Как выбрать БК для ВАЗ 2110?
Как правило, устройства подобного плана ориентируются на двигатели инжекторного типа. Для дизелей изготовление бортовых компьютеров ведётся в меньших объёмах. Карбюраторные двигатели в этом плане вообще вызывают множество проблем, однако решить её можно. В соответствии с маркой автомобиля и его функциональными возможностями выбирается подходящее электронное устройство. Протоколы диагностики EOBD, OBD-2 отлично взаимодействуют с основными устройствами продаваемыми на рынке автомобильной электрики.
Определяясь с бортовым компьютером, следует знать устройство блока управления автомобиля. Чтобы определить тип электронного блока управления нужно установить его место в электронной системе и найти на его поверхности наклеенный стикер. Узнав эту информацию, требуется учесть собственные пожелания. Выше представленная компания может похвастаться целой совокупностью положительных сторон, отвечая всем функциональным показателям.
Стоимость устройства может быть различной, все зависит от функционального потенциала. В качестве ориентира берутся собственные требования и пожелания. Для большинства, приобретение целого портативного диагностического центра будет неуместным мероприятием. Получится так, что кроме контроля топлива больше ничего не понадобиться, следовательно, покупка такого электронного устройства не оправдает себя.
В качестве аппарата диагностики подойдёт БК средней цены, в который не заложено множество ненужных функций. Выбирая устройство, следует позаботиться о его устойчивости к изменению температуры, стабильности картинки на дисплее и наличием возможности удалённого доступа. Подходя к этому вопросу серьёзно, можно недорого приобрести достаточно удобный, стабильно работающий аппарат.
Что такое смарт-датчик?
Кластеры в настоящее время используются в меньших масштабах для датчиков. Например, традиционный датчик давления содержит устройство, которое выводит изменяющееся напряжение в зависимости от давления, прикладываемого к устройству. Как правило, выходное напряжение не является линейным и зависит от температуры и напряжения низкого уровня, которое требует большого усиления.
Сегодня многие производители производят так называемые смарт-датчики, который уже снабжены всей электроникой, в частности, микропроцессором, который позволяет прочитать напряжение этого датчика, откалибровать его помощью кривых температурных компенсаций и обеспечить преобразование аналогового сигнала в цифровой, таким образом, доставив этот самый сигнал «горячим» и максимально готовым к использованию на шину связи.
Smart-датчик экономит средства автопроизводителя от необходимости знать все «грязные» детали датчика, и сохраняет вычислительную мощность в модуле, который в противном случае должен был бы делать эти расчеты самостоятельно.
Ещё одним преимуществом смарт-датчика является то, что цифровой сигнал при движении по коммуникационной шине менее подвержен электрическим помехам. Аналоговое напряжение, путешествуя через провод, может подобрать дополнительное напряжение в то время, когда проходит через определённые электрические компоненты или даже когда автомобиль проезжает под линией электропередач.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как системы безопасности, такие как ABS и подушки безопасности, стали обычным явлением на не самых дешёвых автомобилях. Другие функции безопасности, такие как система контроля против опрокидывания, ESP также начинают становиться всё более распространёнными и внедряться во всё более недорогие автомобили. Каждая из этих систем добавляет новый модуль к бортовому компьютеру машины, и каждый этот модуль содержит несколько микропроцессоров. В будущем будет всё больше и больше этих модулей по всей машине по мере того, как новые системы безопасности будут добавляться. Каждая из этих систем безопасности требует всё больше вычислительной мощности, и, как правило, упаковывается в своём собственном блоке электроники. Но это ещё не всё. В ближайшие годы мы будем иметь все виды новых удобных функций в наших автомобилях, и каждая из них требует больше электронных модулей, содержащих несколько микропроцессоров.
На что обращать внимание при покупке бортового компьютера
Существует два варианта бортовых компьютеров — универсальные и модельные. Универсальные устройства подойдут для любого автомобиля, модельные — только для конкретной модели транспортного средства. Универсальные вариации гораздо быстрее устанавливаются, но устройства с самыми усовершенствованными характеристиками изготавливаются для конкретных моделей авто.
При выборе БК необходимо знать, какой тип электронного блока управления у двигателя. Существуют блоки управления трех типов: Январь, Микас, Bosch
Также при выборе компьютера для автомобиля обращайте внимание на наличие функции определения неисправностей в работе определенных узлов автомобиля
Функции и задачи бортового компьютера мультитроника
1.Прибор контролирует все рабочие узлы транспортного средства и в случае неисправностей, выводит на специальное табло определенный код ошибки, который указывает на конкретную поломку.
2. Что бы сохранить безопасность и предотвратить создание аварийной ситуации на дороге, Мультитроник имеет пятнадцать разработанных голосовых сигналов, предупреждающих водителя об опасности.
3. Имеет специальную функцию, которая следит за тем, какого качества топливо заливается в бак. Предотвращает неисправности основных механизмов и систем.
4. Прибор снабжен функцией «эконометра», что позволяет контролировать количество расходуемого топлива и помогает выбрать наиболее благоприятный стиль вождения, с целью сэкономить финансовые средства.
5. Записывает приоритетную скорость, расстояние и другие статистические данные автомашины, что бы распланировать денежные затраты на содержание транспортного средства.
6. Имеется шестьдесят протоколов для инжекторных и дизельных автомобилей, что позволяет легко установить маршрутный компьютер.
7. Может отображать на дисплей семь или девять разных параметров транспортного средства одновременно.
8. Наличие бортового журнала, который фиксирует все поездки и заправки.
9. Все параметры можно легко просматривать в виде графического анализа.
10. Информация, которая выводится на экран, имеет цветное изображение и является очень четкой, без каких либо искажений.
11. Наличие встроенного универсального крепления, которое превращает монтирование компьютера в простой и быстрый процесс.
Установка бортовых компьютеров Мультитроник предусмотрена во многие известные марки автомобилей, например в Audi, Ford, BMV, Daewoo, Chrisler, Daewoo, Fiat и другие.
Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля
Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.
Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.
голоса
Рейтинг статьи
Что называют бортовым компьютером и каковы его функции?
Бортовой компьютер – это специальное устройство, предназначенное для выполнения вычислительных операций на основе данных, полученных с самых различных датчиков, расположенных в важных частях автомобиля.
Условно все бортовые компьютеры можно разделить на два класса:
- Узконаправленные. К ним относят компьютеры, способные выполнять какую-то конкретную функцию. К примеру, измерять расход топлива, показывать время и влиять на какие-то электрические системы автомобиля.
- Универсальные. К ним относятся специальные устройства, имеющие возможность выхода в интернет. При помощи них, можно определить свои географические координаты, погоду и получать различные данные о ситуациях на дороге.
Большинство современных компьютеров прекрасно совмещают в себе диагностический сканер, который ищет неисправность в электронной системе и ускоряет ремонт автомобиля, а также маршрутный компьютер, позволяющий вычислить расход топлива и километраж. Некоторые компьютеры имеют набор мультимедийных систем, которые позволяют им воспроизводить аудио и DVD-файлы. Таким образом, бортовой компьютер становится заменой радио и автомагнитолы.
Бортовой компьютер может влиять на многие параметры программного обеспечения ЭБУ. К примеру, управлять системой зажигания или форсунками и многими другими системами, влияющими на экономические и мощностные показатели мотора.
Сегодня существуют компьютеры, которые можно просто подключить к 12-вольтовой системе и работать на них, как на самом обычном ПК. Не все водители об этом знают.
Функции бортового компьютера
Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.
Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.
Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.
Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:
- текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
- время в пути, общий и текущий пробег;
- управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
- заданный маршрут поездки (навигатор);
- неисправности различных систем автомобиля.
При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.
В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.
Виды бортовых компьютеров автомобиля
Все БК можно подразделять по функциональному набору или по ориентации на определённые модели автомобилей. Унификация программного обеспечения позволяет упоминать последний фактор в основном по дизайну и установочным габаритам, но иногда это имеет и определяющее значение.
Универсальный
Именно понятие универсальности трактуется в двух вариантах. Универсальными можно считать БК, которые максимально полно выполняют функции, доступные для такой аппаратуры.
Однако не менее часто под универсальностью подразумевают мультисистемность, то есть такие аппараты совместимы с любыми моделями автомобилей, включая дизельные и газовые модификации. Но такой подход чаще наблюдается у производителей.
Среди потребителей универсальными считаются достаточно сложные аппараты, имеющие возможности контроля топлива, навигацию и дополнительные функции.
Как правило работают с чтением кодов ошибок, выводят в графическом виде самую разнообразную информацию, имеют развитый интерфейс для работы со штатными системами мультимедиа, а в последнее время и внешними интерфейсами типа Bluetooth, Wi-Fi и операционными системами мобильной аппаратуры.
Они хорошо дополняют даже развитые штатные БК, которыми комплектуют автомобили с завода.
Маршрутный
Маршрутные БК значительно проще и дешевле, они работают лишь с функциями пробега, расхода топлива, скорости, иногда включают в себя навигатор.
Подобные устройства во многом дублируют штатные, тем не менее могут хорошо их дополнить за счёт более внятного и дружелюбного интерфейса, а при отсутствии встроенного оборудования становятся практически необходимыми в современных условиях.
Диагностический (сервисный)
Довольно узко специализированный прибор, представляющий собой стационарно установленный в машине программно-аппаратный сканер, позволяющий отображать на дисплее данные, имеющиеся в электронной системе управления двигателем (ЭСУД), а также других блоках, работающими с ЭСУД по общей шине данных.
С помощью такого прибора можно оперативно контролировать состояние агрегатов, их текущие параметры и вовремя дешифровать возникающие коды ошибок. Такие БК берут информацию с сервисного интерфейса автомобиля, обычно подключаясь через разъём OBD.
Управляющий
Узко специализированный тип БК, позволяющий не только отображать данные из ЭСУД, но и модифицировать их, взяв на себя часть функций по управлению агрегатами.
С помощью таких приборов водитель может более тонко настраивать под себя работу автомобиля, выбирая различные режимы работы двигателя, коробки передач, подвесок и дополнительного оборудования.
Возможна реализация пакетных режимов, таких как спортивный, экономичный, гоночный или комфортный.
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ + Видео
Вначале необходимо найти место для монтажа прибора. В этом случае, преимущество имеет ВАЗ 2114, в котором такое место уже было предусмотрено. Оно располагается под кнопками на панели приборов и над центральными воздуховодами. Вначале, снимите специальную панель и выпилите в ней все необходимые крепежные отверстия. Установите бортовой компьютер, подключите его к ЭБУ и поставьте панель назад.
В ВАЗ 2110 уже установлен небольшой штатный бортовой компьютер, который отображает параметры в виде символов. На его место можно установить более продвинутый прибор и подключить его контролеру. В этом вам помогут габариты устройства, которые подбираются с учетом штатного компьютера. Если же убрать с панели часы, то можно установить более широкий прибор с большим набором функций.
Вот так можно установить бортовые компьютеры на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2114. Как видите, ничего сложного в этом нет. Как всегда, вопрос лишь в цене прибор
Мультитроник — удовлетворит все запросы
Мультитроник является самым известным и популярным производителем компьютерных приборов. Он имеет такое огромное количество функциональных возможностей и настроек, что в точности сможет удовлетворить запросы даже самого привередливого водителя. Он способен обеспечить безопасность во время передвижения, значительно облегчить процедуру ухода за автомобилем, а также, существенно сэкономить деньги и время автолюбителя.
Бортовые компьютеры фирмы Мультитроник поддерживаются большинством автомобильных моделей и могут отличаться своей конструкцией, встроенным дисплеем или разнообразным функциональным обеспечением.
Модели TC 750 и VC 731 являются наиболее новыми представителями фирмы-производителя Мультитроник, они оснащены невероятно мощным тридцатидвухразрядным процессором и подходят для любых инжекторных автомобилей ( и для отечественных тоже ), которые поддерживают диагностический протокол OBD-2.
Для чего нужен автомобильный компьютер?
В современном автомобиле бортовой компьютер выполняет ряд важных функций:
- мониторит текущие рабочие параметры и при приближении к критическому показателю оповещает водителя;
- обрабатывает данные, поступающие с датчиков, и выводит основные показатели на дисплей;
- рассчитывает маршрутные показатели – средний расход топлива на 100 км, предполагаемое время в пути, оставшийся до конечной точки маршрута километраж и т.д.;
- регулирует и синхронизирует работу разных систем и узлов, благодаря чему повышается безопасность движения, снижается расход горючего, улучшается управляемость машины;
- тестирует системы автомобиля, выявляет неисправности и проблемы, оповещает водителя о необходимости их устранения;
- обеспечивает работу камер видеофиксации и охранной системы, осуществляет запись видео и пересылку изображения через интернет, при необходимости включает оповещение, звуковые сигналы.
Существует ещё немало функций, выполняемых современными бортовыми компьютерами. Практически все водители утверждают, что установка бортового компьютера в автомобиль делает вождение более комфортным и безопасным.
В перспективе функционал автомобильных компьютеров будет всё более расширяться, их будут устанавливать на авто всех классов, начиная от бюджетных авто базовой комплектации.
Виды
Прежде чем покупать и подключать новое многофункциональное устройство для считывания и отображения важных параметров автомобиля, следует определиться с подходящим вам видом бортового компьютера.
Выделяют 2 разновидности БК:
- мультисистемные;
- модельные.
Мультисистемные или универсальные способны поддерживать огромное количество автомобилей, вне зависимости от модели, марки и года выпуска. Потому они могут использоваться для подключения к простым инжекторным и карбюраторным двигателям, а также к более современным, сложным силовым агрегатам, включая турбированные моторы.
Между собой устройства отличаются даже внешне. Универсальные девайсы устанавливаются туда, куда считает правильным сам автомобилист. Универсальность даёт свои преимущества, но и обеспечивает некоторыми недостатками. Их принято использовать для тех машин, на которых не предусмотрен бортовой компьютер, то есть отсутствует штатное место под него.
Модельные бортовые компьютеры ограничены по применению, поскольку могут устанавливаться на конкретные автомобили. Оптимальным местом для установки такого оборудования считается приборная панель. Установив БК на штатное место, он не будет выделяться в интерьере автомобиля, сумеет грамотно и аккуратно занять своё законное место.
Рекомендуется предварительно проконсультироваться относительно того, какие именно бортовые компьютеры подходят под конкретно ваше транспортное средство. Не все универсальные модели могут похвастаться совместимостью буквально со всеми машинами. Везде есть свои ограничения и списки моделей, к которым их можно подключать. Если ваш автомобиль есть в их числе, тогда смело покупайте маршрутный компьютер.
Что учитывать при выборе
Подобрать лучший бортовой компьютер для своего автомобиля непросто, к тому же у всех автовладельцев разные запросы, так что на покупку кроме прочих факторов повлияют и предпочтения автовладельца. Для кого-то будет важным автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или принудительное подключение вентилятора системы охлаждения, многие не обойдутся и без контроля расходуемого топлива, а любителям экстрима пригодится индикатор пробуксовки колёс. Некоторым автомобилистам требуется наличие парктроника или таксометра, а другие полагаются на напоминания о необходимости выключить габаритные огни или пройти техосмотр.
Выбирая бортовой компьютер для своего автомобиля необходимо уделить внимание следующим аспектам:
- Совместимость с моделью машины. Условие совместимости устройства с автомобилем является главным для полноценного функционирования БК, поэтому нужно учесть, каким блоком управления оснащена модель, а также какой установлен тип двигателя, инжекторный или карбюраторный. Многообразие инжекторных онбордеров куда более широко представлено на рынке, чем скромный ассортимент карбюраторных вариантов.
- Способ монтажа и простота подключения. Устройство может быть встраиваемого типа (для конкретной марки авто, модельный БК идеально впишется в приборную панель) или универсальное, подходящее под любую марку машины и устанавливаемое, куда будет удобно, например, на лобовое стекло. Устройства также могут подключаться к ЭБУ, датчикам скорости и уровня топлива, осуществить монтаж своими силами не всегда просто, поэтому этот момент тоже нужно продумать при выборе.
- Тип дисплея. Самым информативным вариантом экрана будет графический, он выводит цифровую информацию, графику, текст и пиктограммы, но по стоимости будет выше. Текстовый дисплей отображает цифровые и текстовые данные, светодиодный отличается яркостью, но его информативность недостаточна, поскольку экран выдаёт только цифры. Кроме того, дисплей может быть цветным или монохромным, есть и варианты с двумя экранами – в зависимости от выбора устройства будут разниться в цене.
- Температурный режим эксплуатации. Этот момент также не следует упускать из виду, большая часть устройств работает в диапазоне температур от -20°С до +45°С, при этом очевидно, что встроенные модели будут греться меньше в жаркую погоду, чем установленные на лобовом стекле.
- Функциональные возможности. Устройства могут быть узконаправленными (маршрутные, диагностические, управляющие) или совмещать в себе весь спектр всевозможных задач. Обилие функциональных возможностей БК поможет существенно упростить эксплуатацию, а нужны те или иные опции, каждый решает для себя сам и, отсеяв ненужные дополнения, можно оптимально подобрать модель по хорошей цене, не переплачивая за то, в чём нет никакой надобности.
Опытный автомобилист быстрее сориентируется, какой бортовой компьютер подойдёт его автомобилю и будет соответствовать всем предъявляемым требованиям, начинающему же оптимальный вариант выбрать сложнее, но если учтены основные моменты, задача упрощается.
Функции бортового компьютера
Многозадачный электронный аппарат считывает 200 и более параметров силового агрегата. Но на этом функции борткомпьютера не заканчиваются:
- Computer выдает сведения о поездке: средний и текущий расход, остаток горючего в бензобаке и сколько на нем можно проехать. Это дает собственнику возможность прогнозировать поездки и экономить топливо.
- Информирует водителя о состоянии узлов и агрегатов авто: температуру ДВС, КПП и выхлопных газов. Также прибор выводит на экран количество оборотов силовой установки, крутящий момент.
- Сообщает о поломках в топливном насосе, турбокомпрессоре, электросети, генераторе и прочих системах, а также напоминает о ТО.
- Управляет датчиками: меняет режимы «эконом» на «спорт», переводит двигатель с газа на бензин, а также сушит свечи, принудительно охлаждает мотор, оказывает помощь при парковке.
Функции бортового компьютера
Мультимедийные комплексы, интегрированные в онбордер, развлекают экипаж авто в поездке и на стоянках: можно слушать музыку, смотреть фильмы, видеоклипы, фото.
Multitronics VG 1031S
Один из лучших производителей подобного оборудования для автомобилей и одна из самых востребованных моделей на российском рынке. Девайс оснащается жидкокристаллическим дисплеем. Пользователь имеет возможность выбирать понравившийся цвет для подсветки.
Установка осуществляется без интеграции в проводку. Нужно лишь подключиться к диагностической колодке и закрепить устройство где-нибудь на лобовом стекле.
В основе лежит 16-разрядный процессор. Программное обеспечение получает регулярные обновления. Работает быстро и без ошибок.
Памяти бортового журнала достаточно, чтобы хранить данные о последних 20 заправках и поездках. Это позволяет отследить динамику и изменения в параметрах и работе автомобиля.
При таком широком перечне возможностей и преимуществ недостаток в виде высокой стоимости выглядит не так серьёзно. Разумное вложение средств в автомобиль. Причём прибор подойдёт для разных машин, включая современные модели.
Как проводится выявление кодов ошибок ЭБУ?
Ещё одно преимущество наличия объединённых между собой плотным сообщением большинства чипов в авто заключается в том, что каждый модуль может сообщаться, а иногда даже заменять недостатки в центральном модуле, в котором они хранятся, и может довести их до инструмента диагностики в специализированном сервисном центре.
Это означает, что теперь автомеханикам гораздо проще диагностировать проблемы с автомобилем, особенно периодические проблемы, которые по злорадному совпадению иногда внезапно исчезают, как только Вы приезжаете на диагностику. Как правило, бортовой компьютер автомобиля показывает ошибки в виде 4-х или 5-значных кодов, которые зависят от марки автомобиля, но у всех моделей одной марки машин коды ошибок могут быть общими, а у марок Volkswagen, Audi, Seat и Skoda коды ошибок бортового компьютера также общие. Иногда коды ошибок ЭБУ могут быть доступны и без диагностического инструмента. Например, на некоторых автомобилях при несложных манипуляциях с ключом зажигания можно посмотреть, какую ошибку, к примеру, выдаёт индикатор «Check Engine» — код ошибки блеснёт на мгновение перед тем, как загорится данный индикатор.
Диагностический центр ЭБУ
Развившиеся стандарты связи позволили значительно легче проектировать и строить машины и, кроме того, позволили водителям избавиться от долгого привыкания к новому автомобилю после его замены. Хорошим примером этого упрощения является комбинация приборов автомобиля. Приборы собирают и отображают данные из различных частей автомобиля. Большая часть этих данных уже используется другими модулями в автомобиле. Например, ЭБУ знает температуру охлаждающей жидкости и скорости двигателя. Контроллер КПП знает скорость автомобиля, а контроллер антиблокировочной тормозной системы (ABS) знает, есть проблема с ABS.
Все эти модули просто отправляют эти данные на шину связи. Несколько раз в секунду, ЭБУ принимает пакет информации, состоящей из заголовка и данных. Заголовок — это просто номер, который идентифицирует пакет либо как скорость, либо как показания температуры или одни из множества других данных; и данные число, соответствующее этой скорости или температуре. Приборная панель содержит ещё один модуль, который знает, как показать привычным для водителя образом каждый определённый пакет данных — всякий раз, когда она видит какой-либо поступивший сигнал, она обновляет соответствующий датчик или индикатор новым значением.
Большинство автопроизводителей сами не производят приборные панели, а покупают их полностью собранными у своего проверенного поставщика, который проектирует их по спецификациям автопроизводителя. Это делает работу по проектированию приборной панели намного проще, как для автопроизводителя, так и для поставщика. Автопроизводителю гораздо проще сказать поставщику, как будет управляться каждый датчик. Вместо того, чтобы обсуждать с поставщиком, как конкретный провод будет обеспечивать сигнал скорости и как различное напряжение от 0 до 5 В будет соответствовать скорости в 60 километров в час, автопроизводитель может просто предоставить список пакетов данных. Поставщику, в свою очередь, гораздо проще проектировать приборную панель, потому что ему не нужно знать никаких подробностей о том, как формируется сигнал скорости, или где он и откуда идёт. Вместо этого, приборная панель просто контролирует коммуникационную шину и обновляет датчики, когда получает новые данные.
Эти типы стандартов связи делают очень несложной для автопроизводителей разработку на аутсорсинге и изготовление компонентов: автопроизводителю не придется беспокоиться о деталях, как каждый датчик или индикатор приводится в действие.
Что называют бортовым компьютером и каковы его функции?
Бортовой компьютер – это специальное устройство, предназначенное для выполнения вычислительных операций на основе данных, полученных с самых различных датчиков, расположенных в важных частях автомобиля.
Условно все бортовые компьютеры можно разделить на два класса:
- Узконаправленные. К ним относят компьютеры, способные выполнять какую-то конкретную функцию. К примеру, измерять расход топлива, показывать время и влиять на какие-то электрические системы автомобиля.
- Универсальные. К ним относятся специальные устройства, имеющие возможность выхода в интернет. При помощи них, можно определить свои географические координаты, погоду и получать различные данные о ситуациях на дороге.
Большинство современных компьютеров прекрасно совмещают в себе диагностический сканер, который ищет неисправность в электронной системе и ускоряет ремонт автомобиля, а также маршрутный компьютер, позволяющий вычислить расход топлива и километраж. Некоторые компьютеры имеют набор мультимедийных систем, которые позволяют им воспроизводить аудио и DVD-файлы. Таким образом, бортовой компьютер становится заменой радио и автомагнитолы.
Бортовой компьютер может влиять на многие параметры программного обеспечения ЭБУ. К примеру, управлять системой зажигания или форсунками и многими другими системами, влияющими на экономические и мощностные показатели мотора.
Сегодня существуют компьютеры, которые можно просто подключить к 12-вольтовой системе и работать на них, как на самом обычном ПК. Не все водители об этом знают.
Что такое бортовой компьютер
Под бортовым компьютером подразумевается электронное устройство с микропроцессором, выполненное по принципу домашнего ПК. Это устройство позволяет совместить разное оборудование, которое может использоваться в автомобиле. В этот перечень входит и навигационная система, и мультимедийный комплекс, и парктоник, и главный ЭБУ и т.д.
На сегодняшний день существует большое разнообразие таких элементов, но работать они будут по одному принципу. Помимо управления системами комфорта и безопасности современные онбордеры позволяют даже контролировать состояние транспортного средства. Все датчики, расположенные в системах и агрегатах машины, передают свои данные на блок управления, а бортовик считывает некоторые из этих параметров. Сам онбордер не участвует в изменении режимов работы мотора или определенных систем авто. За эту функцию отвечает ЭБУ. Но при совместимости этих устройств водитель может самостоятельно перенастраивать некоторые параметры своего автомобиля.
Электронный блок управления прошивается на заводе-изготовителе. Программное обеспечение это набор алгоритмов и всевозможных переменных, которые позволяют ему посылать правильные команды на исполнительные механизмы. Карпьютер подключается к ЭБУ через сервисный разъем и позволяет не только следить за системами транспорта, но и в более дорогих автомобилях управлять режимами ДВС, подвески и трансмиссии.
Предназначение Бортового Компьютера
Те, кто поставил в свой авто бортовой компьютер, а именно так называется это новшество, обеспечивающее дополнительный контроль, считают, что его функции способны удовлетворить запросы даже заядлого автолюбителя. С первого взгляда это электронное устройство демонстрирует характеристики, которые и до него были представлены на панели управления различных моделей ВАЗа, в том числе 2114-го. Часы и так есть в каждом авто, также как спидометр (измеритель скорости), тахометр (показывает обороты двигателя), одометр (отвечает за пробег).
На картинке изображен бортовой компьютер «Мультитроникс» для ВАЗ 2114
Они, впрочем, вполне гармонично красуются перед глазами водителя, оформленные в надлежащем виде. Да и другие параметры тут присутствуют: сколько топлива в баке, даже могут быть показатели термометра, отображающие показатели как наружного, так и внутрисалонного состояний воздуха. Все выполнено по высшим стандартам автодизайна. Но системы контроля (бортовой компьютер) – это не просто сведенные воедино разные показатели на одном экране.
Зачем нужен бортовой компьютер
Те, кто ездит на десятке, конечно, не так часто сталкиваются с поломками электронных систем по причине их банального отсутствия. Но как только любая из них дает сбой — караул. Необходимо ехать к шаману на компьютерную диагностику, заглядывать ему в рот и платить кучу денег за , которые совершенно бесплатно выполняются при помощи бортового компьютера.
Будь бортовой компьютер на ВАЗ 2110 цена которого не выше 6-7 тысяч, установлен на автомобиле изначально, масса проблем с электроникой и обнаружением ошибок во всех системах автомобиля, отпали бы навсегда или по крайней мере надолго. Но только на некоторых десятках устанавливали жалкое устройство, которое показывало расход топлива и температуру воздуха и называлось маршрутным компьютером. Заглянув в салон самого дешевого седана выпуска 2010 года, даже корейского, и там можно увидеть аккуратный дисплей, пускай простого, но полноценного бортового компьютера, не говоря уже о современных моделях, в которых БК творят чудеса.