее появлением на просторах украинского радиопространства впервые появился популярнейший в Европе формат – DANCE!

Классное радио

Классное радио — это первая и крупнейшая радиосеть в Донбассе
вещает уже 16 лет в эфире
и дарит только лучшую и качественно подобранную музыку.

MFM Ukraine

MFM Ukraine — особенное радио. Здесь звучит современная популярная ED-музыка и хиты, проверенные временем. Музыка с современным саундом и хорошим настроением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: