Чем опасна утечка хладагента
- Компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом в результате уменьшения плотности последнего перегревается.
- Температура нагнетания компрессора повышается, горячий газ может повредить четырех ходовой вентиль.
- Нарушается система смазки компрессора, масло уносится в конденсатор.
- Через образовавшееся отверстие внутрь кондиционера может попасть воздух, содержащий влагу.
Признаки сопутствующие утечке:
- Потемнение теплоизоляции компрессора.
- Периодическое срабатывание термозащиты компрессора.
- Обгорание изоляции на нагнетательном трубопроводе.
- Масло темного цвета с запахом гари.
- Часто положительный тест масла на кислотность.
Если утечка обнаружена вовремя, хладагент полностью не ушел, кондиционер работал без хладагента не долго, сопутствующие признаки отсутствуют — ремонт кондиционера в мастерской не обязателен.
Доля внезапных, катастрофических утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика, утечки чаще происходят через небольшие неплотности на вальцовочных соединениях и если постоянно следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.
На что следует обращать внимание:
- Не более чем через 5 минут после включения кондиционер, в зависимости от выбранного режима должен давать холодный или теплый воздух. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать ремонтника.
- Если при работе кондиционера трубки на наружном блоке покрыты инеем — происходит утечка, нужен мастер.
Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.
Попадание влаги в фреоновый контур чаще всего происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа — вакуумирование френовой магистрали преследует цель не только затруднить жизнь монтажнику, но и удалить из смонтированной магистрали воздух и водяные пары. Такие суррогаты этой процедуры как продувка смонтированной магистрали хладагентом вовсе не могут удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое дело.
Кислотный тест масла
без кислоты | с кислотой |
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Дело в том, что все процессы в кондиционере, работающем в режиме происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Однако по косвенным признакам определить наличие влаги в кондиционере можно:
- Об одном из признаков наличия влаги в фреоновом контуре речь уже шла; это зеленоватый оттенок масла и положительный тест на кислотность. Следует заметить что это уже прединфарктное состояние кондиционера и требуется срочное вмешательство.
- На более ранних стадиях влага проявляет себя при отрицательных температурах испарения, например при работе кондиционера на при низких температурах наружного воздуха или при утечке хладагента. При этом влага превращается в лед и закупоривает капиллярную трубку или дюзу ТРВ. Результат — давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор.
Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в мастерской.
Статьи по теме
Почему не опускается стекло: причины и способы устранения неполадок
Как прикурить машину и что для этого понадобится
Бьет руль при торможении: причины и устранение проблемы
Как снять гидроусилитель руля и заменить его
Провал педали газа: причины и ремонт
Привод машины: разбираемся в устройстве
Почему не работает кондиционер в машине: причины и способы устранения
Симулятор вождения автомобиля: плюсы и минусы тренажера
Компьютерная диагностика автомобиля: когда нужна, как проводится
Как прочистить форсунки омывателя: причины засора и способы его устранить
Замена рулевой рейки: причины и порядок действий
Высокий уровень антифриза: причины и способы устранения
Лучшие авто с пробегом и советы по выбору
Аэрография на машину: материалы, виды, этапы
Что лучше – автомат или механика
Какие проверки и как часто нужно производить, чтобы вовремя обнаружить болезнь кондиционера
1. Проверка работы кондиционера при каждом включении. О ней говорилось выше. Примерно через 5 минут после включения проверить дает ли кондиционер холод или тепло (в зависимости от режима). Если есть возможность увидеть краны наружного блока посмотреть есть ли на них иней. Если результаты отрицательные нужно выключить кондиционер и вызвать мастера.
2. Проба масла нужна в следующих случаях:
- Для кондиционеров, принимаемых на сервисное обслуживание, при проведении ревизии технического состояния кондиционера.
- Для оборудования, которое работало зимой но не обслуживалось.
- При вызове для ремонта кондиционера не находящегося на сервисном обслуживании.
- При обнаружении утечки хладагента из кондиционера.
- В любых других подозрительных ситуациях.
Масло — кровь компрессора и для любознательного мастера может много рассказать о кондиционера.
Полезные советы
Чтобы заправка автокондиционера прошла успешно, а сам он продолжительно работал, рекомендуется прислушиваться к советам специалистов.
Советы по заправке и эксплуатации автомобильных кондиционеров:
- При заправке желательно использовать фреон с маслом. О добавке написано на баллоне с хладагентом. Тогда не придется доливать масло в кондиционер, тем более что немногие автовладельцы умеют это делать. Кроме того, велик риск передозировки, которая может вызвать поломку поршневого насоса. В баллоне же масло дозировано.
- Если агрегат плохо холодит, а на вентилях или теплообменнике внутреннего блока виден иней, необходима дозаправка.
- Чтобы кондиционер прослужил подольше, время от времени промывайте его радиатор.
- Зимой, заезжая в гараж, включите кондиционер примерно на 10 минут. Делайте это ежемесячно в течение холодного сезона.
Заправка фреоном требует от автовладельца определенных знаний, умений, а главное – специального оборудования и расходных материалов. Если не надо искать утечку или ремонтировать систему, ничего сложного в этом процессе нет, главное – следовать инструкции и выполнять все этапы последовательно. Если вы неуверены в своих силах, поручите техобслуживание охлаждающего агрегата работникам автосервиса.
Синтетическое и минеральное – определяемся с основой
Существуют две группы масел для систем кондиционирования – синтетические и минеральные составы. Определить, какое именно залито в ваш автокондиционер не так и сложно, однако это дело требует некоторых тонкостей. Все автомобили, которые были выпущены до 1994 года, работают на фреоне R-12. Данный тип фреона смешивается с минеральным маслом Suniso 5G.
Автомобили, которые выпущены после 1994 года, работают только на фреоне R-134а, который используют в комбинации с синтетическими составами PAG 46, PAG 100, PAG 150. Данные марки называют еще полиалкилгликольными. Масло для фреона марки R-134a не может быть минеральным, только синтетическим. На практике есть редкие случаи, когда в 1994 году автомобили выпускали с компрессорами, для которых можно было использовать как фреон R-12, так и R-134a.
Но нужно помнить, что даже если ваша машина попала в этот переходный период, ни в коем случае нельзя после полиалкилгликольного состава заливать минеральный – так ваш автокондиционер долго не прослужит. Промышленные системы кондиционирования (рефрижераторные установки) работают на фреоне R-404a и используют синтетическое холодильное масло POE, которое по своим физическим свойствам очень похоже на масла группы PAG.
В силу своих конструктивных особенностей промышленный тип компрессора автокондиционера не рассчитан на такое обслуживание и может выйти из строя. У типа PAG есть один недостаток – на открытом воздухе быстро насыщается влагой, поэтому его выпускают в небольших баллончиках, которых не всегда хватает на одну заправку автокондиционера.
Чем опасна утечка хладагента
- Компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом в результате уменьшения плотности последнего перегревается.
- Температура нагнетания компрессора повышается, горячий газ может повредить четырех ходовой вентиль.
- Нарушается система смазки компрессора, масло уносится в конденсатор.
- Через образовавшееся отверстие внутрь кондиционера может попасть воздух, содержащий влагу.
Признаки сопутствующие утечке:
- Потемнение теплоизоляции компрессора.
- Периодическое срабатывание термозащиты компрессора.
- Обгорание изоляции на нагнетательном трубопроводе.
- Масло темного цвета с запахом гари.
- Часто положительный тест масла на кислотность.
Если утечка обнаружена вовремя, хладагент полностью не ушел,
кондиционер работал без хладагента не долго, сопутствующие признаки
отсутствуют — ремонт кондиционера в мастерской не обязателен.
