В экстренном случае
Когда долить необходимо, а других вариантов нет, доливайте то, что имеете. В мкпп лучше чтоб было хоть что-то смазывающее, чем вообще на сухую. Поэтому, заливаете (доливаете) что есть, лишь бы доехать до места, где можно будет полностью промыть коробку и заменить смазку. А промывка и замена обязательны.
А вот для автоматической кпп, не то, что нужно, это смерть, причем быстрая и замена, потому что ремонт, после езды на фиг его знает чём, обойдется еще дороже, если он вообще возможен. Вызывайте эвакуатор, езда без смазки или с негодной жидкостью стоит слишком дорого.
Экспериментировать не рекомендую. Использовать масла, не предписанные производителем тоже. Смешать коробочное и моторное масло допустимо только в коробке механике, чтобы добраться до ближайшего СТО. После чего замена с промывкой агрегата.
На этом все, подпишитесь на обновления, делитесь ссылкой с товарищами, пусть они тоже подпишутся, полезные знания не бывают лишними, а от нештатной ситуации никто не застрахован. Желаю всем удачи, и до свидания.
Источник
Замена масла в коробке МКПП когда и почему смазку нужно менять
Начнем с того, что «механика» является надежным агрегатом. Прежде всего, относительная простота и проверенная временем конструкция позволяет эксплуатировать автомобиль с данным типом КПП на протяжении, как минимум, 150-200 тыс. километров без ремонта коробки передач.
Однако нужно понимать, что это возможно только в том случае, если агрегат своевременно обслуживается и не испытывает серьезных нагрузок. Другими словами, водитель опытный, умеет ездить на механике правильно. Также ответственный владелец постоянно следит за состоянием трансмиссионного масла, вовремя устраняет мелкие неисправности (течи сальников, прокладок и уплотнителей КПП, замена сцепления при малейших признаках износа, регулировка кулисы и т.д.).
Что касается обслуживания, применительно к механической коробке передач данная процедура предполагает замену трансмиссионного масла. Так как масло в МКПП не является рабочим телом, основной целью его замены является уменьшение износа деталей для увеличения общего срока службы агрегата.
Также параллельно замене смазочной жидкости выполняется очистка поддона МКПП от грязи и отложений, очищаются магниты, на которых скапливается металлическая стружка в результате естественного износа деталей коробки.
При этом специалисты рекомендуют выполнять замену каждые 50-60 тыс. км или один раз в 4-5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше). Если же автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная перевозка грузов, буксировка прицепа, рваный темп езды с переходом на пониженные и повышенные передачи на высоких оборотах и скоростях, езда в горной местности и т.д.), тогда интервал замены нужно сократить на треть.
Еще на необходимость замены смазки в коробке механика могут указывать и определенные признаки. Например:
- во время работы КПП появляется посторонний шум в коробке передач и/или вибрации;
- передачи могут включаться с трудом до прогрева коробки в зимний период;
- затруднено включение передач на горячую, передачи включаются с хрустом;
Прежде всего, в подобной ситуации нужно особое внимание уделить количеству смазки в КПП, то есть проверить уровень масла в механической коробке. Параллельно следует оценить качество смазочного материала. Если с уровнем все в порядке, это не значит, что агрегат не нужно обслуживать
Хотя трансмиссионное масло в механической трансмиссии не так сильно нагревается, как в АКПП или вариаторах, однако смазка все равно подвержена окислению, старению и потере целого ряда полезных свойств. В результате меняются вязкостные характеристики, присадки в составе масла срабатываются, могут выпадать в осадок
Если с уровнем все в порядке, это не значит, что агрегат не нужно обслуживать. Хотя трансмиссионное масло в механической трансмиссии не так сильно нагревается, как в АКПП или вариаторах, однако смазка все равно подвержена окислению, старению и потере целого ряда полезных свойств. В результате меняются вязкостные характеристики, присадки в составе масла срабатываются, могут выпадать в осадок.
В процессе смазывания шестеренок, валов и других деталей КПП трансмиссионная жидкость также активно накапливает в себе продукты износа (металлическую стружку). Еще регулярный нагрев и охлаждение могут приводить к скоплению конденсата в масле и т.д.
Не трудно догадаться, что если без других видимых причин качество работы КПП ухудшилось и появились указанные выше признаки, это указывает на то, что функциональные возможности масла в коробке передач существенно снизились, при этом значительно увеличился общий износ агрегата.
Еще добавим, что многое будет зависеть не только от уровня и «свежести» смазки, но и от того, насколько правильно подобрано масло в КПП. Другими словами, использование неподходящего по допускам и свойствам трансмиссионного масла может быстро вывести полностью исправный агрегат из строя.
Важный момент
Когда говорят о том, что КПП необходимо обслуживать и, в частности, заменять в ней трансмиссионное масло, многие не понимают, зачем это нужно. Ведь, например, в двигателе внутреннего сгорания происходят процессы постоянного нагрева, да и движение поршней в цилиндрах настолько высоко, что нагрузку на смазывающую жидкость можно назвать колоссальной, а здесь такого нет.
На первый взгляд кажется, что коробке передач приходится лучше: в ней явно не происходит никакого горения, да и скорость движения деталей в этом агрегате наверняка меньше. Однако стоит вспомнить о том, какую роль коробка передач играет в работе автомобиля.
Также стоит вспомнить и о том, что частота вращения ведущего вала в трансмиссии полностью совпадает с частотой вращения коленчатого вала двигателя, то есть количеством оборотов. При этом между ведущим и ведомым валами создается большое трение, вызывающее значительное повышение температуры. По этой причине масло в КПП является неотъемлемым элементом обеспечения ее исправной работы.
Какие же требования предъявляются к трансмиссионному маслу для автомобиля? Ведь очевидно, что следует выбрать именно такую смазку, которая по всем параметрам подходит к той или иной модели авто и является для нее оптимальной.
Ответить на этот вопрос можно уверенно: надо, чтобы смазывающих свойств было достаточно для максимального уменьшения возникающего трения. Кроме того, в масле должны обязательно присутствовать присадки, которые будут уберегать металл от постепенного разрушения и коррозии в ходе эксплуатации. И самое главное требование — это сохранение своих свойств при допустимых температурных изменениях: смазка на морозе должна становиться в меру гуще, а в жару не становиться слишком жидкой.
Когда смешивание происходит
Смешивание масел происходит по разным причинам, обстоятельствам и условиям. Разумеется, лучше применять те масла, которые написаны в руководстве к автомобилю, это наиболее правильный вариант и при доливке, и при замене:
Например, любая замена масел в агрегате, без его разборки и промывки, приводит к смешиванию. Внутри все равно остается какая-то часть смазки на стенках, в желобках, внутри каналов, которая смешается с вновь залитым, и это неизбежно
Тут важно, чтобы старого вещества осталось как можно меньше, то есть сливаете его на горячую. Машину ставите так, чтобы не было наклона, и после открывания сливной пробки, все вещество стекало через нее
Ждете подольше, пока не прекратится тоненький ручеек из отверстия пробки, часто этим пренебрегают. По ошибке хозяина, или работников СТО, когда просто что-то напутали. Еще одним распространенным случаем будет поддельное масло. Бывает и такое, когда масло забывают налить, слили, закрутили пробку, и гудбай. А на следующий день клиент возвращается с шумом в кпп, а там уже конец всему. Но это на механике, автоматика элементарно ехать не будет, потому что усилие передается через масло. Фактор, когда нужно долить смазки, а под рукой нет точно такой же, есть нечто похожее или совсем не похожее на то, что нужно. А без смазки ехать не вариант, это приговор для любой коробки. Даже ХАДО технология, когда можно кататься без смазки, рассчитана на боевые условия, (короткий срок) после которого, обработанные детали будут не пригодны к использованию. Не исключены и «очумельцы», которые проводят над собственными авто, а так же над машинами друзей и соседей различные эксперименты, в том числе и по смешиванию различных масел, которые первые пол часа-час дают потрясающие эффекты мощности агрегатов, а потом капитальный ремонт. Они же придумали миф: смешав 50 на 50 минералку с синтетиком, получишь отличную полусинтетику, главное чтобы масла были фирменные. На самом деле получаем вещество – смерть агрегатам, свойства которого далеки от требуемых, поэтому износ деталей максимальный, а польза минимальная.
Ошибки, допускаемые автолюбителями
Некоторые водители считают, что благодаря смешиванию искусственного и минерального масла формируется полусинтетика. Однако не рекомендуется их соединять, поскольку они потеряют функцию смазывания и механизмы начнут изнашиваться. При соединении синтетической и минеральной смазки формируется пена, выпадающая в виде осадков.
Первые симптомы воздействия проявляются по достижению 1000 км пробега. Смазка теряет свойства и начинает становиться более густой, в результате чего происходит засорение системы. Чтобы устранить эту проблему, необходимо слить ее остатки и выполнить промывку трансмиссионной системы. После выполнения этой процедуры заливается новое ТМ без добавок. Также отметим, что автоматическая коробка в отличие от МКПП изнашивается быстрее при смешивании масел. Негативные последствия наблюдаются по достижению 100 км пробега.
Используя аналогичные смазки по составу от разных производителей, автолюбитель обрекает себя на лишние проблемы, связанные с поломкой системы. Даже в той ситуации, когда опытные владельцы авто рекомендуют использовать дешевые моторные жидкости для трансмиссионных систем, не стоит этого делать, поскольку смешение масел и применение смазки с аналогичным составом приведет к загрязнениям системы. Промывка механизмов трансмиссии и КПП, а также замена деталей повлечет за собой денежные расходы.
Этапы замены масла в АКПП
Присутствующая жидкость для автоматических трансмиссий обеспечивает эффективное охлаждение элементов трансмиссии. Заказать замену масла на автомате можно как в автоцентре, так и осуществить самостоятельно.
Основные этапы замены горючего:
- снимается защита с силового агрегата;
- выкручивается сливная пробка;
- проводится слив масла в подготовленную емкость;
- в зависимости от степени загрязнения вместе с отработавшим маслом меняется соответствующий фильтр;
- необходим демонтаж поддона. Данный элемент подлежит очистке от грязевых отложений;
- выкрученную сливную пробку необходимо очистить, закрутить обратно;
- осуществляется заправка нового масла через горловину картера. Для заливки понадобится воронка, который соединен с эластичным шлангом.
В завершении следует проверить эффективность работы мотора на каждой передаче. После этого замеряется уровень масла в коробке, доливается при необходимости.
Процесс промывки прост. Двигатель должен быть прогрет. Жидкость добавляется к трансмиссионному маслу, далее запускается силовая установка на несколько минут, при этом необходимо несколько раз переключать передачи на селекторе. На последнем этапе имеющаяся залитая жидкость сливается и заливается новое масло. Для каждой конкретной марки авто требуется свой объем рабочей жидкости. Точную информацию можно узнать у дилера.
Какое масло заливать в механическую коробку передач
Можно ли использовать масло для мотора
Для смазывания трансмиссии необходимо применять только специально предназначенное для этого масло. Однако некоторые зарубежные производители автомобилей рекомендуют использовать для этих целей простое моторное масло, хотя эта затея и кажется сомнительной. Всё-таки этого не следует делать из-за разных свойств данных жидкостей.
Внимание! Ни в коем случае нельзя наливать разное масло в коробку механика вместе. Также не следует доливать новое масло к старому, если оно находится достаточно долго в баке и требует полной замены. Это может стать причиной серьёзных повреждений системы и вывести из строя коробку передач
Смешивать, в крайнем случае, можно лишь масло одного класса и вида, хотя профессионалы это делать также не рекомендуют
Это может стать причиной серьёзных повреждений системы и вывести из строя коробку передач. Смешивать, в крайнем случае, можно лишь масло одного класса и вида, хотя профессионалы это делать также не рекомендуют.
Когда стоит сменить масло
Ещё одна важная задача для любого автолюбителя – своевременно менять масло в своём автомобиле. Информация о том, когда это необходимо делать содержится в техническом руководстве для машины.
Там может быть прописан либо километраж, после прохождения которого следует производить замену, либо временной промежуток. Обычно он составляет три года, либо каждые 60-90 тысяч километров.
Однако ситуация может измениться, если автомобиль постоянно движется в особых или экстремальных эксплуатационных условиях. В этом случае замену советуют производить вдвое чаще, то есть после каждых 30-40 тысяч километров.
Кроме этого водитель должен постоянно проверять количество и состояние масла в баке, если он хочет, чтобы его машина прослужила дольше.
Делать это нужно после преодоления десяти тысяч километров (при техническом осмотре), ведь незаметно могут возникнуть проблемы, о которых водитель не может знать заранее (например, протечка масла).
Кроме обычных ситуаций есть ряд случаев, когда пора менять масло вне зависимости от времени нахождения его в баке:
- Когда во время проверки коробки становится ясно, что масла в ней очень мало.
- В масле, находящемся в коробке, была найдена серебристая пыль.
- Когда было замечено, что цвет масла в коробке изменился (оно стало более тёмным, коричневым или даже чёрным). Причиной этого может стать начавшееся разрушение или повреждение деталей коробки, а также попадание внутрь посторонней жидкости.
Сколько лить масла
Количество заливаемого масла индивидуально для каждой машины варьируется от 1,2 до 15 литров. Но есть и общее правило для МКПП:
- Если в коробке четыре ступени, то в неё следует заливать 1,35 литра масляной жидкости.
- При наличии пятиступенчатой коробки, количество масла увеличивается до 1,6 литра, хотя для лучшей работы советуют доливать ещё 250-300 мл путём наклона машины с помощью домкрата со стороны водителя.
Итак, чтобы узнать, какое масло заливать в механическую коробку передач, можно просто посмотреть в технический паспорт машины. Однако следует запомнить и несколько обозначений для успешной покупки масла в специализированном магазине.
Не нужно мешать разные виды масел в одном баке или использовать машинное масло вместо трансмиссионного. Новичку довольно трудно разобраться во всех нюансах сразу, но с опытом придёт понимание дела, и вы будете выбирать нужную бутылку, только взглянув на прилавок.
Как отличить трансмиссионную смазку от моторной
Вязкость трансмиссионных жидкостей значительно выше, чем у моторных масел, об этих характеристиках всегда поведает этикетка тары. Выбирать нужный смазочный материал следует в зависимости от типа устройства. Трансмиссионные жидкости для механических коробок маркируются как MTF, для автоматических – ATF, их составы также различны. Все эти обозначения можно увидеть на упаковке продукта. Моторное масло подписывают Motor oil, поэтому при покупке перепутать составы практически невозможно.
Другое дело, если после нескольких процедур по замене смазки у вас остались остатки средств и по каким-либо причинам этикетка на канистре отсутствует. Определить состав по внешнему виду сможет только опытный автомеханик, запах по истечении большого периода времени тоже может сильно исказиться. Наверняка узнать, что находится в канистре, поможет проверенный способ:
- добавьте каплю неопознанного средства в ёмкость с водой и посмотрите на результаты;
- если форма держится, масло плавает на протяжении нескольких минут, то это смазка для двигателя;
- когда же капля расплывается плёнкой, переливаясь всеми цветами радуги – это трансмиссионная жидкость.
Важность масла в коробке передач
Коробка передач может исправно функционировать, только когда все детали взаимодействуют между собой должным образом. Масло в коробке необходимо, чтобы сцепление между металлическими поверхностями трущихся элементов было наилучшим.
Поскольку зубья шестерни функционируют при высокой температуре, они стираются через небольшой промежуток времени, становятся непрочными, могут сломаться. В результате приходится тратить крупные суммы на восстановление или замену КПП.
Как выглядит масло, которое можно залить в коробку? Это вязкая смазка, ее молекулы при нанесении на металлические элементы обволакивают их. За счет такого защитного слоя детали не истираются. Основные функции масляной пленки:
- защищает от появления задиров, трещинок;
- улучшает сцепление;
- делает функционирование КПП максимально эффективным;
- увеличивает срок службы коробки.
Мифы родом из СССР
Идея не новая и берёт своё начало ещё с 50-х годов прошлого века, когда автомобили перестали быть редкостью. В те времена не существовало строгого распределения между трансмиссионным и моторным маслом. Для всех агрегатов применялся один вид смазочных материалов. Позднее на дорогах стали появляться иномарки, которые кардинально отличались своими конструктивными характеристиками, что требовало иного подхода к обслуживанию.
Вместе с тем появились новые смазки, изготовленные по современным требованиям и стандартам для повышения ресурса узлов и агрегатов. Сейчас двигатели и коробки передач — это современное и высокотехнологичное оборудование, которое требует бережного отношения.
К сожалению, и сегодня некоторые автовладельцы считают, что если залить трансмиссионку в мотор, ничего страшного не произойдёт. Такое явление действительно практикуется, но совсем не для того, чтобы продлить срок службы силовой установки.
Закоксовывание: одно из печальных последствий действия масла для КПП
Масло для КПП имеет более густую консистенцию, чем активно пользуются предприимчивые перекупщики при продаже автомобиля с умирающим ДВС. Из-за повышения вязкости смазочного материала он на какое-то время станет работать ровно, гул и стук могут практически исчезнуть. Также повышается компрессия и снижается расход топлива, но эффект временный и так делать нельзя.
Статья в тему: Стеклоподъемники на ВАЗ 2107 и ВАЗ 2110 – ездим с ветерком!
Такой заливки достаточно, чтобы неопытный автомобилист купил машину и проехал несколько сотен километров, реже хватает на одну тысячу. Дальше предстоит капитальный ремонт или полная замена силового агрегата.
В чем разница между двумя маслами?
Каждому автомобилисту приходилось задаваться вопросом выбора моторного или трансмиссионного масла для автомобиля. В этой статье мы поможем вам разобраться, что будет, если залить трансмиссионное масло в двигатель, чем отличаются жидкости для мотора и КПП, а также как их распознать, чтобы не допустить ошибки?
Бесспорно, разница между моторным и трансмиссионным маслами имеется, и она достаточно существенная.
Отличия моторного масла
Моторное и трансмиссионное масла Мобил
Смазочная жидкость, предназначенная для двигателей, нужна для смазывания контактирующих друг с другом деталей. Для каждого мотора существует определенный тип жидкости, рекомендуемый автопроизводителем. Масло классифицируется буквами и цифрами, указывающими на характеристики. В составе моторной жидкости содержится базовое масло, получаемое в результате переработки нефти, а также в нем есть набор присадок.
Моторные масла бывают синтетическими, минеральными и полусинтетическими. Используются они бензиновых и дизельных моторах, но в каждом случае требуются определенные присадки и свойства. Существуют универсальные жидкости, а есть такие, которые подходят только для бензинового ДВС или нужны для дизельного агрегата.
Отличительные черты трансмиссионных жидкостей
Главная отличительная черта трансмиссионного масла заключается в создании более прочной маслянистой пленки на поверхностях трущихся деталей. Эта пленка переносит достаточно высокие механические нагрузки. Среди основных функций трансмиссионной жидкости выделяют:
- более эффективное отведение тепла;
- снижение уровня шума;
- предупреждение износа элементов.
У трансмиссионного масла, в отличие от моторного, всегда более высокая вязкость. Смешивать эти жидкости или заменять нельзя, иначе мотор или КПП будут функционировать неправильно. Некоторые автомобилисты рассказывают на форуме, как кто-то залил в двигатель трансмиссионное масло и расход смазки снизился, а мотор начал работать ровнее. Может быть это и так, однако это не пройдет бесследно.
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с информацией о последствиях, которые могут возникнуть при превышении уровня масла в автоматической коробке передач.
Разница в типах масел
Чтобы разобраться в вопросе, можно ли заливать в двигатель масло для КПП, необходимо знать технологические особенности его изготовления и характеристики. Объединяет трансмиссионное и моторное масло только то, что оба они являются нефтепродуктами. И не стоит слушать «бывалых» водителей, которые утверждают, что в прошлые годы в мотор заливали такую же смазку, как и в трансмиссию. Против них можно представить массу аргументов, доказанных научными фактами, что два этих вида масел имеют кардинальные отличия.
Стоит разобрать технические характеристики смазочно-горючих продуктов для ДВС (двигатель внутреннего сгорания) и КПП.
Моторные масла:
- применяют при работах в тяжелых и даже экстремальных условиях, когда нужны высокие обороты и температурные режимы. Это обусловлено повышенной текучестью смазочного материала;
- производят их на основе синтетических, минеральных или смешанных полусинтетических компонентов;
- благодаря высоким технологиям производства моторных масел, при повышенных температурах у них срабатывает противопригарное действие, что защищает моторный агрегат и его составляющие от шлаковых образований, окислений и деформации;
- жидкая основа автомасла способствует быстрому распределению масляным насосом смазочной жидкости по системе и формированию защитной пленки даже в труднодоступных местах.
Трансмиссионные смазочные материалы:
- функционируют при стабильных, невысоких температурных показателях. Однако для них важна высокая механическая нагрузка, они эффективны в отношении крутящихся элементов;
- на автомобильном рынке они представлены в виде синтетического продукта высокого качества, который делится на классы, исходя из применения в автоматических или механических коробках;
- главная цель таких масел – обеспечение защиты трансмиссионным узлам в условиях больших механических нагрузок;
- за счет своей вязкой консистенции масло гарантирует появление маслянистой плёнки на трущихся поверхностях, что дает возможность противостоять деформации деталей в режиме нагрузок.
Таким образом, характеристики двух смазочных жидкостей показывают четкое их предназначение и отвечают на вопрос, почему трансмиссионное масло нельзя лить в двигатель.
Что будет, если перепутать масла?
Неопытные автомобилисты не знают, можно ли залить в КПП моторное масло и наоборот, а также к чему могут привести подобные действия? В действительности по составу эти жидкости сильно отличаются между собой. Даже небольшое количество трансмиссионного масла, залитого в мотор, может нарушить работу механизмов. Под небольшим количеством подразумевается буквально 100-200 мл. Все дело в присадках к маслам, способствующим решению конкретных задач: они нужны для обеспечения работы механизмов под воздействием низких или высоких температур.
Загустевшее масло в картере
Трансмиссионная жидкость не создана для работы при высоких температурах. Проникая в среду, где температурный режим выше 150 градусов, масло будет выгорать. В результате этого будет образовываться накипь и своеобразные хлопья, которые осядут в моторе. Если владелец машины вовремя не сольет жидкость, это приведет к капремонту.
Если же случайно или намеренно залить немного моторного масла в КПП, субстанция изменит внешний вид и консистенцию, а также нарушится функционирование механизма. Это обусловлено более высокими показателями вязкости моторной жидкости.
Разумеется, в крайнем случае можно залить немного моторного масла в трансмиссию, но лишь в том случае, если вам нужно проехать сравнительно немного, чтобы добраться до СТО и слить жидкость, а затем залить качественную трансмиссионную жидкость.
Видео:
Видео:
Видео:
Видео:
Моторное масло в МКПП
Сразу отметим, что если речь идет об автоматических гидромеханических коробках (АКПП или вариатор), в этом случае от попыток заливать моторное масло лучше сразу отказаться даже в случае критического понижения уровня жидкости в трансмиссии при различных неисправностях.
Что касается МКПП и роботизированных коробок, в этом случае использование моторного масла на первый взгляд может показаться вполне возможным. Более того, на некоторых автофорумах встречается информация, что автолюбители активно экспериментируют, используя масло для двигателя в КПП, заливают Dexron в МКПП и т.д.
Итак, прежде всего, сами изготовители отдельно производят моторные и трансмиссионные масла. При этом характеристики различных смазочных жидкостей из той и другой группы заметно отличаются.
Масло для КПП и двигателя отличается по индексу вязкости, а также имеет разный пакет присадок, который обеспечивает необходимые для нормальной работы агрегатов свойства. Однако многие владельцы машин с передним приводом, заднеприводной классики ВАЗ и старых иномарок утверждают, что использовать масло для ДВС в МКПП можно без всяких последствий.
Также нужно учитывать, что само устройство трансмиссии на разных авто может отличаться. Это значит, что если использование моторного масла в коробке ВАЗ может и не привести к очевидным проблемам, этого никак нельзя сказать об иномарках, причем даже сравнительно старых.
Идем далее. Если рассмотреть вопрос характеристик, нужно учесть, чем отличается трансмиссионное масло от моторного. Даже с учетом того, что базовая основа может быть одинаковой (минеральное масло, синтетика или полусинтетика), количество и виды присадок в составе сильно отличаются.
Вполне очевидно, что смазочные жидкости разрабатываются с учетом условий, в которых им будет нужно работать. При этом моторное масло предполагает работу в более тяжелых условиях, чем трансмиссионные жидкости и другие смазки.
Однако даже в таких условиях на протяжении всего срока службы смазка в двигателе должна эффективно защищать нагруженные пары трения, отводить тепло, смывать и удерживать в себе продукты износа, защищать детали от коррозии и т.д.
Что касается трансмиссионных масел, прежде всего, их нужно менять реже, чем моторные. В «механике» масло меняют каждые 60-80 тыс. км пробега, в случае с АКПП даже в тяжелых условиях эксплуатации замена необходима каждые 40 тыс. км.
Еще добавим, независимо от типа КПП, в трансмиссии смазка должна обеспечить минимальный износ между парами трения при помощи «плотной» и стойкой масляной пленки, параллельно необходимо снизить потери при трении зубчатых пар, снизить шум во время работы агрегата, предотвратит коррозию, смывать и задерживать продукты износа и т.д. Для получения таких качеств и свойств, используются особые присадки, которые отличаются от тех, которые находятся в составе моторных масел.
Можно ли залить моторное масло в МКПП
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что хотя некоторые характеристики и свойства смазок для двигателя и трансмиссии похожи, все равно данные масла относятся к разным группам. При этом на некоторых моделях авто с передним приводом использование моторного масла в КПП допустимо, однако такое использование должно быть кратковременным. Более того, срок службы агрегата может сократиться, как минимум, на треть.
Как распознать тип масла?
Масло в мотор
Опытные автомобилисты уверяют, что можно залить в КПП моторное масло и это не навредит трансмиссии. Действительно, в советские времена у автовладельцев просто не было выбора, и они действительно заливали в трансмиссию обычную минералку. Позднее появились специализированные жидкости, и эта необходимость отпала.
Некоторые уверяют, что отличить трансмиссионное масло от моторного можно по внешним факторам. Разумеется, новички это сделать не смогут, но мы поможем во всем разобраться. Существует несколько признаков, по которым можно различать разные виды масел.
По запаху
У трансмиссионных масел запах достаточно специфический. Некоторым он отдает чесноком, а другими ощущается запах серы. При этом ориентироваться только на аромат при отличии моторного масла от трансмиссионного не очень правильно, так как этот признак может подвести. Кроме того, отсутствие характерного аромата не гарантирует, что перед вами не моторная жидкость. Например, если масло находилось в открученной емкости, оно могло немного выветриться, и вы не ощутите какого-либо характерного запаха.
По ощущениям
Чтобы отличить трансмиссионное или моторное масло, сожмите два пальца и окуните их в неизвестную жидкость, а затем медленно их разомкните. Если смазка для двигателя, оно растянется на 2-3 мм и потом разорвется, а пленка от трансмиссионной смазки порвется моментально. Данный способ тоже не дает стопроцентной гарантии. Если вы раньше никогда этого не делали, вы можете и не уловить момент разрыва в определенный момент, поэтому сначала нужно потренироваться на заведомо известных типах масел.
Проверка водой
Разводы от масла в воде
Наиболее точный из всех методов проверки трансмиссионного и моторного масел. В любую подходящую емкость нужно налить небольшое количество воды и капнуть неизвестное масло. Если капля растечется радужной пленкой – это трансмиссионная жидкость, а если линза будет долго растворяться и останется на несколько минут плавать на поверхности, не изменяя формы – это моторная жидкость.
Некоторые автомобилисты на форумах пишут о своих личных наблюдениях, хотя их тоже нельзя считать верными. Они говорят о том, что на трансмиссионных маслах этикетки быстрее отклеиваются и размываются. Как вы понимаете, произойти это может под влиянием высокой влажности или от контакта с лучами солнца. В любом случае если у вас в гараже есть емкость с неизвестным маслом, и вы не хотите рисковать, лучше все же купите подходящее масло в магазине, так как ошибка может привести к неприятным последствиям.
Смешивание трансмиссионных масел разных производителей
Начнем с того, что трансмиссионные масла, как и моторные, могут сильно отличаться друг от друга даже с учетом похожих характеристик. Это значит, что такие смазочные жидкости могут иметь не только разную масляную основу (минеральная, полусинтетическая и синтетическая), но и уникальный пакет присадок.
Если для механической трансмиссии или робота с «сухим» сцеплением последствия могут сразу и не проявиться, в случае с АКПП, роботизированной КПП с двумя «мокрыми» сцеплениями типа DSG или вариатором CVT вполне возможно быстрое появление сбоев в работе коробки передач или даже полный выход такой КПП из строя.
Получается, распространенное мнение о том, что если смешать простую минералку и синтетику, получится полусинтетический продукт. На самом деле, это не так. Дело в том, что производитель, изначально изготавливая смазку или смешивая две масляные основы (базы), учитывает отдельные особенности и нюансы, добиваясь необходимого результата и свойств жидкости при помощи специальных присадок.
При этом для минерального масла присадки одни, для полусинтетики уже совсем другие, а для синтетики используются свои отдельные компоненты. Не трудно догадаться, что смешивание трансмиссионных масел, даже с учетом более низких температур в КПП по сравнению с ДВС, вполне может дать отрицательный результат.
Достаточно часто после смешивания уже через 100-200 км выпадает белесый осадок, далее смешанное масло в коробке меняет свою вязкость, начинает пениться и т.д. Для МКПП это означает увеличенный износ и более «жесткую» работу коробки, тогда как для автомата все может закончиться забитым масляным фильтром, загрязнением каналов гидроблока.
Также работа автомата после долива масла может сопровождаться рывками и толчками при переключении передач, проскальзыванием фрикционов и их подгоранием. В результате значительно увеличивается износ АКПП, коробка может встать в аварийный режим, передачи могут начать пробуксовывать.