Уникальный снегоход-болотоход bigbo

Применение вездеходов BigBo

Вездеходы BigBo пользуются спросом как у профессионалов (охотников, рыбаков, геологов), так и у любителей экстрима. Превосходные качественные характеристики делают конструкцию незаменимой в тяжелых дорожных условиях. При этом комфортный салон идеально подходит для отдыха.

BigBo принимают участие в экспедициях Русского географического общества. В одной из таких, например, удалось обнаружить остатки самолетов времен Великой Отечественной войны. Помимо этого, вездеходы использовались при прокладке оптоволоконного кабеля в тундре.

Так, BigBo действительно по большинству параметров лучше «Шерпа». А как вы оцениваете эти два вездехода?

Описание вездеходов BigBo

Производится продукция BigBo в городе Кострома компанией с говорящим названием «Лаборатория вездеходов». Работа над вездеходами стартовала в 2014 году, серийный выпуск начался в 2018-м, а в 2021-м был произведен апгрейд.

BigBo — это амфибия или снегоболотоход. Он оснащен шинами сверхнизкого давления и может преодолевать бездорожье всех типов, включая песок, лед, каменные россыпи и бурелом. Перемещается в воде и способен выходить из нее на лед.

На воде вездеход держится благодаря огромным колесам, каждое из которых вмещает по 800 литров воздуха. Кузов BigBo полностью герметичен. Более того, он не имеет накладных элементов, что еще больше упрочняет конструкцию. Вездеход выполнен исключительно из прочных и стойких материалов.

Конструкция не имеет стандартного капота, так как двигатель расположен посередине. Это позволяет обеспечить равномерное распределение веса по осям, а также облегчить обслуживание и ремонт двигателя. Колеса оборудованы системой контроля и регулировки давления воздуха. По конструкции BigBo напоминает «Шерп», хотя и имеет существенные отличия.

Строим прототип вездехода (часть 2)

Продолжаем строить прототип вездехода. Это то с чего начали. Первый вариант корпуса был выполнен из фанеры.

Нарезали корпус из алюминия, сварили. Оклеили пленкой. Вставили бронированные стекла. Пока пленку со стекла не снимаем, так как еще отрабатывать по косметике много чего. Не хотим испортить раньше времени.

Рабочий вариант каркаса на морду. Моделируем на живую. Прикидываем куда лучше свет поставить и общее направление линий. Итоговый вариант будет из трубы 40-50 мм.

ТТХ выкладывать не имеет смысла, потому что сейчас работаем больше над формой и в силовую и трансмиссионную часть пихаем что под рукой было. Старенький японский дизель литровый, раздатки, полуоси, цепи — что по углам лежало, как говорится. По боксу ездит своим ходом и то ладно. На этом этапе больше не требуется. Итоговый вариант трансмиссии просчитывается и подбираются комплектующие.

Болотоход BigBo (БигБо) ✅: вездеход, Шерп, под заказ

Если Вы присматриваетесь к Шерп и уже готовите деньги на машину для активного, вернее Супер — Активного отдыха, — не торопитесь). Дело в том, что мастера из российского города — Кострома, готовят очень интересную альтернативу, для уже казалось — бы занявшего всю нишу подобных вездеходов, Шерп.

Да, — на первый взгляд машина от БигБо практически копия Шерп. О этом не редко упоминают не доброжелатели новинки. Но уверяю Вас, — эти машины похожи лишь на первый взгляд. Если — же начать изучать характеристики и известные данные по новому, российскому вездеходу, то быстро приходишь к тому, что это реально другая машина.

Какие же отличия вездеходов БигБо и Шерп? Во первых, — при том, что объем движков двух — этих , российских машин, одинаков, но бензиновый двигатель новинки, более, чем в дважды мощнее! Это важный момент! И хоть базовая машина от BigBo будет разгоняться всего до 50-яти км ( что уже на 5-ять км выше максималки Шерп) , но укомплектованная повышающим редуктором модификация сможет разгонять в поле скорость в 80 — ать км! Что просто космос рядом с машинами Шерп, или — же Шатун. Это очень высокая скорость как для машины такого класса. По скороходности такой вездеход сопоставим с квадроциклом, но при этом очень существенно выигрывает у последнего в проходимости.

Еще интересно то, что здесь можно снять не только заднюю часть кузова, — превратив вездеход BigBo в некий пикап, но даже и переднюю! Когда я узнал о этой возможности, мне стало интересно, — будет ли такая машина оснащаться дугой безопасности? — ведь получается, что при снятых половинках крыши, именно человек оказывается в верхней части машины. Что мне показалось несколько небезопасным, — вспоминая о скоростях доступных для этой машины. Но позже, представитель компании BigBo , ответил мне, что дуга безопасности будет доступна как опция.

Так, водитель сможет пристегнуться к креслу ( а здесь на всех — 5 -яти сиденьях предусмотрены ремни безопасности) и мчать по полю. Не боясь при этом перевернуться. Не то, чтобы эти вездеходы переворачиваются чаще Шерп, или Шатун, но просто скорость вездехода BigBo выше, чем у конркурентов. По этой причине в компании и приняли дополниетльные меры безопасности.

Еще здесь более простое и привычное обычному автомобилисту, управление. Здесь нет тракторно — танковых рычагов как на Шерп. В машине от БигБо управление осуществляется обычным рулем, что согласитесь куда более привычно для обычного автомобилиста.

И еще, чтобы упрсотить управление своей машиной, в БигБо оснастили свой вездеход автоматической, четырехскоростной КПП.

Как видите, рядом с Шерп у новинки есть 3 принципиальных отличия. И пусть здесь похожий, — коробчатый кузов и огромные колеса — поплавки ( общим объемом в 800л). Но! — мощный, бензиновый двигатель; автоматическая КПП и наличие руля, — делают эту машину другой. Она в существенной мере отличается от Шерп.

И мне кажется, — я понимаю, почему в компании BigBo говорят, что они подходят к активному отдыху совершенно с другой философией. Это реально заметно по их машине. И даже сами представители компании говорят, что они не конкурент для ШЕРП ! — эти люди из Костромы делают реально другую машину. Я — же, в начале статьи назвал новинку конкурентом, или альтернативой для Шерп, лишь потому, что это также очень достойный продукт. Мало кто будет покупать и Шерп, и Шатун и БигБо. Здесь нужно определится, что для Вас важнее? Если для Вас важна, — скороходность на полном бездорожье, легкость в управлении и пассажировместимость; — тогда новинка из Костромы может стать для Вас очень хорошим вариантом.

Пока машина проходит предсерийные испытания. Уже вскоре новый вездеход поедет по выставкам. Мне самому очень интересно, — как на эту машину отреагируют люди ? Наверняка скептиков будет не мало, но многие и увидят принципиальные отличия этой машины. Так — что, давайте вместе ждать серию.

Ответы (3) на Вездеходная новинка от компании BigBo — Шерп уже считает убытки?

На первый взгляд машина подходящая. У нас на Чукотке в основном эксплуатируются ТРЭКОЛы, (у самого имеется трёхосный) приезжали и Шерпы, на который похож Ваш вездеход, но как-то не задержались, чтобы понять слабые и сильные места в сравнении с ТРЭКОЛОМ. Если хотите провести тест в условиях Чукотки (зима- лето), а тут довольно экстримальные и красивейшие места милости просим. Вот тогда, наверное, Вы сможете с полной уверенностью заявлять, что машина удалась и полностью соответствует своему назначению

И сомое важное, это ценовое предложение не как у ТРЭКОЛа и Шерпа, тогда всё будет хорошо. Желаю удачи

dino29 Reply:Июль 12th, 2018 at 07:31

Благодарим за Ваше мнение. Думаю, cравнительный тест БигБо с другими вездеходами был — бы очень интересен многим.

Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 367-35-45 Антон.

А что внутри?

Чтобы попасть в салон, ручку лобового стекла (которое, повторимся, откидывается вверх) нужно ощутимо так, под неудобным углом потянуть. Вот надо же, прошло время, а мышечное усилие на трицепсе до сих пор отдаётся в памяти. Забрались в салон? Дальше как в анекдоте: разворачиваемся — и алга!

Место водителя по ходу движения слева, а пассажира — перед входной дверью справа. Оно и логично, если учесть, что пассажир может выполнять функцию штурмана — при необходимости выпрыгнуть наружу, ветки отогнуть или дорогу разведать.

Опаньки! Главный сюрприз для тех, кто не сталкивался с «Шерпом» раньше, — в вездеходе нет руля. Вместо него, как в гусеничном тракторе, два рычага (под левую руку!) и две педали внизу: слева — сцепление, а справа — газ. Бегом на курсы тракториста-машиниста… ну или механика-водителя.

Внутренности вездехода по-спартански функциональны, но дизайнерских изысков здесь и не ждёшь. «Шерп», как кит-кар, внутри собран из стандартных деталей. Пластиковые панели боковин кокпита и крыши крепятся серыми пластмассовыми заклёпками. Круглые приборы на панели под потолком на первый взгляд вообще советская классика всех УАЗов, тракторов и грузовиков (но на самом деле нет, они здесь импортные, а счётчик моточасов электронный). Дополняют параллель с советскими грузовиками (вездеходами и военной техникой) приклёпанные повсюду алюминиевые таблички с инструкциями, которые желательно иметь перед глазами.

1 / 12


Сиденья с фирменным логотипом


Одинаковые кнопки и никаких подрулевых переключателей. А куда деваться, ведь руля-то нет


Простая механика: кнопки, рычаги, краны

Минуточку… Да-да, это деталь тонометра, которым измеряют артериальное давление. Манометр для индикации давления в подвеске. Давно проверенное и надёжное решение родом из трофи-рейдов. А где ещё найти “показометр” для столь малых значений?

В грузовом отсеке специально для тест-драйва к полу привинчено по два кресла от спецтехники, вообще-то их там быть не должно

1 / 12

Пространство за спинками передних кресел устроено довольно просто, но и функционально в тот же момент. Ровный пол собран из крышек люков, которые закрывают всю механику, она внизу. Справа и слева две полки шириной сантиметров 40, а ближе к кокпиту — все 60. Они могут использоваться как лавки для поклажи, кроме того, это спальные места с мягкими бортиками, которые ремнями фиксируются к потолку.

Отличия от «Шерпа» и других вездеходов

Так, BigBo оснащен более мощным двигателем в 128 лошадиных сил. Для управления предназначен удобный мотоциклетный руль с электроусилителем. Встроена автоматическая коробка передач, что является огромной редкостью среди вездеходов.

Салон BigBo просторный и комфортный, вмещает до 9 человек (в базовой комплектации — до 5). Все кресла отделаны устойчивым к влаге и ультрафиолету винилом, оснащены ремнями безопасности. Задние сиденья представляют собой диваны, которые при необходимости раскладываются. Образуется просторное спальное место.

Еще одна интересная особенность — дверь. Она открывается не как в стандартном автомобиле, а как в самолете, сдвигаясь влево. Водитель и пассажиры передних сидений садятся через сдвижную дверь, благодаря чему не приходится наступать на нее в грязной обуви. Вдобавок BigBo оснащен поручнями и ступеньками для удобства посадки.

В отличие от «Шерпа» и подобных ему, вездеход имеет панорамное остекление, как в обычном автомобиле. Безусловно, это улучшает обзор. Дверь багажника по размеру практически равна ширине кузова, что облегчает погрузку крупногабаритного багажа. Шины напоминают шерповские, но производятся самостоятельно.

Дополнительные опции также прилагаются: мультимедиа, отопление, кондиционер и т. д. Оборудование надежно защищено от влаги.

Создатели этих вездеходов делают акцент на удобстве и пожеланиях клиента. Каждая модель собирается по индивидуальному заказу с учетом персональных потребностей. Например, цвет салона соответствует цвету кузова, который выбирается лично.

BigBo имеет одну особенность, которая не встречается больше нигде. «Лаборатория вездеходов» разработала и запатентовала специальные бортовые редукторы, которые позволяет разворачиваться на месте, буквально вокруг своей оси. Доступно дополнительное новшество — повышенный редуктор. Его установка позволит увеличить максимальную скорость с 55 до 80 км/ч.

Кто придумал Шерп: история создания вездехода

Разработка вездехода Шерп стартовала еще 8 лет назад. Основная часть концепции была придумана конструктором-самоучкой и путешественником Алексеем Гарагашьяном, который проектирует вездеходные машины в течение многих лет и принимает участие в спортивных соревнованиях в Америке.

Модель, которую изобрел Гарагашьян, представляет собой реализацию профессионализма, опыта и оригинальных идей создателя. За счет высокой проходимости машины свободно едут по болотам, заснеженной местности и водным объектам.

Публичная презентация состоялась в 2015 г. на московской выставке Moscow Off-Road Show. Шерп — это первая разработка Гарагашьяна, которая поступила в серийный выпуск.

В 2016 г. ролик тестирования вездехода был опубликован в интернете, где за короткое время он набрал свыше 5 млн просмотров и вызвал интерес со стороны отечественных и западных масс-медиа.

Изначально машина заинтересовала представителей изданий об автомобилях Jalopnik, The Verge и TopGear, но вскоре о ней стали писать такие авторитетные источники, как BBC и Daily Mail. Ведущие журналисты сделали вывод, что характеристики вездехода Шерп делают его лучшим решением для бездорожья за 50 тыс. долларов.

С 2015 г. модель производится серийно на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге и Украине, торговой маркой «Квадро Интернешнл». В 2017 г. состоялось открытие филиала SHERP ATV в г. Виннипег (Канада) для сборки вездеходов за рубежом.

Машина пользуется всемирной популярностью, а правильная маркетинговая кампания способствует постоянному росту объемов продаж.

Дизайн вездехода

Вездеход BigBo оснащается кузовом с прямыми линиями и резкими гранями, который не имеет переднего и заднего свеса. Для изготовления машины используется углеродистая сталь с покрытием краской Raptor и алюминий. По отдельному заказу возможно изготовление нижней части из нержавеющей стали, покрытой слоем резиновой краски Raptor. Внутри снегоболотохода предусмотрены места для 5 человек, в задней части машины можно разместить дополнительный груз.

Экстерьер

Вездеход БигБо оснащается панорамным остеклением с возможностью поднятия стекол вверх на амортизаторах. Для изготовления передних окон применен триплекс, который не разрушается при ударах о ветки. Оригинальным дизайнерским решением стала передняя дверь, которая отводится в сторону на рычагах. Для доступа в салон предусмотрены ступени, створка запирается на замок, а резиновый уплотнитель обеспечивает герметичность конструкции. Производитель предусмотрел возможность установки съемной крыши или подвижного люка.

В конструкции применены оригинальные покрышки, на которых нанесен логотип изготовителя. Протектор позволяет преодолевать бездорожье и обеспечивает подвижность при эксплуатации вездехода на воде. В набор входит съемная лебедка с электрическим приводом, позволяющая вытащить застрявшую технику из болота или глубокого снега.

Интерьер

В салоне установлены кресла с высокой спинкой и развитой боковой поддержкой, позволяющей удерживать пассажиров при резких маневрах машины. Перед водителем установлена панель приборов, в которой предусмотрен разъем для монтажа планшетного компьютера (на дисплей выводится карта местности). Применена шумоизоляция стенок, панели и пол обшиты синтетическим материалом, устойчивым к воздействию воды и ультрафиолетового излучения. Для обеспечения комфорта предусмотрена установка автономного отопителя и кондиционера воздуха.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Как мы увидим дальше, характеристики вездехода Шерп выделяются своей практичностью. Машина обладает дизельным японским 4-цилиндровым турбированным 1.5-литровым мотором KubotaV1505-t. Он генерирует 44.3 лошадиные силы и отвечает нормам по экологии образца 2012-го года Tier 4. Что касается самой силовой установки, она очень неприхотливая и достаточно надежная.

Исходя из отзывов владельцев, мощности ему хватает, невзирая на небольшую, как может показаться вначале, мощность. Двигатель выделяется хорошим крутящим моментом. Невзирая на любые дорожные условия, средство передвигается не так быстро, однако уверенно двигается вперед.

Трансмиссия

Вездеход Шерп обладает 5-ступенчатой коробкой переключения передач механического типа, а также полным приводом на все колеса. Автомобиль лишен раздаточной коробки, чтобы максимально упростить его конструкцию. Получается, что крутящие усилия передаются к колесам напрямую по мощной цепи. Конструкция также может похвастаться сцеплением ведущей немецкой компании SACHS.

Ходовая часть

Управлять вседорожником можно при помощи двух педалей, отвечающих за газ и сцепление. Кроме этого, отечественные специалисты предусмотрели два рычага. Получается, что Sherp поворачивает не при помощи рулевых тяг, а благодаря блокировки колес одной стороны. Используя подобную систему удалось повысить его маневренность и позволило даже поворачивать стоя на месте. Что касается самих рычагов трансмиссии и ручного тормоза, их разместили между креслами управляющего вездеходом и сидящего рядом пассажира. Вездеход может похвастаться гидравлической вентилируемой тормозной системой.

Органы управления

Если говорить за приборную панель, она размещена на месте водителя и получила современную аппаратуру, применяемую на катерах и глиссерах. Отдельно стоит выделить хороший обзор во время передвижения, чем поспособствовала установка широких окон по всему периметру корпуса и массивное зеркало заднего вида.

Опыт

Благодаря своему опыту работы с концепциями подвески снегоходов и конструкциям снегоходов Snow Hawk и Explorer, Boivin приобрел бесценные знания в индустрии гусеничных транспортных средств, создав запатентованную конфигурацию гусениц для квадроциклов, которая нашла применение во всем мире. Эта линейка продуктов была продана производителю гусениц для снегоходов и квадроциклов Camoplast Solideal (теперь Camso), а с недавнего времени мотоциклов (тоже кстати разработка AD Boivin).

То же самое мышление, которое привело к созданию Snow Hawk, жило и развивалось в компании AD Boivin, которая создала уникальный и инновационный Track N Go для использования на полноразмерных пикапах 4 × 4 а теперь и на SUV. Эта концепция превращает автомобиль 4 × 4 из колесного транспортного средства в гусеничный вездеход менее чем за 15 минут. Track N Go позволяет транспортному средству заехать на 4-е гусеничных тележки, где он затем фиксируется для движения по бездорожью. Вы должны просмотреть видео, чтобы по-настоящему оценить эту умную концепцию.

От Snow Hawks до Track N Go, Boivin по-прежнему сохраняет присутствие в мире сноубайков со своим комплектом для переоборудования Explorer, который, как говорят, подходит для большинства моделей кроссовых или эндуро-байков от 250 куб.см и выше. По мнению основных пилотов снежного кросса: Рейгана Зига и Аарона Стерка, Explorer и по сей день остается основным, а главное самым спортивным конверсионным комплектом. На всех спортивных мероприятиях Explorer занимает призовые места, тогда как другие игроки (которых, к слову, стало 12) всегда чередуются между собой. Не верите? Посмотрите таблицы заездов открытых чемпионатов США, Канады или Финляндии.

Заканчивая на положительной ноте, скажу, есть надежда на возвращение специального снегохода в классе суперспорт. Она связана с изменением в законодательствах ряда стран, признавших SVX Arctic Cat снегоходом, возможно, снова появится Snow Hawk которого так ждут настоящие ценители мотокросса. Судите сами, что может противопоставить SVX 450 Arctic Cat – мощному Snow Hawk 600НО или 800НО!!? А пока Snow Hawk должен довольствоваться тем, что опередив время на 20 лет стал Первым Настоящим Снегоходом среди снегоходов.

март 2021. Евгений Агеев для Новости 94

Технические характеристики

В конструкции машины предусмотрен рядный 4-цилиндровый двигатель с распределенным впрыском топлива, позаимствованный у легкового автомобиля Hyundai Accent. Мотор развивает мощность 102 л.с., для передачи крутящего момента использована 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. В трансмиссии предусмотрен понижающий редуктор, распределяющий поток мощности между ведущими колесами.

Предусмотрена возможность противоположного вращения колес по бортам, что позволяет совершать разворот на месте.

В состав ходовой части входит пневматическая подвеска и шины низкого давления диаметром 1580 мм, предусмотрена установка гидравлической тормозной системы и стояночного механизма. Под грузовой платформой находится топливный бак вместимостью 90 л, средний расход бензина составляет 7 л/ч.

Основные технические параметры:

  • рабочий объем — 1500 см³;
  • масса машины — до 1440 кг;
  • дорожный просвет — 550 мм;
  • скорость по суше — до 55 км/ч;
  • грузоподъемность — 700 кг:
  • длина — 3650 мм;
  • ширина — 2520 мм.

Комплектации и ценовая политика

В стандарте вездеход получил три аккумуляторных батареи, воздушное отопление в салоне, навигатор, полимерную окраску кузова, обладающую повышенной прочностью, галогенное освещение, шумоизолированный от кабины двигатель.

Стандартный кузов отличается тем, что его КУНГ выполнен из тканевого тента. Более дорогая версия оснащается жестким КУНГом, который обеспечивает лучшую теплоизоляцию салона. Шерп Pro получил несколько иной дизайн и алюминиевый легкий корпус, агрессивную окраску (цвет хаки, либо оранжево-черный).

Вездеход «Шерп» стоит дорого даже по западным меркам. Цена на официальном сайте в интернете сегодня составляет от 5,5 млн. (версия «Стандарт») до 6 млн. рублей (модель с жестким «Кунг»). Последняя разработка «Шерп Pro» отличается теми же характеристиками, но из-за дорого материала корпуса (алюминиевые сплавы) и нового двигателя оценивается минимум в 6,2 млн. рублей.

В компании также придерживаются гибкой политики продажи запчастей. Например, дополнительные баки обойдутся от 13 тыс. рублей каждый. Прицеп для перевозки – более 250 тыс. рублей. А если потребуется запасное колесо, то новое обойдется как минимум в 70-80 тыс. рублей, не учитывая доставки крупногабаритного груза.

Сравнение с другими моделями вездеходов

Шарп нередко участвует в соревнованиях против американских джипов-монстров (американские спортсмены смогли засадить Шерп в болото на раскисшей почве, поэтому для освобождения машины пришлось использовать другую спецтехнику и лебедку.). Среди главных конкурентов вездехода выделяют следующие варианты:

  1. Шрек.
  2. Шарк
  3. Шипр.
  4. Шерхан.
  5. Шерман.
  6. Шершень.
  7. Шатун.
  8. Каракат.
  9. Арго.
  10. Шаман.
  11. Лесник и др.

Производство серии Каракат-ЗИС 5 осуществляется в г. Вологда. Модель считается самой дешевой альтернативой Шерпу и напоминает по конструкции классическую машину-переломку.

Вездеходы Арго производятся в Канаде с 1967 г. Им свойственна хорошая маневренность и возможность эксплуатации в любых условиях. Существуют модификации с 6 и 8 колесами или модели на гусеницах. Машина подходит для передвижения по труднопроходимым поверхностям и широко используется охотниками, геологами, поклонниками рыбалки и других видов активного отдыха.

Модель Шаман представляет собой внедорожную машину-амфибию, построенную на шинах низкого давления. Ее производят на заводе компании «Авторос». Нижняя часть кузова выполнена наподобие лодки. Аппарат может развивать значимую скорость на воде за счет вращения колес или гребного винта. Вездеход оборудован дизельным мотором от Iveco мощностью 146 л. с. и работает на 6 передачах. Размеры машины позволяют ей передвигаться как по бездорожью, так и тонкому льду или дорогам общего пользования.

Лесник — это универсальный колесный вездеход, который выпускается одноименной торговой маркой. Размеры колес определяются версией и составляют 1300 или 1600 мм. Спецтехника используется для транспортировки тяжелых грузов и людей в условиях заснеженной, болотистой или пересеченной местности. Вездеход адаптирован под сложный климат и неблагоприятную погоду.

Еще одним аналогом для Шерпа является Витязь, представляющий собой двухзвенный вездеход на гусеницах. С его помощью удается проезжать большие расстояния, доставляя грузы и людей в отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока.

Сколько стоит вездеход? Цены и возможности

Даже в условиях высокого спроса на качественную пневмоколесную технику продажа болотоходов от «ТРЭКОЛ» ведётся по весьма лояльным для покупателей ценам, особенно если учесть профессиональное исполнение, комфорт, высокую проходимость — то, чем отличаются снегоболотоходы от различных «самоделок». Вы сами можете убедиться — на каждый пневмоход цена максимально обоснована и не превышает, а часто и ниже среднерыночной. Если же вы решите купить вездеходы на пневмоходу в специальном варианте, цена устанавливается индивидуально и зависит от комплектации, особенностей исполнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: