Содержание процесса освидетельствования крана
Проверка рабочей пригодности крана проводиться на этапе сразу после изготовления и/или после установки на рабочем месте у заказчика. Кроме того, осмотр и диагностику рабочих механизмов рекомендуется проводить периодически в процессе эксплуатации. Целью проведения технического освидетельствования является:
- Проверка соответствия характеристик оборудования нормам ГОСТ и паспорту изделия.
- Обеспечение уверенности в исправности изделия.
К процедурам испытания крана относятся:
- Осмотр.
- Статические испытания.
- Динамическая проверка.
Изделие, доставляемое в готовом виде на место монтажа, проходит полный процесс проверки оборудования на заводе производителя. Все процедуры, их результаты в цифровом и текстовом формате, дата и подписи всех ответственных лиц отражаются в паспорте крана
Перед запуском непосредственно в работу важно провести частичную техническую проверку кран балки – фактически производится визуальный контроль исправности. Грузоподъемное оборудование, несоответствующее допускам после испытаний, не допускается к эксплуатации
В ряде случаев кран балка проходит полное техническое освидетельствование (ПТО) повторно:
В ряде случаев кран балка проходит полное техническое освидетельствование (ПТО) повторно:
- Установка устройства на новом месте работы.
- Капитальный ремонт всего механизма.
- Ремонтные работы с применением сварки.
- Реконструкция крана.
- В иных случаях предусмотренных инструкцией по эксплуатации.
Осмотр
Данный вид проверки предполагает диагностику всех соединений, приборов безопасности, устройств торможения, электрооборудования. В случае специального исполнения или модернизации техники следует подвергнуть тестированию дополнительное оборудование. Кроме того, осмотр предполагает ревизию:
- Соответствия подкрановых путей документации и реализованному крану.
- Состояния металлоконструкций крана, сварных швов, клепаных соединений.
- Изоляции проводов, наличия и правильности заземления.
- Срабатывания систем оповещения (сигнализации).
После проведения полного осмотра оборудования оформляется акт испытания кран балки.
Статическая проверка
В ходе испытаний по статике выявляется способность крана сопротивляться прогибу. Поэтому подвижную тележку устройства перемещают на середину пролетной балки, где нагрузка на изгиб металла будет максимальной. Затем груз весом на 25% больше допустимой нагрузки подвешивается на высоту 0,1-0,2 м. В этом положении механизм оставляют на десять минут.
После снятия груза комиссия замеряет возможные прогибы, трещины, говорящие об усталости металла, сколы и повреждённые сварные швы
Важно фиксировать наличие изменений в расстоянии от земли до пролетной балки в результате остаточной деформации. В случае обнаружения отклонений, необходимо выяснить причины деформации, определить следует ли механизм отправить на технологическую доработку или в ремонт
Обратите внимание на следующие товары:
- Опорная кран балка
- Подвесная кран балка
- Подвесная кран балка двухпролетная
Динамическая проверка
Тест технических параметров крана в динамике определяет эксплуатационные качества функциональных узлов и надежность устройств торможения. Нагрузка на оборудование должна превышать на 10% максимально допустимый вес в соответствии с документацией изделия. Процесс проверки крана предполагает многократный (не менее трех раз) цикл подъема-спуска груза с максимальной амплитудой при одновременном перемещении по все длине пути. Для проверки тормозов выполняют экстренную остановку. Проверяется действие иных механизмов, входящих в комплектацию оборудования, в условиях экстремальной нагрузки в движении. Некоторые особенности в проведении динамических испытаний:
- При наличии двух и более поднимающих устройств, проверяется каждый механизм.
- Если кран работает стационарно, то не требуется проверять способность передвижения крана по подкрановым путям.
Испытания специальных кранов
Для кранов, предназначенных для особых условий или имеющих конструктивные особенности, применяются особые нормы. Для статических испытаний мостовых кранов на гидро- и теплоэлектростанциях можно использовать специальное оборудование. Такое оборудование моделирует нагрузку и условия, родственные данной отрасли. Для такой процедуры готовится отдельная инструкция. Как провести испытания, если у крана несколько механизмов удержания груза? В этом случае ПТО проводится с тем устройством, которое было установлено на момент тестирования. Магнитные и грейферные краны проверяют, используя соответствующее устройство подъема/спуска груза.
Виды и особенности контрольных грузов для кранов
В правилах эксплуатации подъемного оборудования одним из основных требований является проведение периодических испытаний. Наличие документа, свидетельствующего об их прохождении, является обязательным условием для получения разрешения на использование крана, лифта, подъемника. В проведении проверок применяются специальные контрольные грузы.
Типы испытательных грузов для подъемного оборудования
Контрольный груз должен соответствовать техническим характеристикам оборудования. В зависимости от вида испытаний выбирается конструкция, масса которой превышает предусмотренный максимальный вес на 10 или 25 процентов.
Специализированные компании предлагают готовые контрольные грузы, изготавливают их на заказ для конкретного оборудования. На испытательные грузы для кранов цена зависит от нескольких факторов:
- материала;
- веса;
- конструкции.
Стандартные грузы изготавливаются из следующих материалов: железобетона или стали. Эти материалы обладают большим весом, что позволяет придать нужную массу при минимальном объеме. В испытаниях мощного оборудования чаще всего используются наборные конструкции, включающие несколько элементов.
В последнее время все большей популярностью пользуются емкости из поливинилхлорида. Придать им требуемый вес позволяет заполнение водой. Перевозка порожней емкости не вызывает сложностей, не требует больших затрат.
Выбор контрольного груза
Соответствие контрольного груза техническим характеристикам подъемного оборудования является основным требованием. Тип конструкции может быть совершенно любым. При ее выборе необходимо учитывать:
- вид испытаний;
- специфику условий;
- собственные возможности.
Все контрольные грузы оснащаются приспособлениями для крепления на крюках, сложностей во время испытаний не возникает. Главные проблемы обычно создает транспортировка. Если нет возможности заказать мощный специальный транспорт для перевозки стальных, железобетонных конструкций, стоит отдать предпочтение пластиковым водоналивным емкостям. Даже варианты, предназначенные для веса в 160 тонн и более, перевозятся стандартной фурой.
Небольшим компаниям, в арсенале которых имеется одна-две единицы подъемных устройств, нецелесообразно приобретать дорогостоящие испытательные грузы, аренда конструкции является оптимальным решением.
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Машинисту мостового крана
Публикация:
Техническое освидетельствование мостовых кранов
Читать далее:
Разрешение на пуск крана в эксплуатацию
Техническое освидетельствование мостовых кранов
Перед пуском в эксплуатацию вновь установленные мостовые краны, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяется действие Правил, должны подвергаться полному техническому освидетельствованию (п. 270 Правил). Находящиеся в работе краны подвергаются периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в 12 месяцев, полному — не реже одного раза в три года. Редко используемые краны, например применяемые для ремонтных целей, подвергаются техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет (п. 271 Правил).
Мостовые электрические краны должны подвергаться внеочередному техническому освидетельствованию в следующих случаях (п. 272 Правил) при монтаже крана на новом месте эксплуатации; при реконструкции крана в соответствии с п. 36 Правил; при ремонте металлоконструкции с заменой расчетных элементов и узлов с применением сварки; при капитальном ремонте ил» замене механизма подъема груза; при смене крюка или крюковой подвески.
Нелью технического освидетельствования является проверка: соответствия мостового крана и места его установки требованиям Правил и представленной при регистрации документации; исправности механического и электрического оборудования, приборов управления и безопасности и т. п., возможности обслуживания крана в соответствии с Правилами.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При частичном техническом освидетельствовании кран подверга- ют только осмотру. При этом проверяется состояние его металлоконструкции, сварных соединений, кабины, лестниц, площадок и ограждений; состояние крюка и крюковой подвески, канатов и узлов их крепления, блоков, осей и деталей их крепления, заземления крана с определением сопротивления электрического тока, крановых путей. При осмотре проверяют в работе без груза все механизмы крана, электрооборудование, тормоза, приборы безопасности, аппараты управления, освещение и сигнализацию.
При полном 1ехническом освидетельствовании мостовой кран подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям. Статическое испытание крана производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемную силу. Такие испытания служат для проверки прочности конструкции крана в целом, а также отдельных ее элементов. При статических испытаниях мостовой кран устанавливается над опорами кранового пути, а его грузовая тележка — в положение, отвечающее наибольшему прогибу мостового крана Далее грузозахватным устройством захватывают предварительно взвешенный испытательный груз, поднимают его на высоту 200— 300 мм и удерживают в этом положении 10 мин. Кран можно пускать в эксплуатацию, если после опускания груза пе будет обнаружено остаточных деформаций кранового моста, а также трещин и других повреждений металлоконструкции (п. 280 Правил).
Динамические испытания мостового крана производят грузом, масса которого на 10% превышает грузоподъемность крана. Эти испытания служат для определения неисправностей механизмов крана и тормозов. При этом производят повторные подъем и спуск груза, а также проверку действия механизмов передвижения тележки и моста. Если кран оборудован механизмами главного и вспомогательного подъема груза, то должен быть испытан каждый механизм. Масса испытуемого груза при статическом и динамическом испытаниях этих кранов определяется в зависимости от условий эксплуатации механизмов подъема (раздельная или совместная работа главного и вспомогательного механизмов подъема груза) (п. 284—285 Правил).
Статические и динамические испытания мостовых кранов, предназначенных для обслуживания гидро- и теплоэлектростанций, можно производить с помощью специальных приспособлений, позволяющих создать необходимую нагрузку на металлоконструкцию без применения испытательного груза. Техническое освидетельствование мостовых кранов проводит инженерно-технический работник по надзору за грузоподъемными кранами предприятия при участии лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемного крана. Результаты технического освидетельствования кранов, передвигающихся по надземным путям вместе с кабиной управления, заносят в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования.
Назначение портального крана
Перегрузка грузов, металлолома и контейнеров. Разнообразие грузов предъявляет совершенно особые требования к используемой крановой технике.
Поворотные краны с шарнирно-сочлененной стрелой (Articulated Harbour Cranes) Поворотные краны с шарнирно-сочлененной стрелой предназначены для универсального использования при перевалке грузов с высокой производительностью в час.
Поворотные краны поворотные с подъемной стрелой (Jib Harbour Cranes) Поворотные краны поворотные с подъемной стрелой представляют собой экономичное решение для перегрузки штучных грузов.
Балансирные краны (Balancer Crane) Балансирные краны фирмы КЕ рассчитаны на перегрузку навалочных грузов, в особенности металлолома.
Будь то стационарная установка, кран на рельсовом ходу или же передвижное устройство — универсальные краны фирмы КЕ без проблем вписываются в любую инфраструктуру. Благодаря широкому ассортименту грузозахватных средств поворотные краны и балансирные краны фирмы КЕ могут применяться для перевалки различных грузов.
На рисунке показан портальный кран стрехопорным порталом 2 балочной конструкции на балансирных ходовых тележках 1. Поворотная часть крана состоит из машинного помещения с кабиной 3 крановщика и шарнирно-сочлененной стрелы, имеющей решетчатую стрелу 4, гусек (хобот) 5 и жесткую оттяжку 6. Между крановыми рельсами, по которым кран перемещается вдоль причала, расположены железнодорожные пути, по числу которых порталы называют одно-, двух- и трехпутными. Для уменьшения усилий в приводе механизма подъема стрелы и экономии энергии при его работе в портальных кранах предусмотрены устройства, обеспечивающие траекторию груза, близкую к горизонтальной линии, для чего стреловые устройства часто выполнены из стрелы, гуська (хобота) и оттяжки, которая представляет собой жесткую пространственную ферму или две канатные тяги (гибкая оттяжка). Главной особенностью портальных кранов, это размещение поворотной части стрелового крана полноповоротного на рельсовом пути, так сказать на портале. Портальные краны можно разделить по: монтажной (судостроительной, строительной и др.) и перегрузочной (крюковые и грейферные)функции крана.
Это интересно: Технические характеристики автокрана КС-65713-1 Галичанин и других модификаций
Полезные советы
Кто такой инженер ПТО и каковы его обязанности — вопрос, интересующий многих людей. Это человек с высшим инженерным образованием и специальными знаниями. На производственных предприятиях он имеет право:
- давать задания подчиненным;
- контролировать их выполнение;
- запрашивать необходимые технические документы;
- вносить идеи по совершенствованию работы организации;
- требовать создания комфортных условий работы для подчиненных.
За невыполнение обязанностей, нарушение трудового распорядка, появление на рабочем месте в нетрезвом виде он несет ответственность.
При необходимости иметь дубликат паспорта или инструкции нужно их заказывать у производителя оборудования. Можно их получить и в специализированных предприятиях, которые должны сначала провести полное техническое диагностирование крана.
Для проведения ПТО крановых устройств рекомендуется заранее подготовить комплект грузов, участвующих в испытаниях. На каждом грузе должна стоять маркировка с указанием их веса. При проведении испытаний присутствие ответственного за состояние подъемников обязательно.
Профессиональные категории
В профессии инженера ПТО существует несколько видов категорий и разрядов. Стоит начать с третьей, начальной категории. К этому уровню квалификации относятся работники с высшим техническим образованием, но не имеющие должного профессионального опыта и стажа. На специалиста третьей категории возлагаются соответствующие функции.
Вторая категория читается чуть более сложной. Так, работнику необходимо иметь как минимум 3 года стажа и отметку о повышении квалификации. В зависимости от предприятия или организации, где трудится специалист, будут возложены и соответствующие обязанности.
Самой высокой и престижной категорией считается первая. Специалист с подобным уровнем квалификации должен обладать определенными знаниями и умениями. Не стоит забывать и про большую ответственность. Как правило, к первой категории относится либо начальник ПТО, либо ведущие специалисты.
Виды мостовых кранов
Виды определяются по типу:
- конструкции – однобалочная или двухбалочная, опорная или подвесная;
- привода – электрический или ручной;
- грузозахвата, определяющего функциональность.
Мощная подъемная техника с высоким тоннажом – это исключительно опорные двухбалочные электрические устройства. Подъемная техника невысокого тоннажа (до 8 т) может быть как подвесной, так и опорной, иметь мост из одной или двух балок, ручной или электрический привод работы. Различные типы грузозахватов – грейферные, магнитные, другие устройства могут устанавливаться на мостовое оборудование любой мощности и производительности.
Определение активного сопротивления жил.
Производиться для линий напряжением 35 кВ и выше.
Активное сопротивление жил кабельной линии постоянному току, приведенные к 1 мм сечения, 1 м длины и температуре + 20 С, должно быть не более 0,0179 Ом для медной жилы и не более 0,0294 Ом для алюминиевой жилы.
Активное сопротивление жил кабелей постоянному току представлены в табл. табл. 7, 13.8.
Методики измерения и необходимые приборы приведены.
Таблица 7. Активное сопротивление жил кабелей постоянному току при температуре +20°С
Сечение, мм | Сопротивление, Ом/км | Сечение, мм | Сопротивление, Ом/км |
16 | 1,15/1,95 | 95 | 0,194/0,33 |
25 | 0,74/1,26 | 120 | 0,153/0,26 |
35 | 0,52/0,88 | 150 | 0,122/0,207 |
50 | 0,37/0,63 | 185 | 0,099/0,168 |
70 | 0,26/0,44 | 240 | 0,077/0,131 |
Примечание: в числителе указано для медной, а в знаменателе для алюминиевой жилы.
Таблица 8. Активное сопротивление жил маслонаполненных кабелей постоянному току при температуре +20°С
Сечение, мм | Сопротивление, Ом/км* | Сечение, мм | Сопротивление, Ом/км* | ||
Низкого давления | Высокого давления | Низкого давления | Высокого давления | ||
120 | 0,1495 | 0,1513 | 400 | 0,04483 | 0,04453 |
150 | 0,1196 | 0,1209 | 500 | 0,03587 | 0,03575 |
185 | 0,09693 | 0,09799 | 550 | 0,03260 | 0,03295 |
240 | 0,07471 | 0,07601 | 625 | 0,02869 | 0,02846 |
270 | 0,06641 | 0,06593 | 700 | – | 0,02562 |
300 | 0,05977 | 0,06040 | 800 | 0,02242 | – |
350 | 0,05123 | – | – | – | – |
Сколько может поднять мостовой кран?
Благодаря своей устойчивой стационарной конструкции, основной такой механизм способен выдерживать самые высокие нагрузки в эксплуатации и лучший по грузоподъемности среди всех видов подъемных машин. С ним и близко не сравнятся автокраны, стреловые, не говоря уже о башенных устройствах на сайте. Теоретически, основную грузоподъемность можно увеличивать практически до бесконечности. Это продемонстрировали китайские специалисты, построив оборудование, способное поднимать грузы весом 20 тыс. тонн. Этот крупный, тяжелый, но надежный гигант используют и все еще работает на сборке нефтедобывающих платформ, пока он единственный в мире.
Наибольшее распространение получило мостовая техника грузоподъемностью 1-50 т, реже требуются более мощная техника, способная поднять 200 т, 300 т, даже 500 т. Обычно такое производится по специальным заказам.
ПТО и ЧТО кранов
Грузоподъемные краны в течение всего срока службы должны подвергаться техническому освидетельствованию:
- частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;
- полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых грузоподъемных кранов.
Грузоподъемные краны, не прошедшие техническое освидетельствование, к работе не допускаются.
Техническое освидетельствование имеет целью установить, что: грузоподъемный кран и его установка соответствуют настоящим Правилам и его паспортным данным; грузоподъемный кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана должно проводиться после:
- монтажа, вызванного установкой грузоподъемного крана на новом месте (кроме стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);
- реконструкции грузоподъемного крана;
- капитального ремонта и (или) ремонта расчетных металлоконструкций грузоподъемного крана с применением сварки;
- изменения длины стрелы и (или) высоты башни (за исключением стреловых самоходных кранов);
- установки сменного стрелового оборудования (за исключением стреловых самоходных кранов);
- замены стрелы; замены грузовой или стреловой лебедки;
- замены крюка (проводятся только статические испытания);
- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
- в случаях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации.
При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:
- осмотру;
- статическим испытаниям;
- динамическим испытаниям.
При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся.
Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами, руководством по эксплуатации и / или инструкцией по монтажу и выдержал испытания. Записью в паспорте действующего грузоподъемного крана, подвергнутого техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям настоящих Правил, находится в исправном состоянии и выдержал испытания
Для получения дополнительной информации вы можете проконсультироваться у наших специалистов по телефонам:
Тел/факс: +375-17-396-83-77; Велком: +375-1-486-486; МТС: +375-29-2-648-648
Радиоуправления TELECRANE. Первый импортер. Самые низкие цены в РБ. Скидки. Монтаж. Гарантия. Подробнее
Аренда контрольных грузов.
Для проведения динамических и статических испытаний грузоподъемных кранов предлагает в аренду испытательные грузы. Грузы имеют вес от 50 кг до 1 тонны, что позволяет испытывать краны грузоподъемностью от 0,5 до 5,0 тонн включительно.
Демонтаж козлового крана в короткие сроки
В апреле месяце специалисты Технекс произвели демонтаж козлового крана грузоподъемностью 12,5 тонн. Работа по демонтажу крана была произведена в короткие сроки и заняла два рабочих дня (подготовка – один день + демонтаж – один день).
Аккредитация лаборатории неразрушающего контроля
Лаборатория неразрушающего контроля ООО «Технекс» аттестована в Национальном органе по аккредитации Республики Беларусь Государственном предприятии «БГЦА»
Особенности монтажа подвесного однобалочного и опорного крана
На порядок операций по сборке грузоподъемного оборудования влияет способ крепления крана по отношению к несущим конструкциям производственного помещения.
Так, монтаж мостового подвесного (однобалочного) крана включает перечень следующих операций:
Рабочие осуществляют монтаж подкрановых путей
- установка пролетной балки на специальные подставки;
- сборка концевых балок;
- сборка электротельфера;
- осуществление электромонтажных работ по проекту;
Готовый собранный подвесной (однобалочный) кран устанавливается уже непосредственно на подкрановые балки.
Действия по монтажу мостового опорного (однобалочного) крана включают следующие операции:
- установка концевых балок на подкрановые пути;
- сборка моста;
- монтаж готового моста непосредственно на концевые балки;
- проверка прочности сварочных и болтовых соединений.
Окончание монтажа мостового крана еще не сигнал к тому, что можно приступать к работе! Согласно важному нормативному документу ПБ 10-382-00, после сборки грузоподъемного оборудования, конструкция должна пройти все предписанные испытания. В них включают:. В них включают:
В них включают:
- статические испытания, заключающиеся в проверке крана на возможность поднять груз, превышающий рекомендуемую производителем грузоподъемность на 25%;
- динамические испытания, проверяющие способность крана поднять груз, превышающий рекомендуемую грузоподъемность в движении на 10%.
Представленные испытания в полной мере проверят мостовой кран на работоспособность тормозов и прочих механизмов, исключат вероятность аварий и несчастных случаев, связанных с изначальной неисправностью грузоподъемной конструкции.
Тормозная система
Для того чтобы быстро остановить и удержать нужные узлы крана, существуют тормозные системы различного типа: колодочные и диско-колодочные. По предназначению они делятся на:
- стопорные, для остановки различных узлов крана;
- спускные, для контролирования опускания грузов.
В настоящее время промышленность выпускает мостовые краны, разделяемые по ключевым параметрам, которые нужно учитывать при выборе:
- область применения;
- способ перемещения грузов и материалов;
- конструкция;
- разновидность захватного механизма.
Современные мостовые краны комплектуются новейшими электроприводами, что позволяет упростить их эксплуатацию и ускорить рабочие процессы. Главное — строгое следование рекомендациям и эксплуатационным инструкциям изготовителей. В таком случае кран прослужит не менее 20 лет.
Два способа опирания на крановый путь
У двутавровой пролетной балки есть верхний и нижний горизонтальные пояса. На верхний размещают опорные, а под нижний крепятся подвесные:
- Опорные — устанавливаются колесами на рельсы сверху. Грузоподъемность опорных ГПМ — максимальна (до 500т), но постройка подкрановой эстакады или опор требует финансовых затрат.
-
Подвесные — подцепляются к нижним полкам кранового пути. Этот вид опирания прост в монтаже и имеет невысокую стоимость. Небольшая грузоподъемность (до 8т) окупается малой высотой конструкции, из-за чего размер рабочей зоны больше, чем у опорных кранов. Подвесные краны можно установить на часть цеха. Есть возможность стыковать краны (стыковой замок) и перемещать тележки с одного крана на другой.
Конструкции устройства бывают разными. Они могут двигаться поступательно или совершать обороты вокруг вертикальной оси (хордовые, радиальные и поворотные) ГПМ.
Выводы (+ видео)
Производственно техническая служба строительной компании занимается формированием документов, необходимых для каждого из этапов строительства. Данные материалы используются для передачи проверочной комиссии и самому заказчику. Все расчеты и анализы, прикрепляемые к актам, ложатся в основу конечного пакета документов. Отдел ПТО возглавляется техническим директором, который может занимать позицию главного инженера компании. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что каждый работник этого подразделения должен иметь высшее образование.
Очень важно, чтобы каждый сотрудник рассматриваемой структуры, мог заменить своего коллегу. Этот фактор способствует повышению результативности работы всей компании
Помимо этого, работники технической службы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерским отделом с целью своевременного перенаправления финансового потока.