Доля внезапных, катастрофических утечек, вызванных разрушением
трубопроводов очень невелика, утечки чаще происходят через небольшие
неплотности на вальцовочных соединениях и если постоянно следить за
работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.
На что следует обращать внимание:
- Не более чем через 5 минут после включения кондиционер, в
зависимости от выбранного режима должен давать холодный или теплый
воздух. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер
и вызвать ремонтника. - Если при работе кондиционера трубки на наружном блоке покрыты инеем — происходит утечка, нужен мастер.
Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.
Попадание влаги в фреоновый контур чаще всего происходит при
нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа —
вакуумирование френовой магистрали преследует цель не только затруднить
жизнь монтажнику, но и удалить из смонтированной магистрали воздух и
водяные пары. Такие суррогаты этой процедуры как продувка
смонтированной магистрали хладагентом вовсе не могут удалить влагу, а
лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает,
превращается в воду и делает свое дело.
Кислотный тест масла
без кислоты | с кислотой |
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что
она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора
кондиционера. Дело в том, что все процессы в кондиционере, работающем в
режиме происходят при плюсовых температурах, а вода
проявляет себя лишь когда замерзает, вызывая нарушение работы
капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Однако по косвенным
признакам определить наличие влаги в кондиционере можно:
- Об одном из признаков наличия влаги в фреоновом контуре речь уже
шла; это зеленоватый оттенок масла и положительный тест на кислотность.
Следует заметить что это уже прединфарктное состояние кондиционера и
требуется срочное вмешательство. - На более ранних стадиях влага проявляет себя при отрицательных
температурах испарения, например при работе кондиционера на
при низких температурах наружного воздуха или при утечке
хладагента. При этом влага превращается в лед и закупоривает
капиллярную трубку или дюзу ТРВ. Результат — давление всасывания
кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает
термозащита. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит
компрессор.
Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в мастерской.
Каким фреоном заправлять кондиционер
Часто возникает вопрос: «Как узнать, каким газом заправлена моя машина?»
Случилось все в 1992-ом году, когда весь мир насторожила весть о том, что фреон R-12 наносит вред озоновому слою земли. Производство его стало сокращаться с невероятной скоростью, и с той же скоростью он был заменен озонобезопасным R-134а. По техническим требованиям система, работающая на 134-ом должна иметь несколько другие параметры, и одним из самых важных её факторов является наличие синтетического масла.
В свою очередь, система, работающая на 12-ом газе, спокойно справляется с тяжелыми условиями на минеральном масле. Что же будет, если в 12-ю систему заправить 134-ый фреон? В общем, ничего криминального, если не считать того, что в газе не будет растворяться масло, и рано или поздно компрессор, недополучивший смазки, просто заклинит.
Для избежания досадных ситуаций, фирмы-производители автокондиционеров поступили просто. Чтобы не было путаницы куда чего заливать и в какую систему какой газ заправлять, решено было сделать заправочные штуцеры под 134 фреон принципиально иными и отличными от 12-ых.
Заправочные штуцеры под 12 газ сильно напоминают обыкновенные колесные ниппеля с закручивающимся сверху колпачком, в точности так как на автомобильном колесе. Размер самого штуцера соизмерим с тем же колесным ниппелем, да и сам ниппель, стоящий внутри штуцера может быть легко заменен колесным.
Штуцер, который применяется для 134 фреона гораздо больше в диаметре и значительно выше. Визуально он похож на быстроразъемные соединения для пневмоинструмента. Кран, который одевается сверху для заправки — быстроразъемная внутренняя муфта, которая не наворачивается по резьбе сверху, как на 12-ом штуцере, а фиксируется несколькими упорами за специальную канавку на штуцере.
Пластиковые колпачки, которыми предохраняются заправочные штуцера на этих системах, тоже разные и по размеру, и по внешнему виду. Колпачок от системы, работающей на 12-ом фреоне можно легко перепутать с колесным. А колпачки от системы, работающей на 134 фреоне, напоминают скорее крупные крышечки от тюбиков зубной пасты, только окрашены в яркие цвета: красный, черный, синий. Таким образом, получается, что даже если сильно захотеть, то оборудованием под 134 фреон невозможно заправить систему, работающую на 12 фреоне и наоборот.
К тому же, все автомобили, выпущенные до 1992 года, работают на 12 фреоне, а более поздние — на R-134а. Путаница возникает только на автомобилях 1992-93 гг. Эти годы можно считать переходными от 12 фреона к 134, и мы надеемся, что определить какой газ в Вашей машине поможет эта статья.
Почему так важны знания всех тонкостей в работе автокондиционера?
Каким маслом заправлять и какое количество нужно добавлять в систему кондиционирования? Для начала давайте разберемся в том, почему этот вопрос так важен. На сегодняшний день приобрести жидкость в автокондиционер — не проблема, поскольку практически все автомобильные магазины торгуют этой продукцией. Но к выбору расходного материала нужно подойти с ответственностью, поскольку это не такая мелочь, как может показаться. Лучше, когда заправку кондиционера маслом будут осуществлять специалисты на СТО.
Три емкости с жидкостью для кондера
Нужно учитывать, что в автомобильных климатических установках применяются алюминиевые патрубки и резиновые уплотнители. И если в систему будет залито не то масло, это может привести к разрушению конструкции уплотнителей и трубок, в результате чего последние попросту потеряют свои свойства. В том случае, если вы по незнанию смешаете несколько видов жидкостей, это станет причиной образования так называемых хлопьев в магистралях машины. Последующие проблемы в работе кондиционера автомобиля можно будет решить только на станции техобслуживания, причем стоимость этой процедуры будет не низкой.
Как самому заправить кондиционер в автомобиле
Для начала следует определить причину исчезновения фреона. И если причиной является утечка, тогда следует устранить все утечки и только после этого приступать к самой заправке.
Как подобрать хладоген?
До 1992 года в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. В машинах, выпущенных после 1992 года, применяется фреон R134a
Важно заправить именно тот фреон, который указан в технической документации. Можно определить какой фреон необходим по форме входного заправочного штуцера
Форма штуцера под R134a – выше и толще. Также вид фреона можно посмотреть на внутренней стороне капоте.
Сколько нужно фреона для заправки?
Также не маловажен вопрос количества фреона. Он индивидуален для каждого кондиционера. Для отечественных это примерно 800-1000 гр., а для автомобилей иностранного производства можно посмотреть опять-таки на внутренней стороне капота или уточнить у дилера в салоне, где покупали авто.
Примерные цифры для заправки
тип автомобиля | количество хладагента |
Малолитражный легковой автомобиль | 0.200 — 0.250 кг |
Автомобиль с одним испарителем | 0,600 — 0,670 кг |
Автомобиль с двумя испарителями (двухзонные) | 1,100 — 1,200 кг |
Кейс-холодильник для «пива» | 0,200 кг |
- манометрический коллектор, который предназначен для фреона;
- электронные весы, которые с точностью позволят отмерить заправляемый фреон.
При наличии этих инструментов и немного ловкости рук, вы вполне сможете справиться с заправкой кондиционера самостоятельно.
Подготовка к заправке
Очищение системы кондиционирования.
Необходимо очистить полости радиаторов специальной пеной. Для этого у левой ноги переднего пассажира под пластиковым кожухом снять резиновый шланг с дренажного патрубка и ввести пену через шланг очистителя, проведенный в полость радиатора до упора. После – дать поработать кондиционеру 15 минут в режиме рециркуляции на холостых оборотах автомобиля.
Вакуумирование, т.е. удаление из авто кондиционера атмосферного воздуха и остатков паров влаги.
Для этого прогрейте машину на холостых оборотах 10 минут, затем подсоедините вакуумный насос к штуцеру компрессора кондиционера, отверните ниппель и поверните кран, тот, что под штуцером против часовой стрелки. Вакуумировать необходимо по 15 минут 2-3 раза. После полного удаления воздуха и паров необходимо подождать час-два перед основной заправкой фреоном.
Сбор метрологической станции для заправки
Для этого понадобится:
- метрологическая станция
- шланги
- переходник с краном
- баллончик с фреоном
Сборка обычно не составляет трудностей. Крышка баллончика протыкается самостоятельно шипом, располагающимся в кране.
При помощи термометра и влагомера необходимо измерить уровень влажности и температуру воздуха. Далее с помощью колесика калибратора метрологической станции нужно выставить внешнюю температуру воздуха.
Если все показатели приемлемы для проведения процедуры можно начать заправку.
Заправка кондиционера
Зарядка хладагентом производят со стороны низкого давления. В некоторых системах штуцер высокого давления имеет синий цвет с буквенным обозначением H (high), а низкого – черный с буквой L (low). Чтобы не спутать диаметры входных отверстий также делаются разными и у штуцера низкого давления он толще.
Снимите колпачок штуцера магистрали низкого давления, очистите место вокруг.
Наденьте шланг метрологической станции на заправочный штуцер низкого давления.
Заведите двигатель автомобиля и доведите число оборотов до 1500
Зафиксируйте это (можно положить предмет на педаль газа).
Включите рециркуляцию кондиционера на максимум.
Откройте вентиль низкого давления на станции.
Поверните баллон с хладагентом крышкой вниз, затем осторожно отверните кран на крышке баллона.
Произведите заполнение фреоном системы кондиционирования на заведенном двигателе под давлением не выше 285 кПа.
Окончанием заполнения может служить поступление воздуха в салон температурой 6-8οC
Проследите, чтобы в окошке фильтра осушителя не было пузырьков воздуха и жидкость была прозрачной.
Норма фреона
Прежде чем заправлять автокондиционер самому, надо выяснить объем фреона для заправки. Если под капотом нет наклейки с указанием нормы хладагента, можно обратиться к автодилеру. В отечественных автомобилях норма фреона, как правило, колеблется в пределах 600-900g.
Впрочем, не стоит особо волноваться по поводу нормы – большой точности при заправке кондиционера не требуется, так как производится не первичное заполнение, а дозаправка. Добавляя фреон, автовладелец все равно не может точно знать, сколько его утекло, а сколько осталось в системе. Если нет точных цифр о норме заправки, надо ориентироваться на давление, показываемое манометром.
Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.
Согласно ГОСТ 12.1.007 класс опасности компрессорных масел по вредному воздействию на организм человека:
- в жидком состоянии – 4-й;
- при образовании масляного тумана – 3-й.
Теплота сгорания компрессорного масла составляет около 40 МДж/кг, поэтому в соответствии с ВНТП 4-89 помещения, в которых используются воздушные компрессоры, по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории В/Д (при содержании в единице оборудования более/менее 60 кг масла).
Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных компрессорных масел в их состав вводят антиокислительные, противокоррозионные, противопенные, моющие и другие присадки. Характеристики разных видов масел приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели | Масла без присадок | Масла с присадками | ||||||||
К-19 | КС-19 | Кп-8С | К3-10 | К3-10Н | КС-19П | К3-20 | К4-20 | К2-220 | К2-24 | |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С | 17-21 | 18-22 | 6,5-9 | 8,8-10,5 | 9-13 | 18-24 | 17-23 | 19,5-22 | 18-21 | 21-25 |
40 °С | — | — | 41,4-50,6 | 73,7-96,2 | 76-130 | — | 206-336 | 240-310 | 220-310 | — |
Индекс вязкости, не менее | — | 92 | 95 | 90 | 90 | 85 | 80 | 85 | 82 | 82 |
Кислотное число, мг КОН/г | 0,04 | 0,02 | 0,05 | 0,2 | 0,2 | 0,03 | 0,5 | — | 0,4 | 0,35 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 245 | 260 | 200 | 205 | 205 | 260 | 250 | 225 | 230 | 270 |
застывания, не выше | -5 | -15 | -15 | -10 | -30 | -15 | -15 | -15 | -10 | -10 |
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей | Отсут- ствие | — | — | — | Отсут- ствие | — | — | — | — | |
механических примесей | 0,07 | Отсут- ствие | 0,07 | 0,02 | Отсут- ствие | |||||
воды | Отсут- ствие | Следы | Отсут- ствие | Следы | Отсут- ствие | |||||
серы | 0,3 | 1,0 | 0,5 | 0,65 | 0,65 | 1,0 | 0,35 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
селективных растворителей | — | Отсут- ствие | — | — | Отсут- ствие | — | Отсут- ствие | — | — | |
Коксуемость, %, не более | 0,5 | 0,5 | 0,05 | 0,2 | 0,2 | 0,45 | 0,45 | — | 0,45 | 0,45 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,005 | 0,005 | 0,005 * | 0,005 * | 0,005 | 0,12 | 0,5-0,8 | 0,06 | 0,06 |
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля) | 0,015 | Отсут- ствие | 0,02 | — | — | Отсут- ствие | — | — | — | — |
кислотное число, мг КОН/г | — | 0,5 | 0,2 | — | — | 0,5 | — | — | — | — |
увеличение коксуемости, % | — | — | — | 1,5 ** | 1,5 ** | — | 2,0 ** | — | 3,0 ** | 2,0 ** |
потери от испарения, % | — | — | — | 15 ** | 15 ** | — | — | — | 20 ** | — |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | — | 7,0 | 2,5 | 6,5 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | — | 7,5 | 7,5 |
Коррозия: на пластинках из стали | Выдер- живает | — | — | Выдер- живает | — | Выдер- живает | — | — | — | |
на пластинках из свинца, г/см2, не более | — | 10 | — | — | — | — | — | 10 | — | — |
на пластинках из меди | — | — | Выдер- живает | — | — | Выдер- живает | — | — | Выдер- живает | |
на стальных стержнях | — | — | Отсутствие | — | — | — | — | Отсутствие | — | — |
Плотность, кг/дм3 | — | 905 | 885 | 900 | 900 | 905 | 900 | 900 | 905 | 900 |
* Показатель нормируется для базового масла. ** Стабильность определяется по методу ISO 6617. |
Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры
С повышением/понижением температуры вязкость и плотность компрессорного масла уменьшаются/возрастают (рис.1), что может стать причиной ухудшения его смазывающих и герметизирующих свойств/сложностей с запуском оборудования в холодное время года.
Рис.1
Для высоконагруженного оборудования требуемую вязкость смазочного материала рассчитывают по формуле:
υp = υ0α p
где υp и υ0– динамическая вязкость при рабочем (р) и атмосферном (0) давлении; α – постоянный коэффициент для конкретной марки.
Плотность масла при температуре t можно быстро определить простым способом: умножить разность между ней и +20 °С на температурную поправку (таблица 2), вычесть/прибавить полученное произведение из значения плотности при +20 °С (указывается в технических характеристиках), если t выше/ниже +20 °С.
Таблица 2
Плотность при 20 °С | Температурная поправка на 1 °С | Плотность при 20 °С | Температурная поправка на 1 °С |
0,6500–0,6590 | 0,000962 | 0,8300–0,8399 | 0,000725 |
0,6600–0,6690 | 0,000949 | 0,8400–0,8499 | 0,000712 |
0,6700–0,6790 | 0,000936 | 0,8500–0,8599 | 0,000699 |
0,6800–0,6890 | 0,000925 | 0,8600–0,8699 | 0,000686 |
0,6900–0,6999 | 0,000910 | 0,8700–0,8799 | 0,000673 |
0,7000–0,7099 | 0,000897 | 0,8800–0,8899 | 0,000660 |
0,7100–0,7199 | 0,000884 | 0,8900–0,8999 | 0,000647 |
0,7200–0,7299 | 0,000870 | 0,9000–0,9099 | 0,000633 |
0,7300–0,7399 | 0,000857 | 0,9100–0,9199 | 0,000620 |
0,7400–0,7499 | 0,000844 | 0,9200–0,9299 | 0,000607 |
0,7500–0,7599 | 0,000831 | 0,9300–0,9399 | 0,000594 |
0,7600–0,7699 | 0,000818 | 0,9400–0,9499 | 0,000581 |
0,7700–0,7799 | 0,000805 | 0,9500–0,9599 | 0,000567 |
0,7800–0,7899 | 0,000792 | 0,9600–0,9699 | 0,000554 |
0,7900–0,7999 | 0,000778 | 0,9700–0,9799 | 0,000541 |
0,8000–0,8099 | 0,000765 | 0,9800–0,9899 | 0,000528 |
0,8100–0,8199 | 0,000752 | 0,9900–1,0000 | 0,000515 |
0,8200–0,8299 | 0,000738 |
Принцип работы присадок в моторное масло: что обещают изготовители
Под естественным износом двигателя следует понимать увеличение зазоров, накопление на поверхностях деталей царапин, мелких сколов и т.д. В результате теряется мощность, увеличивается расход топлива и масла. Также в двигателе во время эксплуатации скапливаются отложения и загрязнения.
Что касается присадок, кондиционер металла для двигателя, антифрикционные, противоизносные и другие добавки выполняют разные задачи. Так называемые модификаторы трения фактически «шлифуют» поверхности. Если просто, вместе с присадкой в масло попадает целый пакет мягких минеральных компонентов. В результате поверхности приобретают гладкость и несколько выравниваются. Более того, внедряясь в верхние слои металла, присадка создает металлокерамический композитный слой.
Условно это можно сравнить с процессом заделывания трещин и изъянов обычной шпатлевкой. Только вместо шпатлевки используются мягкие металлы (медные составы, свинец, серебро) или полимеры. Еще добавим, что также есть составы, задачей которых является не «заделывание», а просто уменьшение трения. В этом случае подобные присадки могут иметь в основе графит или дисульфид молибдена.
Также металлическую поверхность, покрытую царапинами, можно обработать кислотными или щелочными составами. Как правило, такую функцию выполняют кондиционеры металлов. Параллельно с этим подобная обработка позволяет добиться снижения износа, так как химическое воздействие позволяет вернуть частицы металла, которые отделяются от поверхности, на место. Причем указанные частицы оседают уже в виде ионов.
Подведем итоги
Как видно, результаты реальных испытаний и заявления самих производителей присадок сильно отличаются. Эффект есть, но он незначительный. Увеличение компрессии в двигателе после обработки можно объяснить не восстановлением поверхностей, а простым возвращением подвижности поршневым кольцам.
Как известно, их залегание сильно влияет на компрессию. Получается, после использования присадки кольца раскоксовываются и создается эффект восстановления двигателя. При этом стоит отметить, что раскоксовка мотора стоит дешевле, чем антифрикционные добавки или кондиционер масла для двигателя.
Также важно учитывать, что и поголовно во все двигатели лить одну и ту же присадку нельзя, так как следует учитывать степень износа конкретного ДВС. Например, для мотора, в котором с ЦПГ уже есть проблемы, но КШМ еще не в критическом состоянии, изменение свойств базового моторного масла после использования добавки может стать причиной полного выхода агрегата из строя
С учетом вышесказанного становится понятно, что принять решение, стоит ли лить присадки в двигатель и моторное масло, может только сам владелец автомобиля. При этом даже после использования различных составов следует понимать, что сильно изношенному мотору такие продукты уже не помогут или же эффект будет практически незаметным.
Если же речь идет о двигателе, в котором главной проблемой является грязная масляная система и залегшие кольца, тогда есть шанс получить вполне приемлемый результат.