Что такое тракторные права
Права на трактор и спецтехнику представляют собой двухстороннюю карточку. На лицевой ее стороне расположены личные данные владельца и его фотография. На обороте указаны открытые категории самоходных ТС, а также могут стоять особые отметки. Данный документ стандартизирован, поэтому его внешний вид не зависит от места выдачи или региона.
Чтобы получить допуск к экзамену, водитель должен предоставить свидетельство о прохождении подготовительных курсов. Данный документ также дает право на управление специальной техникой, чья мощность не превышает 4 кВт (даже если водительское удостоверение еще не получено). При этом организация, выдавшая свидетельство, должна обладать соответствующей аккредитацией.
Обучение
Чтобы получить права на вождение трактора, необходимо пройти обучение. Его проводят лицензированные учебные организации или учебные центры Гостехнадзора. В зависимости от получаемой категории занятия длятся от 1 до 3 месяцев.
Все самоходные машины, к которым относятся и тракторы, делятся на 6 категорий:
- А. Мото- и автовнедорожники для пересечения загородной местности. Категория разделяется на 4 разряда: АI – мототранспорт, АII – внедорожный автотранспорт массой до 3,5 тонн и до 8 пассажирских мест, АIII – внедорожный автотранспорт весом более 3,5 тонн, АIV – автотранспорт на 8 пассажирских мест.
- B. Спецтехника (гусеничная и колесная) с мотором до 37,4 л.с.
- C. Колесные спецмашины с двигателем от 37,4 до 150 л.с.
- D. Колесная спецтехника с мотором от 150 л.с.
- E. Гусеничные машины с двигателем до 37,4 л.с.
- F. Самоходные сельхозмашины.
Возрастные ограничения в зависимости от получаемой категории:
- АI – 16 лет;
- B, C, E, F – 17 лет;
- D – 18 лет;
- АII и АIII – 19 лет;
- АIV – 22 года.
Перед тем как получить права на управление трактором и техникой категорий АII, АIII и АIV, необходимо подтвердить наличие автомобильного стажа в течение минимум 1 года.
Как получить права тракториста-машиниста
Длительность курсов в большинстве образовательных учреждений занимает не менее полутора месяцев и зависит от желаемой категории. Цена обучения на тракторные права зависит от условий, установленных выбранным учебным центром, но обычно она не превышает 8—10 тыс. рублей.
Программа образовательных курсов утверждается руководством Министерства образования и органами Гостехнадзора. Она делится на теоретический и практический этапы.
В рамках теоретической части изучаются правила взаимодействия с грузами, основы конструкции спецтехники и др. Ученикам, у которых нет водительских прав, также придется изучить ПДД.
Практика проходит на специальном полигоне. Во время таких занятий учеников обучают вождению спецтехники, умению маневрировать и обращению с грузами. При этом занятия проводятся как на грунте, так и на асфальте.
В конце курса лицо, желающее получить права, должно сдать 2 экзаменационных комплекса. Один из них принимается комиссией выбранного учебного учреждения, второй — региональным подразделением Гостехнадзора.
Свидетельство, выданное учебным центром, не дает права управлять спецтехникой. Оно только играет роль допуска к сдаче экзамена в местном отделении Гостехнадзора, который и выдает удостоверения.
Пункт 10 раздела 1 постановления Правительства РФ N 796:
В случае, если школа или центр, который выдавал ученику свидетельство, не получил аккредитации в Гостехнадзоре, данный документ не имеет силы и не дает права на сдачу экзамена. Правда, подобное свидетельство позволяет управлять спецтехникой, которая оснащена мотором мощностью меньше 4 кВт.
Об истории тракторных прав
Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.
Начало
Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.
Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.
Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».
Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.
Права на трактор в брежневские времена
В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.
Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.
Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).
Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.
Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.
Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.
В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.
Как выполнить замену прав тракториста-машиниста
Замена документов нужна:
- При утрате оригинала документов.
- При изменении состояния здоровья тракториста (в этом случае потребуется соответствующая медицинская справка).
- В случае, если истек срок действия старых прав.
- Если водителю стали доступны новые категории самоходных ТС.
- При изменении персональных данных владельца.
Чтобы восстановить удостоверения необходимо обратиться в Гостехнадзор и написать заявление. Форму для него можно взять на месте, либо распечатать и заполнить заранее. Здесь указываются паспортные данные тракториста и причина обращения. Также потребуется принести с собой ряд документов:
- Паспорт гражданина РФ.
- Медицинская справка (не требуется, если водитель обращается в связи утратой удостоверения или по причине изменения паспортных данных).
- Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.
- Сертификат, подтверждающий обучение на специальность тракториста-машиниста.
- Удостоверение тракториста или его копия (в случае его утраты будет сделан запрос в обучающую организацию, поэтому процесс выдачи может несколько затянуться).
- 2 фотографии 3х4.
- Справка из ГИБДД, подтверждающая, что водитель не лишался прав.
При лишении прав на трактор (водитель также лишается и автомобильных прав) потребуется повторно сдать экзамен, чтобы вернуть документы.
Если сотрудники ГАИ остановят водителя, у которого отсутствует водительское удостоверение, ему будет выписан штраф. Поэтому при утрате или истечении срока действия удостоверения необходимо незамедлительно обратиться в Гостехнадзор и оформить новый документ. Владельцу ТС, доверившему управление лицу без соответствующего удостоверения (кроме учебной езды) грозить штраф.
Где получить?
Сейчас для решения вопроса существует только один вариант – Гостехнадзор. Обращаться надо в отделение, контролирующее адрес постоянной, либо временной подписки гражданина. Тогда получение документа не составит труда.
На сайте организации тоже представлена информация по работающим отделениям. Для каждого из городов существует несколько офисов, к представителям которых обращаются при решении вопроса. С собой надо иметь паспорт и документы, подтверждающие окончание учебных программ. Решение принимают быстро, одна процедура проходится максимум за час.
Когда менять запрещено
Осуществить замену удостоверения тракториста-машиниста через Госуслуги и другие способы нельзя, если у гражданина нет документа на управление иным видом автотранспорта. Ограничение распространяется не только на одну категорию сертификата, но и на все сразу. Поэтому изменить старое водительское удостоверение трактора можно будет только по истечении срока лишения.
Из-за чего нельзя менять документ:
- Причиной отказа в регистрации прав трактора могут быть проблемы со здоровьем тракториста. В большинстве случаев необходимо идентифицировать таких граждан, так как для оформления документов потребуется справка о медицинском освидетельствовании.
- В случае утраты водительских прав на трактор, правила управления техникой распространяются на каждого гражданина, имеющего водительское права. Так, в статье 12.1 Кодекса Российской Федерации указано, что потеря документов влечет за собой лишение водительского удостоверения.
Восстановление возможно только по истечении срока наказания. Новое удостоверение необходимо будет получать в ряде ситуаций. В зависимости от причины замены, изменится пакет необходимых документов, а также определится необходимость сдачи экзамена в комиссии.
Какая нужна медицинская справка?
Медсправка требуется при наличии следующих обстоятельств:
- при изъявлении желаний водителем, раньше срока;
- когда есть особая отметка, говорящая об обязательности справок;
- возврат документа после лишения прав;
- замена прав в случае, если у старых закончился срок действия;
- новая категория требует открытия;
- первое получение прав тем, кому нужна внедорожная техника.
Обязательное требование – посещение диспансера, психоневрологического и наркологического. Можно обратиться в любое отделение по месту регистрации временного, постоянного характера. Перечень конкретных обследований зависит от того, какие категории открываются, сколько их нужно гражданину. Иначе потом придётся тратить время на повторное обращение.
Как проходит сдача экзамена
Перед началом экзамена кандидат должен заполнить индивидуальную карточку. Этот документ следует предоставить экзаменатору вместе с паспортом.
Процесс сдачи экзамена проводится в 3 этапа:
- Теория — для сдачи этой части кандидат должен владеть ПДД и правилами безопасной эксплуатации соответствующего транспорта. У тех лиц, которые имеют водительское удостоверение, знание ПДД не проверяется.
- Практика — кандидат демонстрирует навыки практического вождения. Данный этап проводится на 2 площадках — трактородроме, специально оборудованном для техники, и спецмаршруте, повторяющем реальные условия использования подобного транспорта.
- Навыки оказания первой помощи — предполагает демонстрацию кандидатом теоретических знаний и практических умений предоставить доврачебную помощь пострадавшим в результате ДТП. Для практической части используют манекены.
Пункт 19 раздела 4 постановления Правительства РФ N 796:
Лица, троекратно провалившие сдачу экзамена, отправляются на прохождение дополнительной подготовки в учебный центр.
Права, выданные Гостехнадзором, можно использовать на протяжении следующих 10 лет. После окончания этого периода, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 796 от 12.07.1999 г., они перестают считаться действительными и водитель должен заменить их.
Теоретический тест
Целью первой части сертификации является определение уровня знаний о правилах дорожного движения и о теории безопасной эксплуатации транспортных средств.
Экзамен сдается по билетам с вопросами или тестами на ПК. Если у кандидата уже есть действующее водительское удостоверение (например, право на управление автомобилем), он автоматически освобождается от проверки правил дорожного движения. Неудовлетворительная оценка по одной из дисциплин может быть исправлена, для этого нужно осуществить повторный экзамен в течение 7 календарных дней с даты неудачной сертификации.
Практический экзамен
На этом этапе экзамена кандидат должен показать свои навыки вождения на практике. Этот блок разделен на 2 части, аналогичные экзамену на получение водительских прав на вождение автомобиля:
- Испытания на специально оборудованном полигоне (тракторный трамвай).
- Специальный маршрут, аналогичный условиям эксплуатации автомобиля.
Экзамен должен проводиться на транспортном средстве той категории, для которой кандидат претендует на право вождения. Тракторы приводятся в действие на специально оборудованных полигонах индивидуально для каждого студента под руководством инструктора по вождению. Летом практика реализуется после школы и не входит в основные часы учебной программы.
Время подготовки водителя: на вождение трактора для каждого студента предоставляется по 15 часов в год и не больше 3 часов в сутки. Отработка темы, которая называется «перевозка грузов», проходит более четырёх часов. Если кандидат сдает экзамен по самоподготовке, у него есть 2 дополнительных повторных экзамена. В случае неудовлетворительного результата, повтор после всех попыток доступен только после прохождения обучения в автошколе и предъявления итогового сертификата.
После прохождения квалификационных экзаменов на государственном контроле по надзору за техническим состоянием самоходной техники и других видов техники (далее — Гостехнадзор), студенты получают свидетельство водителя трактора (водителя трактора) на право вождения транспортных средств категории «В», у которых мощность двигателя от 25,7 до 77,2 кВт.
Как восстановить украденное или потерянное удостоверение?
Украденные, потерянные, испорченные права тракториста, то есть во всех случаях, когда речь не идет о штатной замене, восстановить / заменить несколько сложнее, но в целом процесс осуществляется по той же технологии.
Существенная разница в том, что если права утеряны или украдены, надо изначально обращаться в полицию с соответствующим заявлением, а к пакету документов на восстановление удостоверения прикладывать еще и талон-уведомление МВД.
Далее все по общей схеме: обращение в Гостехнадзор – оплата пошлины – предоставление документов – получение нового удостоверения машиниста-тракториста. Экзамены заново не сдают, отучиться заново не придется.
Что представляют собой тракторные права?
Основное назначение тракторных прав – это документ, который даёт право управлять самоходной техникой определённых видов. Права не нужны, если транспорт используют только на личной территории, без выезда на площади общего пользования. В остальных случаях наличие документа обязательно.
Управление техникой определённого вида – это главное отличие между тракторными и автомобильными правами. А правила выдачи являются еще одним важным отличием. В случае утери документов должно пройти некоторое время, прежде чем появится право на повторную сдачу экзамена и получение доступа к правам.
Как проверить подлинность?
Лучше всего обратиться к сотрудникам Гостехнадзора. Обычно используют номерное обозначение документов, чтобы проверить, сохраняют ли они силу. Форма бланков удостоверений для трактористов единая на всей территории РФ, утверждается контролирующим органом. Выглядят права согласно новому образцу, как бланки карточек с двухсторонним заполнением. Одна из них содержит:
- сведения о владельце;
- фото;
- подпись личного характера.
Другая сторона описывает саму технику, к управлению которой допустили гражданина. «Особые отметки» – раздел, посвящённый различным ограничениям и дополнениям, если в них есть смысл.
Какими транспортными средствами можно управлять?
Получив права на трактор, вы можете управлять не только определёнными видами тракторов в соответствии с открытой категорией, но и другим самоходным транспортом, который разрешён открытой категорией.
Например:
- Подкатегория I даёт право на управление снегоходами, квадроциклами и мотосанями, скорость которых не превышает 50 километров в час.
- Подкатегория II даёт законную возможность управлять различными вездеходами с шинами низкого давления.
- Подкатегория III открывает возможность управления вездеходами на пневмошинах.
- Подкатегория IV разрешает управление аэродромными автобусами, которые предназначены для перевозки пассажиров между зданием аэропорта и лётным транспортом.
- Категория «В» разрешает управление миниэкскаватором (до 35 лошадиных сил).
- Категория «С» даёт право на управления тракторами, погрузчиками и экскаваторами (от 35 до 150 лошадиных сил).
- Категория «D» даёт право управлять трактором, оборудованным пневмошинами. Такие шины ставят на строительные краны, если стройка идёт в труднодоступных местах (например, заснеженная территория, пустыни и т.п.), (от 150 лошадиных сил и более).
- Категория «Е» разрешает управление экскаваторами и бульдозерами с мощностью от 35 лошадиных сил.
- Категория «F» даёт право на управление самоходными машинами в сельхоз сфере, например, уборочным комбайном.
Новые права для тракториста
Несколько лет в Российской Федерации действует удостоверение машиниста-тракториста нового типа. Основным отличием этого типа от предыдущих образцов является наличие штрих-кода, посредством которого работники ГИБДД могут быстро получить все нужные данные о владельце документа. Внешне кардинальных отличий между старым и новым видом 2019 года нет, свидетельство водителя трактора также представляет собой пластиковую карточку, на которой с обеих сторон имеется информация о его владельце:
- Личные данные и фотография водителя находятся на передней части.
- На обороте сертификата указана категория и дополнительная информация о водителе, такая как: группа крови, опыт вождения и медицинские ограничения.
- Также на удостоверении должен быть штрих-код. Он содержит информацию о штрафах, регистрации транспортных средств и т. д. Это сделано для ускорения процесса анализа документов уполномоченными лицами.
Форма сертификации будет одинаковой везде, потому что она регулируется государственным техническим надзором, который также контролирует техническое состояние тракторов.
Сертификат нового образца водителя трактора должен выглядеть следующим образом (пример формы см. на фото ниже).
Все идентификационные данные заносятся в одну базу данных. Если права получены незаконно (например, приобретены без сдачи экзамена), штрих-код на них не будет действительным.
Как проверить документ на подлинность
Для сверки подлинности полученного сертификата, необходимо отправить заявку в региональное отделение Государственного технического надзора. Официальных служб, обеспечивающих такую проверку, нет.
Чтобы отправить запрос в Гостехнадзор, необходимо знать серию и номер карты, а также дату выпуска. Итак, как проверить подлинность водителя трактора:
- перейти на сайт организации mcx.ru;
- выбрать в левом столбце «запрос на продление водительских прав»;
- в первом столбце вставить серию сертификата;
- во втором столбце выбрать категорию разрешения;
- в третьем столбце выбрать дату выдачи документа;
- ввести проверочный код в третьем столбце;
- нажать на кнопку найти.
Как правило, отправка запроса занимает несколько секунд. На экране отображается информация о правах трактора, если они юридически зарегистрированы. Не пытайтесь обмануть работодателя насчет открытых категорий: это также видно во время аудита. Точно так же можете проверить водительские права трактора в Гостехнадзоре на сайте ГИБДД.
Где пройти обучение
Выбор учебного заведения для обучения трактористов требует большого внимания, так как степень доверия к нему от клиентов, рейтинг зависит от специалистов. Если отнестись к этому критерию с пренебрежением, в будущем будет много проблем, может не получится получить водительские права.
Перед тем, как идти учиться туда, где чаще всего получают права на трактор, специалисты рекомендуют выяснить, имеет ли организация полномочия для обучения будущих трактористов и аккредитацию. Если специалисты организации отказали показывать соответствующие документы (соответствия нормам, лицензия) или говорят, что продемонстрируют их позже, то лучше оставить эту компанию, вероятно она работает незаконно.
По прибытии в учебное заведение, абитуриент должен подать заявление на получение документа, подтверждающего зачисление в школу.
Если абитуриент еще не получил документа, не нужно спешить записываться на занятия сразу. Лучше прочитать комментарии об этой организации. Если они отрицательные, — выбрать другой вариант.
Ведь может быть, что качество обучения здесь очень низкое и не приносит желаемых результатов. Все остальные параметры, такие как стоимость обучения, внутриорганизационные отношения и т.п., должны иметь второстепенное значение, а первые два — главное.
Категории и подкатегории
Существуют следующие категории прав на управление спецтехникой:
- «А» — права на управление автотранспортом и мототранспортом, не предназначенным для движения по обычным дорогам, способным развивать скорость до 50км/ч;
- «А1» — права на управление внедорожным мототранспортом (снегоходы, болотоходы);
- «А2» — права на управление внедорожным автотранспортом, массой до 3.5 тонн, с вместимостью не больше 8 человек, включая водителя (вездеход)
- «А3» — права на управление внедорожным автотранспортом, массой больше 3.5 тонн (вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы);
- «А4» — права на управление внедорожным автотранспортом, предназначенным для пассажироперевозок, вместимостью не более 8 человек (перронные, вахтовые автобусы);
- «В» — права на управление гусеничным и колёсным автотранспортом, мощностью меньше 27,5 кВт (тракторы, миниэкскаваторы типа bobcat, коммунально-уборочные машины);
- «С» — права на управление колёсными спецмашинами, мощностью от 27,5 кВт, до 110,3 кВт (тракторы, экскаваторы, погрузчики);
- «D» — права на управление колёсными машинами мощностью более 110,3 кВт (пневмоколёсные краны, тракторы);
- «Е» — права на управление гусеничными машинами мощностью более 25,7 кВт
- «F»- права на управление самоходной сельскохозяйственной техникой (здесь все виды тяжёлой техники, предназначенной для обработки поля в ходе сельскохозяйственных работ).
Существуют возрастные ограничения для разных категорий вождения самоходной спецтехники. Так законом предусмотрен возраст:
- С 16 лет — категория «А1»;
- С 17 лет — категории «В», «С», «Е», «F»;
- С 18 лет — категория «D»;
- С 19 лет — категории «А2», «А3»;
- С 22 лет — категория «А4».
Кроме категории, машинисту-трактористу присваивается так же разряд, который открывает разные возможности для водителя. Присваивает их инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамен. Существуют следующие разряды:
- Второй разряд – допуск к управлению спецтехникой под контролем опытного наставника, а также к ремонту погрузочных, самозахватывающих механизмов и приспособлений;
- Третий разряд — допуск к управлению аккумуляторными погрузчиками и другим типам самозахватывающих машин, осуществлению погрузки, складированию грузов штабелями, допуск к ремонту и обслуживанию тракторных механизмов;
- Четвёртый разряд – предназначен машинистам, с допуск к работе на погрузчике и другой технике, имеющей мощность до 100 лошадиных сил;
- Пятый разряд – допуск к использованию спецтехники мощностью более 100 лошадиных сил (скрепер, экскаватор, бульдозер);
- Шестой разряд – допуск к использованию спецтехники мощностью более 200 лошадиных сил (бульдозер, экскаватор).
Если вы определились с нужной категорией и прошли необходимые для этого курсы, то можно отправляться сдавать экзамен. После его сдачи вы сможете получить права на трактор.
Категории самоходных машин
Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.
В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.
Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2019 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.
В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.
Категория А
Категория А — это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.
Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:
- I — это мототранспортные внедорожные средства передвижения — снегоходы и квадроциклы.
- II — автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
- III — это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
- IV — внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.
Категория В
Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.
Данные средства передвижения могут быть совершенно разными — бензиновыми, дизельными, а также электрическими.
К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.
Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая отметка «водитель погрузчика».
Категория С
К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Категории транспортных средств? Данная категория транспортных средств является самой популярной.
К ней можно отнести:
- Вилочные дизельные погрузчики.
- Погрузчики категории ковшовых.
- Мини-варианты Бобкэта.
- Некоторые модели «Амкорд».
В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.
Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.
Категория D
В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.
Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.
Категория Е
Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются отметки «тракторист» или «машинист экскаватора».
Удостоверение нового образца
С 2011 года в России выдаются автомобильные права нового образца. Они отличаются не только размером и видом (теперь напоминают обычную банковскую карту), но и наличием штрих-кода. По нему инспектор может получить необходимую информацию при проверке документа.
Однако удостоверение на трактор практически не изменилось, но с 2015 года больше не выдаются временные права машиниста. Форма документа утверждается Гостехнадзором, имеет единый вид во всех регионах РФ. Представляет собой карточку, на которой содержится информация с двух сторон. На удостоверении с лицевой стороны по-прежнему располагается фотография водителя, сведения о регистрации, месте и дате рождения, подпись, наименование Государственной инспекции, дата выдачи, срок действия и печать. На обратной стороне — таблица с категориями, особые отметки, а также код прав машиниста.
Экзамен
Для получения удостоверения машиниста-тракториста требуется сдать экзамен в Гостехнадзоре, состоящий в свою очередь из нескольких частей:
- Теоретической, где проверят ваши знания ПДД, техники безопасности. Если у вас есть водительские права, то от этой части экзамена вас освободят. Заявить об этом стоит ещё перед началом обучения, ведь курс теории в таком случае вам не нужен;
- Практической, где проверят ваши навыки вождения. Эта часть экзамена, в свою очередь, делится на 2 этапа. Сперва вы пройдёте экзамен на спецплощадке – трактородроме, а затем на спецмаршруте – в реальных условиях использования спецтехники.
- Оказание первой медицинской помощи. Вам необходимо будет показать своё умение применить знания об оказании доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Сдав экзамен, вы можете направляться в районное подразделение Спецгостехнадзора, для получения прав на трактор.
Как проходит обучение?
Программа обучения по профессии водителя самоходных машин утверждена Ростехнадзором. В среднем занятия длятся 1,5 месяца и разбиты на теорию и практику. Из обязательных тем:
- основы вождения трактора;
- перевозка грузов;
- конструкция спецтехники;
- оказание первой медицинской помощи;
- ПДД.
Учебное заведение, проводящее курсы, должно иметь собственный полигон для отработки практических навыков вождения.
По окончании обучения проводится теоретический экзамен, на котором проверяют уровень знания ПДД и теоретические основы безопасной эксплуатации транспортных средств в зависимости от получаемой категории. Экзамен проходит в форме компьютерных тестов. Если кандидат уже имеет действующие права, то от проверки ПДД он освобождается.
Если теоретический экзамен не сдан, в течение 7 дней предусмотрена вторая попытка. Без подтверждения сдачи теоретической части кандидаты не допускаются к экзамену по практике. Сертификат действителен в течение 3 месяцев.
Необходимые документы для экзамена в Гостехнадзоре
После того как обучение в автошколе или самоподготовка закончены – нужно будет предъявить в региональном подразделении Спецгостехнадзора пакет документов. На основании таких документов и будет принято решение о допуске к экзаменации:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- медицинское заключение по отсутствию противопоказаний для управления транспортным средством;
- документ, подтверждающий прохождение профильной подготовки. Такое свидетельство не нужно, если кандидат проходил самостоятельное обучение;
- в описанных выше случаях – предъявить удостоверение с необходимыми открытыми категориями.
Параллельно с подачей такого пакета документов, будущий машинист-тракторист заполняет индивидуальный бланк-карточку, в которой прописываются личные данные, желаемая категория самоходной машины, реквизиты автошколы и т.д. Получить такую карточку можно непосредственно перед экзаменом.
Удостоверение тракториста-машиниста
Выпускники УЦ «Перспектива» при успешной сдаче внутренних и внешних экзаменов получают водительское удостоверение тракториста-машиниста государственного образца (права тракториста) и свидетельство центра о прохождении обучения. Последний документ передается на предприятие работнику, который отвечает за охрану труда. Само удостоверение хранится у водителя.
В особых отметках удостоверения может быть проставлены:
- Название профессии и техники, к которой имеется допуск с разрядом, например, тракторист-машинист, машинист экскаватора 5-разряда.
- Стаж вождения;
- Группа крови;
- Информация о предыдущем удостоверении;
- Ограничения допуска.
Замена удостоверения тракториста-машиниста
В соответствии с Правилами поменять права можно в следующих случаях:
- утеря документа;
- кража;
- прекращение срока действия;
- внесение каких-либо изменений, касающиеся квалификации водителя или автомобиля;
- порча;
- изменение состояния здоровья водителя (подтверждается медсправкой).
Поменять старые права машиниста-тракториста на новые несложно, если соблюдать установленный порядок обмена. Эту процедуру можно провести в организации, обозначенной выше – в органах Гостехнадзора, где, собственно, были получены права ранее.
Если желаете быстро, без особых хлопот, провести процедуру замены прав, то делайте это в течение 6 месяцев после истечения срока их действия. И бумажной волокиты будет меньше, и пакет документов собрать будет проще.
Ключевое требование, без соблюдения которого не состоится обмен удостоверения ни при каких обстоятельствах, – это наличие документа, подтверждающего предыдущую сдачу экзамена по соответствующей категории.