Код ошибки p0409

Причины возникновения ошибки

Код P0409 может указывать на возникновение одной или нескольких из следующих проблем

  • Короткое замыкание на землю.
  • Проблема с проводкой или поврежденный разъем.
  • Коррозия электропроводки или соединений.
  • Засорение каналов клапана рециркуляции отработавших газов.
  • Засорено вентиляционное отверстие системы рециркуляции отработавших газов.
  • Возможно, засорен воздуховод датчика дифференциального давления отработавших газов.
  • Повреждение вакуумных линий или шлангов.
  • Неисправный датчик положения клапана рециркуляции отработавших газов или датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе.
  • Чрезмерное загрязнение, препятствующее свободному движению клапана EGR.
  • Неисправный EGR.
  • В редких случаях неисправен модуль управления двигателем (ECM).

Схема работы EGR клапана, положения и контакты

При открытии-закрытии клапана, центральный шкиф
вращает надетый на него сердечник датчика положения.
На нижней стороне сердечника закреплены контакты- щетки (обвел красным),
которые при вращении ездят по контактным площадкам датчика (красные точки),
меняя при этом сопротивление.
Контакты от проводов идущих на датчик- реостат я отметил зеленым.
Питание (на схеме синим), датчика не касается, а идет непосредственно на сам клапан (катушку),
минуя датчик.

С контактными щетками нужно обращатся акуратно,
они очень легко мнутся и спутываются, если это произошло, то лучше всего выправлять их иголкой, под увеличительным стеклом.

Ремонт EGR клапана

Сама катушка почти никогда не сгорает,
90% поломок клапана EGR приходятся именно насерую крышку клапана, а точнее на реостат. Как правило просто пропадает
контакт между щетками и контактными площадками реостата. Проверить работоспособность катушки и самого клапана, можно просто подавая на него 12 Вольт с акумулятора, я делал именно так и клапан легко пережил даже такое издевательство. При подаче 12-и вольт клапан должен с щелчком закрыватся, а при смене полярности- открыватся.

Так что ремонт клапана EGR как правило состоит в банальном востановлении контакта на площадках
реостата (можно нанести графит простым карандашом) и подогнуть контактные щетки.
После такого “ремонта” на всех контактах реостата должен появится контакт. Проверяем любым тестером.

Мной был замечен еще один странный глюк, возможно блокировка иммоблайзера, при котором все электромагнитные клапана мотора переодически давали ошибки, несмотря на полную исправность. Даже регулятор давления в топливной рампе сначала подглючивал, а потом вообще совсем закрылся. Так что при исправных электромагнитных клапанах, но переодических сбоях в их работе- смотрим электрику и электронную часть нашей машины.

Не спешите платить за электромагнитные клапана нашей машины, они не дешевые, но из практики всё же очень живучие, и их не так уж просто сломать. Проблема может быть и в электрике и в самом компьютере.

Удачи на дорогах!

Проверка со снятием

Удобнее проводить диагностику клапан EGR после его снятия. Так можно более точно оценить их состояние визуально и при помощи специальных устройств.

Забитые каналы ЕГР Опель

Первым делом проверяется его работоспособность. В конструкции клапана находится соленоид, на который подается постоянное напряжение 12 В, как и в основной электросети автомобиля.

При проверке желательно наличие источника постоянного напряжения, так как в автомобиле оно постоянно меняется. В нормальных условиях полностью исправный клапан ЕГР открывается при достижении напряжения в 10 вольт на импульсном проводе. Если прервать подачу 12 В, шток упадет и закроет клапан.

Также нужно проверить сопротивление на датчике. Для этих целей подойдет мультиметр в режиме омметра. На полностью исправном датчике при открытом клапане значение на выводах 2 и 6 должно быть порядка 4 кОм, а между 4 и 6 около 1.7 кОм. При закрытом положении на контактах 2 и 6 мультиметр покажет значение 1.4 кОм, а между 4 и 6 должно составлять 3.2 кОм. Естественно на разных автомобилях значения могут отличаться. Точные данные нужно посмотреть в техпаспорте.

Во время проведения диагностики работоспособности соленоида, следует проверить в каком состоянии находится клапан. Как уже упоминалось, на нем может образоваться налет сажи, которая оседает на стенках и штоке устройства. Это приводит к рывкам в работе клапана и сбоям в функционировании всей системы. Даже при наличии небольшого количества загрязнений, в качестве профилактических мер, его рекомендуется удалить при помощи очистителя как на внешней стороне, так и внутри.

Симптомы неисправности

Основным симптомом ошибки P0409 для водителя является горящая лампа MIL (индикатор неисправности). Его также называют Check engine или просто «загоревшийся Check».

Он также может проявляться в виде:

  1. На панели управления загорается лампочка Check engine (код будет сохранен в ECM как неисправность).
  2. Двигатель глохнет или плохо запускается.
  3. Плавающие обороты или попытки заглохнуть на холостом ходу.
  4. Двигатель автомобиля может работать нестабильно.
  5. Повышенный расход топлива.
  6. Снижение производительности двигателя.
  7. Иногда симптомы могут отсутствовать, несмотря на запись кода неисправности.

Ошибка P0406

Содержание страницы

Техническое описание

Датчик положения клапана А системы рециркуляции ОГ (EGR) — высокий уровень сигнала

Exhaust gas recirculation (EGR) valve position sensor A – high input

Симптомы

  • Горит индикатор неисправности двигателя или check engine
  • Неравномерная работа двигателя во время движения
  • Прерывистая остановка двигателя

Причины

  • Сигнальная цепь датчика EGR замкнута на плюс «+» (напряжение аккумулятора)
  • Сигнальная цепь датчика EGR замкнута на 5-вольтовую опорную цепь на EGR
  • Разрыв цепи заземления датчика EGR
  • Сигнальная цепь датчика рециркуляции отработавших газов разомкнута
  • Неисправность EGR (внутренняя неисправность датчика EGR или соленоида)
  • Мусор попал в клапан и держит его открытым или закрытым

Рекомендации по ремонту

В первую очередь рекомендуется посмотреть руководство (специализированную литературу) по обслуживанию и ремонту вашего автомобиля.

Система рециркуляции выхлопных газов (EGR) предназначена для понижения температуры сгорания при определенных условиях, тем самым уменьшая выбросы оксидов азота (NOx). Это достигается путем рециркуляции инертных выхлопных газов обратно в цилиндр, который сжигается смесью воздуха и топлива. Инертный выхлопной газ горит медленнее и снижает температуру сгорания. Клапан рециркуляции отработавших газов управляется компьютером и открывается, чтобы отработавшие газы попадали в цилиндры.

Клапан EGR может работать в вакууме. Если это так, используется вакуумный электромагнитный клапан EGR, управляемый PCM (модуль управления трансмиссией), для подачи вакуума на клапан EGR. Когда PCM активируется, соленоид EGR открывается, позволяя вакууму двигателя перемещаться к клапану EGR. Этот вакуум двигателя открывает клапан, позволяя выхлопным газам проходить через камеру сгорания и в нее. Другие клапаны EGR являются электронными и напрямую контролируются PCM. PCM активирует соленоид (ы), которые являются неотъемлемой частью клапана EGR. Эти соленоиды будут открываться в течение различных промежутков времени, позволяя выхлопным газам проходить по мере необходимости. Система рециркуляции отработавших газов постоянно контролируется на наличие неисправностей. На большинстве клапанов EGR имеется датчик обратной связи, который информирует компьютер о фактическом положении EGR. Этот датчик обычно находится в диапазоне от 0,4 до 5 вольт

Если этот датчик положения EGR имеет слишком высокое показание слишком долго, код ошибки P0406 может быть установлен.

Если автомобиль запускается и глохнет или не работает при наличии этого кода, попробуйте отсоединить клапан рециркуляции отработавших газов и затем перезапустить. Если это не имеет значения, снимите клапан рециркуляции отработавших газов и осмотрите на наличие мусора. Очистите и переустановите. Если это по-прежнему не решает проблему, заблокируйте порт EGR и попытайтесь запустить двигатель. Если это позволяет запустить двигатель, клапан EGR остается открытым и нуждается в замене. Если отсоединение клапана рециркуляции отработавших газов, управляемого PCM, позволило перезапустить двигатель, то, вероятно, существует проблема с проводкой, возможно, короткое замыкание соленоида в открытом состоянии.

С помощью диагностического прибора просмотрите положение EGR в потоке данных с ключом при работающем двигателе и сравните его с требуемым положением EGR. Если он читается нормально, заподозрите в периодически возникающей проблеме. Если он показывает 5 В или выше, проверьте сигнальную цепь датчика EGR на наличие короткого замыкания на опорный провод 5 В или на B +. Ремонт по мере необходимости. Также убедитесь, что на цепи заземления имеется хороший путь заземления. Устранить любые обрывы или замыкания на массу цепи

На клапане EGR, управляемом вакуумом, с соленоидом EGR: если отсоединение источника вакуума клапана EGR позволяет запустить двигатель, то есть подозрение на плохой электромагнит соленоида EGR, который постоянно создает разрежение на клапане EGR. Замените соленоид EGR при необходимости. Если этот код присутствует, и ваш двигатель запускается и работает нормально, подозревайте обрыв в проводке. Осмотрите и устраните любые проблемы с проводкой. Если проводка прошла проверку, замените клапан рециркуляции отработавших газов. Если проводка к и от клапана рециркуляции отработавших газов

Негативное влияние EGR на работу двигателя

Справляясь с основной своей функцией – снижением температуры в камере сгорания – система способствует образованию в выхлопных газах несгорающих сажевых частиц. Чем дольше и эффективнее работает EGR, тем больше сажи образуется в выхлопных газах, которыми двигатель «питается» с помощью ЕГР.

Попадая во впускной тракт, частицы сажи образуют плотный нагар на его стенках, рабочей поверхности и штоке самого клапана, сужая просвет канала. Изменение соотношения воздуха и топлива, подаваемого в камеру сгорания, в пользу горючего ведет к повышению температуры воспламенения рабочей смеси. Возникает детонация, увеличивается содержание оксидов азота в ОГ.

В запущенных случаях (когда клапан «закис» под слоем сажи и не закрывается) поступление отработанных газов в рабочую зону становится постоянным. Возникают признаки неисправности: падают динамика разгона и мощность двигателя авто, увеличивается сажеобразование в выхлопных газах, забивается сажевый фильтр (DPF), снижается ресурс катализатора.

Симптомы неисправности

Основным симптомом появления ошибки P0406 для водителя является подсветка MIL (индикатор неисправности). Также его называют Check engine или просто «горит чек».

Также они могут проявляться как:

  1. Загорится контрольная лампа «Check engine» на панели управления (код будет записан в память ECM как неисправность).
  2. Двигатель глохнет либо плохо заводится.
  3. Плавающие обороты, а также попытки заглохнуть на холостом ходу.
  4. Двигатель автомобиля может работать неустойчиво.
  5. Повышенный расход топлива.
  6. Снижение мощности двигателя.
  7. Иногда симптомы могут отсутствовать, несмотря на сохраненный код неисправности.
  • Как убрать цензуру в симс мобайл

      

  • Майнкрафт как установить mk 153 smaw и гранаты m 67

      

  • River city girls как поменять управление

      

  • Cuphead как включить русский язык

      

  • Sonic generations системные требования

Проверка исправности клапана

Он расположен на одной горизонтальной линии с распределительным валом. Снимается штекер и осматривается состояние контактов.

Процесс демонтажа простой – включает в себя несколько операций.

Откручивается болт фиксации.

Элемент осторожно вынимается из посадочного гнезда. Небольшая протечка масла свидетельствует о его наличии в системе и считается хорошим признаком

Не следует прилагать значительных усилий, герметизация обеспечивается резиновым кольцом, именно для его вывода с блока требуется усилие.

Соответственно, надо лишь преодолеть ее сопротивление. Намного легче механизм вынимается с небольшим прокручиванием, корпус можно держать пассатижами.

Визуальный осмотр состояния элемента.

Все канавки должны быть чистыми, наличие твердых отложений и грязи указывает на проблемы с фильтром.

Удаление засорений.

Для очистки нужно металлическую часть опустить в емкость с бензином и часто отключать/подключать провод питания катушки к аккумуляторной батарее (крайне важно соблюдать технику безопасности)

Механизм должен щелкать, при этом грязь и твердые отложения удаляются с помощью щетки.

Можно использовать жидкость для очистки карбюратора, так дольше и менее эффективно, зато полностью безопасно.

Установка клапана в гнездо.

Для облегчения фиксации клапана и повышения герметичности резиновое кольцо рекомендуется смазать силиконом.

Подсоединение питания.

Контакты рекомендуется обработать специальной жидкостью для удаления ржавчины и защиты от окисления.

ВАЖНО. Никогда не следует удалять заводские сеточки на штоке клапана для «обеспечения проходимости масла» – они выполняют свою функцию и предупреждают критические поломки

Над проектированием автомобиля работали опытные конструкторы, каждый элемент доказал свою функциональность многочисленными испытаниями.

После сборки механизма необходимо стереть ошибку и повторно проверить его функциональность. В большинстве случаев проблема решается таким способом.

На каких автомобилях чаще встречается данная проблема

Проблема с кодом P0401 может встречаться на различных машинах, но всегда есть статистика, на каких марках эта ошибка присутствует чаще. Вот список некоторых из них:

  • Acura
  • Audi (Ауди а4, Ауди а6, Ауди q7)
  • BMW (БМВ Х3, БМВ Х5)
  • Chevrolet (Шевроле Авео, Каптива, Круз, Ланос, Лачетти, Спарк)
  • Chrysler (Крайслер Вояджер, ПТ Крузер, Себринг)
  • Citroen (Ситроен С5, Джампер)
  • Daewoo (Дэу Леганза, Нексия)
  • Dodge (Додж Караван, Стратус)
  • Fiat (Фиат Добло, Дукато)
  • Ford (Форд Маверик, Рейнджер, Таурус, Транзит, Фокус, Эксплорер, Эскейп)
  • Honda (Хонда Аккорд, Джаз, СРВ, Цивик)
  • Hyundai (Хендай н1, Гранд Старекс, Санта фе, Соната, Старекс, Туксон)
  • Isuzu
  • Iveco (Ивеко Дейли)
  • Jeep
  • Kia (Киа Соренто, Спортейдж)
  • Land Rover
  • Lexus
  • Mazda (Мазда 3, Мазда 6, Мазда БТ 50, Аксела, Демио, Трибьют, Фамилия, MPV)
  • Mercedes
  • Mitsubishi (Митсубиси Аутлендер, Галант, Монтеро, Эклипс)
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot (Пежо 307, 406, 407, Боксер, Партнер)
  • Renault
  • Saturn
  • Skoda (Шкода Октавия, Фабия)
  • Ssangyong (Саньенг Актион)
  • Suzuki (Сузуки Гранд Витара, Свифт, Эскудо, sx4)
  • Toyota (Тойота Камри, Королла, Рав4, Такома, Филдер)
  • Volkswagen (Фольксваген Гольф, Пассат, Туарег, Туран, Транспортер)
  • ВАЗ
  • Уаз Патриот

С кодом неисправности Р0401 иногда можно встретить и другие ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: P0088, P0244, P0299, P0307, P0400, P0402, P0403, P0404, P0405, P0406, P0407, P0408, P0409, P0420, P1359.

Источник

На каких автомобилях чаще встречается данная проблема

Проблема с кодом P0409 может возникать на разных автомобилях, но всегда есть статистика, на каком из них эта ошибка возникает чаще. Ниже приведен список некоторых из них:

  • Citroen
  • Fiat (Fiat Ducato)
  • Ford (Ford Transit)
  • Isuzu
  • Land Rover
  • Nissan (Nissan Navara, Pathfinder)
  • Opel (Opel Astra, Vivaro, Zafira, Corsa)
  • Peugeot (Peugeot 307, 3008, Boxer)
  • Renault (Renault Laguna, Megan, Scenic, Trafik)

Другие неисправности иногда могут быть обнаружены с помощью кода неисправности P0409. Наиболее распространенные из них включают: P0400, P0401, P0402, P0403, P0404, P0405, P0406, P0407, P0408, P0487, P0670.

В каком случае работа системы EGR вредит автомобилю

Иногда встречаются ситуации, когда блокировка клапана проводится с целью предотвращения возникновения серьезных поломок в авто. Обычно это требуется в следующих случаях:

  • При сильном износе поршневой группы либо, когда в выхлопные газы попадают частички моторного масла. Это предотвратит загрязнение свечей и проблемы с зажиганием.
  • Если используется топливо низкого качества, а другого выбора нет. В таком случае клапан ЕГР будет загрязняться слишком быстро, а его замена процедура не дешевая.

Также блокировку клапана проводят при выявлении нарушений алгоритма работы системы EGR. Это необходимо для минимизации рисков появления других неполадок в двигателе. Но прежде чем глушить систему рекомендуется все же провести ее очистку и диагностику. Ведь неполадки в работе клапана ЕГР могут быть вызваны совершенно другими узлами и механизмами, хоть и признаки те же.

Симптомы неисправности клапана EGR

При неисправности клапана мы можем наблюдать провалы и рывки при движении на низких оборотах мотора, потерю мощности, повышенный расход топлива, ну и конечно ошибку Antipollution Fault на дисплее нашего Citroen C5. При более детальном изучении вопроса и OBD диагностике, можно заметить следующее:

EGR клапан при неисправности может вызывать
ошибки от P0400 до P0409, далеко не все они критичны и
зажигают CHECK ENGINE. Основные причины неисправности
как правило кроются в датчике положения (реостате)
Немцы пишут, что в 70% случаев помогает чистка контактов.

Одна из общих ошибок системы рециркуляции- P0400
это обобщающая ошибка всей системы обратной рециркуляции газов,
CHECK ENGINE она не зажигает, и просто говорит о том,
что движение газов по обратному каналу прервано. Эту ошибку мы получаем при отключении системы рециркуляции, и в этом случаи она сидит исключительно в памяти компа и никаких неудобств не приносит, никаких ламп и предупреждений машина не зажигает.

Ошибка EGR — P0403 обязательно зажигает CHECK ENGINE и говорит о неполадках
в цепи, в этом случаи либо вообще сгорела катушка, либо нет контакта на реостате,
ну или Вы забыли одеть клемму на клапан. В общем почти всегда цепь разомкнута или переодически размыкается.

Обе вышеназванных ошибки могут возникать и вместе,
в любом случае при неполадках в цепи и замыкушках клапанакомпьютер машины начинает бесится, что приводит к болтанию и просадке
оборотов на холостом ходу и провалам при старте с места.

На что надо обратить внимание в первую очередь?

   Непосредственно клапан ЕГР. Чтобы ход клапана был достаточно свободным и шток клапана обеспечивал плотное закрытие – чистка обязательна для штока и седла клапана. Использовать лучше аэрозоль, с помощью которого происходит чистка карбюратора. Но надо быть внимательным и не допустить падания жидкости непосредственно на диафрагму

Это может привести к её разрушению (компоненты, входящие в состав могут разложить резину).
   Если есть, то надо обратить внимание на соленоид ЕГР. В большинстве случаев там находится небольшой фильтр, который защищает вакуум системы от загрязнения

Этому фильтру необходима чистка.

В некоторых случаях систему ЕГР можно просто заглушить. Что это может, если вы решите заглушить всю систему?

Положительные моменты:

  • Не скапливается в коллекторе нагар.
  • Улучшается динамика автомобиля.
  • Нет необходимости замены клапана.
  • Масло менять можно не так часто.

Отрицательные моменты

  • При наличии катализатора он быстрее выйдет из строя.
  • Загорается чек на панели приборов (если не запрограммировано отключение системы)
  • Расход топлива может увеличиться (не у всех моделей).
  • Износ клапанной группы (в редких случаях).

Как итог, то можно сказать о том, что если клапан функционирует исправно, то и пусть себе работает. А если с ним начинаются проблемы, то самым радикальным и дешёвым, с финансовой точки зрения, вариантом будет, если заглушить всю систему. К большим последствиям в работе вашего автомобиля это не приведёт.

Удачи на дорогах!

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Что такое EGR

Датчики ЕГР найти можно практически в любом современном авто – это небольшое устройство выполняющее целый ряд задач вязаных со снижением токсичности. Клапан EGR отличается простой и надежной конструкцией. Основная задача, которую выполняет EGR – снижение уровня появления оксида азота, содержащегося в выхлопных газах. Ее устанавливают, как на дизельные, так и на бензиновые автомобили, кроме техники с турбированными двигателями (хотя и здесь встречаются исключения).

Уменьшение образования оксида азота (N2O3) достигается за счет отведения части выхлопных газов обратно в камеру сгорания. Происходит это по причине того, что клапан рециркуляции выхлопа поддерживает дроссельную заслонку в открытом положении, благодаря создаваемому давлению газами, возвращающимися в двигатель. Это ведет к снижению температуры в цилиндрах, выхлоп становится не таким токсичным, уменьшается потребление топлива и снижается детонация из-за изменения угла опережения зажигания.

Таким образом удается достичь двух целей:

  • вытеснить часть избыточного воздуха;
  • поглотить излишки тепловой энергии внутри цилиндров.

Благодаря этому и снижается выброс оксидов азота, который является одним из самых токсичных веществ, присутствующих в выхлопных газах. Образуется он под воздействием высоких температур и эндотермических реакций кислорода с азотом.

Учитывая все факторы можно сказать что EGR – это механизм, который способствует следующему:

  • снижает вред окружающей природе;
  • уменьшает расход топлива;
  • сохраняет мощность двигателя.

Также стоит отметить, что рециркуляция возможна только в режиме частичной нагрузки. Первые системы ЕГР были пневматическими с соответствием экологическому стандарту EURO-2 и EURO-3. Ужесточение норм привело к тому, что почти все они стали электронными.

Как устранить или сбросить код неисправности P0403

Некоторые предлагаемые шаги для устранения неполадок и исправления кода ошибки P0403:

  1. Подключить сканер OBD-II к диагностическому разъему автомобиля и считать все сохраненные данные и коды ошибок.
  2. Очистить коды ошибок с памяти компьютера и провести тест-драйв автомобиля, чтобы выяснить, появляется ли код P0403 снова.
  3. Если код ошибки появится снова, визуально осмотреть электрические провода и соединители, относящиеся к системе рециркуляции отработавших газов.
  4. При необходимости отремонтируйте или замените все закороченные, оборванные, поврежденные или подвергнутые действию коррозии компоненты.
  5. Если проблема не решится, проверьте каналы системы рециркуляции отработавших газов на предмет засорения. Осмотрите вакуумные трубопроводы и выполните тщательную проверку на предмет утечки вакуума.
  6. Проверьте работу клапана рециркуляции отработавших газов и электромагнитного клапана управления вентиляцией.
  7. Проверьте работу датчика положения клапана рециркуляции отработавших газов и датчика абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе.
  8. Измерьте напряжение в цепи электромагнитного клапана управления вентиляцией системы с помощью цифрового мультиметра.
  9. Сравните полученное значение со значением, указанным в технической документации производителя, при необходимости замените неисправный клапан.
  10. Если проблема сохраниться, проверьте и при необходимости замените модуль управления двигателем (ECM).

Диагностика и решение проблем

Первым шагом в процессе устранения неполадок с ошибкой P0403, как и для любой другой неисправности, является изучение бюллетеней технического обслуживания (TSB). На предмет известных проблем с конкретным автомобилем.

Дайте двигателю вашего автомобиля остыть. В большинстве случаев системы рециркуляции выхлопных газов (EGR) очень горячие. Поскольку они обычно устанавливаются непосредственно на выхлопной системе. Поэтому, если вы не дадите двигателю остыть, вы можете получить ожоги.

Осмотрите все вакуумные линии, они плохо переносят большие температуры, а в системе рециркуляции это не редкость. Любую сгоревшую или сломанную вакуумную линию необходимо заменить или отремонтировать.

Обязательно тщательно проверьте целостность задействованных жгутов с проводами. Они часто проходят вдоль выхлопной трубы и вокруг нее. Поэтому было бы неплохо перевязать все незакрепленные провода. Если вы обнаружите перегоревший провод, припаяйте соединения и убедитесь в соответствующей изоляции.

Осмотрите соленоид вентиляции на предмет трещин и проникновения воды. Кроме того, убедитесь, что разъемы имеют надлежащее электрическое соединение, а защелки не повреждены и не сломаны.

Если есть возможность с доступом, вы можете снять клапан рециркуляции ОГ, чтобы проверить его состояние. Эти клапаны подвержены значительному налету в виде сажи. Используйте очиститель карбюратора и зубную щетку, чтобы удалить сажу со всех загрязненных участков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: