Негативные стороны
Экологичность автомобиля снижается, и он начинает выбрасывать в атмосферу больше оксида азота. Также отключение системы требует удаление фильтра ДПФ, если такой имеется. Третий негативный момент – ошибка «Check engine», которая будет гореть на приборной панели постоянно. Дело в том, что система не понимает, что владелец заглушил клапан, поэтому она будет думать, что тот работает неправильно. Ошибку можно сбрасывать с помощью сканера OBD, однако она будет со временем возникать снова.
Впрочем, некоторые мастера могут глушить клапан не только аппаратно, но и программно. Для этого устанавливается прокладка на сам клапан, а после этого перепрошиваются «мозги» автомобиля – из них вырезается вся система ЕГР в целом, после чего машина перестает учитывать показания датчиков на предмет содержания в выхлопных газах оксида азота. Такая услуга, разумеется, не бесплатная. Но только она позволит раз и навсегда убрать ошибку «Проверьте двигатель» с приборной панели.
Отметим, что в случае возникновения какой-либо другой неисправности двигателя лампочка Check engine снова загорится – перепрошивка касается только удаления ЕГР-системы.
Преимущества и недостатки
Итак, в статье было изложено, для чего необходима система рециркуляции и почему она может выйти из строя. У заглушки ЕГР есть свои плюсы:
- Впускная система двигателя очищается от сажи и последующее загрязнение практически не происходит.
- Автомобили с турбированными двигателями больше не страдают от турбо ям.
- Увеличивается мощность и динамика разгона машины.
- Полностью исчезает проблема ошибок бортового компьютера, по причине неисправности запорного клапана.
- Двигатель работает легче, особенно во время прогрева в холодные сезоны.
Теперь не требуется заботиться о частой смене масла, машина не реагирует на низкое качество горючего. При возникновении неисправности точно понятно, в чем причина. Замена этого механизма на некачественный, но более дешевый аналог, добавит проблем и лишних финансовых расходов.
Минусы у этой процедуры есть. Основной заключается только в больших выбросах углекислого газа в атмосферу. Также при наличие запорного механизма автомобиль, а особенно его двигатель, должен быть всегда в идеальном техническом состоянии, что на практике не всегда возможно поддерживать.
Чаще всего на проблему с рециркуляцией жалуются владельцы дизельных автомобилей. Солярка более жирная, поэтому сажи от ее горения значительно больше. У двигателей на бензиновом топливе, при условии, что оно качественное, EGR эксплуатируется согласно заявленному числу пробега. Деталь достаточно надежная. Но проблемы возникают ближе к концу срока эксплуатации и для ее решения требуются большие вложения. Глушить или нет систему EGR этот вопрос возникает у владельцев подержанных автомобилей. Старые двигатели страдают от износа поршневой группы, утечки масла, подсоса воздуха. Для таких автомобилей решение снять клапан будет намного полезнее.
Мифы об отключении ЕГР
Теперь, когда вы знаете, что это – клапан ЕГР, можно поговорить о распространенных мифах по поводу заглушки клапана, которые обсуждаются водителями. На автомобильных форумах популярно мнение, что отключение системы ЕГР приведет к повышению температуры в цилиндрах двигателя, а это чревато преждевременным износом мотора. Люди, которые это пишут, просто не понимают процесса работы системы. Когда двигатель работает на высоких оборотах и воспринимает высокую нагрузку, клапан в любом случае должен быть закрыт. Следовательно, можно лишь говорить о слабом повышении температуры в блоке цилиндров при минимальных нагрузках на мотор.
Также некоторые водители и мастера твердят, что без ЕГР прогрев мотора будет менее эффективным. Однако практика показывает, что данная система никак не влияет на скорость прогрева мотора. Более того, она вообще отключена до тех пор, пока двигатель не приобретет рабочую температуру.
Третье заблуждение – отключение ЕГР ухудшает характеристики двигателя и ведет к повышенному расходу бензина. Современные двигатели хорошо адаптированы для работы с клапаном или без него. К тому же даже при рабочей системе ЕГР «мозги» не всегда ее задействуют – есть масса условий, про которых она отключена.
Зачем заглушают ЕГР
Проблемы в работе клапанов ЕГР побудили водителей искать эффективное противоядие. Дело в том, что необходимо менять не только сам клапан – требуется основательная чистка иных деталей, а это весьма дорогостоящий процесс. Поэтому немало водителей без особенных раздумий прибегают к заглушке клапана. Если это сделать технически грамотно, двигатель будет избавлен от непредвиденного и нежелательного для него проблемного момента. Мало того, подчас такая заглушка даже немного повысит КПД, эффективность работы силового агрегата. Одним словом, из двух зол придётся выбирать меньшее – именно в интересах двигателя.
Однако попутно возникает резонный вопрос, как заглушить систему, тем более собственными силами, чтобы не усугубить ситуацию. Эксперты рекомендуют воспользоваться тщательной консультацией с профессионалами автосервиса по мудрому принципу «Один ум хорошо, а два – лучше!». Пусть вам во всём везёт!
#Выхлопная труба#Клапан#Что такое
Как поступить, если клапан ЕГР вышел из строя?
Если открыть руководство по эксплуатации любого автомобиля, то там написано – система ЕГР имеет ограниченное время работоспособности. Уже при пробеге автомобиля от 70 000 до 100 000 километров необходимо заменить полностью всю систему, но это в том случае если у вас хорошее топливо. В России этот срок (в связи с низким качеством топлива) значительно ниже и составляет 50 тысяч километров.
Но как поступить, если автолюбитель не может себе позволить замену дорогостоящих компонентов через такой короткий срок? Тут можно посоветовать два способа – должна проводиться своевременная чистка всей системы, или просто заглушить всю систему ЕГР.
Принцип работы
Клапан ЕГР, принцип работы которого заключается в частичном отправлении газов назад в коллектор, функционирует по простому алгоритму. После попадания в коллектор, перемешивается с воздухом, и после его цилиндры получают смесь с малой долей кислорода. Это приводит к снижению t сгорания в цилиндрах. Получается, что смесь горит, тем самым сильно уменьшается образование вредных для людей окислов азота.
Клапан выполняет основную работу по улучшению экологической обстановки. Он является соединительным звеном между впускным и выпускным коллекторами. Количество и время выпуска смеси определяется с помощью ЭБУ. Электронный блок работает совместно с разного рода датчиками.
Кстати, система не работает постоянно, она запускается по сигналу ЭБУ. ЕГР не включится, если обороты движка составляют менее 900 единиц в минуту. Также она не будет работать, если количество оборотов превысит 4000 в минуту. Запуск возникает при прогреве двигателя до 60 °С на холостом.
Миф о работе системы EGR
Бытует мнение, что система рециркуляции отработанных газов перенаправляет выхлоп для дожига несгоревшего топлива. Однако это глупость.
На бензиновых двигателях оно не может сгорать в принципе, так как для этого потребуется увеличить подачу кислорода. Ни в какой системе подачи топлива не предусмотрены эти мифические порции горючего, перенаправленного из системы выхлопа.
В дизельных моторах, если что и не догорело, то состав мгновенно разложится на основные составляющие – углерод и оксиды, в результате пиролиза. Это процесс распада сложных соединений на простые в результате воздействия высоких температур при отсутствии кислорода. Черный выхлоп из дизельного двигателя – это не недогоревшее горючее, а разложенное топливо. Если точнее, то сажа – углерод в чистом виде.
Система ЕГР (EGR)
Как всем нам известно – система ЕГР ( exhaust gas recirculation) служит для уменьшения выброса вредных веществ в атмосферу, в частности, оксидов азота (NOx).
Справка: Оксиды азота вредны и опасны для человеческого организма. Например, NO считается сильным ядом, который оказывает влияние на центральную нервную систему, может привести к поражению крови за счет связывания гемоглобина. NO2 также проявляет высокую токсичность, может спровоцировать раздражение дыхательных органов. Из известных соединений азота и кислорода, в качестве загрязнителей атмосферы наиболее опасны оксид и диоксид азота, которые образуются при сгорании топлива в промышленности и на транспорте. Соединяясь с парами воды, они образуют азотистую и азотную кислоты. Последние составляют треть компонентов «кислотных дождей». При высоких концентрациях оксидов азота в атмосфере возможно отравление, сопровождающееся отеком легких, изъязвлением слизистых оболочек, головными болями.
Поэтому по нормам “ЕВРО” производителей обязали принять меры по уменьшению выбросов оксидов азота.
Но система ЕГР не сжигает их, как многие думают, а не даёт этой гадости образовываться изначально.
Какая польза от ЕГР
Главная заслуга этой системы – это снижение граничной зоны детонации. Детонация – это самый главный враг двигателей внутреннего сгорания, поэтому система управления двигателем пристально следит за этим явлением при помощи датчика детонации. И в случае её обнаружения ЭБУ мгновенно вносит корректировки в угол опережения зажигания и в состав топливо-воздушной смеси. Эти корректировки призваны избежать детонации в ущерб динамике авто и экономичности.
Вы замечали, что авто лучше едет в прохладную погоду, а в жару тупеет? Думаю, да.
Это вызвано двумя причинами. Во-первых, холодный воздух более плотный и, соответственно, больше смеси можно вогнать в цилиндры. Во-вторых, эта смесь более холодная, нежели в жаркую погоду и поэтому можно увеличить угол опережения зажигания без возникновения детонации, так как детонация появляется в перегретой камере сгорания. То есть, чем выше температура в камере сгорания, тем больше шансов на детонацию. А система ЕГР, как мы поняли, как раз и нужна для понижения температуры горения.
Известно, что система ЕГР включается в работу в режиме частичных нагрузок, понижает температуру горения, что уменьшает порог детонации, а это, в свою очередь, даёт возможность использовать более раннее зажигание.
Я много анализировал графики диагностики разных машин. И выявил две закономерности:
- Автомобили, у которых отсутствовала система ЕГР с завода (и отключена программно) работают с более поздним УОЗ в целом
- При открытии клапана ЕГР – УОЗ возрастает. Или наоборот – при возрастании УОЗ – открывается клапан ЕГР.
Вот пример. График открытия клапана ЕГР визуально постоянно повторяет график угла опережения зажигания. УОЗ вверх и сигнал управления клапаном ЕГР тоже вверх, УОЗ вниз и сигнал ЕГР тоже вниз. А напряжение датчика детонации при этом практически остаётся прежним.
Приведу пример из жизни.
Как известно, система ЕГР была придумана не сегодня и не вчера. Она была запатентована в далёком 1932 году в Германии, когда об экологии ещё не особо беспокоились. О чём это говорит? О том, что не единой экологией живёт эта система.
Так вот, очень давно была у моего друга наша отечественная “Нива” – Ваз 21213. И на ней стояла система рециркуляции отработанных газов. В то время ещё больше недооценивали эту систему и, с вопросом:”Зачем она нужна?” – благополучно от неё избавились.
После этого и начались проблемы. “Почему-то” детонация стала прослушиваться почти на всех режимах работы двигателя. От неё пытались избавиться путём установки более позднего УОЗ, но данный шаг неизбежно приводил к потере динамики, “тупости” авто и перерасходу топлива.
Так продолжалось, пока я не поставил хозяина “Нивы” на путь истинный и не предложил вернуть систему рециркуляции на своё законное место.
Так то была простенькая машинка с морально устаревшим двигателем и без программной системы управления.
А что произойдёт с Вашим авто после заглушки ЕГР? Далее мы это рассмотрим.
Также система ЕГР снижает расход топлива, повышает эффективность работы бензинового двигателя, уменьшает “резкость” работы дизельного двигателя и предупреждает перегрев ГБЦ и прогар клапанов.
Причины поломки клапана ЕГР
Выйти из строя клапан EGR может по многим причинам, основные из которых мы рассмотрим ниже, подробно остановившись на каждой из них.
Заклинивание механизма клапана
Пожалуй, чаще всего неисправность ЕГР возникает по причине заклинивания механизма клапана. Как можно понять из его работы, заклинить он может в закрытом или открытом состоянии, в зависимости от чего будут проистекать соответствующие проблемы.
Если клапан EGR останется в открытом состоянии при заклинивании, это приведет к тому, что все отработавшие газы и сопровождающие их продукты горения со временем окажутся в цилиндре. Связано это с тем, что клапан будет открыт даже при высоких оборотах, тогда как при стандартной работе он в этом режиме должен быть закрыт.
Обратите внимание: Система EGR может быть «подвязана» с другими системами, вследствие чего заедание ее в том или ином положении может сказываться на их работе. Если клапан ЕГР в результате заклинивания окажется в закрытом состоянии, можно считать, что водителю повезло, по сути, вред от этого будет только окружающей среде
Если клапан ЕГР в результате заклинивания окажется в закрытом состоянии, можно считать, что водителю повезло, по сути, вред от этого будет только окружающей среде.
Заклинивание механизма клапана чаще всего происходит по причине оседания на нем сажи, которая неотъемлемо присутствует среди продуктов горения топлива.
Чтобы избежать заклинивания клапана ЕГР, важно следить за качеством топлива, которое используется в автомобиле, а также за своевременной заменой масла. Заправляйте машину только на крупных заправках у проверенных поставщиков топлива, избегая малознакомые заправки
Важно: В зависимости от качества исполнения системы EGR, ее срок службы может варьироваться от 150 до 200 тысяч километров пробега. Само собой, такой разброс пробега нужно рассматривать только в том случае, когда речь идет о работе системы при правильном уходе за двигателем с качественным топливом
Проблемы с двигателем
Также вызывать неисправность клапана EGR может и сам двигатель, являясь катализатором его выхода из строя. Список проблем с двигателем, которые могут привести к выходу из строя системы ЕГР, обширен. В него входят как банальные причины, такие как несвоевременная замена воздушного фильтра, так и более серьезные проблемы, например, залегание поршневых колец.
Соответственно, если EGR вышел из строя по причине неисправного двигателя, первым делом следует провести диагностику ДВС, обнаружить и устранить неисправность, а уже после приступать к восстановлению самого клапана EGR. Если выполнить эти действия в обратной последовательности, навряд ли клапан проработает долго после ремонта.
Старение клапана ЕГР
Со временем клапан сам по себе выходит из строя, и происходит это тем быстрее, чем больше сажевых частиц на нем оседает. Сам по себе процесс оседания частиц сажи можно считать нормальным, поскольку они образуются в процессе горения смеси. Но здесь стоит отметить один важный нюанс. Уровень оксида азота, от которого должен защищать клапан окружающую среду, увеличивается с увеличением температуры. При этом число твердых сажевых частиц, наоборот, увеличивается при снижении температуры.
Отсюда можно сделать вывод, что специалисты по экологии хотят уменьшить выброс в окружающую среду оксидов азота, для чего нужно снижать температуру, но это ведет к тому, что образуются сажевые частицы, которые губят двигатель. Конструкторам моторов приходится искать компромисс между двумя крайностями, но полностью избежать процесса старения клапана EGR по причине оседания на нем сажевых частиц невозможно. Можно считать, что подобным образом система «стареет», уничтожая фактически сама себя, поскольку ее задача – снижение температуры.
Негерметичность системы
Самая понятная проблема из всех. Если система не будет герметична, в ней появится воздух извне. Поскольку данный воздух не учитывается в программе работы блока управления, он может негативно сказаться на работе системы.
Электронные проблемы
Нельзя не отметить и электронные неисправности, которые могут вести к выходу из строя системы EGR. Среди них наиболее часто возникают такие проблемы как разрыв цепи актуатора или датчика положения клапана. Если произошла такая неисправность, возникнет несоответствие между рассчитанным программное и физическим положением клапана.
Признаки неисправности
Разобравшись, клапан ЕГР как работает, советуем внимательно рассмотреть признаки его неисправности. В предыдущем пункте неполадки были описаны частично. Отказ работоспособности сопровождается засорением клапана. Это провоцирует заклинивание, которое приводит к увеличению периода срабатывания.
Заклинивание уменьшает мощность движка. В дизельных моделях появляется «черный дым». Заметное снижение мощности происходит и при открытом постоянно клапане. О неполадках говорит выход иконки «CHECK ENGINE» на панели приборов.
В ТС, выпущенных до 2000 г, и имеющих большой пробег, отказ клапана ничем не сопровождается. По этой причине водителям следует самостоятельно проверять его работоспособность во время смены сезонов. Автомобилисту следует осмотреть проводку, обмотку и провести компьютерную диагностику.
Где находится устройство (примеры).
Найти клапан ЕГР несложно – он устанавливается на моторе машины в непосредственной близости от впускного коллектора Месторасположение и внешний вид изделия зависят от марки и модели автомобиля:
Опель Астра G устройство следует искать под правым верхним углом защитной крышки;
Форд Транзит VI (дизель) – в передней части мотора, справа от масляного щупа;
Volkswagen Technical – на фланце впускного коллектора;
Opel Omega – справа от распределителя зажигания;
Ford Focus – в районе воздушного фильтра под патрубками;
Пежо 406 (2,1 TDI) – непосредственно над двигателем, рядом с впускным коллектором;
Шевроле Лачетти — рядом с модулем зажигания (проверка и обслуживание не потребуют, даже демонтажа защиты).
https://youtube.com/watch?v=vZa2iC1PTBk
Рециркуляция отработавших газов: клапан ЕГР
Главным элементом системы рециркуляции отработавших газов выступает клапан EGR. На указанном клапане основана вся система. Именно клапан ЕГР является решением, которое позволяет определенной части отработавших газов попадать обратно во впускной коллектор, где они далее снова перемешиваются с очередной порцией поступившего во впуск воздуха.
Чем больше кислорода оказывается в камере сгорания, тем большей получается температура горения топливно-воздушной смеси. Добавление части отработавших газов в состав смеси означает принудительное уменьшение количества кислорода. Так достигается снижение температуры сгорания рабочей смеси в камере. Меньшее количество кислорода означает менее интенсивное взаимодействие с азотом, что и снижает в итоге количество оксидов азота в выхлопе.
Клапан EGR дизельного или бензинового двигателя работает не одинаково, что зависит от особенностей конкретного типа ДВС. Дизельный двигатель имеет клапан ЕГР, который открывается в режиме холостого хода, ограничивая вдвое впуск свежей порции воздуха. С увеличением нагрузки на двигатель EGR пропускает меньшее количество отработанных газов во впуск, а в моменты пиковых нагрузок клапан полностью закрыт. Данный клапан закрывается также в режиме прогрева дизельного двигателя. Что касается бензиновых ДВС, клапан EGR закрыт на холостом ходу, а также во время выхода двигателя на максимальный крутящий момент. Если нагрузка на мотор низкая или средняя, тогда клапан обеспечивает всего до 10% впуска воздуха.
Системы рециркуляции работают по принципу замкнутого контура, а сам клапан EGR может управляться:
- электрическим контроллером;
- электропневматическим способом;
Для первого решения система опирается на данные, которые поступают от датчика положения в контроллер ДВС. Именно контроллер посылает управляющий сигнал на клапан. Во втором случае регулировка работы клапана ЕГР происходит на основании показаний от датчика давления во впускном коллекторе, датчика массового расхода воздуха и датчика температуры воздуха на впуске.
Встречаются конструкции двигателей, которые подразумевают улучшенное охлаждение отработавших газов в процессе работы системы рециркуляции. Клапан EGR в таких конструкциях интегрируют в систему охлаждения двигателя. Система становится более сложной, но уровень оксидов азота уменьшается еще более эффективно.
По зваерениям производителей, система рециркуляции отработавших газов имеет определенный ряд преимуществ в процессе эксплуатации ДВС. Для моторов на бензине плюсами ЕГР становится меньший перепад давления в области дроссельной заслонки. Сниженная температура горения уменьшает детонацию, позволяя установить ранее зажигание для повышения моментной характеристики двигателя. Дизельный мотор с ЕГР работает мягче и тише в режиме холостого хода, так как меньшее содержание кислорода приводит к понижению давления в момент сгорания топливно-воздушной смеси.
Удаление ЕГР-системы и возможные последствия.
Время эксплуатации ЕГР-системы ограничено её сроком службы. Необходимость замены клапана является основной причиной отказа многих водителей от его использования. Среди других причин удаления клапана EGR:
- дорогостоящие ремонт и обслуживание узла;
- сложность технического обслуживания;
- риск поломки ещё более дорогих деталей двигателя при неправильной работе (поломке) рециркуляционной системы;
- на работу мотора удаление ЕГР-клапана никак не влияет.
Неполадки рециркуляционной системы чаще всего связаны с качеством топлива. Эксплуатируя машину с использованием дизеля или бензина низкой очистки с высоким процентом серы и присадок, водителям приходится заезжать в сервис для профилактики и чистки нагара до 1-2 раз в год. Для автолюбителя в данной ситуации проще избавиться от устройства, вызывающего столь много головной боли.
Некоторыми автовладельцами практикуется самостоятельное отключение системы на физическом уровне с использованием специальных (закрывающих отверстия клапана) прокладок. Однако такой метод полноценно подходит лишь старым дизельным авто с пневмомеханическим приводом.
В современной технике с электропневматической или электронной схемой управления наряду с установкой прокладки дополнительно удаляют клапан и выполняют программное отключение блока.
К несомненным плюсам удаления устройства рециркуляции выхлопных газов относят следующие моменты:
- не загрязняется впускной коллектор;
- снижается дымность выхлопа;
- увеличивается мощность на средних оборотах;
- пропадает необходимость обслуживания и замены дорогостоящих комплектующих;
- появляется возможность снятия ограничения мощности двигателя.
Минусы:
- возрастает температура воспламенения горючего;
- увеличивается содержание оксида азота в выхлопных газах.
Последствия отказа от EGR-клапана:
- появляется детонация на определённых скоростях;
- повышается расход масла;
- есть риск образования микроповреждений в головке блока цилиндров.
Как ЕГР снижает температуру горения
Вот по последнему пути и идут большинство производителей, так как он менее затратный и служит уже не одно десятилетие. Но как снизить температуру горения? Тут всё до банальности просто. Из школьных уроков мы помним, что кислород поддерживает горение и чем его больше, тем сильнее, собственно, это горение. Все видели газосварщика – у него в одном баллоне газ, а в другом кислород под давлением. Сам газ металл не расплавит, а вот когда он подаёт одновременно много кислорода из баллона, то металл плавится, как масло.
Значит нужно на определённых режимах работы двигателя подавать в цилиндры чуть меньше кислорода при одинаковой массе общего подаваемого воздуха. Но где взять воздух без кислорода? Конечно в выхлопных газах, ведь там он уже сгорел. Вот тут и приходит на помощь система ЕГР. Она добавляет нужную массу “воздуха без кислорода” именно в тот момент, когда это нужно.
Многие скажут, что для большего кпд двигателя и уменьшения расхода топлива нужно, наоборот, больше кислорода! Всё правильно! Давайте разберёмся.
Как уже говорилось, когда в камере сгорания температура становится очень высокой, азот и кислород начинают взаимодействовать, и образуются окиси азота. В бензиновом двигателе для сжигания топлива нужен кислород, а так как его нет в достаточном количестве из-за уже образовавшихся оксидов азота, топливо не сгорает полностью, что никак не способствует увеличению мощности двигателя, а наоборот, уменьшает ее. Также возрастает расход топлива и выбросы вредных веществ в нашу с Вами атмосферу.
Получается вот такая коллизия – уменьшаем количество кислорода, чтобы его стало больше
Ещё раз – уменьшаем количество кислорода для понижения температуры в камере сгорания, чтобы оставшийся кислород не вступал в реакцию с азотом, а поддержал горение топлива.
Но если даже не обращать внимание на вышесказанное, то у этой системы есть и другие не менее важные полезные функции
Признаки неисправности
Поломка клапана может привести к неблагоприятным последствиям, поэтому водителям стоит своевременно определять наличие неисправности этой детали. Здесь вам помогут несколько признаков:
- неустойчивая работа мотора на холостых оборотах;
- регулярные остановки двигателя и появление детонации;
- движение рывками и заметные пропуски воспламенений;
- загорание лампочки «check» на приборной панели.
Идентифицировать поломку клапана можно с помощью электронного блока управления. Система при диагностике выдаст ошибки. Если их код соответствует P04XX (вместо ХХ число от 00 до 04), то проблема кроется в клапане ЕГР. В техническом руководстве ЭБУ вы можете посмотреть расшифровку для каждой из подобных ошибок.При обнаружении вышеописанных признаков рекомендуем провести компьютерную диагностику (самостоятельно или в специализированном техцентре).
Так стоит ли удалять клапан EGR или нет
Владельцы подержанных автомобилей с большим пробегом удаляют клапан EGR в двух случаях:
Первый, это в случае полного выхода из строя системы рециркуляции выхлопных газов, что полностью оправдано, поскольку ремонт этой системы уже не возможен, а замена экономически нецелесообразна.
Во втором случае клапан EGR удаляют, чтобы избавиться от чёрного дыма из выхлопной трубы. Проблему это решает, но не устраняет её причину. Дело в том, что причиной чёрного дыма из выхлопной трубы является не клапан EGR, а попадание моторного масла и его паров в цилиндры двигателя, что является следствием неисправности турбокомпрессора, неисправности топливных форсунок или износа деталей цилиндропоршневой группы.
Что касается новых автомобилей, то удалять в них клапан EGR не имеет никакого смысла. В абсолютно исправном двигателе, коим является двигатель нового автомобиля, ресурс клапана EGR составляет около 150 000 километров пробега и это при условии, что владелец автомобиля вообще не следит за состоянием его двигателя. На фоне этого очевидно, что ресурс клапана EGR можно и нужно продлить.
Слепите его, удалите его, выключите
Помимо очевидного и единственно правильного ремонта клапана EGR, т.е. его очистки или — если ничего не дает — замены на новый, автопользователи и механики практикуют три незаконные и нехудожественные методы решения проблемы.
- Заглушить клапан EGR он заключается в механическом закрытии его прохода и, таким образом, постоянном предотвращении работы системы. Очень часто в результате работы различных датчиков ЭБУ двигателя обнаруживает ошибку, сигнализируя о ней индикатором Check Engine.
- Снятие клапана ЕГР и заменить его на так называемый перепускной, т.е. элемент, аналогичный конструктивно, но не допускающий поступление выхлопных газов во впускную систему.
- Электронное отключение от работы клапана EGR. Это возможно только с клапанами с электронным управлением.
Иногда используется один из первых двух методов в сочетании с третьим, потому что блок управления двигателем всегда обнаружит механическое воздействие на клапан EGR. Поэтому во многих двигателях — после заглушки или снятия клапана EGR — все равно приходится «обманывать» контроллер.
Какой из этих методов дает положительные результаты? Если говорить об эффектах в виде лучшей работы двигателя и отсутствия проблем с EGR, то каждый. При условии его правильного проведения, т.е. также учитывается изменение управления двигателем. Вопреки видимому, в электронной системе возможна только правильная система EGR от работы двигателя, потому что механическое вмешательство не влияет на работу компьютера двигателя. Работает и работает исправно только в старых автомобилях.
К сожалению, вмешательство в EGR является незаконнымпотому что это приводит к увеличению выбросов выхлопных газов. Мы говорим здесь только о теории и законе, потому что это не всегда будет результатом. Переписанная программа управления двигателем, включающая отключение клапана рециркуляции отработавших газов, может принести лучшие результаты, в том числе и для окружающей среды, чем замена его новым.
Конечно, лучше всего заменить клапан EGR на новый, вообще не вмешиваясь в работу двигателя. Вспоминая проблемы, которые у вас были с ним, регулярно — каждые десятки тысяч км – следует очистить его до того, как на нем снова появятся крупные затвердевшие отложения.
Неисправности EGR и их диагностика
Наиболее слабым местом в системе рециркуляции в большинстве случаев является сам клапан EGR. Его детали находятся в постоянном контакте с раскаленными газами, несущими различные несгоревшие частицы. В результате происходит засорение или отложение нагара на гнезде, что приводит к заклиниванию клапана в открытом или закрытом положении. Частными случаями являются подклинивание, несвоевременное срабатывание. Особенно быстро клапан ЕГР выходит из строя при нарушениях в работе системы питания, приводящих к неполному сгоранию смеси, а также при использовании некачественного топлива.
Симптомами, указывающими на незакрывающийся клапан EGR, являются:
- нестабильная работа двигателя на холостом ходу;
- снижение мощности дизеля;
- рывки при движении автомобиля (особенно в режиме ускорения);
При постоянно закрытом клапане рециркуляции бензиновый двигатель начинает расходовать больше топлива, а дизельный работает более «жестко». Промежуточные варианты вроде медленного срабатывания клапана из-за подклинивания приводят к неочевидным последствиям, но, как правило, в итоге все равно страдает холостой ход.
Если клапан ЕГР отказывается работать, то можно его снять и попробовать почистить. Необходимо обеспечить плотное прилегание клапана к седлу и свободное перемещение штока. Если почистить клапан не удалось, то придется покупать новый, что является удовольствием не из дешевых. Поэтому оптимальным вариантом выглядит периодическое обслуживание системы EGR с проверкой работоспособности всех компонентов и чисткой отдельных, склонных к загрязнению, деталей.
В системе рециркуляции могут возникать и другие неисправности, не связанные с основным клапаном. Нередко из строя выходят управляющие разрежением термоклапаны и соленоиды, а также вакуумные усилители. В ряде случаев может быть нарушена герметичность подводящих трубок или забит канал подачи выхлопных газов. В каждой конкретной ситуации должна производиться диагностика с использованием соответствующих приборов.
Диагностический сканер, подключаемый к ЭБУ, позволяет считать коды ошибок, относящиеся к неправильному функционированию EGR. Для проверки соленоидов и датчиков применяются вольтметр, омметр, осциллограф и другие приборы. Основным пособием при устранении поломок в системе ЕГР должна стать техническая документация к автомобилю, описывающая процедуры проверки элементов. Без подобного руководства трудно вычислить алгоритм работы и определить, при каких условиях тот или иной компонент должен сработать. Из-за этого могут быть сделаны ошибочные выводы.