Техника и способы правильного торможения мотоцикла

Даже коня на скаку остановить сразу не возможно, а уж тем более технику, у которой какой-либо тормозной путь не отнять. В том числе и мотоцикл мгновенно остановить не получится, даже у самого опытного водителя. Тормозной путь — это то расстояние, которое проедет машина после реакции двигателя на выключение при действии тормозных сил.

Затормозить можно по-разному. Можно использовать для этого тормозной момент движка мотоцикла или колесные тормоза. Способов торможения существует несколько. Наименее эффективный способ — это торможение двигателем. Торможение только тормозами так же малоэффективно.

Наиболее эффективный способ торможение это использование двигателя и тормозов одновременно. Наряду с этим разделяют несколько видов торможения — экстренное, полное, рабочее и стояночное. Полное торможение осуществляется до полной остановки машины, рабочее — до нужного уменьшения скорости, стояночное — для того, что бы удержать машину на склоне или горе.

Для того, что бы затормозить при помощи движка, необходимо сбросить газ, при этом удерживая рукоятку сцепления. При этом в зависимости от того, какая передача была включена вначале тормозного пути, постепенно осуществляют переход на более низкие передачи (если вы двигались не с первой передачей).

Этот метод торможения можно применять, если вы начинаете спускаться с горы или двигаетесь по скользкой дороге, т.е. при имеющемся в запасе промежутке времени для замедления движения. Зачастую после этого включают тормозную систему колес для более быстрой остановки.

При помощи ножного и ручного тормозов желательно производить торможение в одно время с задним тормозом или даже чуть раньше. Зачастую многие новички заблуждаются, предполагая, что эффективность заднего тормоза больше, да и производя торможение ногой, которая много сильнее руки более оправдано. Это далеко ни так.

Когда происходит торможение, вес между колесами перераспределяется и на переднее колесо нагрузка возрастает. При этом получается, что эффект от торможения передним тормозом значительно выше. Для того, что бы избежать возможного в этом случае переворота не стоит резко нажимать на тормоз, только и всего.

Передний тормоз, безусловно, не блокирует заднее колесо для избегания юза, поэтому правильная регулировка тормозного привода здесь придется очень кстати. При езде по прямой дороге блокирование заднего колеса не опасно, но тут надо четко чувствовать, когда нужно отпустить педаль тормоза и вовремя это сделать.

Использование тормозного момента двигателя и колесных тормозов одновременно значительно сокращает тормозной путь. Если вы двигаетесь при скорости 30 км в час, то остановка произойдет примерно через 5 — 7 метров. Нажимая на тормоз, Вы тем самым разобщаете работу колес и двигателя, при этом нажимая на сцепление до упора. Безусловно, газ при этом должен быть сброшен. После того, как машина остановится, вы должны переключиться на нейтральную передачу.

При использовании комбинирования торможения — движком и тормозными колодками сцепление выжимать не нужно. При этом способе тормозящий момент в движке суммируется с действием колесного торможения. Это необходимо в случаях, когда нужно резко затормозить при непредвидимой ситуации или при преодолении очень крутого спуска.

Чем выше скорость движения машины, тем больше тормозной путь, который потребуется для остановки.

Помимо этого на расстояние остановочного пути оказывают влияние, как состояние, так и тип дорожного покрытия, степень износа протектора колес, наличие на нем песка, глины или воды, состояние тормозов. Так же большое влияние имеет скорость реакции мотоциклиста, которая составляет в среднем чуть меньше минуты.

Техника переключения передач

Все мотоциклы имеют одно и тоже место положения нейтральной скорости и систему переключения передач. Чаще всего переключение передач осуществляют, после того, как двигатель начинает работать на 60-75 % от максимально возможной частоты вращения. Эта величина тем больше, чем меньший рабочий объем имеет ваш двигатель.

Если машина оборудована тахометром, то определить нужный момент становится значительно проще. Если производить переключение передач, до того как двигатель раскрутился до нужной частоты, увеличится износ цилиндропоршневых деталей, так как динамика при этом ухудшается.

Переключение передач следует производить в следующей последовательности:

  1. Разгоняемся до нужной скорости
  2. Сбрасываем газ и при этом одновременно максимально выжимаем сцепление
  3. Включаем нужную передачу и резко отпускаем рычаг сцепления

Для искусного переключения с одной передачи на другую необходим немаленький опыт.

 

Какие ошибки могут возникнуть при переключении передач?

  1. Малоопытный водитель, прежде чем сбросить газ выжимает сцепление. При такой неправильной последовательности действий двигатель мотоцикла начинает «рычать» в следствии резком увеличении частоты вращения в отсутствии нагрузки. Испугавшись рева двигателя, ученик снимает руку с рычага газа и машина теряет скорость, тормозя двигателем. Даже если через небольшой промежуток времени неопытный водитель вспомнит о том, что нужно переключить передачу и сделает это в нужной последовательности и без ошибок — машина будет дергаться вследствие снижения скорости и частоты вращения движка.
  2. Если выжать сцепление с опозданием, вначале убрав газ, то произойдет торможение мотоцикла вследствие снижения оборотов двигателя и разгон придется начинать заново, так как скорость при этом существенно снизится.

После максимального разгона на каждой передаче необходимо включать следующую столько раз, сколько передач имеет ваш мотоцикл. Если необходимо снизить скорость движения, то для этого необходимо так же последовательно переключать передачи на понижение, или сделать это после остановки, максимально выжав сцепление.

С увеличением опыта и практики вождения Вы сможете чувствовать, когда необходимо переключиться на следующую передачу на интуитивном уровне. С первого раза это, безусловно, сделать трудно. Обязательно нужно имеет в виду, что переключатся на нужную передачу, следует до поворота, а не непосредственно уже преодолевая его. Когда входите в поворот, вы должны уже двигаться именно с той скоростью, с которой намерены его пройти.

Не стоит ждать того, что сев на мотоцикл без определенной практики вождения у вас все получится с первого раза. Процесс обучения вождению достаточно долгий, и нарабатывая опыт и практику управления мотоциклом, вы обязательно научитесь чувствовать своего двухколесного друга, и езда на нем будет доставлять вам не столько трудности и сложности. Сколько удовольствие и чувство свободы.
Техника преодоления поворотов

Двигаться прямо, в общем-то, не трудно, если при этом ничто не препятствует движению, например, проскальзывание колеса или его пробуксовка или охоты мотоциклиста проехаться на одном только заднем колесе. Именно от того, как правильно и легко вы будете преодолевать повороты, зависит безопасность и скорость езды.

В мотоциклетном спорте в зависимости от его вида — кольцевые или ледовые гаревые или мотокросс, триал или какой-либо другой — существуют не только различия в конструкции машин, но и в специфике преодоления поворотов. Но общее все же есть — все гонщики и простые мотоциклисты советуют завершить торможение до вхождения в поворот. У гонщиков это называется оттормозиться. При повседневной езде также нельзя исключать это правило.

В любом мотоспорте, разве что кроме триала, основным критерием безупречности техники прохождения поворота является преодоление его с наибольшей скоростью, какой только возможно. В повседневных поездках такой цели нет, а необходимо преодолеть поворот как можно более уверенно, имея некоторый запас скорости.

Когда вы входите на участок поворота мысленно нарисуйте себе траекторию движения — кривую наибольшего радиуса.

При поездке по шоссе общего назначение необходимо учитывать не только правила дорожного движения, но и соображения собственной безопасности. Положение рукоятки газа и включенная скорость должны непременно соответствовать коэффициенту сцепления колес с дорогой. При этом распределение массы мотоциклиста на машине должно быть избрано в соответствии с покрытием и приемом преодоления поворота.

Для того, что бы выполнить плавный вход в поворот необходимо замедлить движение, но не при помощи тормозов, а немного отпуская рукоятку газа тормозя при этом двигателем. Заключительный отрезок поворота чаще всего проходит с постепенным увеличением скорости движения. Наибольший акцент при обучении технике прохождения поворотов следует сделать на наклон мотоцикла и правильную посадку.

Наиболее популярное положение мотоциклиста — это когда тело наклонено под тем же углом, что и машина. Этот метод является классическим и для типичных условий подходит наилучшим образом. Так проходят поворот большинство водителей мотоциклов. При дорожном покрытии с небольшим коэффициентом сцепления или при желании пройти поворот по наименьшему радиусу необходимо наклонить мотоцикл на угол больший, чем наклон тела. При этом колесо сильнее поворачивается внутрь за счет увеличения поворотного момента передней вилки.

Если тело наклонить сильнее, чем машину, то опрокидывающая сила увеличится. Этот метод наиболее подойдет для преодоления поворота в рыхлом грунте — снегу или песке, по колее или на склоне. Кроме наклона ела необходимо выставить в сторону поворота ногу, сняв ее с подножки или согнув в коленном суставе. Иногда эффективно можно немного сместиться внутрь поворота с сидения мотоцикла. При шоссейно-кольцевых гонках это прием применяется достаточно часто. При этом мотоциклист буквально касается коленом дорожного покрытия.

Этот стиль даже получил название среди мотогонщиков — с коленочкой. На таких машинах установлена специальная резина — по составу профилю и протектору, поэтому резерв сцепления покрышек с дорожным покрытием еще далеко не исчерпан, но на еще больший угол наклон мотоцикла не возможен. Но на общественных дорогах и шоссе такой способ поворота использовать нельзя, даже если ваш мотоцикл — спортбайк.

Такой метод применим исключительно при поездках на очень высокой скорости и на идеально чистой поверхности дорожного покрытия, что в условиях трасс общего пользования обеспечить не представляется возможным. На трассе могут оказаться различные посторонние предметы — грязь и песок, масло и мусор, что не позволяет даже самым хорошим колесам обеспечить максимального сцепления с поверхность. Помимо этого этот метод требует высокого профессионализма и большого опыта вождения.

Скорость движения и радиус поворота влияют на скорость наклона тела водителя и машины — чем меньше радиус и больше скорость езды, тем быстрее необходимо наклониться самому и наклонить мотоцикл. Если радиус поворота не велик, до 5 метров, то скорость его прохождения ограничивается скоростью наклона.

Быстрота реакции и быстрый наклон необходим так же при неожиданно возникших препятствиях или при угрожающем ДТП. Тренироваться в скорости наклона можно с использованием разметки на площадке в виде змейки и учиться проходить ее с все большей скоростью или применять для этого прерывистую разметку дороги в отсутствии других транспортных средств на ней.

В спортивной езде прием на повороте, называемый «управляемый занос», является оптимальным, при езде по дорогам общего пользования его следует избегать, так как самое главное это безопасная езда с соблюдением ПДД и здоровье ваше и других участников дорожного движения.

Устойчивость мотоцикла

Устойчивость мотоцикла это его способность сохранять направление движения при различных небольших воздействиях окружающей среды — например, порыв ветра или кочка на дороге. Если устойчивость движения нарушена, то руль будет независимо от действий водителя перемещаться из стороны в сторону. Хороший мотоцикл при правильной регулировке на ровной дороге дает необходимую уверенность.

Двухколесный мотоцикл не может стоять на месте — его устойчивость напрямую зависит от движения. В физике это называется гироскопическим эффектом. Поворот на таком мотоцикле это комплекс действий, при которых необходимо не только повернуть руль, но и наклониться в сторону поворота на нужный угол. Вы не сможете повернуть, зафиксировав мотоцикл в вертикальном положении. При таком повороте контакт колеса с дорогой сместиться, а вместе с ним сместиться и центр тяжести. Это приведет к образованию движущей силы наклона и мотоцикл опрокинется.

При движении по окружности, часть которой является поворот, возникает центробежная сила, и наклон мотоцикла является силой, противодействующей центробежной, что и обеспечивает устойчивость мотоцикла на повороте. Чем больше скорость, тем больше центробежная сила и тем более сильный наклон необходим для преодоления поворота. При очень низкой скорости поворот возможен практически без наклона.

Задача мотоциклиста на повороте состоит в том, что бы его действия были направлены на удержание мотоцикла от опрокидывания. При этом предельная скорость ограничена сцеплением колес с поверхностью дороги. При превышении центробежной силы над силой сцепления мотоцикл теряет устойчивость и падает. Если на мотоцикле установлен круизер или самодельный чоппер, то даже при повороте руля на небольшую величину точка контакта колеса с дорогой смещается на большую величину, что создает большую центробежную силу и опрокидывание более вероятно.

Практика показывает, что на устойчивость двухколесного ТС оказывает большое влияние его исправность. Одно из основных правил — исправность поворота руля — ему не должны мешать никакие факторы. Даже минимальная неисправность может привести к неустойчивости мотоцикла на повороте.

Износ рулевых подшипников у мотоцикла солидного возраста влияет на одноколейность движения, что недопустимо. Это может возникнуть и при деформациях рамы, маятника или вилки, неточной регулировки натяжения цепи или неискусно проведенной починки колес. Потеря одноколейности, а вследствие этого и устойчивости двухколесного мотоцикла возможна и при неравномерной нагрузке или сильном боковом ветре.

Следует всегда иметь в виду, что устойчивость мотоцикла-одиночки во время движения во многом определяется опытом водителя. Чем лучше у водителя развит вестибулярный аппарат и зрение, чем больше практика вождения, тем вернее приемы управления и тем больше может быть скорость безопасной езды. Безусловно, что трех-четырех колесные мотоциклы обладают собственной статической устойчивостью и более безопасны при движении.

Боковое колесо мотоцикла с прицепом устанавливают под небольшим углом, не более 5 град, что обеспечивает компенсацию стремления поворота мотоцикла в сторону прицепа вследствие неравномерной загрузки. Так же необходим наклон прицепа на такой же угол, что обеспечивает возникновение момента силы тяжести относительно оси руля. При правильно установленных углах схождения и развала мотоцикл наиболее устойчив и может осуществлять прямолинейное движение без использования рук водителя.

Трех- и четырехколесные мотоциклы в поведении на поворотах существенно отличаются от двухколесных. У них нет возможности отклоняться в сторону, и вследствие этого происходит перераспределение нагрузки между колесами. Для смещения силы тяжести водитель может перемещать свое тело. Перенося свой вес или вес пассажира внутрь поворота, и увеличивая этим нагрузку на внутреннее колесо, мотоциклист увеличивает устойчивость при повороте в сторону коляски. Такой прием используют опытные мотогонщики.

При повороте мотоцикла в сторону, противоположную прицепу на устойчивость влияет сила инерции. Она увеличивает опрокидывающий момент, так как направлена в одну сторону с центробежной силой. При сложении двух сил возникает равнодействующая, которая и дает возможность опрокидывания по оси. Ускорение хоть и уменьшает вероятность падения, но увеличивает вероятность заноса мотоцикла. Если трехколесный мотоцикл оснащен механизмом привода к боковому колесу, то он более управляем и устойчив.

Из всего вышесказанного следует вывод, что при движении любого мотоцикла коэффициента трения между колесом и дорожным покрытием определяет скорость движения на повороте и величину минимально допустимого радиуса поворота.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: