Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования

При выборе «правильных» шин нужно руководствоваться не красотой или ценой, а их функциональностью. Как правило, на таких колесах можно найти символы в виде капли или надписи Aqua, Water или Rain. Они отличаются углубленными канавками для отвода воды и специальным рисунком протектора. Такие покрышки не защищают на все 100% от аквапланирования, но все же дают возможность проезжать лужи на более высокой скорости. Шины такого типа можно найти у всех известных производителей:

  • Michelin (шины Pilot Exalto);
  • Pirelli (модель P7);
  • Continental (шины ContiPremiumContact 2);
  • Good Year (колеса Hydra Grip).

Сцепление шины на твердой поверхности асфальта или бетона происходит за счет взаимного соприкосновения поверхности шины с очень маленькими неровностями дорожного покрытия. После появления влажности на дороге, образуется пленка из жидкости и мелких частиц, которая становится разделительной полосой между дорожным покрытием и шиной. Ослабляются сцепные качества колеса.

Если рассмотреть приведенный ниже рисунок, то можно увидеть некоторые моменты движения шины. На сухой дороге величина «С» показывает площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием. Это видно на рисунке «А». Когда поверхность дороги влажная, то эта величина уменьшается на коэффициент d, так как образуется так называемый водяной клин, как видно на рисунке Б. Он возникает из воды, которая выдавливается из-под колеса во время движения. Если увеличивается скорость движения, то увеличивается объем вытесненной воды. Соответственно увеличивается водяной клин, увеличивается давление на шину и она приподнимается над покрытием дороги. В момент увеличения скорости до максимального значения, между шиной и плоскостью дороги появится непрерывный слой воды, как видно на рисунке «В». В этом колеса потеряют контакт с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Этот процесс называется аквапланированием.

Когда автомобиль попадает в аквапланирование, он движется в определенном направлении, не реагируя на повороты руля и попытки маневрирования, до тех пор, пока не уменьшится скорость движения и не снизится водяной клин под колесом. Если произошла такая ситуация, то не надо пытаться справиться с ситуацией, тормозить или крутить руль. Когда скорость движения автомобиля снизится и уменьшится водяной клин, снова появится контакт колес с дорогой. Иначе автомобиль может занести или резко кинуть его в сторону.

Но не стоит забывать, что аквапланирование отличается от скольжения. Скольжение – процесс частичной потери сцепления с дорожным покрытием, возникающий на любой скорости из-за образования водяной пленки на дорожном покрытии. Это явление чаще всего возникает при резком торможении и повороте, когда автомобиль начинает заносить. Очень опасна водяная пленка, смешанная с пылью, маслами, снегом, остатками топлива, возникающая во время туманов или только начавшегося дождя. При усилении дождя, потоки воды смывают разные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием улучшается.

Аквапланирование может появиться в любой момент. Часто оно возникает в момент въезда с сухой поверхности дороги в большую протяженную лужу на высокой скорости. Стоит избегать во время сильного дождя участков дороги с колеями. Также часто аквапланирование возникает в сильный дождь на очень гладком асфальте.

В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:

  • Увеличить скорость
  • Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза
  • Снизить скорость, применяя торможение двигателем

Водяное скольжение — или так называемое аквапланирование — возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один — сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем».

Что такое аквапланирование

Аквапланирование — это эффект, который может возникать при движении машины по дороге, покрытой водой (например по луже). Когда транспортное средство движется по такой поверхности с определённой скоростью, то образуется гидродинамический клин. Этот эффект немного отрывает покрышки от твёрдой поверхности дороги и машина движется как глиссер.

Для возникновения эффекта аквапланирования нужны некоторые условия: большая скорость и длинная лужа (глубиной от 3 — 5 см). Считается, что эффект возникает на скорости более 70 км/ч.

На практике это зависит от различных параметров, например: состояния покрышек, дорожного покрытия, толщины водяной плёнки, вида рисунка протектора, давления в колёсах.

Однако не стоит путать аквапланирование со скольжением, это разные ситуации. Поведение транспортного средства, действия автолюбителя и показатели сцепления существенно отличаются.

При скольжении есть минимальное сцепление колёс с поверхностью, а при глиссировании нет. В такой момент автомобиль почти неуправляем и никак не будет реагировать на действия человека.

Водитель в этой ситуации практически беспомощен. Поворачивать руль бесполезно и даже небезопасно, так как может произойти занос авто с дальнейшим выездом на встречную полосу.

Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода

У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси. Опытный водитель может почувствовать момент начала аквапланирования. Руль становится «мягким», реакции дороги более не ощущается. В этом случае, даже не увеличивая скорость, можно поплатиться: достаточно встретить лужу поглубже — и…

Аквапланирование переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и «вытягивают» автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить, даже увеличив скорость. Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа способны развернуть машину!

Вообще-то и некоторые новые шины с «летним» рисунком протектора могут быть склонны к аквапланированию. При одной и той же скорости специальный «дождевой» рисунок помогает «держать» контакт, тогда как под обычным протектором отчетливо наблюдается начальная стадия возникновения аквапланирования.

Так что любому автомобилисту нужно знать об основных визуальных признаках «водоотталкивающих» покрышек. В рисунке их протектора обязательно присутствуют центральная продольная, довольно глубокая, канавка и разветвленные поперечные прорези «навылет».

Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют «елочку». При вхождении вершины этой «елочки» в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее «ветвям» назад и в стороны от шины.

И еще одно существенное замечание об использовании протектора с направленным рисунком. Если при монтаже покрышки на диск по ошибке установить рисунок «перевернутым», то вода будет не вытесняться, а, наоборот, «закачиваться» от боковин к центру пятна контакта со всеми малоприятными последствиями.

Кстати, если под колесами зеркально гладкий мокрый автобан — риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне: на нем воде необходимо покрыть на несколько миллиметров все выступающие бугорки, дабы «подготовить» условия для «улета» автомобиля. Стоить помнить и о том, что на обычных дорогах эксплуатационные характеристики шин, имеющих наилучшее сопротивление эффекту аквапланирования (темп износа, тормозной путь, расход топлива), зачастую бывают хуже, чем у «средних» конкурентов.

Что касается двух других упомянутых выше факторов, «способствующих» аквапланированию автомобиля, — толщины водяной пленки и скорости движения, то говорить о каких-то апробированных методиках контроля пока сложно. Почему? Да их попросту нет, Давно подмечено, что вероятность потери управления автомобилем на мокрой дороге связана с толщиной пленки воды и скоростным режимом движения транспортного средства. Но каковы же научно обоснованные критерии этой взаимосвязи? Какая скорость движения при определенной «мокроте» асфальта опасна? Вопросов очень много. Специалисты НАМИ сейчас работают над данной темой, но однозначного решения нет. Да и ожидать его трудно.

Помимо собственно «колесных» факторов, есть немало других, достаточно случайных обстоятельств, влияющих на поведение автомобиля и его склонность к аквапланированию. Упомяну лишь состояние амортизаторов. Многочисленные тесты доказали: вполне работоспособный, на 50% изношенный амортизатор уже активно ухудшает ситуацию. И есть еще рулевой механизм, подвеска в целом, параметры развала и схождения, распределение нагрузки по осям…

Помните, что аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Оно опаснее скольжения по льду. Поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать все, что движется, и не летайте по лужам.

Ссылки по теме:
• оглавление статей
• дождевые шины
• летние шины
• консультация на сайте

Как с этим борются производители шинной продукции

Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости вызывают проявление эффекта даже при водяной пленке в один миллиметр. Потеря управления вызывает фатальные последствия, поэтому автогонщики меняют резину при малейших намеках на изменение погоды. При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки зачастую прекращаются.

Для спортивных шин были изобретены специальные дождевые протекторы, постепенно перекочевавшие на массовую шинную продукцию. В конструкции дождевых протекторов применяются направленные, асимметричные рисунки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их названии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».

Пионерами в конструировании специальных водоотводящих протекторов были фирмы Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear. Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.

Конкуренция производителей выражается в изобретении новых рисунков протекторов, особых составов резины. Дождевые протекторы отличаются расположением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, количеством глубоких продольных водоэвакуационных каналов. Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами. Кроме предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми зонами, повышающими противодействие скольжению.

При этом конструкция протектора не ухудшает других параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению). По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые испытания шинной продукции, в которые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг. В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея отличные показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.

В прошлогоднем тесте лучшую универсальность зимней резины (при хорошей сопротивляемости аквапланированию) показали покрышки Dunlop SP Winter Sport, Pirelli Winter 210SP, Continental Winter Contakt, Michelin Pilot Alpin, GoodYear Eagle Ultra Grip. Рядовые автолюбители редко выбирают для покупки специальную дождевую резину из-за высокой стоимости. При постоянном скоростном движении (вне зависимости от погоды) ее установка значительно повышает безопасность.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление — аквапланирование автомобиля.

Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.

Также не стоит путать такое явление со скольжением. Поведение машины и правильные действия водителя в этих ситуациях кардинально отличаются. Это является следствием того, что коэффициенты сцепления покрышек при скольжении и глиссировании (аквапланировании) заметно отличаются. Если принять за 1 движение по сухому асфальту, то уровень сцепления на снегу или грязи будет равен 0,5, а при аквапланинге он вообще равен 0.

Что такое аквапланирование..?

Аквапланирование — несмотря на сложное название слово и явление это довольно-таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот самый момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланированием. При этом естественно машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и в некоторых случаях даже на ускорение. 

Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним нашим уважаемым читателям, что каждые модели шины имеют на своей поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и был специально создан создателями шин для того, чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.

Благодаря этому протектору для отвода влаги вода в буквальном смысле слова начинает рассекаться и рассеиваться, осушая определенный участок дорожной поверхности под колесом, с которым взаимодействует покрышка.

Если же такой объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шины автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате такого образования автомобиль может потерять сцепление с дорогой и в этом случае произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью неуправляемым.

Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора

Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, а также безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

Вы должны друзья помнить о том, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды, чтобы избежать (в большинстве случаев) аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов, новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

Если протектор шин имеет недостаточную глубину (он изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или вообще полностью исчезнет. В результате этого под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием и машина начнет аквапланировать, и все из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой

Обычно и как было установлено, наиболее большему аквапланированию  подвержены передние колеса, поскольку задние шины взаимодействуют уже с более сухим асфальтом после отвода воды передними шинами. Это означает, что при аквапланировании автомобиль вообще может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться и эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

Также при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью

Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость и заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, в тот момент, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

Чем опасно аквапланирование

Потеря управляемости – только одна из неприятностей аквапланирования. Страшнее – занос машины и его возможные последствия. Водитель борется с заносом так же, как это делают при скольжении по льду. Но аквапланирование может закончиться так же внезапно, как началось, и водитель не может знать, когда оно случится. Колеса, вывернутые вбок, лишь усиливают занос. Они могут неожиданно натолкнуться на твердую поверхность, и высокий коэффициент сцепления может привести к опрокидыванию машины. Подобные маневры опасны даже для опытных водителей.

  • Когда автомобиль въезжает в лужу одним колесом, с этой стороны увеличивается сопротивление движению, поэтому скорость резко падает. Происходит удар по колесам, который передается на рулевое колесо. Руль может вырвать из рук, поэтому автомобиль частично теряет управляемость, происходит аквапланирование. Можно травмировать пальцы и кисти рук.
  • Глубокие лужи могут скрывать люки, ямы и другие неприятности. Потоки воды, создаваемые быстро едущим автомобилем, могут попадать в систему зажигания машины и глушить двигатель. Не исключается попадание воды внутрь дверей, в пороги, на ШРУСЫ, в шарниры.
  • Уже в самом начале дождя, чтобы не возникало аквапланирования автомобиля, водитель должен снизить скорость, а также усилить бдительность. Любые энергичные маневры необходимо исключить. В сильный дождь следует включить ближний свет; в результате машина становится более заметной.
  • Нужно заранее спрогнозировать вероятность аквапланирования и подготовиться к нему. Если водитель не уверен в управляемости автомобиля, он должен снизить скорость. Владелец обязан хорошо знать степень изношенности колес своей машины.
  • Если машины, идущие впереди, начинают «рыскать», следует сразу сбрасывать скорость. Не нужно ориентироваться на автомобили, которые обгоняют другой транспорт: они могут быть тяжелее, иметь резину с лучшим отводом воды. Водитель может просто недооценить ситуацию и потому ехать с высокой скоростью.
  • Перед лужей во избежания аквапланирования, нужно отпускать педаль газа, не маневрировать, а пересекать по прямой линии. Если лужа находится на повороте, ее проезжают поэтапно, «двойным входом». Перед лужей поворачивают руль, затем въезжают в нее и едут прямо; выехав из лужи, делают второй поворот руля в сторону движения.
  • При попадании в лужу нельзя энергично тормозить, газовать и крутить руль. Въехав в воду обеими колесами, автомобиль резко осаживается назад, поэтому рулевое колесо нужно держать крепко и быть готовым к толчкам.
  • Когда теряется контакт с покрытием, не следует поворачивать руль; лучше дождаться окончания аквапланирования, которое всегда прекращается неожиданно. На рывки машины нужно отвечать быстрыми, но короткими движениями рулевого колеса. Преодолев лужу, водитель должен подсушить тормоза мягкими нажатиями педали.
  • Избегая аквапланирования, любую лужу лучше объехать, но на дороге случается всякое. Если все-таки нужно преодолевать большую лужу, следует сделать разведку. Хороший вариант – дождаться другой легковой автомобиль и проехать по его пути, правда, только когда она преодолеет лужу и вода успокоится. Маленькие лужи можно оставлять между колесами.
  • Когда вода попадает в систему зажигания, и автомобиль не заводится, можно немного подождать и попробовать сделать это еще раз. Возможно, горячий мотор высушит попавшую на него воду. Случается, что автомобиль не заводится, в этом случае приходится выезжать из лужи «на стартере» и проводить сушку на «суше». Попытка преодолеть серьезную лужу без сброса скорости иногда ведет к тому, что поднявшаяся вода зальет мотор. Для проезда лужи можно спокойно включить первую передачу и не менять ее, чтобы при сбросе газа в систему отвода газов не попала вода.

Скользкой дорога бывает не только зимой

Такое явление наблюдается, когда на поверхность асфальтобетонного покрытия в жаркие дни выступает вяжущее вещество или в утренние часы осаждается влага из воздуха либо иней в холодную погоду. Когда начинается дождь, на проезжей части образуется смесь из воды, материала износа шин и дорожного покрытия, а также нефтепродуктов. В результате получается отличная смазка. Поэтому при моросящем мелком дожде дорога оказывается более скользкой, чем при сильном ливне. Скользкой может быть булыжная дорога, особенно в смоченном состоянии, дорога во время листопада или обычная сухая дорога, отполированная тысячами движущихся по ней автомобилей

Водителю важно научиться определять (чувствовать) такую опасную для езды дорогу и своевременно изменять режим и тактику движения. Анализ ДТП с легковым таксомоторным транспортом, проведенный НИИАТ, выявил, что 49,6% из них произошли на мокрой, грязной или скользкой дороге. Основной ошибкой водителей были не учет скользкости дороги и неправильный выбор скорости

Ясно, что скользкие участки дороги надо по возможности избегать, стараясь их объехать, либо пользоваться особыми приемами управления автомобилем. Рассмотрим более подробно, какие опасные участки надо стараться избегать

Основной ошибкой водителей были не учет скользкости дороги и неправильный выбор скорости. Ясно, что скользкие участки дороги надо по возможности избегать, стараясь их объехать, либо пользоваться особыми приемами управления автомобилем. Рассмотрим более подробно, какие опасные участки надо стараться избегать.

КАК БОРОТЬСЯ С АКВАПЛАНИРОВАНИЕМ?

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Актуальные Автоновости

[su_column size=»1/4″]

Шкода Кодиак в России: комплектации и цены

[su_column size=»1/4″]

Форсируем УАЗ Патриот не разбирая двигатель

[su_column size=»1/4″]

Изменения в ПДД с 1 и 4 апреля 2017 года

[su_column size=»1/4″]

Водителей грузовиков хотят обязать проходить переподготовку

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной

В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде»

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МотоТех-Прайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: